«Битва при Хайбери» – самый кровавый матч Англии и Италии. Травмы получили почти все
Перелетаем в 1934-й.
История футбольного противостояния Англии и Италии довольно скудна. Так вышло, что в турнирах ФИФА и УЕФА команды пересекались крайне редко: за 70 лет лишь 8 раз – по четыре в отборе и финальной части соревнований. Ни один из этих матчей не назовешь великим или эпохальным.
И все же в истории англо-итальянского соперничества была одна легендарная игра. «Битва при Хайбери» – товарищеский матч 1934 года, который вошел в историю как один из самых жестоких в истории. Сломанные руки, ноги, носы – это была настоящая кровавая мясорубка.
Матч назвали «Настоящий финал чемпионата мира», Англия пренебрежительно относилась к турниру ФИФА
Чтобы понять значение, которое придавалось вроде бы заурядному товарняку, надо вспомнить предшествовавшие ему события. В июне 1934 года сборная Италии впервые выиграла чемпионат мира, победив в римском финале Чехословакию. Успех имел огромное идеологическое значение – диктатор Италии, идеолог фашизма Бенито Муссолини пропагандировал культ силы и физического совершенства. Победа футболистов описывалась в итальянских медиа тех лет как триумф фашистской идеологии.
Но одно обстоятельство омрачало радость итальянского лидера. Высокомерные британцы, не принимавшие участие в довоенных чемпионатах мира, подчеркнуто пренебрежительно относились к завоеванному Италией титулу. Часть крупных английских газет проигнорировали событие, другие – посвятили пару абзацев: назвали турнир «так называемым чемпионатом мира», а Италию – «так называемым чемпионом». Как можно считать чемпионом мира команду, выигравшую турнир, в котором не участвовала сильнейшая сборная мира, спрашивали репортеры.
Отказ от признания фашистского триумфа очень задевал Муссолини, поэтому власти Италии предложили товарищеский матч. Сборная Англии к тому моменту ни разу не проигрывала на своем поле, но Муссолини был уверен в силе своей команды. Помимо идеологической накачки игрокам итальянской сборной обещали вполне осязаемые бонусы за победу – по автомобилю «Альфа Ромео», денежные премии и освобождение от обязательного призыва на воинскую службу.
«Помните: когда вы соревнуетесь за границей, честь и спортивный престиж нации доверяются вашим мускулам и, прежде всего, вашему духу», – напутствовал Муссолини спортсменов перед поездкой в Англию.
Игру назначили на 14 ноября, и она вызвала огромный ажиотаж: британская пресса писала, что на билеты поступило более 300 тысяч заявок. Итальянцы приехали заранее, и чем ближе был день игры, тем больше тревожились английские газеты. Western Mail писала, что игроки «Тоттенхэма» посетили одну из тренировок итальянской сборной и были шокированы техникой соперника.
Италия привезла в Англию звездный состав с девятью участниками финала чемпионата мира. Трое из состава итальянцев были натурализованными аргентинцами, а главной звездой сборной считался форвард «Амброзианы» (так в годы Муссолини назывался миланский «Интер») Джузеппе Меацца. 24-летний Меацца в 1930-е годы – прототип современного Криштиану Роналду или Неймара. Безупречная техника, внешность кинозвезды, образ жизни плейбоя – настоящий кумир Италии и суперзвезда мирового футбола.
Возглавлял итальянскую сборную легендарный тренер Витторио Поццо, совершивший настоящую революцию в футбольной тактике. Он видоизменил популярную британскую схему «Дубль В», оттянув двух форвардов вглубь поля – для поддержки атаки вторым темпом и мгновенного отбора на чужой половине при потере мяча. Другой новацией Поццо считается детальный разбор игры противника – до него этим почти никто не занимался, большинство играли от себя.
А у Англии перед началом важнейшего матча рос ком проблем – несколько опытных игроков получили травмы. В результате стартовый состав пугал местных. Самым опытным игрокам – полузащитникам Джеку Баркеру и Вильфу Коппингу – было по 27 лет, никто из команды на тот момент не достиг планки в 10 игр за сборную. Для двух англичан матч стал дебютным в национальной команде, а еще для четверых, включая 19-летнего полузащитника «Стока» Стенли Мэтьюза, это была только вторая игра за сборную.
Жесть началась с самого начала. Ключевой игрок Италии пятнадцать минут играл со сломанной ногой
На трибунах стадиона «Хайбери» в холодный ноябрьский дождь собрались 56 тысяч зрителей. Итальянские футболисты приветствовали трибуны фашистским салютом, а затем на поле прорвался фанат с флагом Италии.
Первая же атака англичан закончилась фолом в штрафной, и шведский рефери Отто Олссон указал на точку. Пенальти взялся бить форвард «Манчестер Сити» Эрик Брук – человек с сильнейшим ударом в Англии. Брук пальнул в левую от себя девятку ворот, однако голкипер «Амброзианы» Карло Чересоли потащил в акробатическом прыжке. На следующий день пораженные таким сэйвом британские репортеры назовут Чересоли «Джеком-прыгуном» – в честь персонажа лондонских городских легенд, чей образ затем вдохновил создателей комиксов про Бэтмена.
Но это был только разогрев. На второй минуте дебютант Тед Дрейк («Арсенал») подкатился под ключевого игрока итальянской обороны 33-летнего Луиса Монти – одного из трех натурализованных аргентинцев. Последствия оказались катастрофическими для Италии – у Монти вылетело колено, но после оказания помощи он вернулся в игру – в те времена играли без замен. Монти продержался еще 15 минут, после чего рухнул. Обследование после окончания матча показало, что у него помимо травмы колена оказалась сломанной и лодыжка.
Эти 15 минут оказались ключевыми: англичане забили трижды. Сначала Брук реабилитировался за незабитый пенальти, на третьей минуте замкнув головой подачу Мэтьюза со штрафного. Спустя семь минут он же удвоил счет прямым ударом со штрафного («мяч полетел как разряд молнии», напишут потом газеты). Еще через две минуты дебютант Тед Дрейк сделал 3:0.
К моменту гола Дрейка на поле уже во всю кипели страсти – за минуту до этого итальянец локтем буквально снес нос с лица капитана сборной Англии Эдди Хэпгуда. Ему 15 минут останавливали кровь в раздевалке. А дальше – война. После травмы Монти итальянцы объявили охоту за британскими игроками. Первый тайм матча газеты описывают как «кровавую баню». Судья Олссон в какой-то момент сдался. После матча он говорил, что несколько раз «делал жесткие предупреждения итальянцам, призывая их прекратить играть грязно». Но рефери никто не слушал, а удалять итальянцев за грубость с учетом того, что они и так играли в меньшинстве, судья не решился.
Последствия были ужасающими. Один из журналистов насчитал 61 фол, из которых 24 – на желтую. (В те годы судьи еще не показывали карточек, но имели право выгонять с поля за грубость). Также по его подсчетам судья проигнорировал 9 пенальти в обе стороны. Травмы различной степени тяжести получили все 11 английских футболистов и большинство итальянцев. Пятеро англичан после матча выбыли на разные сроки. Автор дубля Эрик Брук доигрывал матч со сломанной рукой. Лодыжка его партнера по команде Теда Дрейка была изодрана в кровавые клочья, а глаза украшали фингалы.
«Это был самый жестокий матч, в котором я участвовал за всю мою карьеру», – писал в своей автобиографии Стэнли Мэтьюз, отыгравший 786 матчей на профессиональном уровне.
«Это был не футбольный матч, а настоящая бойня, – соглашался Эдди Хэпгуд. – Итальянцы были настоящими берсерками, в какой-то момент они просто стали бить всех подряд без разбора».
Но надо все же отдать должное и сборной Италии. В перерыве Витторио Поццо сделал то, что не удалось судье – успокоил своих футболистов, и второй тайм прошел уже не в столь жестокой манере. Итальянцы перестроили тактическую схему и в меньшинстве прижали англичан. На 58-й и 62-й минутах великолепный Меацца вернул Италию в игру, забив два прекрасных гола: один на дриблинге, второй со штрафного. В концовке матча он мог вырвать ничью, но в одном случае попал в перекладину, а во втором не получил пас от партнера, стоя у пустых ворот.
После этой битвы англичане убедились: в международных матчах делать нечего
Репортажи о матче с леденящими кровь подробностями на следующий день оказались на первых полосах всех британских газет. Большинство писали, что в Европе играют в какой-то свой футбол.
«Матч еще раз продемонстрировал правоту противников международных футбольных матчей, – писал автор Guardian. – В континентальной Европе совсем другое понимание футбольных правил и напрочь отсутствует благородный дух спорта, который присущ футболистам в Британии».
Несмотря на победу, многие критиковали Англию за робость во второй тайме – когда итальянцы возили соперника в меньшинстве. Англичан даже упрекали в трусости и говорили о том, что прижиматься к воротам – настоящий позор.
В Италии же игроков встречали как героев. Поражение объяснили ранней травмой Монти, а участников матча в прессе называли «Львами Хайбери». Подарили ли им обещанные «Альфа Ромео», история умалчивает.
Знаменитую дорогу к «Уэмбли» строили пленные немцы: новый урок истории
Фото: globallookpress.com/Mary Evans Picture Library; Gettyimages.ru/Topical Press Agency, Davis/Topical Press Agency
20хх года: Неймар ушел с поля в слезах повредив кутикулу, Стерлинг выводит команду вперед по средствам дайвинга. Кадыров одаривает футболистов своего клуба Мерседесами, Путин вручает олимпийцам БМВ. Британцы высокомерны даже стоя на колене
мне как-то уроженец Ноттингема объяснял за благородный дух спорта
- да че ты, - говорит, - меньжуешься при верховой, рукой хватаешь его за шорты, чтобы не выпрыгнул, и шипом железным на пятке прямо в стопу ему, меня так еще в секции учили
Интересно, что сделали бы футболисты того времени с симулянтами, или с теми, у кого "пятка болит", или, кто от мяча в стенке отварачивается