Англия и Германия дарили оглушительные судейские скандалы: загадка Тофика Бахрамова и гол Лэмпарда, который изменил футбол
Споры идут до сих пор.
У Англии и Германии богатейшая история противостояний – и особенной ее делают в том числе два гигантских судейских скандала.
Великий финал Тофика Бахрамова на ЧМ-1966: решение, которое не проверить уже никогда
Главный скандал грянул в 1966-м, когда Англия впервые приняла крупный турнир – чемпионат мира.
Англия и ФРГ сошлись в финале, который в Советском Союзе и России запомнили не иначе как матч Тофика Бахрамова. Бахрамов – советский и азербайджанский судья, который до 1964 года мирно судил чемпионат СССР, однако затем выбрался на мировой уровень.
В то время разделение на лайнсменов и главных судей было условным. Это сейчас помощник судьи – фактически отдельная и не менее простая профессия, а в 1966-м к ней относились несколько второстепенно, поэтому на крупные турниры приглашали только лучших судей в поле, а уже непосредственно на турнире их тасовали: кто-то работал главным и лайнсменом, как Бахрамов, кто-то – только главным, кто-то только лайнсменом.
Бахрамов перед этим отработал матч Испании и Швейцарии, где отменил гол швейцарцев – пресса его раскритиковала, но судейский комитет поддержал. И впоследствии он получил назначение на главный матч турнира на «Уэмбли» – пусть и не как главный, а как лайнсмен в бригаде швейцарца Готтфрида Динста.
Англичане победили 4:2, забив два мяча в дополнительное время – тот трофей до сих пор остается для них единственным. Победу принес безгранично спорный гол Джеффри Херста – второй из трех за этот вечер. Вот этот (колоризованный):
Мяч после удара Херста попал в перекладину, ударился о газон и вылетел из вратарской, после чего его выбил защитник. Динст сначала хотел показать угловой, но, увидев сигнал Бахрамова, подбежал к нему с вопросом: был ли гол? Помощник буквально на языке жестов показал в сторону центра поля – Динст согласился. Немцы попытались окружить Бахрамова, но тот только отмахнулся и пошел к центру поля.
Однозначно: этот гол – один из самых спорных в истории футбола. Немцы называют его «Уэмбли-гол» (Wembley-Tor) .Для Западной Германии то поражение стало трагическим и отложилось в фольклоре – теперь все голы (и не голы), когда мяч вылетает из ворот в поле, называют именно так.
До сих пор непонятно, был ли гол на самом деле. Автор гола Херст уверен: да. «Скажу любому, кто связан с футболом – мяч был за линией как минимум на один метр, – уверенно вспоминал Херст тот эпизод. – Я всегда ссылался на Роджера Ханта. Я не очень хорошо видел отскок, а он мог добить мяч в ворота, но не стал, а начал праздновать, подняв руку. Он кричал: «Это гол».
А вот вратарь Ханс Тильковски уверен в обратном: «Там не было гола, сто процентов, – вспоминал он отскок мяча. – Мяч упал прямо на линию, я в этот момент оглянулся через левое плечо и все видел». Защитник Вольфганг Вебер, который был первым на мяче после отскока, согласен: «У меня был отличный обзор, поэтому я и был так возмущен этим решением. Мы пытались переубедить лайнсмена».
Есть много версий, почему Бахрамов указал главному арбитру на гол. Дошло даже до предположений, что это могла быть месть немцам – война закончилась 20 лет назад, и Бахрамов якобы чуть ли не кричал немцам «За Сталинград».
Его сын Бахрам Бахрамов в 2015-м говорил так: «Сталинград? Какой Сталинград? Глупости все это. Во время Сталинградской битвы папе было 16-17 лет. Я даже не понимаю, кому понадобилось придумывать такое. У человека должна быть недюжинная фантазия, чтобы додуматься до такого. Я вообще не могу понять, какое отношение может иметь футбол к той войне и к Сталинграду в частности».
При этом в интервью немецкому журналу 11Freunde есть несколько иные слова: «Сталинградская битва известна в истории Второй мировой войны как переломная. Это история мира, это правда. Как и гол в финале ЧМ-1966. Поэтому папа и упомянул про Сталинград».
Разнятся и комментарии самого Тофика Бахрамова. По воспоминаниям переводчика сборной СССР на ЧМ-1966 Джорджа Скенлана, Бахрамов в разговоре оценивал момент так: «Сначала он говорил: «Был гол, был», а потом не выдержал и признался: «Да что я мог там разглядеть!»».
В мемуарах Бахрамов отмечал (и эту версию подтверждали родные), что он посчитал, будто мяч коснулся сетки, а не перекладины, а значит – пересек линию.
«Я поступил так, помня, что судил на английской земле. Интуитивно почувствовал: следует указать флажком на центр», – так он говорил советскому арбитру Мирославу Ступару (по его словам), который пришел в профессию через несколько лет.
По рассказам Бахрамова, на торжественном ужине после финала к нему подошел нападающий Уве Зеелер – извинился от лица сборной Западной Германии и признал гол.
Стоило ли засчитывать мяч – непонятно до сих пор даже с учетом всех технологий. В 1996 году в Оксфордском университете провели исследование и пришли к выводу, что мячу не хватило семи сантиметров, чтобы проекция полностью пересекла линию. А вот Sky Sports уже в XXI веке провел новое компьютерное моделирование и доказал обратное. И кому верить?
У Тофика Бахрамова все было хорошо. Он работал на крупных турнирах и дальше – например, на ЧМ-1970 судил выдающийся матч Бразилии и Уругвая, получал финал Межконтинентального кубка. На родине, в Азербайджане, Бахрамов стал национальным героем. Когда он умер в 1993-м, в его честь назвали национальный стадион Азербайджана. А в 2004-м – открыли памятник в Баку (на церемонию приехал Джеффри Херст и боссы ФИФА и УЕФА).
ЧМ-2010: незасчитанный гол Лэмпарда, который изменил футбол
Эту историю мы помним намного лучше – и не по мифам и легендам. И сам момент скорее скандальный, чем спорный – правильная оценка эпизода слишком очевидна.
В 2010-м на чемпионате мира в ЮАР сборной Англии, похоже, вернулся долг за 1966-й. Команда Фабио Капелло с трудом проползла групповой этап, забив всего два гола США, Алжиру и Словении (кое-что напоминает, да?), и уже в первом раунде попала на Германию. Немцы быстро забили два гола, потом Мэттью Апсон отыграл один мяч после углового, а еще через пару минут Фрэнк Лэмпард подобрал мяч у чужой штрафной и перебросил Нойера – должно было быть 2:2 к концу первого тайма (можно посмотреть по ссылке).
Кажется, все англичане были уверены, что мяч залетел в ворота, а Лэмпард, схватившийся за голову – самый известный кадр того времени. Канцлер Германии Ангела Меркель даже извинилась перед тогдашним премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, когда они вместе смотрели игру на саммите G20 в Торонто.
Игру судили уругвайцы во главе с Хорхе Ларриондой, а непосредственно за этот момент отвечал второй помощник – Маурисио Эспиноса.
«Удар был нанесен очень быстро, и я толком его не видел, хоть и находился в правильной позиции, – признавался Эспиноса вскоре после турнира. – Мы не видели повтор в перерыве, но уже ощущали, что что-то произошло. Все поняли, только когда увидели повтор. Мне очень жаль, ведь мы готовились к чемпионату мира так долго. Такое могло произойти с кем угодно, но, к сожалению, случилось с нами. Жизнь продолжается, это нужно просто принять».
У британских медиа была другая версия. Отмечалось, что Ларрионда уже в перерыве посмотрел повтор (возможно, в отсутствие лайнсменов) и воскликнул: «Боже мой». После этого матча карьеры уругвайцев были разрушены. Крупные международные турниры они больше не судили, а в 2011-м Ларрионда завершил карьеру и в чемпионате Уругвая.
Фабио Капелло винит в том поражении (1:4) судей. Даже спустя 10 лет: «По-прежнему не могу выбросить из головы гол Лэмпарда, все еще думаю о нем. Хотелось бы посмотреть второй тайм матча с немцами, если бы этот гол засчитали. Мы попали в перекладину, у нас были моменты, но они забили третий, а затем и четвертый. Наша команда росла, становилась лучше, а потом случился этот эпизод. Мы работали два года, а поехали домой из-за чьей-то ошибки».
Возможно, именно эта ошибка помогла Капелло сохранить пост еще на один цикл, но перед Евро-2012 он ушел из команды из-за конфликта вокруг Джона Терри. Футбольная ассоциация Англии лишила игрока «Челси» капитанской повязки после секс-скандала, хотя итальянец сам назначил Терри капитаном.
Ошибку судей признавали и немцы – например, Филипп Лам. Сам Лэмпард видит в том эпизоде один плюс: он ускорил изменения в футболе (настолько громким был скандал).
«Не вижу особого смысла в том, чтобы сейчас вспоминать этот момент и не спать из-за него, – рассуждал он спустя 4 года. – Это изменило игру к лучшему, так что я даже рад этому. Технология автоматического определения гола – позитивный шаг для игры».
А спустя еще 4 года появился и ВАР. Кажется, этот гол и правда изменил футбол. Главное, чтобы в этот раз все прошло без приключений.
Немцы – давний футбольный враг англичан (но не наоборот). Вот фотоистория их заруб
Твиттер Алфимова
Фото: Gettyimages.ru/Cattani / Stringer, Hulton Archive / Stringer, Robert Stiggins / Stringer, Cameron Spencer, Joern Pollex, Michael Regan; globallookpress.com/imago sportfotodienst