#17 Ведущий боксерских поединков Дмитрий Галихин: «Современный эннаунсер не имеет права на ошибку»
P.S. Дорогие читатели, подписывайтесь на блог. Давайте развивать канал вместе!
В советское время он был одним из ведущих солистов знаменитого Большого детского хора под руководством Виктора Попова. Вместе с остальными ребятами наш новый герой Дмитрий Галихин объездил с гастролями почти всю Европу, а также Японию, где собирал 15-тысячные стадионы. Его партнерами по сцене были такие выдающиеся певцы, как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон и многие другие.
Однако помимо главного музыкального призвания в судьбе Галихина неизменно присутствовала любовь к боксу. В свое время он получил звание Кандидата в мастера спорта, его наставником был великий советский тренер Лев Сегалович, а соперником по спаррингам — легендарный Костя Цзю. В прошлом году Дмитрий Галихин стал сотрудничать с промоушеном YUKA Boxing в качестве ведущего поединков. Об этом и многом другом — в первой части большого интервью с оперным певцом и спортивным эннаунсером — Дмитрием Галихиным.
1-я часть беседы, в которой Дмитрий Галихин рассказывает:
о том, как бокс сыграл решающую роль в возобновлении музыкальной карьеры
о получении КМС и причинах завершения выступлений в большом боксе
о знакомстве и методиках легендарного советского боксера и тренера — Льва Сегаловича
о самом известном из своих спарринг-партнеров — Косте Цзю
о начале сотрудничества с промоушеном YUKA Boxing
об особенностях работы эннаунсера поединков
о подготовке к вечерним боям и нюансах работы американского эннаунсера Майкла Баффера
о бое легенд бокса — Майка Тайсона и Роя Джонса-младшего
о негативном влиянии «пенсионерских» боев
о причинах популярности смешанных единоборств UFC и MMA в России
о своем любимом российском футболисте — Андрее Аршавине — и его факторе гения
о том, как побывал на самом успешном для сборной России чемпионате Европы по футболу
«Вернуться в музыкальную карьеру мне помог именно бокс»
— В Дании ранее выпустили специальную книгу детского пения, основанную на постулатах школы Виктора Попова, под руководством которого вы выступали в Большом детском хоре…
— Да. Я узнал об этом на приеме у нашего посла во время выступления в Копенгагене. Ко мне подошел датский представитель и сказал: «Вы знаете, я о вас читал». В той книге, в частности, было написано, как я прошел мутационный певческий период, когда начал ломаться голос.
В это трудное время мне помогли занятия спортом. Из-за того, что родители отдали меня в секцию бокса, где очень важна работа диафрагмы и грудной клетки, я довольно безболезненно прошел этот этап.
— Это было ваше самое нервное время в творческой карьере?
— Да. В моем репертуаре была песня «Здравствуй, Москва», которую я исполнял в период голосовой мутации. В итоге, у меня начала плавать тональность, мелодия, интонация, было по-настоящему тяжко справиться с этим произведением.
— В то время вас посещали мысли завершить карьеру?
— Конечно. На некоторое время даже прекратил заниматься пением. В итоге, когда дедушка впервые предложил мне пойти на бокс, согласился. Позже получил юношеский КМС. Закончил же выступления, когда меня сломали на одном из международных турниров, который проходил в спорткомплексе «Динамо» на Ленинградском шоссе.
«Мне было все равно, казалось, что пароход по имени «Жизнь» отплыл с причала без меня, и я машу, кричу ему вслед, а он уже далеко, вместе со всеми моими друзьями их хора, вместе с телевидением и радио, концертами, слушателями, зрителями… Идти тренироваться? Конечно, а почему бы и нет, все равно толку от этого никакого. Но что-то делать ведь надо…»
— Что тогда произошло?
— После двух раундов побеждал своего соперника, однако позволил себе расслабиться в заключительном, за что в итоге и поплатился сполна. После очередного удара я не упал, но был в моральном нокдауне.
«Мое первое поражение так и осталось единственным, меня долго гоняли по поликлиникам из-за непроходящей головной боли. В конце концов врачи вынесли вердикт: занятия боксом прекратить. Не буду кривить душой, но это сообщение меня абсолютно не расстроило»
— Помните свое первое посещение боксерской секции?
— Да. Родители изначально хотели отдать меня в руки к звездному тренеру Сегаловичу который, был в то время настоящим топом. Удалось договориться по блату, чтобы он посмотрел меня в деле. И Сегалович сказал: «Мальчик хороший, крепкий плечевой пояс». Так я и попал к нему.
«Сегалович с моим отцом сидели на кухне и о чем-то активно спорили, когда я, как тень отца Гамлета, продефилировал мимо, полный дум о своей скончавшейся карьере певца. Лев Маркович, оценив меня снизу доверху своим пронзительно ироничным взглядом, характерным только для него, сказал отцу: «А Дима спортом занимается?» Отец ответил: «Нет, он поет», — но, посмотрев на мою грустную физиономию, поправился: «Вернее сказать, пел». «Вот и прекрасно, если он свободен», — Лев Маркович не стал вдаваться в подробности моей вокальной карьеры, «то я его заберу к себе, пусть потренируется»
— Какой технический аспект Сегалович ставил в приоритет?
— Главным в боксе он считал умение грамотно защищаться. Самому звездному ученику Сегаловича — Косте Цзю — поначалу было трудно переключиться на тактику с разменом ударов, когда важно ловить противника на противоходе. Лично видел это, когда встречался с ним на спаррингах.
— Каким вам запомнился тренер Сегалович?
— Тогда он был уже стареньким, но при этом феноменально двигался в ринге за счет легкой фактуры. Сегалович поражал скоростными выпадами, стремительными контратаками и т.д. Быть в такой форме в пожилом возрасте дорогого стоит.
«На соревнованиях Сегалович представлял Вооруженные Силы, заслуженный мастер спорта, шестикратный чемпион СССР, призер многих международных турниров и матчевых встреч. Также был известен, как тренер по боксу, и занимался подготовкой московских армейцев. Его имя упоминается в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Там фотограф Гриша хвастается: «У меня удар правой 95 кг. Сам Сегалович уклонился от встречи со мной»
— А Костя Цзю?
— Он излучал невероятную энергетику в ринге и отличался огромной работоспособностью как на тренировках, так и в боях. За счет этого Костя ломал оппонентов уже в первых раундах.
Плюс у Цзю были довольно короткие руки, из-за чего при ударе плечевой рычаг выдавал большую мощность, что нередко позволяло ему отправлять соперников в нокауты. Величие боксеров в этом и заключается, а именно — они могут воплощать свои кажущиеся минусы в плюсы.
«В спарринге меня часто ставили с одним симпатичным мальчиком, очень похожим на китайца. Кореец — потом пояснил Сегалович, когда я у него спросил, а не иностранец ли он. Вот как в воду глядел! Да, сейчас Костя Цзю — гражданин Австралии, многократный чемпион мира, лучший профессиональный боксер по всем номинациям и рейтингам. По прошествии многих лет, встретившись с ним в Москве на одном из светских раутов, мы долго обсуждали нюансы современного бокса. И вдруг, внимательно посмотрев на меня, Костя спросил: «Дмитрий, а откуда вы так осведомлены о боксе? Для певца это необычно». И тут, начиная вспоминать про свои занятия с Сегаловичем, я вдруг с ужасом остановился, рассказывая Косте о том самом мальчике. Потому что Константин начал громко смеяться, приговаривая: «Вот уж свела судьба! Так это же был я!» Да, бывали в моей жизни и такие встречи»
«У профессионального эннаунсера должен быть не только голос, но и правильная русская речь»
— С уходом из секции вы все же не покинули мир бокса окончательно, в конце прошлого года работали ведущим на боях московского турнира. Расскажите об этом поподробнее?
— Я заключил контракт с организацией YUKA Promotion, веду рейтинговые бои под ее эгидой. Можно сказать, «пою оды нокаутам».
— Как проходила подготовка?
— У профессионального эннаунсера должен быть не только голос, но и правильная русская речь. У того же Майкла Баффера в объявлениях прослеживается четкий американский академизм. Иду по тому же пути.
Правильное произношение исключительно важно. Недаром советское телевидение отличалось определенными требованиями к ведущим, которым категорически запрещалось делать ошибки в прямом эфире. Так со временем мой педагог по вокалу — армянин Павел Лисициан — стал эталоном правильной русской речи в романсах Чайковского, Бородина и прочих композиторов.
«При нашей первой встрече с Лисицианом произошла очень забавная история. После урока Павел Герасимович спросил меня, куда я иду, а узнав мой маршрут, попросил зайти к Ивану Петрову (выдающийся солист Большого театра), передать ему письмо. Он так и сказал: «Дима, передай ему эту записку и скажи, что она от Погоса Карапетовича. Я взял записку, и только собираясь уже выходить от него, обернулся и спросил: «Павел Герасимович, а если он спросит, кто такой Погоc Карпетович, что мне ему сказать?», на что он незамедлительно ответил: «Как кто? Так это я и есть». Я искренне даже и представить себе не мог, что человек, являющийся эталоном для всех певцов в правильном произношении русского слова, певец, на которого все ссылаются, когда хотят показать как правильно трактовать русскую музыку, русским не является»
В 30-х он был отчислен с первого курса петербургской консерватории из-за сильного владикавказского акцента. То же самое и с боксом — либо учишь русский язык, либо не работаешь ведущим.
— Оперная подготовка сильно помогла вам освоить новую профессию?
— Естественно. В опере же не только вокальные партии, но и речитативы. В зале ты должен донести свою мысль до сотен человек на расстоянии более 150 метров, как и в боксе.
Грибов, например, мог говорить полушепотом, стоя к залу спиной, но был слышен даже в последнем ряду. Все из-за правильной постановки голоса, которой тогда занимались во МХАТе. Эту же технику я использую при объявлении боксеров.
«Я стараюсь до и после спектаклей или выступлений разговаривать не в полный голос, даже иногда перед ответственными спектаклями или концертами я соблюдая строгий голосовой режим, просто молчу. Такой подход к голосовому режиму пришел ко мне из Италии. Мои педагоги подсказали мне, что для таких больших голосов, как мой, должен обязательно соблюдаться голосовой режим. Паваротти перед одним из конкурсов молчал чуть ли не полгода»
— В файткардах нередко бывают изменения, которые порой случаются всего за несколько часов до начала боя…
— Да, для меня это всегда большой стресс. На новые фамилии бывает переключиться невероятно сложно, когда целенаправленно готовишься объявлять одних спортсменов, а в последний момент участников меняют.
Приходится на ходу перестраиваться. Плюс мы все же из-за пандемии выходим в масках, дышим углекислотой, которая тормозит реакцию головного мозга. Это накладывает дополнительный отпечаток на выступления.
— Каковы основные задачи эннаунсера?
— На мне лежит обязанность по соблюдению расписания поединков, взаимодействие с судьями, перечисление регалий бойцов, составление программы и т.д. Несмотря на кажущуюся простоту это колоссальный труд.
— В чем отличие от работы комментатора?
— Эннаунсер не имеет права на ошибку. Комментатор может позволить себе высказывать субъективные мнения, а для нас самое важное — четко преподнести заранее заготовленную информацию о поединке.
К примеру, недавно я приписал одному бойцу не 20 побед, а 200. Судья в ответ: «Ну все, жди, сейчас тебе принесут корзину цветов» (прим. — улыбается).
— Что написано на ваших карточках при объявлении поединков?
— Фамилия, страна, рекорд, принадлежащий спортсмену, его регалии (прим. — чемпионство по версиям различных боксерских организаций).
«Возня между Тайсоном и Джонсом-младшим гораздо больше напоминает спродюсированный рестлинг, чем профессиональный поединок»
— В последнее время крупные спортивные телеканалы стали уделять больше внимания боям культовых звезд прошлого, взять к примеру поединок Майка Тайсона с Роем Джонсом-младшим. Как относитесь к подобной тенденции?
— Это имитация боев. В свое время такая практика была популярна в Японии, где подобные поединки назывались кэтчами. Однако в России они так и не прижились.
Но позже у нас почему-то сложилось устойчивое понимание, что одни имена экс-спортсменов принесут трансляциям большие рейтинги. Считаю это ошибочным мнением.
— Почему?
— Успех приносят интрига и креативное мышление. Поэтому в свое время было завораживающе наблюдать, как бился тот же Оскар де ла Хойя, или когда Артуро Гатти выходил на ринг умирать. Они сражались не хуже настоящих гладиаторов!
А в поединке двух пенсионеров нет животной страсти — основной сути бокса. Вся эта возня между Тайсоном и Джонсоном гораздо больше напоминает спродюсированный рестлинг, чем профессиональный бой.
Поэтому я и стал сотрудничать с промоушеном YUKA. Несмотря на то, что эта организация не может похвастать громкими именами или рекордами, там в каждом поединке видны огонь в глазах соперников, их гладиаторская сущность — все это для меня самое важное.
— У вас есть объяснение, почему такие жесткие виды спорта как бои UFC или MMA собирают многотысячные зрительские аудитории?
— У простых людей есть большой запрос на честность. Болельщики соскучились по прямым эфирам, горячим эмоциям. Поэтому считаю огромной удачей то, что спортивные телеканалы вернули в свои сетки бокс и смешанные единоборства.
«Аршавин — классик своего времени и гений российского футбола XXI века»
— Какие еще виды спорта любите смотреть в свободное время?
— Футбол. Особо люблю английскую Премьер-лигу. Это — настоящее шоу, подкрепленное вековыми традициями, культурой и грамотно вложенными огромными финансовыми возможностями.
— А за нашим футболом следите?
— В последнее время стал больше его смотреть. Однако отечественный футбол мне интересен исключительно в плане отдельных личностей.
В частности, мне очень интересно, сумеют ли наше новое молодое поколение выйти на тот уровень, на котором в своем время выступал Аршавин. Его я считаю гением российского футбола XXI века.
Один покер Андрея в ворота «Ливерпуля» на «Энфилде» чего стоит! После этого Аршавин может до конца жизни делать все, что заблагорассудится.
— «Ваши ожидания — это ваши проблемы»…
— Гениальная фраза! Аршавин — настоящий классик своего времени. И в сборной, и в «Зените» он всегда был мотором команды, своеобразной динамо-машиной.
Андрей филигранно управлял движением игроков как с мячом, так и без него. На Евро-2008 я был в Зальцбурге, поэтому знаю, что говорю.
— Вы смотрели матч с Нидерландами на трибуне?
— Непосредственно принимал в нем участие, заряжая футболистов своей энергией. Мне потом сказали, что я, дословно, «человек, который может изменять пространство» (прим. — смеется).
— В смысле?
— Эзотерика. Впрочем, про это я вам позже расскажу, в нашей следующей беседе (прим. — улыбается).
Продолжение интервью Дмитрия Галихина читайте в ближайшие дни.
P.S. Дорогие читатели, подписывайтесь на блог. Давайте развивать канал вместе!