Я смотрел матч в самой красивой фан-зоне Евро: тут итальянцы пели гимн России, а потом мы вместе задыхались от безнадеги
Грусть из Рима.
Пьяцца-дель-Пополо – овальная площадь Рима, где разместили самую большую фан-зону Евро – она вмещает 2000 человек, но из-за ограничений не пускают больше 1600.
Эта фан-зона не только самая крупная, но и самая красивая. Понимаю, что сейчас не до прекрасного, но взгляните на декорации.
На матчах Италии здесь большая вечеринка и невозможно пробиться, если не прийти хотя бы за полчаса, но на других играх пустовато – даже когда параллельно два матча. В понедельник вечером было примерно так: несколько десятков итальянцев, еще человек 150-200 – болельщики России, Дании, Бельгии и Финляндии (матчи показывали на двух экранах).
Когда начинаются гимны, единственный, кто поет «Россия – великая наша держава» – человек с не самым русским именем Рафаэлло (на фото ниже по центру). Он родился в Риме, периодически приезжает в Москву и даже как-то работал там целый год – преподавал итальянский.
«Я всегда пою гимн России, потому что люблю эту страну. И пою страстно – это очень важный ритуал», – объясняет Рафаэлло.
Он болеет за «Лацио» и «Спартак», но признается, что смотреть РПЛ после Серии А не очень интересно. Правда, по поводу сборной России Рафаэлло оптимистичен: «Эта команда Черчесова несильная, но лучше, чем я думал. Сейчас играем хорошо, думаю, можем вырвать ничью и пройти дальше. Надеемся», – произнес он на 20-й минуте. А на 38-й схватился за голову и возмущался, изображая, как нужно было Сафонову отбить удар Дамсгора: «А почему он не прыгнул?»
Благодаря Рафаэлло за Россию болеют итальянцы, которые совсем не знают русский – два его друга уже несколько лет в теме нашей сборной. Весь первый тайм Рафаэлло рассказывает им новые детали про игроков и Черчесова, а парни кивают головой и что-то уточняют.
После первого тайма еще остается надежда, Рафаэлло уходит за пивом и советует не отчаиваться. Его настроение разделяют не все, в компании впереди ругаются: «Как не забил Головин? Сейчас бы успокоились уже, а так почти без шансов».
В перерыве знакомлюсь с девушкой Олесей, которая грустит еще и потому, что сделала на матч несколько маленьких (по 5 евро), но рискованных ставок (прямо на счет) – все на Россию. Олеся родилась родилась в Питере, в 21 год вышла замуж за итальянца и прожила в Риме 10 лет. Сейчас она работает в Лондоне: пишет картины в стиле абстракционизм и продает их в галерее.
«Я прилетела из Лондона, потому что очень люблю футбол и все связанные с ним движухи. А еще очень соскучилась по Риму – здесь я чувствую себя как дома. И здесь классно болеть за Россию. Я не очень хорошо понимаю эту команду, но хочется кричать и петь».
Матч с Данией был худшим вариантом для криков и пения. Почти весь второй тайм мы проводим в беспощадной тишине и только жадно смотрим на датчан и бельгийцев, которые шесть раз делают фан-зону самым шумным местом города. В спасение не верилось даже после гола Дзюбы, хотя посыпались приятные шутки про паненку и уверенность.
Больше всех мячу Артема радовался Ренат (на фото ниже держит флаг) – он пришел на матч с друзьями, все они уже год учатся в Риме, изучают цифровое госуправление и международную логистику.
Несмотря на удовлетворение голом Дзюбы, Ренат неудовлетворен работой Черчесова: «Наш максимум – 1/8 финала. Если сейчас провалимся, Черчесова должны уволить. Мне он не нравится – диктатурный тренер. Вызывает в сборную тех, кого удобно вызывать».
После третьего гола девушки совсем расстраиваются, Эмили (вторая слева на фото выше), которая выросла в Крыму, уточняет: «Мы пришли не тусоваться, а болеть за Россию. Ходим на каждую игру. Мне нравится сама идея объединяться и поддерживать команду. Но сегодня все совсем печально».
Уже почти никто не смотрит матч стоя – люди понуро сидят на ступеньках. Кто-то закуривает, кто-то впервые за почти час лезет в мессенджер, а после четвертого гола девушки вздыхают: «Может, мы просто слабо поддерживаем?»
После свистка трудно подбирать слова, поэтому все просто емко прощаются на фоне радостных и уже пьяных датчан.
Очень хотелось, чтобы этот текст получился счастливым и рассказал, как один удачный матч России объединил и зажег столько разных людей, но он даже не позволил помечтать о плей-офф.
Эта сборная вообще не про мечты, а про веру, что где-то прокатит и внезапно получится.
Какое-то время действительно получалось, но дальше так продолжаться не могло.
Беда сборной Черчесова – игра в одном режиме. Она не умеет меняться при плохом счете
«Это была наша лучшая игра в плане качества и готовности». Черчесов после Дании