11 мин.

Черчесов, каким вы его не знаете (сбривал усы из-за Дасаева!)

Мог перейти в «Ман Сити», с женой говорит на осетинском, стригся наголо из-за ранних тренировок.

Истории из молодости тренера сборной России – в некоторые сейчас трудно поверить. Вспоминаем их в день, когда Черчесова уволили из сборной России.

Сбрил усы из-за шуток Дасаева

В 1984-м Станиславу Черчесову был 21 год, он еще не запрещал слова и не стеснялся признаваться, что у него есть кумиры. Одним из них был Ринат Дасаев, суперзвезда «Спартака» и редкий человек, который подшучивал над Черчесовым, а не наоборот.

Все началось уже в день знакомства. Черчесов приехал в Москву из Осетии в модном, по его мнению, тулупе и с густыми усами. Дасаев рассмеялся с порога и мгновенно приклеил к вратарю прозвище «Бабай».

Черчесов не обижался, киперы сдружились и вместе жили на сборах. Но Дасаев не унимался и ежедневно доставал Черчесова шутками про усы. Однажды Черчесов сдался, но получилось комично – Дасаев не увидел подвиг.

«Он так допек меня своими просьбами, что однажды я решил доставить ему удовольствие. Придя без своих джигитских усов на тренировку, я поинтересовался, где Дасаев. А мне говорят: «В Индии, уехал туда со сборной на турнир». Когда же Ринат вернулся в Москву, у меня уже успели отрасти новые усы, поэтому он так и не смог оценить моей жертвы», – вспоминал Черчесов.

Несмотря на шутки, Черчесов очень тепло относился к Дасаеву. Молодому вратарю очень нравилось приезжать в родной Алагир и показывать совместные фотографии с легендой.

«С ним мы долгие годы жили в одном доме, через улицу от нынешнего, в Сокольниках. Сначала Ринат был моим кумиром, а когда я оказался в «Спартаке», стал ближайшим другом, с которым мы проводили практически все свободное время. Я не раз просил Дасаева сфотографироваться вместе, чтобы потом в далеком осетинском Алагире хвастаться знакомством с такой знаменитостью. Даже точно помню день, когда мы впервые встретились с Ринатом: 1 апреля 1984 года», – вспоминал Черчесов.

Дасаев – кажется, единственный футболист, которого Черчесов называл своим другом. Позже вратарь неоднократно повторял, что не заводит друзей среди футболистов.

«К друзьям бываешь слишком снисходителен. Закрываешь глаза на ошибки, стесняешься спросить за работу по полной программе. В нашей профессии это непозволительная роскошь. Чтобы не возникали обиды, лучше помнить: дружба дружбой, а табачок врозь».

Тащил пенальти в саду Беккенбауэра – привлекал русских туристов

Сейчас Черчесов производит впечатление человека, не способного кем-то искренне восхищаться. Но его молодость – другая история. Дома у вратаря был альбом, куда он складывал совместные фото со знаменитостями, в том числе и игровые. Один из его любимых кадров – момент пенальти Марадоны на московском матче «Спартак» – «Наполи» в 1/8 финала Кубка чемпионов-1990/91. Черчесов пропустил от легенды, но у итальянцев перед этим промахнулся Барони, а «Спартак» забил все – и выиграл серию 5:3.

«Он-то как раз мне забил мастерски. После того матча я подарил гениальному аргентинцу графин осетинской тархуновой водки. Ребята потом шутили, что этот сувенир Марадону-то и погубил», – вспоминал Черчесов.

Еще один кумир Черчесова – Ринус Михелс.

«В детстве я бредил тотальным футболом, который он изобрел. И надо же такому случиться, что в 90-е годы мне посчастливилось несколько раз общаться с человеком, которого я боготворил. Михелс по заданию УЕФА курировал нашу группу на Евро-96 в Англии. А год спустя я получил от Генерала, как великого голландского тренера прозвали за военную выправку, приглашение в сборную Европы».

С Францом Беккенбауэром Черчесов познакомился еще ближе, однажды немец даже сам позвонил российскому вратарю.

«Сосед, – говорит, – я от тебя, можно сказать, в двух шагах живу, а мы ни разу не встретились, – пересказывал Черчесов. – Как потом выяснилось, Кайзеру я понадобился для одного важного дела. Дело в том, что жители австрийской деревушки, где Беккенбауэр уже много лет живет на улице с символичным названием Кайзервег, оказались в сложном положении. Почему-то резко сократился поток туристов в эти края, и односельчане попросили Беккенбауэра что-нибудь сделать. Ну а он позвал на помощь российского легионера».

Беккенбауэр организовал странное рекламное шоу прямо у себя в саду: поставил в ворота Черчесова и бил пенальти. Неизвестно, как это повлияло на бизнес.

На немецком говорил лучше, чем на русском, который его сын вообще не знал. В доме Черчесовых общались только на осетинском

Знакомство с Беккенбауэром – результат австрийской жизни Черчесова. Вообще он погрузился в европейскую культуру в 1993-м, когда переехал в «Динамо» из Дрездена. Причем тогда с ходу понял местные футбольные ценности: что угрюмость и закрытость только вредят игрокам. Тут же взялся за немецкий – и через три дня после приезда в страну давал интервью на местном в прямом эфире!

«Ко мне подошли и ткнули в лицо микрофон. На первый вопрос ответил: «Гут», на второй: «О’кей», на третий – что-то еще. И первое, что сделал после этого, стал учить язык. Чтобы как можно быстрее стать своим», – рассказывал Черчесов Елене Вайцеховской.

Карьера Черчесова в Европе продолжалась около десяти лет с перерывом на аренду в «Спартак». Он говорил, что немецкий язык стал ему ближе, чем русский.

«Порой ловлю себя на мысли, что также немецкий знаю лучше, чем русский. Прежде чем ответить, начинаю в уме переводить с немецкого. Особенно это касается футбольных терминов», – признавался вратарь в начале нулевых.

Еще более удивительный факт: в австрийском доме Черчесова не говорили на русском, поэтому его 8-летний сын (сейчас вратарь «Олимпа» из Долгопрудного) вообще не знал языка при возвращении в Москву в 2002-м.

– А как он мог его изучить, если дома мы не разговариваем на русском? – переспрашивал Черчесов в разговоре со «Спорт-Экспрессом». 


– Странно.


– Почему? Вот у вас какой язык родной? Русский?


– Да.


– А у меня осетинский. Как и у Аллы (жена Черчесова). С детства в Алагире на нем общаемся.

В австрийское время Черчесов совсем по-другому относился к журналистам и не запрещал начинать вопросы с «почему». Вот его реальная фраза, в которую сейчас не верится: «Это часть нашей профессии: хорошо сыграл – получил похвалу, плохо – получи по заслугам. Другое дело, все должно быть профессионально. Леонид Трахтенберг в свое время сказал мне: «Хочешь, чтобы о тебе плохо не писали? Играй за совхоз «Заря». После этого разговора я – совершенно другой человек».

И еще: «Я считаю, что не бывает дурных вопросов, бывают дурные ответы».

Утверждал, что вместо «Тироля» должен был перейти в «Ман Сити». В Австрии ругался с тренером прямо на поле – из-за того, что слишком кричал на защитников

В 1996-м транзитом через «Спартак» перешел из дрезденского «Динамо» в «Тироль», хотя, по его словам, мог оказаться в английской премьер-лиге. Но помешали жесткие ограничения на работу в Британии, которые действовали уже тогда.

«На себе испытал английское «гостеприимство», когда у дрезденского «Динамо» меня хотел приобрести «Манчестер Сити». Однако, как выяснилось, чтобы получить разрешение на работу, футболисту из Восточной Европы надо было, провести за два последних года 75 процентов матчей в сборной страны. Мне, имевшему в то время 60 процентов таких игр, было отказано, а, скажем, немца или австрийца, которые вообще никогда не призывались в сборные, брали без лишних слов. С подобной дискриминацией хотелось бы больше не сталкиваться».

В итоге Черчесов оказался в Австрии. Приехал туда уже опытным футболистом и скоро зарубился с тренером Дитмаром Константини по очень странной причине. Вратарь слишком сильно кричал на защитников в четвертьфинале Кубка Австрии при счете 0:1. Константини это взбесило, и он жестом показал Черчесову: замена.

«Я взял сумку и пошел из ворот. Но дойти до скамейки не удалось. Пришло новое распоряжение – возвращаться. Как выяснилось, ассистенты подсказали Константини, что лимит замен давно исчерпан. Представляете, каково мне было проделывать обратный путь!» – со смехом вспоминал Черчесов.

Уже с австрийских времен он смело критиковал партнеров – в том числе и в медиа.

Вот, например, его типичное интервью после матча «Тироля»: «Я не понял, что произошло с нашими ребятами. С первых минут матча они вдруг ни с того ни с сего дружно побежали вперед. А я что-то такого задания на установке не слышал. Тренер говорил, что следует в обязательном порядке играть от обороны, ведь не нам, а соперникам надо во что бы то ни стало выигрывать».

Иногда критика Черчесова распространялась и на тренеров «Тироля» – ему не нравился выбор состава и тактика.

«Из кризиса мы постепенно выходим. Честь и хвала известному в прошлом футболисту Курту Яре, которого назначили спортивным директором «Тироля». Не могу не сделать ему комплимент, хотя он недавно и оштрафовал меня на кругленькую сумму.

Знаю, что игроки не имеют права вмешиваться в действия тренеров, но ситуация стала такой сложной, что я решил дать интервью, в котором критически отозвался о наших руководителях. Сработало: я хотя и лишился части заработанных денег, но начальство зашевелилось. Если дела опять пойдут плохо, готов снова пострадать финансово во благо команды».

Поселился с 17-летним африканцем, чтобы стать моложе, а побрился наголо из-за ранних подъемов

Эта решительность неудивительна – на тот момент Черчесову было за 35, он был одним из самых опытных в «Тироле». Но в тех интервью постоянно уточнял в духе современного Роналду, что у него биологические показатели 20-летнего: «Нас компьютером каким-то современным проверяли. После распечатку на руки выдали. Мне, кстати, сказали: «38 – это в паспорте, а здесь – 20».

И в клубе, и в сборной он тянулся к молодым, но описывал это своеобразно. Вот выдержка из интервью «Спорт-Экпрессу» перед чемпионатом мира в Японии.

– Конечно, в компьютерных играх я ребятам компанию не составлю, но на поле проблем нет. Да и не только на поле – спросите того же Измайлова. Кстати, в Инсбруке специально живу в номере с 17-летним парнем, чтобы чувствовать себя моложе. Он негр из Буркина-Фасо, веселый и бесшабашный, и, глядя на него, я становлюсь таким же. Как говорится, много мудрости много печали...



– А с кем делите номер в Бору?

– Один живу. Негритят-то в команде нет…

Перед тем сбором Черчесов удивил внешним видом – приехал в Россию бритым наголо. Руслан Нигматуллин приглашал коллегу на рыбалку и шутил, что тот своим видом распугает рыбу.

«В детстве, которое я провел в Осетии, каждое лето стригся под ноль. Но когда переехал в Москву, подумал, что в столице меня могут не понять. И только в Германии вернулся к истокам».

Причина – ранние подъемы и ранние тренировки: «Зимой у нашей команды были очень трудные сборы. Подъем – в 7 часов утра. Через 45 минут первая тренировка. В 10.30 – второе занятие. Потом новая тренировка и еще одна. После душа волосы не успевали высыхать. Боясь простудиться, и принял решение обрить голову».

Напугал врача перед операцией

На чемпионат мира в Японию Черчесов приехал после тяжелой травмы, которую получил в 2000-м. До этого он отыграл 22 года без серьезных повреждений, но однажды колено дало о себе знать. Черечесов утром почувствовал боль, но не придал ей значения. Тем более что рентген не показывал никаких отклонений. Вратарь даже выдал сухую серию более чем в 700 минут, но потом врачи диагностировали повреждение хряща и посоветовали лечь на операцию. Она серьезно притормозила австрийскую карьеру Черчесова – он потерял место в основе, «а Тироль» уже подыскал ему замену.

Но перед самой операцией вратарь гораздо больше переживал по другому поводу.

– Меня оперировал колено хирург, который незадолго до этого игроку «Тироля» в аналогичной ситуации занес в ногу инфекцию, – рассказывал Черчесов Александру Кружкову. – Ввели мне наркоз, я уже «отъезжаю», но в последний момент успел сказать врачу пару слов.

– Каких?

– «Доктор», – окликнул его. «Что случилось?» – заволновался он. – «Ничего. Руки помыть не забудь»...

Фото: twitter.com; spartak.com; instagram.com; facebook.com/fcwackerinnsbruck; РИА Новости/Владимир Федоренко