9 мин.

Футбол ооочень зависит от случайностей. Но насколько?

Представьте, вы с подругой бросаете игральный кубик. Первый раунд – поражение. Второй – тоже. Третий… проигрыш.

Какой вывод? У вас плохая тактика? Кубик не того цвета? Вы плохой игрок и вас нужно заменить на нового друга? Означает ли это, что вы проиграете следующий раунд? 

Нет, просто в первых трех вам не повезло.

Прочитав заголовок, вы догадались, к чему пример, и, наверное, посчитали его глупым. Потому что футбол гораздо сложнее, чем игра в кости. Потому что на топ-уровень попадают исключительные таланты, которые заслужили карьеру многолетней работой. Потому что на игру влияет миллион факторов: от тактической схемы до того, ест ли форвард говяжьи сердца на обед. Все это даже не обсуждается. Но фактор везения не менее важен, и об этом говорят реже, чем следовало бы. 

Что если бы на исходе финала Евро-2024 защитник сборной Англии Марк Гехи пробил на 10 сантиметров правее? Тогда Дани Ольмо не совершил бы сэйв на линии, Англия перевела игру в дополнительное время и, возможно, победила бы в серии пенальти. А уволенный в реальном мире Гарет Саутгейт принес бы стране первый титул европейских чемпионов, получил новый контракт с зарплатой 20 млн фунтов в год и периодически мелькал бы в списке возможных спасителей «МЮ». Как много «бы». 10 сантиметров – и мы в другом мире. 

А если бы на 90+2 ответного матча 1/8 финала прошлогодней ЛЧ тот же Дани Ольмо, который тогда играл за «РБ Лейпциг», попал бы не в перекладину, а в ворота «Реала»? Кто взял бы трофей? И кто сейчас тренировал бы Килиана Мбаппе в Мадриде? 

Футбол – не только игра сверхталантов, но и случайностей. Мелочи иногда определяют историю. Если бы футбол был предсказуем, как стрелка часов, его давно заменило бы другое зрелище. И обратное: если бы он был полностью случаен, как рулетка, тоже заменило бы. 

Можно сказать, футбол случаен в меру. Но какова эта мера, фактор удачи? Этот вопрос однажды задали директору «Брентфорда» Филу Джайлзу. 

«Около 80 процентов», – ответил он.

80 процентов? Не слишком ли лихо? 

«Брентфорд», как и «Ливерпуль» с «Брайтоном», считается одним из самых рациональных клубов мира. Продвинутые данные и принципы Moneyball – основа их философии. Никаких эмоций, только взвешенные и подтвержденные статистикой решения. Не секрет, что в основе аналитических моделей этих клубов (и многих других) – ожидаемые голы, полезнейшая метрика с очень плохим названием. 

Давайте кратко вспомним их суть. xG пришли, чтобы заменить статистику ударов. Ведь удар может быть как опасным, так и не очень. Модели xG, обработав десятки тысяч попыток, объясняют, насколько опасна конкретная – учитывая точку, игровую ситуацию и другие факторы. После матча можно суммировать ценность всех ударов и осторожно сравнить полувшееся число с реальным счетом. Осторожно, потому что всегда важен контекст: как именно набралась сумма xG, при каком счете, в каких ситуациях. Как правило, ожидаемые голы лучше передают суть матча, чем результат. Мы понимаем, насколько остро атаковала команда и заслужила ли она победу/поражение.

Оптика xG применима и к сезонам – нужно лишь перевести ожидаемые голы в очки. Но усложнив подход: за победу 1,5-1,4 по xG дается не 3 очка, а с поправкой на разницу.  

Аналогичную модель использовал аналитик «Ливерпуля» Иан Грэм, когда оценивал Юргена Клоппа перед приглашением в Британию. Если помните, сезон-2014/15 получился неудачным для «Дортмунда» – лишь седьмое место в Бундеслиге и ранний вылет из Лиги чемпионов. Но Грэм через ожидаемые очки разглядел, что «Боруссия» была так же хороша, как и раньше с Клоппом. Просто мяч по каким-то причинам не пересекал линию ворот. И да, Грэм понял это, не посмотрев ни одного матча. 

Благодаря ожидаемым очкам Грэм Поттер остался в «Брайтоне» в сезоне-2020/21, когда финишировал перед зоной вылета с 41 очком. Владелец Тони Блум понимал, что дело в невезении. «Брайтон» набрал больше 60 ожидаемых очков и должен был финишировать пятым. Поттер остался и на следующий сезон прорвался в топ-10. Футболом «Брайтона» восхитился весь мир, и вскоре тренера с компенсацией утащил «Челси». А ведь многие владельцы уволили бы Поттера после первых неудач, изобразив видимость контроля над ситуацией. Но Блум был достаточно умен, чтобы признать, что какие-то вещи контролировать невозможно. 

Есть и обратный пример. В сезоне-2014/15 «Брентфорд» с 21-й зарплатной ведомостью (из 24 команд) в Чемпионшипе боролся за выход в АПЛ вместе с тренером Марком Уорбертоном, который вывел команду из первой лиги. Футболисты, болельщики и журналисты его обожали. К Рождеству «Брентфорд» шел третьим в чемпионате, а это зона плей-офф с большими шансами на повышение. Но математическая модель владельца Мэтью Бенхэма (как и Блум, пришел в футбол из беттинг-индустрии, знает толк в числах и формулах) показывала: команда не наиграла на третье место, по ожидаемым очкам она лишь одиннадцатая, во второй части сезона ожидается регрессия к среднему. В феврале Уорбертона уволили – не только из-за ожидаемых очков. В том числе и потому что он был тренером классической школы, а Бенхэму нужен был тот, кого не передергивает от слова xG. В 2021-й «Брентфорд» наконец-то добрался до АПЛ и стал еще одной сенсацией лиги. 

В этом сезоне «Брентфорд» снова перебирает – 11-й по реальным очкам и только 14-й по ожидаемым. Но Томас Франк, кажется, в безопасности – именно такого открытого к новому миру тренера и искал Бенхэм.

«Брентфорд» – конечно, не главный оверперфоманс сезона. 

«Ноттингем Форест» благодаря невиданной реализации форварда Криса Вуда набрал на 11 очков больше ожидаемого и запрыгнул на третье место, на которое наиграла другая сенсация сезона… «Борнмут».

Если вы включали матчи команды Андони Ираолы, то, наверное, знаете, как она хороша. Агрессивный прессинг и контрпрессинг (вторые по успешному давлению, первые по высоким отборам с последующим ударом), полное отсутствие страха и не совсем заслуженное седьмое место. Таблица ожидаемых очков указывает на такие отклонения и воздает должное тем, кому не везет. 

И еще сигнализирует, что положение «Ман Сити» в АПЛ могло быть еще хуже…

Интересно, что в Лиге чемпионов у команды Пепа обратная роль… Почти 13 ожидаемых очков и всего 8 реальных. Удивительный недобор, который может стоить «Ман Сити» плей-офф. 

В случае раннего вылета топ-клуба из ЛЧ кто-нибудь обязательно скажет о провале Пепа и необходимости перемен. Богатейший клуб мира не попал в топ-24 Лиги чемпионов, оказавшись ниже «Брюгге», «Селтика» и «Бреста» – что может быть хуже. Разговоры, что «Сити» просто не повезло, назовут оправданием слабаков. Так устроен футбол, здесь не любят говорить о том, на что повлиять невозможно. 

Но если «Сити» вылетит, это и правда будет большим невезением. Ожидаемые очки это подтверждают. А еще подводят вас к вопросу…

А почему я вообще должен доверять ожидаемым очкам? Кто доказал, что они не врут?

В конце 19 века британский ученый Фрэнсис Гальтон сравнил рост сотен родителей с ростом их детей и выяснил удивительное: если рост родителей выше среднего, то ребенок, как правило, ниже и на некоторую величину ближе к среднему росту. Если родители ниже среднего, то наоборот: ребенок выше и тоже на некоторую величину ближе к среднему росту. С тех пор в статистике распространилось понятие регрессия к среднему. 

Если предположить, что ожидаемые очки врут и показывают случайные числа, значит на дистанции никакой регрессии не будет, реальные и «выдуманные» очки должны жить параллельно. Это легко проверить. 

Возьмем данные АПЛ за 7 лет и посмотрим: что происходило с командами на следующий сезон после оверперформа (или недобора) по очкам. Итак…  

Вывод: чем больше перебор по очкам, тем ниже вероятность, что в следующем сезоне команда сохранит такую разницу. Чем больше недобор, тем выше вероятность, что в следующем сезоне команда сократит пропасть между реальными очками и ожидаемыми. 

Например, «Ливерпуль» в сезоне-2019/20 набрал почти на 29 очков больше, чем показывала модель xG. В следующем сезоне откатился – всего 1 очко выше ожидаемого. Регрессия к среднему.

Тот же «Брайтон» в сезоне-2020/21 недобрал 20 очков. В следующем сезоне недобрал всего 3 очка. Регрессия к среднему.

Это лишь ярчайшие примеры, есть и сотня других, подтверждающих закономерность. 

Но нельзя игнорировать и другую особенность: чемпионы часто оверперформят, а аутсайдеры недобирают. Как и в случае с xG, причины в уровне реализации: сильные лучше используют моменты, чем слабые. Но на большой дистанции разница теряется. Например, коэффициент корреляции между ожидаемыми очками и реальными в рамках сезона колеблется от 0,85 до 0,95, что означает высокую зависимость. А на дистанции пяти сезонов и более он достигает 0,99, что означает очень высокую зависимость. То есть реальные очки стремятся к ожидаемым (именно так, не наоборот), что иногда незаметно в отдельном матче, но всегда заметно на больших отрезках.

Вообще, сезон – не такая большая дистанция, на которой может случиться всякое. Стандартная разница между реальными очками и ожидаемыми в рамках одного розыгрыша АПЛ – 8 очков. Это значит, что среднестатистическая команда может финишировать в диапазоне от еврокубковой зоны до десятого места. 

Но вспомнит ли об этом владелец клуба, который поставил задачу выйти в ЛЧ и не достиг желаемого? А ведь бывают еще и аномалии. Как у «Ливерпуля», «Брайтона» или, например, «Ман Сити» в главном еврокубке. 

Турнир из 8 матчей, как нынешний основной этап ЛЧ – вообще спринт. Стандартное отклонение после 7 туров составляет 3,5 очка (расстояние от 8-го места до 25-го), а чемпион Англии недобрал 5, что вообще катастрофично. 

Возможный вылет из Лиги чемпионов назовут величайшим провалом «Ман Сити» эпохи шейхов, а параллельные неудачи в Премьер-лиге станут лишним доказательством кризиса. А как еще, ведь мы говорим о клубе с третьей зарплатной ведомостью в Европе (больше только у «Реала» и «Баварии»). 

Но еще это будет ярчайшим примером, как сильно случай влияет на футбол. И на результат, и на наше мировосприятие. 

Оценка «80 процентов» от директора «Брентфорда», возможно, уже не кажется перебором.

А что если… трансферы переоценены?

Телеграм-канал автора

Фото: Spada/Keystone Press Agency, Federico Gambarini/dpa, IMAGO/Mark Cosgrove/News Images/Global Look Press