6 мин.

«Нужно хотя бы 70 школ в своем крае обойти». Он нашел Матвея Сафонова на физре и убедил перейти в футбол

Как взрослел первый номер сборной.

Владимир Шевелев больше 50 лет работает тренером в футбольных и гандбольных командах Краснодарского края, но говорит о себе так: «Я же, вообще-то, не футболист и не гандболист – просто мастер спорта по плаванию».

В 2008 году он стал тренером-селекционером «Краснодара» и возглавил детскую школу, которая превратилась в академию. Мы узнали у Шевелева, как он разглядел Матвея Сафонова, каким его помнит и где искать новых кандидатов в сборную.

Шевелев уверен, что клубам нужно искать детей в обычных школах, а не ждать на просмотрах. Так он нашел Сафонова – и уговорил его отца

– Когда я был начальником селекционной службы «Краснодара», мы ходили по школам, чтобы отбирать детей. Пришли в 72-ю, спросил: «Есть у вас кто-нибудь?» Ответили, что есть один интересный пацан, как раз сейчас будет физкультура. Жду в коридоре и вижу, как несется парень на две-три головы выше остальных. Думаю: наверное, он старше, два класса вместе будут заниматься. Потом смотрю: ничего подобного, просто такой здоровый парень. Когда пообщались, выяснилось, что занимается баскетболом, а его отец играл профессионально и тренирует молодежный состав баскетбольного клуба «Локомотив-Кубань» (Евгений Сафонов работает там и сейчас – Sports.ru). 

Спросил у Матвея: «Футбол-то тебе нравится?» Он ответил: «Ну да». Правда, отцу идея была не очень. Помню, как он ответил на мой звонок:

– Иваныч, ну какой Матвею футбол? Меня же не поймут.

– Ну вот сколько у вас в баскетболе команд? 8-10? А в футболе – несколько сотен. Пускай он и тем и тем пока занимается.  

Уговорил. 

В то время мы очень многих ребят нашли похожим образом, вон каким 1999 год рождения получился: Сафонов, Игнатьев, Уткин, Голубев. Я всегда говорю, что должен быть не набор детей, а отбор. Первые два-три года – самые важные в профессии тренера, потому что кого найдешь, с тем и будешь работать в ближайшем будущем. А чтобы отобрать талантливых ребят, нужно хотя бы 70 школ в своем крае обойти. Да, это очень муторно, но без этого никак. Иначе бы мы, например, в Тихорецке (город в 160 км от Краснодара – Sports.ru) не нашли Даниила Фомина.  

Когда создавали академию, я говорил Сергею Николаевичу Галицкому: «Поверьте, у нас здесь золотое дно. Полазим по хуторам, по станицам – замечательных ребят соберем». Мы и из других городов приглашали – Дениса Адамова, вратаря молодежной сборной, я привез из Ульяновска. Следили даже за другими клубами, звали ребят из ЦСКА, из академии Коноплева. Я говорил родителям детей: «Если два шефа [академий] договорятся, никаких проблем не будет». Но Галицкий потом предложил не брать ребят из больших клубов –  видимо, кто-то был не очень доволен такой стратегией. Но я просто выполнял свою работу.  

Сейчас в России поколение слабее, в детско-юношеском футболе все меньше и меньше талантливых ребят. Небо и земля по сравнению с теми, кого я брал 20-30 лет назад. Тогда заходишь в класс – крепкие девки и пацаны, от физкультуры освобождены два-три человека. Сейчас освобождены 5-6, а остальные – с плохим зрением, искривлениями и еще чем-нибудь. 

Другая проблема: многие наши тренеры не понимают, что детский и взрослый футбол – это разные вещи. Не хотят работать с ребятами, которых надо раскрывать и ждать. Видел недавно, как тренер орет на детей, чтобы они чаще расставались с мячом: «Отдай! Отдай!» И они катают поперек. Ну как в таких условиях появятся яркие ребята? 

Сафонов еще в детстве руководил партнерами. И говорил, что будет играть в европейском топ-клубе

– Когда взяли Матвея, академия только начинала строиться, мы собирали детей на автобусе по всем районам и привозили тренироваться. Матвей занимался у Александра Михайловича Рубцова и работал с тренером по вратарям Алексеем Викторовичем Чистяковым.  

Когда мы отбирали юных ребят, играли 3-на-3, 4-на-4 или 5-на-5. Почему? На большом поле выживает самый сильный. А когда пространство ограничено, ты видишь, как ребенок думает. В первый год вообще трудно определить, кто на какой позиции будет играть: ребята растут, меняются. Надо попробовать разное. Матвей особо не выделялся в поле, а потом вдруг сказал: «А можно я в ворота встану?» И мы увидели, как он здорово читает игру. Мне кажется, повлиял баскетбол: там ограничено время на атаку, надо быстро думать. 

Матвей спокойно перебрался жить в академию, только в первое время был немного наивным – мог что-то забыть, не взять с собой. Такой простодушный великан. Знаете, почти в любом классе есть мальчик, который сильно выше всех. Он понимает, что самый сильный, но ведет себя очень по-доброму. 

С Матвеем никогда не было проблем. Вообще. Всех слушался и все выполнял. Чистяков мне говорил: «Ну красавец! Растет во всех смыслах». Главное – Матвей очень любит трудиться. Схватывал подсказки и легко оставался после тренировок. Все уже уехали, темнеет – а Матвей на поле. Любил спорить с тренером: «Потащу не меньше 6 из 8 ударов». И поехали – играли на конфеты. А когда команде было тяжело, у Матвея проявлялись лидерские качества. Любил подсказывать из ворот, кричал: «Пацаны, заведитесь!»  

Очень целеустремленный, постоянно говорил что-то подобное: «Я хочу играть за «Барселону»! Хорошо, когда парень такой амбициозный. Плохо, когда планы ничем не подкреплены и превращаются в понты. Но это не случай Матвея – он скромный, очень компанейский, любил пошутить.

И учился хорошо, и поведение было складным. Иногда бывает, что ребенок после тренировки прибегает в комнату и целый день лежит. Матвей же любил слушать музыку, читал книги – чем-то постоянно увлекался. Редко бывает, чтобы в человеке умещалось много положительного. Обычно чем ребенок талантливее – тем тяжелее, со взрослением все больше тараканов в голове. Матвей же был совсем другим. Мне кажется, это шло от родителей и тренеров, потому что он впитывает хорошие примеры. 

Не думаю, что Матвея коснется звездная болезнь – уверен на 97%. Оставшиеся 3% могут сработать, только если он не уедет за рубеж через год-два. Просто в России футболисты получают контракты, которых не заслуживают. Эти деньги несоизмеримы с их мастерством и самоотдачей, а неоправданное богатство формирует вседозволенность. Поэтому нужно выбираться из нашего болота и не быть лучшим из худших. Расти надо.  

***

– С какими чувствами смотрели на Матвея против Финляндии?

– С нормальными. Было приятно. Дорос до сборной, дай бог ему здоровья и удачи. 

– А гордость?

– Гордиться можно, когда ты работаешь с пацаном шесть-семь лет, – тут вопросов нет. А я его просто нашел. Чужую славу себе не беру. 

***

Приятные новости: в пятницу у Матвея Сафонова и его жены Анастасии родилась дочь. Редакция Sports.ru поздравляет пару с замечательным событием!

Давайте пожмем руку Сафонову 🤝 Ему не пришлось летать по девяткам, но он был смел и заряжал других

Расклады России в борьбе за плей-офф: ничьей хватит, а любое поражение – почти крест

Фото: REUTERS/Kirill Kudryavtsev; РИА Новости/Алексей Филиппов; fckrasnodar.ru