13 мин.

Российский футбол в третьем десятилетии XXI века: определение вектора развития

Дебютная статья моего блога посвящена теме, как может показаться на первый взгляд, довольно общей. Но без осмысления таких уже ставших «вечными» тем, как «куда мы идем и насколько в правильном направлении» вряд ли можно переходить к анализу более конкретных проблем. Недавно любимец российских болельщиков, идейный вдохновитель «усов надежды» и просто главный Дэдпул отечественного футбола Артем Дзюба высказал мнение, что давать оценку игре российских футболистов со стороны болельщиков, журналистов и блоггеров – это то же самое, что пригласить домой сантехника и подсказывать, как и что делать. Насколько обоснована такая логика? А если сантехник сделал свою работу, а кран все равно протекает? Просто сказать ему спасибо за работу? Если российские болельщики недовольны игрой футболистов своей страны, они имеют полное право говорить о всех недостатках и анализировать их причины. Если не будет никакой обратной связи между болельщиками с одной стороны, и спортивными функционерами и футболистами с другой, то вероятность конструктивных изменений в отечественном футболе равна почти нулю, а оторванность от реальности будет только нарастать. К таким вопросам, которые поднимаются в данной публикации, нужно возвращаться всегда, чтобы просто-напросто не терять понимание того, в каком состоянии мы находимся сейчас, и что нам нужно поменять в себе и подкорректировать. К сожалению, подобное понимание, на мой субъективный взгляд, у футбольных чиновников и функционеров в настоящее время несколько стерлось, в результате чего мы просто не можем системно и по пунктам озвучить основные проблемы нашего футбола и, соответственно, то, что требует немедленной корректировки. Надеюсь, что данная публикация поможет по-новому взглянуть на старые проблемы и предложить новые варианты их решения. Приглашаем к обсуждению всех неравнодушных к российскому футболу болельщиков!

В последнее десятилетие результаты отечественных футбольных клубов и национальной сборной явно оставляют желать лучшего. За последние 11 сезонов наши клубы только 4 раза выходили из группы Лиги Чемпионов (два из них- в сезоне 2011-2012), всего лишь 4 раза доходили до четвертьфиналов Лиги Европы, а в квалификационных раундах еврокубков вылетали целых 19 (!) раз.

Что касается национальной сборной, то если вынести за скобки домашний чемпионат мира, отсутствие необходимости проходить сложную квалификацию, первую корзину при жеребьевке и невероятный подвиг Игоря Акинфеева в серии пенальти матча 1/8 финала с Испанией, результаты команды не выглядят более оптимистично. Национальная команда один раз не прошла квалификацию на международный турнир (Чемпионат мира 2010, квалификация на который де-факто проходила еще в позапрошлом десятилетии), а три раза из четырех не смогла на них выйти из группы. В основном превалируют успехи локального характера, как, например, победа над Португалией дома и первое место в отборе на Чемпионат мира 2014 года, или победа в серии пенальти над Испанией на домашнем Чемпионате мира и боевая ничья с Хорватией в основное и дополнительное время опять же на домашнем Чемпионате мира. Так в чем следует искать причину неудач российского футбола последних лет и о чем нужно говорить в первую очередь? Об этом и попытаемся поразмышлять далее. Истоки проблем На наш взгляд, наиболее важной составляющей, которая определяет качество и уровень развития футбола в любой стране, является работа спортивных школ и академий, направленных на подготовку профессиональных футболистов. Немаловажное значение имеет и состояние футбольной инфраструктуры как спортивных школ, так и спортивных объектов в целом. Но об этом поговорим несколько позже.

Что же определяет уровень и качество работы футбольных академий? Наверное, основным индикатором можно считать количество выпускников каждой отдельно взятой академии, играющих в профессиональных футбольных дивизионах как своей страны, так и других государств. В нашем небольшом аналитическом исследовании мы попробовали посчитать, выпускники каких футбольных школ и академий больше всего представлены в российской премьер-лиге, а также какие регионы страны являются лидерами по представительству своих воспитанников в клубах РПЛ. Для подсчета мы использовали официальный сайт РПЛ (заявки клубов перед началом сезона 2020-2021), а также данные портала «transfermarkt.ru». Получились вот такие результаты.

Расчет показателей проведен автором на основе статистики, представленной на сайте РПЛ, а также портале "transfermarkt.ru"

Проведенный анализ показал, что 86,89% российских игроков РПЛ являются выпускниками футбольных школ субъектов, находящихся в Европейской части России (58,3% – Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область). На Азиатскую часть России приходится лишь 8,8 % выпускников футбольных школ, выступающих в сезоне 2020-2021 в клубах РПЛ. Безусловно, подобная статистика говорит об огромном дисбалансе в развитости футбола в различных регионах нашей страны. Москва и Санкт-Петербург значительно превосходят остальные регионы, практически, как и во всех других сферах жизни общества. Далее попробуем разобраться в причинах имеющегося дисбаланса, но для начала представим еще несколько любопытных статистических выкладок, которые также помогут дать ответ на вопрос о причинах столь значительного дисбаланса в развитии футбола между регионами.

В рамках нашего исследования мы также подсчитали процент профессиональных футбольных клубов в крупных и больших российских городах с населением от 250 до 500 000 жителей и от 100 до 250 000 жителей. Результаты выглядят следующим образом.

В 52% городов с населением от 250 до 500 000 отсутствуют профессиональные футбольные клубы. Только 5 % городов с населением от 250 до 500 000, в которых имеются профессиональные футбольные клубы, находятся в Азиатской части России. На Европейскую часть страны приходится 95% профессиональных футбольных клубов городов данной категории.

В городах с населением от 100 до 250 000 человек картина еще более печальная: в 80 % таких городов нет профессиональных футбольных клубов. Лишь 16 % городов с населением от 100 до 250 000 человек, в которых имеются профессиональные футбольные клубы, находятся в Азиатской части России. Какой напрашивается вывод из проведенных нами расчетов? Главная проблема В настоящее время профессиональный футбол в России развит, в основном, в городах с населением выше 500 000 человек и городах-миллионниках. Возможно, по логике отечественных футбольных функционеров эта ситуация является абсолютной нормой, а может, они вообще об этом даже и не задумывались. Страна же огромная, везде футбол не разовьешь… Но насколько оправдано мыслить в таком формате? Для примера, в Испании с населением 47,5 миллионов человек футбольный клуб «Вильярреал» из одноименного города с населением 51 тыс. человек выходит в финал Лиги Европы прошедшего сезона. Значит, не обязательно нужно быть городом-миллионником, чтобы профессиональный футбол получил развитие в определенном населенном пункте? Или у нас в стране как всегда по-другому, своим путем?

Безусловно, нельзя не сказать и о позитивных примерах, они несомненно есть. В сезоне 2020-2021 в РПЛ выступали пять футбольных клубов из городов с населением менее 500 000 человек – это Тула, Сочи, Грозный, Тамбов и Химки. Однако, Сочи можно отнести к подобным населенным пунктам лишь отчасти (Сочинская агломерация, в пределах которой находится стадион «Фишт», по численности населения превышает 500 000 человек), а будущее профессионального футбола в городе Тамбов на ближайшие годы выглядит довольно призрачным. Также в качестве уникального для нашей страны примера обязательно следует отдельно отметить футбольный клуб «Чайка» из села Песчанокопское Ростовской области (население – 10,5 тыс. человек), выступающий в первенстве ФНЛ и являющийся там крепким середняком. Уникален этот пример еще и потому, что этот клуб является частным, что также является не самой распространенной практикой для нашего футбола, особенно для ФНЛ и ПФЛ. Что касается ФНЛ, то там также представлено не очень большое количество клубов из городов с населением меньше 500 000 человек – таких клубов там всего пять.

Насколько возможно изменить сложившуюся ситуацию? Реально ли вообще развивать футбол на всей территории нашей страны? Или просто нужно смириться с тем, что имеем и дружно списать все на сложный климат и огромную территорию? Моя позиция: подобная логика – это путь в никуда, а размышляя подобным образом мы просто расписываемся в собственной беспомощности и, фактически, принимаем то, что спустя пару десятилетий уровень развития футбола в нашей стране опустится еще ниже. Поэтому попробуем кратко изложить потенциально возможные варианты изменения сложившейся ситуации и взглянуть на проблему немного с другого угла. Варианты выхода из кризиса Начнем с того, что подход, в соответствии с которым происходило разделение на «футбольные», «хоккейные», «гандбольные», «баскетбольные», «волейбольные» регионы, как это было принято еще с советских времен, абсолютно устарел и не соответствует реалиям XXI века. При этом подходе развить футбол по всей стране и добиться увеличения количества и качества профессиональных футболистов никогда не получится. Никогда! Футбол так и будет по инерции развиваться в регионах Европейской части страны, а мы будем бесконечно сетовать, что страна огромная, а выбора качественных футболистов мало. В восточных регионах знать о футболе так и будут преимущественно только по телевизионным трансляциям, ну и играя в эту игру на улице от силы два месяца в году из-за сложных климатических условий. Но разве климат должен априори ставить крест на развитии этого прекрасного вида спорта в том или ином северном регионе? И это в XXI веке? При ситуации, когда «Газпром» строит огромный стадион с задвижной крышей в Санкт-Петербурге, но при этом не делает подобные подарки для городов с еще более суровым климатом в других регионах страны, то как можно говорить о каком-то стремлении спортивных властей вывести развитие футбола в нашей стране по крайне мере на один уровень выше того, что мы имеем сейчас?

Местные бюджеты просто-напросто не могут потянуть строительство стадионов, подобных «Газпром-арене» у себя в регионе! Речь о стадионах, на которых можно будет комфортно играть в футбол и при минус 20, и при минус 30. Чтобы хотя бы что-то начало меняться, детские спортивные школы должны проводить свои занятия круглый год именно на стандартных футбольных полях, а не в залах (если очень-очень повезет, то в манеже, но они далеко не везде есть), где имеющиеся объекты просто не позволяют подготовить качественного футболиста. Если дети занимаются два месяца на нормальном футбольном поле, а 10 месяцев в году, из-за климатических условий, вынуждены заниматься в зале с ужасным покрытием и абсолютно не приспособленном для игры в большой футбол, то ни о какой подготовке игрока высокого уровня речь идти не может, какой бы отличный детский тренер ни был. Нет инфраструктуры – нет развития футбола. Тренироваться в детских спортивных школах нужно круглый год на футбольных полях стандартного размера, вот хотя бы с чего нужно начать. А только потом говорить о тренерских методиках и о других подобных вещах. Если климат в регионе не позволяет играть в футбол большую часть месяцев в году на открытом воздухе, необходимо строить именно специальные спортивные комплексы, чтобы будущий футболист из детской школы никогда не терял чувство игры на стандартном футбольном поле и за 8-10 месяцев не забывал, что такое большой футбол, как это, к огромному сожалению, происходит сейчас. Другого выхода просто нет, но за чей счет должны осуществляться подобные инфраструктурные преобразования? Как мы уже отметили ранее, местные бюджеты просто не потянут такие дорогостоящие проекты, да и не совсем правильно перекладывать всю финансовую сторону на региональные власти. Но кто тогда? Об этом речь пойдет далее.

Без параллельной реформы масштабное развитие футбольной инфраструктуры будет провести невозможно. О какой реформе идет речь? Нет, не о реформе ради реформы, как это часто бывает в нашей стране последние тридцать лет. Речь о реформе довольно конкретной, суть которой заключается в том, чтобы все субъекты футбольного процесса в нашей стране были равны между собой. Почему нефтегазовая компания «Газпром», контрольный пакет акций которой принадлежит государству, становится главным спонсором именно одного всем известного клуба? Только потому, что топ-менеджеры этой компании болеют за всем известный футбольный клуб? А как же другие футбольные клубы (Оренбург, тебе в отличие от других конечно повезло, но более вместительный стадион, к сожалению, все равно построить не удосужились)? Или почему нефтегазовая компания «Лукойл», пусть и частная, действует по такому же принципу? Почему «избранным» оказался именно отдельно взятый, уважаемый многими болельщиками столичный футбольный клуб? Почему, например, не клуб из Нижнего Новгорода, Воронежа, Твери, Новосибирска или любого другого провинциального города? Насколько правильно доходы от продажи недр, по Конституции принадлежащих всему народу Российской Федерации, направлять на финансирование отдельно взятых футбольных клубов, обделяя при этом другие клубы, имеющие такие же права на полученные доходы с продажи природных ресурсов?

Предлагаемая нами реформа содержит конкретную цель – восстановление справедливости и достижение равенства стартовых возможностей, когда перед очередным чемпионатом твой противник не будет изначально находиться в привилегированном положении и иметь «особый» статус благодаря помощи различных государственных и нефтегазовых компаний. Что необходимо сделать? Для начала, одну простую вещь – принять закон, запрещающий любым государственным компаниям, в том числе и денежно-кредитным, а также государственным и частным нефтегазовым компаниям финансировать профессиональные футбольные клубы, ограничиваясь исключительно финансовой помощью детским футбольным школам и академиям по всей стране, в абсолютно всех регионах, а также финансированием различных футбольных инфраструктурных проектов. И это должно стать обязательным! Средства, которые сейчас уходят на покупку дорогостоящих футболистов и выплаты их многомиллионных зарплат, должны уходить исключительно на детско-юношеский футбол и модернизацию футбольных объектов в больших и не очень российских городах, в особенности, в регионах, отстающих в развитии футбольной инфраструктуры. Пусть не складывается мнение, что я бросаю камень исключительно в огород только одного известного и уважаемого многими болельщиками клуба, генеральным спонсором которого является компания «Газпром». Вышесказанное касается и других 5-6 российских клубов, которые, в отличие от остальных участвующих в чемпионате коллективов, в разы менее обременены поиском новых инвесторов. Насколько возможно в настоящее время осуществить предложенную выше меру? Будем реалистами. В перспективе ближайших 6-8 лет вероятность принятия подобного законопроекта сведена практически к нулю. Сколько еще раз нужно провалиться российским клубам в еврокубках и сколько раз сборной страны в предстоящие годы нужно не выйти из группы на крупном турнире, чтобы у спортивных властей пришло понимание необходимости реформ и желание развивать футбол не только, где более-менее позволяет климат в него играть, но и там, где климатические условия для игры в футбол очень сложные, и где требуются реально серьезные вложения для создания абсолютно другой по уровню спортивной инфраструктуры? Сказать сложно, но не хотелось бы, чтобы осознание приходило тогда, когда пациента уже поздно увозить в реанимацию.

Выводы Итак, подведем основные выводы. Так в чем же на сегодняшний день заключается кризис российского футбола и какие меры нужно принять для его преодоления? Задача № 1преодоление огромного дисбаланса в развитости футбола в различных регионах нашей страны. Это касается как детско-юношеского футбола, так и профессионального (одно без другого невозможно). Россия – это не только Москва и Санкт-Петербург, футбол должен развиваться в регионах и городах независимо от их климата, численности населения и удаленности от столицы. Что для этого требуется? Нет, не лимит на легионеров, как думают футбольные функционеры нашей страны. Прежде всего, необходимо строительство новой футбольной инфраструктуры, главным образом, создание комфортных тренировочных условий для детско-юношеских школ в разных регионах страны, с разными климатическими условиями, что, в свою очередь, требует многократного увеличения финансирования в данном направлении. Задача № 2, которая логически следует из предыдущей, – нефтегазовые и другие государственные компании и корпорации должны финансировать исключительно детско-юношеский футбол и инфраструктурные проекты, главным образом, в провинции. Задача № 3расширение футбольной географии по всей территории нашей страны. Подобная задача логически вытекает из двух предыдущих, но также предполагает и реформу системы лиг в нашей стране, но речь идет не о первых двух высших дивизионах, как предлагают российские футбольные власти в настоящее время, а о третьем по значимости российском футбольном дивизионе, с последующей целью создания и четвертого по силе российского профессионального футбольного дивизиона (с активным привлечением в него новых футбольных клубов, созданных на базе команд, утративших за последние 10-15 лет статус профессиональных, но при условии включения в эти новые клубы игроков исключительно из возрастных категорий U-19 и U-17, в целях более быстрой адаптации молодых футболистов к профессиональному футболу). К этой теме мы еще обязательно вернемся в одной из следующих публикаций на страницах данного блога. Скорее всего, ограничиться тремя вышеназванными задачами не получится. Но начать нужно именно с них. Никакие регулярные изменения формулы лимита на легионеров и сокращение/ увеличение числа команд РПЛ никогда не выведут футбол в нашей стране на качественно другой уровень. Будущее российского футбола зависит от двух фундаментальных вещей – расширение географии профессионального футбола в целом, а также масштабы развития футбольной инфраструктуры детских спортивных школ на территории абсолютно всей страны, независимо от климата и удаленности от Москвы. Без понимания этих двух системных вещей никакие другие изменения никакого эффекта иметь не будут.