Мексиканский богач мечтал о футбольной империи: создал клуб MLS и думал купить «Спартак», но так и не встретился с Червиченко
Хорхе Вергару вспоминали в выпуске Дудя про Беслан.
«Человек из Мексики, на тот момент он был большой фигурой в Латинской Америке», – так Стас Бокоев, герой выпуска Юрия Дудя про Беслан, охарактеризовал миллиардера Хорхе Вергару. Он вспоминал, что Вергара помог вернуться к нормальной жизни, оплатив круиз для детей и родителей.
Хорхе Вергара плотно связан с футболом. Он с детства болел за мексиканскую «Гвадалахару», сколотил состояние на чае для похудения, а затем купил клуб, чтобы сделать его снова великим.
Вергара торговал БАДами и продюсировал один из самых успешных фильмов Мексики
В середине прошлого века «Гвадалахара» считалась главной силой в мексиканском футболе. Команда практически не подпускала соперников к золотым медалям и до сих пор удерживает рекорд по количеству чемпионств подряд: клуб выигрывал лигу с 1959-го по 1962-й. Болельщики и сегодня считают ту эпоху лучшей в истории, она даже получила неофициальное название El Campeonísimo – в испаноязычных странах этим словом обозначают безоговорочных чемпионов.
Свидетелем эпохи El Campeonísimo был и Вергара. В начале 1960-х он ходил в школу и интересовался футболом. С годами к нему пришла еще одна страсть – бизнес. В молодости он занимался переводами, ремонтировал и продавал машины, а затем открыл собственное дело: в Гвадалахаре ему принадлежала забегаловка с тако и ресторан итальянской кухни.
В конце 1980-х Вергара ввязался в масштабный бизнес-проект: познакомился с американцем Джоном Петерсоном, который планировал продавать мексиканцам Herbalife. На тот момент БАДы для желающих похудеть в стране были под запретом. Ввоз таблеток приравнивался к контрабанде – так продолжалось полгода, пока Хорхе не добился от правительства Мексики легализации Herbalife.
В 1989 году Вергара основал в США собственную компанию по продаже чая для похудения. Спустя два года ассортимент заметно расширился, а у фирмы Omnitrion (позже переименована в Omnilife) появился филиал к югу от границы. Бизнес рос реактивно, и к концу 1990-х Хорхе превратился в очень влиятельного человека. Он запустил огромные заводы в Мексике и Колумбии, открыл поставки в Европу и даже вел переговоры о поглощении британского косметического бренда The Body Shop, но сделка сорвалась.
В 1990-х Вергара познакомился с еще молодым режиссером Альфонсом Куароном. Тот хотел снять художественный фильм с элементами эротики и дал почитать сценарий предпринимателю из Гвадалахары.
Хорхе понравилась задумка, он предложил услуги продюсера, выделил полтора миллиона долларов (при бюджете в пять миллионов), а заодно предоставил площадку для съемок. Так появился «И твою маму тоже» – один из самых успешных мексиканских фильмов. В 2001 году он победил в двух номинациях Венецианского кинофестиваля – Лучший сценарий и Лучший молодой актер.
Во время съемок «И твою маму тоже» Вергара основал студию звукозаписи для написания саундтрека и поддержки местных исполнителей. Позже он помогал Гильермо дель Торо с фильмом «Хребет Дьявола», а еще спродюсировал картину американского режиссера Нильса Мюллера «Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона». В 2002-м престижный журнал Variety включил Хорхе Вергару в топ-10 продюсеров, за которыми нужно следить. Правда, к концу жизни он отошел от кино и сосредоточился на реалити-шоу.
Покупка «Гвадалахары» вывела клуб из кризиса, но не вернула славу
Витаминный король, как прозвали Вергару, не ограничился успехами в бизнесе и кино. В 2002 году он стал владельцем клуба из родного города. В 1990-х «Гвадалахара» находилась под управлением группы, прозванной La Promotora Deportiva. Одно из значений слова promotora – человек, занимающийся оздоровлением и совершенствованием.
Крупные бизнесмены хотели воскресить победные традиции (последний успех в чемпионате датирован сезоном-1986/1987) и сделать клуб менее убыточным, но ни с тем, ни с другим справиться не удалось. «Гвадалахара» выиграла летний чемпионат 1997 года, но через несколько месяцев провалилась в первом раунде плей-офф (в мексиканской лиге после регулярки проводят игры на вылет). Бизнесмены из La Promotora Deportiva потеряли интерес к клубу и в 2002-м продали его Вергаре за 100 млн долларов.
Новый владелец мечтал о возвращении эры El Campeonísimo, но, как и при прежнем руководстве, в первые годы клуб добился лишь одной победы в чемпионате. Правда, тот успех пришел очень вовремя: в 2006-м «Гвадалахара» отмечала столетие и под это дело выиграла Апертуру. Через четыре года команда вышла в финал Кубка Либертадорес – в первый и пока единственный раз.
Больших успехов «Гвадалахара» добилась не в спортивном, а в финансовом плане. В 2014-м Вергара рапортовал о постоянном росте доходов, а совокупная стоимость клуба на тот момент составляла 800 миллионов долларов. Этому способствовала решительная, но дальновидная политика владельца. Первым делом была зарегистрирована торговая марка «Чивас» (одно из прозвищ игроков и болельщиков команды). Позже клуб разорвал контракт с вещателем Televisa, и все трансляции домашних матчей переехали на новую онлайн-платформу Chivas TV. Кроме того, владелец «Гвадалахары» договорился с кинотеатрами о показе некоторых игр на большом экране.
«До меня на футболке команды было 13 логотипов, но они не приносили никаких денег, – рассказывал Хорхе Вергара. – Мы очистили форму от эмблем, и вернули упоминание компаний лишь через несколько лет. Теперь на футболках «Гвадалахары» четыре рекламных логотипа. Наша цель – вернуть клубу достоинство и оживить бренд».
Вергара всегда подчеркивал, что финансовая стабильность всех его проектов – это в том числе заслуга жены. Анжелика Фуэнтес занимала руководящие посты Omnilife и «Гвадалахары», была политиком, возглавляла благотворительные фонды и входила в число самых влиятельных женщин Мексики. Но многие болельщики клуба ее все же невзлюбили, особенно после того, как в связи с открытием новой арены в 2010-м она подняла стоимость билетов на 66%. Позже ей пришлось пойти на уступки: цены выросли на 11%.
Вергара нанял Кройффа. Тот пригласил «второго Гвардиолу», но все закончилось плохо
«Гвадалахара» – это латиноамериканская версия «Атлетика» из Бильбао. В составе нет легионеров, а ставка делается на собственных воспитанников или, по крайней мере, на выходцев из других регионов Мексики. Правило даже более строгое, чем у национальной команды – в сборную готовы брать натурализованных футболистов. Например, много лет вызывался бразильский полузащитник «Монтеррея» и «Толуки» Зинья, получивший в 2001-м мексиканское гражданство. Но в «Гвадалахару» его никогда бы не взяли.
Такая стратегия не только вселяла болельщикам гордость за клуб, но и позволяла воспитывать сильных футболистов. Самый известный пример – Хавьер Эрнандес, перешедший в 2010-м в «Манчестер Юнайтед». Его трансфер еще и красиво оформили. Команду Алекса Фергюсона позвали на открытие нового 50-тысячного стадиона «Омнилайф» (назван в честь компании Вергары). Чичарито сыграл первый тайм за «Гвадалахару» (и даже забил гол), а уже во втором вышел в футболке МЮ.
Многолетнюю традицию чуть было не нарушил Йохан Кройфф. Голландца пригласили работать спортивным директором в 2012 году. К тому моменту «Гвадалахара» вновь превратилась в середняка и не всегда попадала в плей-офф. Вергара рассчитывал, что легендарный игрок и тренер уже одним только именем подзарядит команду, но решение поняли не все: на презентации некоторые фанаты освистали Кройффа.
Йохан сходу успокоил: больших изменений не будет, его задача – подыскать тренеров для клубной академии. Дела разошлись со словами. Сначала Кройфф настоял на замене газона на стадионе – с искусственного на натуральный, – а затем продавил приглашение соотечественника Джона ван’т Схипа, с которым работал в «Аяксе». Причем Вергара так доверял спортивному директору, что на фоне неубедительных результатов сигналил болельщикам: главного тренера уволят только с разрешения Кройффа.
Правда, сам Йохан задержался в клубе всего на 10 месяцев – его убрали в декабре того же 2012-го. В середине осени голландец раскритиковал порядки и заявил, что принципы, по которым комплектуется команда, ему не нравятся. Он предложил ввести послабления для натурализованных игроков: «Если футболист – гражданин Мексики, и он талантлив, то пусть играет за «Гвадалахару». И не важно, откуда он родом».
К тому моменту Вергара уже ввел послабление – позволил играть мексиканцам, родившимся в США. Но на еще одно революционное изменение хозяин клуба не пошел. В ответ на слова Кройфа пресс-служба выпустила заявление: спортивный директор якобы говорил только о репатриантах – мексиканцах, которые родились в других странах и получили мексиканский паспорт.
Через год Вергара назвал приглашение Йохана большой ошибкой: «Намерения были благими, мы потратили много денег, но оно того не стоило. Кройф разрекламировал Джона ван’т Схипа как второго Пепа Гвардиолу. Но он им точно не был».
Вергара мечтал создать сеть клубов в разных странах. Задумывался о «Спартаке», но выбрал США
Витаминный король мыслил масштабно и строил планы по футбольной экспансии. Спустя год после приобретения «Гвадалахары» Хорхе купил акции коста-риканского клуба «Депортиво Саприсса». Так вышло, что он добился даже больших успехов, чем главный спортивный проект Вергары. В 2005-м «Саприсса» выиграла Кубок чемпионов КОНКАКАФ (в финале одолели мексиканский УНАМ), затем встретилась с «Ливерпулем» на клубном чемпионате мира (поражение 0:3), а по итогам турнира команда заняла третье место. Но через шесть лет Вергара продал коста-риканский клуб.
В феврале 2004-го бизнесмен рассказал об интересе к «Спартаку». Хорхе отправился в турне по Европе и лично встречался с людьми, связанными с российской лигой. Вергара надеялся расширить присутствие Omnilife на нашем рынке, а заодно прикупить одну из команд.
«Я в курсе, что «Спартак» – один из самых популярных клубов в России и вместе с тем не имеет собственного стадиона. У меня также есть информация о других командах элитной лиги. Главное – это не личная выгода. Просто у нас есть великолепная возможность способствовать развитию игры, открывать новые звезды», – рассказывал Вергара в начале 2004 года испанскому агентству EFE.
Как раз тогда Андрей Червиченко строил планы по продаже «Спартака». В итоге актив достался Леониду Федуну – за 70 млн долларов. Но спустя 17 лет Червиченко сказал Sports.ru, что ничего не помнит о Вергаре, и в 2004-м к нему мексиканец точно не обращался: «Если бы такое предложение было, я бы, наверное, продал ему какую-то долю».
Возможно, латиноамериканский бизнесмен пытался таким образом привлечь к себе внимание. В середине 2000-х пресса писала о намерениях Вергары инвестировать в самые разные клубы: в перуанские «Альянс» и «Университарио», колумбийский «Насьональ», бразильский «Фламенго» и даже мадридский «Атлетико».
В конечном счете Вергара остановился не на покупке существующей команды, а на создании новой. Еще одним звеном в строящейся футбольной империи должен был стать «Чивас США». Для Хорхе было важно, чтобы прозвище игроков и болельщиков «Гвадалахары» закрепилось в лексиконе американцев.
Новый клуб базировался в Лос-Анджелесе, его сразу заявили в MLS. Первый сезон провалился: всего одна победа в стартовых 10 матчах. За неудачами регулярно следовали тренерские отставки, причем так было и в главном клубе франшизы, где, наверное, даже побили рекорды «Кубани»: за 17 лет (Вергара умер в 2019-м) с командой поработали три десятка тренеров.
«Чивас США» просуществовал 10 лет
Самым успешным стал Боб Брэдли: в 2006-м ему удалось выйти в плей-офф. Успехи на клубном уровне стали поводом назначить Брэдли главным тренером сборной. Через год «Чивас» занял первое место в Западной конференции, а в 2009-м – второе. Но следующие сезоны команда провела заметно хуже. Хорхе Вергара разочаровался в проекте: сначала франшизу выкупила лига (за 70 млн долларов), а затем клуб расформировали.
Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot
Фото: globallookpress.com/Javier Rojas, Saul Molina, Edmundo Pacheco, Luiz Rampelotto, El Universal; eastnews.ru/AP Photo/Ric Francis; Gettyimages.ru/Refugio Ruiz; Коммерсантъ/Дмитрий Азаров; facebook.com/Chivas
Червиченко был очень занят - ломал Сычёву колени битой.