«Иличич меняет направление как Месси, но с ростом 190 сантиметров». Против России сыграет один из самых опасных игроков Европы
Для взлета «Аталанты» словенец сделал почти столько же, сколько Гасперини.
Три десятилетия назад маленький боснийский Приедор стал центром балканской резни. Стратегически важную приграничную зону заняли сербы, организовали здесь несколько крупных концлагерей и устроили кровавый котел. За несколько лет население города сократилось в шесть раз.
Кому повезло – бежали. Так боснийский хорват Иличич, уроженец Приедора, оказался в Словении – и стал главным талантом страны со времен Заховича.
История Иличича почти целиком состоит из таких словно предопределенных случайностей. В 22 он разочаровался в футболе и почти перешел в футзал – как вдруг позвонил Захович, искавший талантов для «Марибора». Через два месяца оказался в «Палермо»: одного еврокубкового матча хватило, чтобы Дзампарини выложил больше 2 миллионов евро. Через семь лет скатился от апатичного гения, шатавшего грандов в паре с великолепным Пасторе (их магические перепасовки пятками – одна из лучших вещей, случавшихся на Сицилии), до игрока ротации «Фиорентины» – и в этом уцененном статусе вдруг понадобился Гасперини.
Сегодняшний Иличич – почти такой же нестабильный художник, что и пять лет назад, но в правильном месте и в комфортной системе: его максимум и минимум гораздо выше, чем раньше. Статистический профиль рисует образ тотального игрока – способного продвигать мяч проходами и пасами, бить, созидать, разрезать защиту. По всем ключевым показателям Йосип – один из лучших в Серии А даже в своем худшем бергамском сезоне.
«Если я чувствую себя хорошо, делаю с соперником все что хочу», – говорит словенец. Высокомерные примы часто заявляют что-то похожее. Разница в том, что Иличич не переоценивает себя.
Иличич восхищался Дель Пьеро и действует в его стиле – с проактивным дриблингом и влиянием на игру во всех фазах
Когда в 2012-м Алекс Дель Пьеро уходил из «Ювентуса», грустил не только Турин. Иличич признался Tuttosport: «Я с детства болею за «Юве» из-за Дель Пьеро. Жаль, что он улетел в Австралию. Мне бы хотелось и дальше наслаждаться его игрой в Серии А».
Йосип выбрал правильного кумира. Пиковый Дель Пьеро был разнообразен до неудержимости. Он открывался между линиями в полуфланге, предлагая себя под вертикальный пас, разгонял атаки, собирал толпу и создавал численное преимущество самим фактом нахождения на поле, шел в дриблинг и превращал оборону в бесструктурное крошево, а после кружил головы непредсказуемым совершенством в завершении: мог забить или вскрыть пасом из любой точки поля. Алекс влиял на игру и в глубине, и в завершении. Иличич такой же.
Словенец идет четвертым в Серии А по принятым передачам из глубины – это характеризует не только стиль «Аталанты», но и качественное движение игрока (процент успешных приемов у Йосипа – лучший в первой пятерке). Он классно избавляется от присмотра и в момент приема почти всегда остается один. Так Йосип гарантирует постоянный вариант для безопасного перевода вперед, но уникален он не поэтому. С мячом Иличич действует как Дель Пьеро – не уходит в пустое пространство, а идет прямо на соперника, вынуждая его либо пытаться отобрать мяч, либо держать позицию и ждать обводки; в любом случае на Йосипа стягиваются несколько игроков – и его партнеры остаются без опеки.
«Играть с Иличичем – кайф, – делился впечатлениями Луис Муриэль. – У нас много классных игроков, но он уникален. Йосип так элегантно работает с мячом, что кажется, будто он парит над полем. Он настолько хорош, что взрывает мне мозг».
Его работа с мячом – это высшая форма дриблинга. Обычно обводка пассивна, обусловлена неожиданным прессингом и им же облегчена – защитника проще поймать на встречном движении, когда он разбалансирован и уязвим. Идти на игрока, который не выбрасывается сам – совсем другое. Для этого нужны техника, тайминг и чувство пространства, и риски все равно велики – поэтому большинство игроков пасуют, если защитник не выдвигается. Дриблинг Иличича проактивен. Йосип сам атакует защитника и вносит хаос в чужую оборону – она вынужденно перестраивается, реагируя на разрыв. Его дриблинг приносит 0,21 гола за 90 минут – это третий результат в Серии А среди игроков, набравших больше 900 минут.
«Иличич – необычный игрок, – считает полузащитник «Аталанты» Мартен Де Рон. – Например, Месси маленький и быстрый. Иличич меняет направление как Месси, но с ростом 190 сантиметров. Он лучший в Италии и один из лучших в мире».
Само собой, эти качества шикарно вписались в футбол Гасперини. На его систему со времен «Дженоа» навешен ярлык исключительно гиковой, но она раскрывает индивидуальности лучше большинства известных моделей. Гасперини разбивает игру на персональные поединки, и если у его игрока есть хотя бы одно качество, позволяющее побеждать один в один – он зажигает как никогда раньше. Деревянный Сапата продавливает мощью. Гомес брал интеллектуальным выбором позиции и дриблингом. У Иличича есть сразу все. Дуэльный футбол «Аталанты» подсветил разнообразие его талантов. «Теперь все называют меня профессором, хотя раньше даже мама звала меня Йо-Йо», – отшучивается словенец.
«Если бы Иличич встретил Гасперини десять лет назад, стал бы одним из пяти лучших игроков мира, – предполагал Антонио Кассано. – Играй он в «Юве» на позиции Дибалы, весь мир говорил бы о нем. Если вы сравните, что сделали Иличич и Дибала за последние три года, словенец выиграет 10:0».
Иличич сделал для Гасперини не меньше, чем тренер для него
Есть определенная несправедливость в том, что превращение «Аталанты» в символ эффективного атакующего футбола приписывают исключительно Гасперини. Джан Пьеро и правда сделал для бергамасков больше, чем кто бы то ни было, но его футбол не слишком изменился со времен «Дженоа» – по крайней мере, не настолько, чтобы стабильно заскакивать в плей-офф ЛЧ с откровенно средней ресурсной базой. В Бергамо тренер впервые собрал идеально подходящих атакующих игроков и дополнил прогрессивные идеи химией между личностями и системой. И даже этого было бы недостаточно. Иличич дал «Аталанте» то, что ей было необходимо – и чего не дал бы никто другой.
«Мы все считаем Дибалу хорошим игроком, но «Юве» выдает его за феномена и чемпиона – а это совсем другое, – рассуждал Кассано в эфире Sky Sport. – Вот Иличич – настоящий чемпион. Он вывел среднюю команду в Европу».
Сложная атакующая механика Гасперини строится на инверсии стандартных футбольных принципов: он насыщает фланги и опустошает центр, а не наоборот. Мяч продвигается через фланги и полупространства, где одновременное смещение нескольких игроков – крайнего центрбека, латераля, полузащитника и нападающего – создает численное преимущество даже против чисто фланговых схем типа 4-3-3. Центр освобождается для включений из глубины. Гасперини берет атипичностью, помноженной на плавную автоматику вертикального паса и искусственной тяжестью фланга. Когда «Аталанта» держит мяч в зоне достаточно долго, все работает – соперник смещается и разрежает защиту в соседней площадке.
Фланговый футбол Гасперини нуждается в игроке, который отлично открывается в полупространствах и шикарно чувствует себя в окружении – а мы уже выяснили, что Иличич превосходен в такой игре. Уже этим Йосип максимально прокачал «Аталанту» – если он в форме и не в депрессии (у словенца есть психологические проблемы), его одного хватает для создания численного преимущества против троих. Но дело не только и не столько в этом.
При всей уникальности атака Гасперини предсказуема и уязвима. Она завязана на длительности флангового владения и потому зависит от качества паса и численного превосходства. Ее легко затупить, уравняв количество исполнителей в зоне: индивидуально большинство бергамасков не тянут топ-уровень и без розыгрыша лишнего не смогут сохранить мяч.
Нестандартный Иличич – спасение Гасперини. Йосип исполняет роль необходимого зла, элемента анархии; от таких жестко структурированные тактики обычно страдают и рушатся, но конкретно в этом случае все сработало. Словенец подчинил уникальные качества командной игре, вписал вечный индивидуализм в протокол системы, но только пока все работает. Если соперник обнулил преимущества «Аталанты» и перекрыл фланги, Йосип превращает игру в личный холст – выходит из детально предусмотренной механики и творит, подрывая и установки Гасперини, и контрходы соперника.
Иличич – разрушительный системный сбой «Аталанты». Когда он в форме, против него нет приемов. Он уничтожит любого, кто сыграет против него персонально. Откажется от дриблинга и бомбардирует ворота бронебойными 30-метровыми наклболами, если его перекроют вдвоем-втроем. Разрушит защиту несчитываемыми проникающими, если станут стеной.
Гасперини поднял Иличича на уровень, которого тот заслуживал величиной таланта, но утверждение верно и в обратном смысле: без Йосипа тренер не добрался бы до вершин, которые занимает сейчас.
Важная черта Иличича – он всегда раскрывался в паре с ярким напарником. В «Палермо» он зажигал с Микколи и Пасторе. Лучший отрезок в «Фиорентине» провел, когда туда забежал Салах – 7+3 в 14 матчах. Когда из «Аталанты» ушел Папу Гомес, Иличич вернулся к амплуа нестабильного мага: в последние три месяца фирменные индивидуальные перфомансы граничат с откровенно блеклыми матчами.
С этого ракурса качественно средняя словенская сборная – не лучший вариант для Йосипа. Он и правда не всегда выжимает максимум и статистически далеко не так эффективен, но все равно превосходит партнеров. В словенской 4-2-3-1 (альтернатива – 4-3-3) Иличич делает примерно то же, что в «Аталанте»: свободно движется на правом полуфланге, открывается между линиями и отвечает за непредсказуемость и остроту атаки. Разница только в том, что рассчитывать словенцам больше не на кого: игра завязана на главной звезде. Матьяж Кек называет Йосипа лидером сборной.
Даже в некомфортных условиях Иличич остается одним из самых индивидуально опасных и разносторонних игроков мира – и России стоит учесть, что у него есть подход к любой обороне.
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: globallookpress.com/LaPresse, Stefano Nicoli/LaPresse/Sipa USA, Ales Beno/Anadolu Agency; Gettyimages.ru/Marco Luzzani
Вот и всё, что там было. Никакой "резни", геноцида" и "концлагерей". Аффтар, вы просто лжец.