«Зенит» разбил ЦСКА движением Кузяева и атаками через фланг Фернандеса. Кажется, с титулом все ясно
Дорский разбирает новую победу Семака над Гончаренко.
Гончаренко и Семак сделали только по одному изменению в составе по сравнению с прошлым туром, но под «Зенит» ЦСКА пытался поменять роль Зайнутдинова при начале позиционных атак
Три тура после возобновления РПЛ показали, что Виктор Гончаренко не нашел за зиму оптимального старта ЦСКА. Лучший бомбардир межсезонья Илья Шкурин ни провел ни минуты в РПЛ (только 54 в кубковом матче со СКА), Бахтиер Зайнутдинов и Наяир Тикнизян, казавшиеся главными вариантами на место левого полузащитника, уступили место Чиди Эджуке, Арнор Сигурдссон, бодро игравший в контрольных матчах, не выходил в старте после поражения от «Локомотива» (0:2), плюс какое-то время пропустили Алан Дзагоев, Игорь Акинфеев и Игорь Дивеев.
В матче с «Зенитом» вероятно было отсутствие Марио Фернандеса, получившего ушиб и ссадины мягких тканей головы и лица еще в первом тайме игры с «Арсеналом». В Туле Марио заменил Георгий Щенников – сначала правый край закрывал именно он, но после перерыва место правого защитника занял Константин Марадишвили.
«Наверное, только в концовке мы нашли сочетание, которое нам было надо, когда мы играли в равных составах. У нас пошли атаки, наверное, путем перестроений», – сказал Гончаренко после поражения от «Арсенала» (1:2). Взгляд Гончаренко полностью подтверждала статистика (9-1 по ударам, 5-0 по ударам из штрафной после 70-й минуты, до нее – 3-6 и 1-2), при том, что ЦСКА заканчивал матч с Николой Влашичем и вышедшим на замену Иваном Обляковым в середине поля, Сигурдссоном – на правом краю атаки и парой Федор Чалов – Саломон Рондон.
Несмотря на это, на матч с «Зенитом» Гончаренко внес только одно изменение по сравнению со стартом в Туле – Обляков вместо Марадишвили. Фернандес успел восстановиться (по его попаданию в основу – никаких вопросов), но, например, появление с первых минут Константина Кучаева, который очень далеко от формы начала сезона, не совсем понятно.
У «Зенита» тоже была лишь одна перестановка после прошлого тура – она читалась еще за полторы недели до матча с ЦСКА. Деян Ловрен пропускал игру с «Ахматом» из-за дисквалификации – его подменил Дмитрий Чистяков, но в Москве хорват не только вернулся в состав, но и снова стал капитаном «Зенита».
В прошлом сезоне ЦСКА и «Зенит» тоже играли в 23-м туре – изначально матч был запланирован на конец марта, но из-за пандемии состоялся только в июне. Тогда Сергей Семак сильно удивил соперника ромбом в центре поля (его наигрывали неделю именно к ЦСКА, после чего эта расстановка стала рабочим вариантом и еще может стать основным – после возвращения Малкома), но на этот раз петербуржцы вышли в привычных 4-4-2, в которых Далер Кузяев и Вендел номинально располагались на флангах полузащиты.
Правда, Гончаренко все-таки подготовил одно решение под «Зенит» – оно касалось позиции Зайнутдинова при первых стадиях позиционных атак. Если Фернандес при них постоянно находился минимум у центральной линии (а как только ЦСКА продвигал мяч к ней, Марио поднимался к финальной трети), то Зайнутдинов часто становился третьим центральным защитником.
Скриншоты сделаны в InStatScout
Эта задумка точно была направлена на лучший контроль мяча – кажется, было две причины для такой роли Зайнутдинова. Во-первых, она могла разрушить прессинг «Зенита» – при глубокой позиции Бахтиера за ним, например, мог выдвинуться Оздоев, а не Кузяев (как происходило, когда Зайнутдинов исполнял классического левого защитника). Во-вторых, так Эджуке получал пространство при игре один-в-один с Караваевым.
Отчасти план Гончаренко сработал (так родился гол Рондона, о нем – ниже), но все-таки смещений Зайнутдинова третьим центральным защитником могло быть больше.
ЦСКА оставлял Эджуке один-в-один против Караваева и выводил Марио Фернандеса под подачи. Эджуке мало лез в обводку, но одна из них привела к голу
Возможно, лучшая характеристика того, что план ЦСКА с третьим центральным защитником в начале позиционной атаки не сработал – 0 попыток дриблинга Эджуке против Караваева в изоляциях в середине поля при постепенном развитии атак армейцев.
Да, были обыгрыши после подборов и быстрых уходов ЦСКА в отрыв (например, на 37-й минуте, когда Эджуке опрометчиво пошел на троих зенитовцев, все равно их обыграл и классно покатил Кучаеву в середину, а Константин запорол контратаку), но при позиционной обороне «Зенит» почти справился с главным дриблеров РПЛ это весны (да, сейчас Эджуке идет в обводку даже чаще Хвичи).
Продвигаясь к штрафной «Зенита», ЦСКА не очень быстро переводил мяч справа к Эджуке, а если эти переводы и случались, когда у Чиди была относительная свобода, Кузяев успевал занять широкую позицию и создать численное преимущество с Караваевым. Потенциальные смещения Эджуке в середину в таких ситуациях тоже контролировались – Барриосом или Оздоевым.
До удаления Ахметова Эджуке аномально мало для себя шел в дриблинг. По данным InStat, в равных составах Чиди совершил 6 попыток обыгрышей (3 – успешных), по данным Opta, которая критичнее относится к фильтру обводок, вообще – 2. Правда, именно это качество Эджуке привело к первому голу ЦСКА – мяч Рондона стал третьим ударом из штрафной и первым в створ для армейцев.
В этом эпизоде один-в-один с Эджуке оказался не Караваев и даже не Кузяев, а Оздоев. Нельзя сказать, что это напрямую связано с ролью Зайнутдинова в начале позиционных атак (розыгрыш пошел не через него), но армейцы все равно дождались ошибки «Зенита» при прессинге.
В начале голевой атаки ЦСКА мяч был у Марио Фернандеса, который отпасовал назад Дивееву и занял высокую позицию – Зайнутдинов в этот момент располагался на месте левого центрального защитника.
Давление «Зенита» на чужой половине оказалось нестандартным – Оздоев не поднялся к Облякову, а остался в центре поля (за его спиной оказался Влашич, к которому мог подняться Ракицкий). Из-за этого в момент передачи Дивеева на Облякова в середину выдернулся Кузяев.
Обляков на вираже обогнал Кузяева, а дальше Барриос отпустил Ахметова, тоже не поджав соперника. Ахметов быстро развернул атаку ЦСКА влево – Барриос и Кузяев оказались отыгранными от эпизода.
Зайнутдинов классно сработал в финальной трети – отдав мяч Эджуке, Бахтиер не остановишься, а продолжил движение в штрафную по диагонали, забрав с собой Караваева.
Эджуке оставалось только обыграть один-в-один Оздоева и найти партнера в створе ворот Лунева. Все получилось – снова отмечаем безобразную игру Дугласа Сантоса в обороне, упустившего Рондона.
Голевой навес Эджуке стал единственной подачей ЦСКА слева в первом тайме – учитывая то, как армейцы пытались оставить Чиди в изоляции, а также стремление нигерийца к обыгрышу, не очень удивляющая статистика. Справа подач было намного больше – там ЦСКА оставлял пространство для включений Марио Фернандеса либо за счет простых уходов Кучаева ближе к центру, либо за счет перегруза правого полуфланга Влашичем и Кучаевым.
Карта передач ЦСКА в штрафную в первом тайме.
В первом тайме навесы Фернандеса привели к ударам Эджуке и Рондона, но они получились неопасными.
Кузяев измучил ЦСКА постоянными перемещениями. Именно Далер больше остальных влиял на игру
Мы привыкли, что при Семаке фланговые полузащитники в 4-4-2 не привязаны к краям – слева это всегда делал Себастьян Дриусси, а справа смещения в середину практиковал даже Эмилиано Ригони. В начале этой весны «Зенит» вообще справляется без фланговых игроков – Малком восстанавливается от травмы, а Андрей Мостовой и Алексей Сутормин присели на скамейку.
Как и в матчах с «Рубином» (1:2) и «Ахматом» (4:0), против ЦСКА Семак доверился четверке Кузяев – Оздоев – Барриос – Вендел. Вендел сделал дубль (первый в карьере), но главным героем матча стал Кузяев, получивший большую свободу, к которой армейцы были не готовы.
До замены Азмуна на Сутормина на 64-й минуте Кузяев номинально располагался на правом краю полузащиты, но строгая привязка к позиции у Далера была лишь при обороне (но и там случались узкие позиции). Конечно, в большей степени Семак отталкивался от игры «Зенита», но в матче с ЦСКА постоянное движение Кузяева помогало и из-за относительной слабости опорной зоны соперника, и из-за большого количества возможностей для подключений Караваева (Эджуке, вероятно, слабейший фланговый игрок ЦСКА наряду с Сигурдссоном в части отработки сзади).
Кузяева постоянно тянуло в центр. Начало позиционной атаки «Зенита»:
Развитие атаки «Зенита» в финальной трети:
Обляков, Эджуке и Зайнутдинов не справились с движением Кузяева – Далер получал слишком много свободы. Вот, например, эпизод на 28-й минуте – все началось с ухода Кузяева в глубину и получения передачи от Оздоева.
Дальше Кузяев отдал мяч Караваеву и начал движение вперед – в этот момент Эджуке передал Далера Облякову и Зайнутдинову.
Обляков и Зайнутдинов не среагировали на движение Кузяева – в итоге Далер мог принять и передачу от Караваева, и пас от Дзюбы. ЦСКА спас Магнуссон, заблокировавший пас Дзюбы.
Гол Дзюбы – вообще лучший пример свободы Кузяева (а также Вендела) и реакции ЦСКА на нее. В начале голевой атаки Далер наконец-то получил мяч в широкой позиции – в этот момент за него отвечал Эджуке.
Дальше Кузяеву помогли Барриос и Вендел – смещением в правый полуфланг и дальнейшим движением вперед они увели Облякова и Ахметова. Эджуке так и не вступил в отбор, поэтому Кузяев спокойно продвинулся в середину и отдал пас Ракицкому.
После этого за Кузяева стал отвечать Обляков. «Зенит» явно готовился под навес (тут можно предъявить претензии Кучаеву, который без надобности располагался слишком узко), а Дивеев и Магнуссон персонально играли по Дзюбе и Азмуну.
Дуглас готовит подачу – Кузяев уже в штрафной, но Обляков еще играет с ним.
Дуглас подает – Кузяев делает ускорение в точку, куда летит мяч, Обляков остается на месте.
В этом случае не так важно, коснулся ли мяча Кузяев и сделал ли он голевую передачу на Дзюбу – гораздо важнее все, что Далер сделал до возможного ассиста.
Решающие действия перед голом Дзюбы, ассист Венделу, заработанное удаление Ахметовым – Кузяев внес самый большой вклад в итоговый результат.
Гончаренко не понравилось, как ЦСКА оборонялся за спиной Марио Фернандеса. Во втором тайме «Зенит» действительно разорвал эту зону
Второй тайм начался молниеносно: на 50-й минуте Вендел забил сумасшедшим ударом после розыгрыша аута (бывший сотрудник «Зенита» Никита Васюхин объяснил, почему этот гол неслучаен), а на 53-й минуте Ахметов схватил удаление за фол на Кузяеве.
После игры Гончаренко похвалил команду за проявленный характер и стремление атаковать даже в меньшинстве, но отметил, что ему не понравилась оборона пространства за спиной Марио Фернандеса. Тренера ЦСКА можно понять – если справа после перерыва «Зенит» предпочитал навешивать, то слева легко проходил в штрафную через проникающие передачи.
Карта передач «Зенита» в штрафную после удаления Ахметова.
После удаления Ахметова ЦСКА пытался перестроиться: сначала смещением Кучаева с правого фланга в середину, а затем выходом Бохинена и Марадишвили вместо Кучаева и Облякова (Эмиль занял позицию центрального полузащитника в тройке, Константин располагался правее, левее – Эджуке, плюс гораздо ниже стал опускаться Влашич). Ни один из вариантов полноценно не сработал.
«Зенит» сильно перегружал левый полуфланг – Дуглас оказывался с мячом в финальной трети, а рядом с ним оказывались Вендел и начавший высокие включения Оздоев (немного позже в эту зону добавился Кузяев, перешедший налево после выхода Сутормина). Плюс в большинстве случаев рядом с этой зоной в штрафной открывался Дзюба, а иногда на одну линию с Дугласом для розыгрыша поднимался Ракицкий.
Победный гол «Зенита» тоже пришел из этой зоны – Бохинен остался 1-в-2 против Кузяева и Вендела и был очень легко обыгран Далером. Визуально Бохинен сыграл очень плохо, но действия Гончаренко после пропущенного гола заставляют задуматься о требованиях тренера ЦСКА.
Сразу после гола Гончаренко подозвал к себе Дивеева и напихал защитнику. Возможно, это связано с тем, что в эпизодах, когда у центрального защитника нет прямого оппонента в штрафной (а Дивеев и Магнуссон остались вдвоем против Дзюбы после достаточно ранней замены Азмуна), врывания в нее из глубины должен контролировать именно он.
***
Несмотря на пропущенный гол с пенальти (глупейший фол Сутормина на Бохинене) и относительно нервные последние минуты, победа «Зенита» полностью заслужена. По сути, ЦСКА реализовал все явные моменты, а у «Зенита», кроме голов, еще был нереализованный пенальти Дзюбы, выход один на один Кузяева и спорный момент после удара Дугласа (кажется, РПЛ нужна Goal-line technology).
ЦСКА отвалился от чемпионской гонки и не совсем понятно, куда армейцы двинутся дальше. Зимой Гончаренко получил комфортные условия для работы (уход Овчинникова, полноценные сборы с летними новичками), но март показал, что тренер так и не пришел к полному пониманию оптимального состава.
Первый тайм с «Локомотивом», когда ЦСКА неожиданно перешел на 4-3-3 с Влашичем в роли левого нападающего, казался не очень удачной подстройкой под соперника, но дальше качественного скачка в игре армейцев не произошло.
«Зенит» уверенно движется к третьему чемпионству подряд – кажется, ему не помешать, даже если «Спартак» будет прессинговать во всех матчах 90 минут так, как в стартовые 15 против «Краснодара» и «Динамо».
Телеграм-канал/твиттер Дорского
Вендел дублем выключил ЦСКА из чемпионской гонки. Первый гол – запуск ракеты в девятку 🚀
Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов
Артёму, несмотря на 1+1 в матче, нужно уменьшить своё эго. Вендел отлично сыграл, а Кузяев просто выше всяких похвал.
И да, не нужно думать про лёгкий календарь, нужно в первую очередь думать о улучшении реализации своих моментов, иначе повториться ситуация в матчах с "Ростовом" и "Рубином".
А Гончаренко видимо нужно уйти из ЦСКА, ибо я впервые видел, как болельщики "армейцев" были так пессимистичны насчёт результата до начала матча.