Букайо Сака – самый яркий игрок проблемного «Арсенала». Сыграл на 6 позициях (от левого защитника до правого вингера) и продолжает учиться
Букайо Сака – самая позитивная сюжетная линия в мрачном сезоне «Арсенала».
«Он отчаянно хочет учиться», – это общее мнение внутри клуба, начиная с Микеля Артеты. Подробно разберем, чему Сака уже научился и в чем ему еще надо прибавлять.
Сака невероятно универсален. Он уже сыграл на шести позициях – и везде хорош
Вот так выглядит карта позиций Букайо Сака в «Арсенале» с момента дебюта:
Интересная картина: постепенно Сака пересек все поле по диагонали – от левого защитника до правого вингера. Немного напоминает видеоигру, где нужно проходить один уровень за другим. Чтобы разобраться, начнем с одной из базовых расстановок – 4-3-3:
В этой расстановке Сака может закрывать до 40% позиций. Еще одна польза универсальности для начинающего игрока вроде Букайо – ты стоишь не в одной, а сразу в четырех очередях на игровые минуты. Любая травма, дисквалификация, спад формы – и ты двигаешься вперед (Сака, например, подменял Тирни). Это критически важно: накопи первоначальный капитал, а остальное зависит лишь от тебя. Стоит закрепиться в основе – и позиция со временем стабилизируется в зависимости от тренерских предпочтений (края атаки, как у Сака сейчас).
Какие качества может развивать подобная универсальность? Вот как происходило освоение новых территорий:
1. Левым защитником Сака выходил еще в английских юношеских сборных (U16, U18). В «Арсенале» порой формировалась модель скоростного фланга (Обамеянг выше, Сака под ним). Необходимые качества: игра по разметке, умение варьировать темп (набор скорости – сброс – новый набор), выбор момента для включения в атаку, оборонительная дисциплина, скорость возврата в оборону.
Обратите внимание, насколько медленно перемещается вся линия обороны «канониров» после подачи, Сака против Лазаро из «Ньюкасла» страхуют не центральные защитники, вернувшиеся с края штрафной в створ (на самый опасный участок), а Обамеянг, добегающий эпизод из глубины. Вся линия медленно восстанавливает позиции, запаздывает со страховкой, а сам Букайо действует недостаточно агрессивно – слабости обороны хорошо видны.
Отбирает мяч Сака скорее за счет скорости ног, цепкости внизу, ему сложнее в ситуациях, где нужно задействовать корпус в единоборствах. Оборона на дальней штанге – один из аспектов, вызывавших беспокойство тренерского штаба. «Мне нравится играть в атаке, но я буду делать любую работу, которую от меня требуют тренеры. Без мяча я больше обороняюсь, когда мяч у нас – становлюсь вингером», – подчеркнул Букайо.
2. Левый латераль: баланс, рост числа включений, качество доставки и уход без мяча в полуфланг в качестве дополнительной роли.
В этой ситуации Букайо выступает в амплуа, наиболее близком к роли современного ложного фулбека:
Сака идет внутрь и просит мяч в ноги жестом, Обамеянг занимает бровку, Себальос стягивается к мячу, набирая подобным движением под партнеров километры пробега. Формально Сака здесь – левый латераль, но в конкретном эпизоде важнее навыки центрального полузащитника (прием за первой линией прессинга).
Вне владения «Арсенала» парень – классический латераль, при владении – идет внутрь, подрывая структуру «Вест Хэма» в центре. Аналогичный пример, но на чужой половине:
Полторы минуты включили в себя:
• предложение внутри, спиной к воротам (основное изображение, как полузащитник, вновь этот же жест под ноги);
• через 8 секунд: предложение за спину из более широкой позиции (вставка, как типичный латераль), угрожает включением в штрафную;
• еще минуту спустя: аналогичное второму предложение под пас от Джаки.
Трижды Джака с мячом, но рискует ровно ноль раз. Спустя небольшой промежуток Сака опять открывается под проникающий пас от Себальоса низом: неудачно, но испанец хотя бы попробовал. Четыре разнообразных открывания подряд на минимальном отрезке.
Унаи Эмери так характеризовал эту особенность Букайо на раннем этапе адаптации: «Я помню, как он играл первый матч с нами. Мы выиграли у «Фулхэма» 4:1, ему было 17. Получив около 10 минут, Букайо не притронулся к мячу ни разу за 10 минут! Он бежал, бежал, бежал… И ни разу не ударил по мячу, просто потрясающе. Когда он стал играть регулярно, все увидели, что он очень хороший игрок, скромный человек и умный парень».
Роль предполагает, что Сака – латераль с элементами игры центрального полузащитника. Здесь видно еще лучше, как он переключается из одного регистра в другой:
Несколько секунд назад подрывал обороноспособность соперника в центральном круге (вставка), а затем при быстрой атаке соперника становится пятым в линию, шире Колашинаца. И так почти весь матч: фланг/полуфланг. Очередная ступень обучения: когда не получается пройти защитника 1 в 1, сжечь его скоростью, ты просто увеличиваешь объем открываний за спину или в опорной зоне противника, работая на прием.
3. Левая восьмерка в 4-3-3. Приобретаемые качества: способность держать связь с окружением (как пример, Тирни – Джака – Обамеянг), больше контактов с мячом и страховки, сохранение необходимой структуры расстояний, повышенная роль в построении атак, внимание к персональным ориентировкам в прессинге. Также требуются внимание при перемещениях и сохранение стабильного уровня концентрации, лучшее качество подстройки (движения под передачу), больше работы происходит под давлением. Пример позиции-шарнира, где нужно грамотно работать без мяча и постоянно переключать фокус:
Роль предполагает обратное предыдущему пункту: Сака – центральный полузащитник с элементами игры латераля.
Хорошо видны эти позиции-близнецы Сака и Канселу в матче команд Артеты и Гвардиолы. Букайо должен не только следить за Канселу, но и не забывать, что португалец и Марез могут перегрузить Тирни, расширять фронт обороняемого пространства, линию обороны при мяче на другом фланге.
Два номинальных фланговых защитника в этом горе от ума Артеты и Гвардиолы играют в середине поля и на эпизоде выше встречаются взглядами. Легко представить их виртуальный диалог:
«Тоже сегодня в центре играешь?» – как бы спрашивает Канселу.
«Ага, сейчас вернусь. Только проверю Мареза на бровке», – как бы отвечает Сака.
Подобная роль и правда требует очень больших затрат для сохранения тотальной концентрации сразу на двух целях.
4. Левый вингер: дриблинг в атакующей трети, получение изоляций, подачи, оценка ситуации в центре штрафной, прессинг. Букайо хорош, когда разрывает ритм, скрещивает траектории, дробит ведение резкими остановками и сменами направлений.
5. Переход в более узкую тройку нападения (4-2-3-1, 3-4-2-1): способность безболезненно двигаться внутрь структуры, делясь шириной с крайним защитником/латералем, работа в плотности полуфланга, сброс давления после приема, умение ждать мяч и корректировать позицию.
Обычно атакующие полузащитники ждут передач между линиями и дальше действуют по обстоятельствам. Сака только набирает опыт таких ситуаций, поэтому иногда действует так, как привык, а не так, как требует ситуация:
Условный Де Брюйне скорее совершил бы обратное движение: сам зашел в зону с давлением, бросил в ней якорь и ждал оповещения о доставке передачи. Бельгиец в этом плане – пример для подражания, игрок-тест твоей компактности. Алгоритм действий Букайо в конкретном эпизоде отличается: он сначала двигается спиной вперед и мелкими шагами, затем делает разворот в определенной точке и предлагает вертикальный вариант решения проблемы, но Себальос не решается отдать такой пас. Выделяем работу ног при смене направлений.
6. Правый вингер: разворот игры внутрь, работа между линиями на прием мячей, связь с фланговым защитником, смещения в полуфланг под ведущую (левую) ногу, прессинг по заданной цели.
К СПП – плюс/минус к среднему по позиции. Параметры выборки: 45 игроков, позиция – фланги атаки АПЛ, минимум 450 минут в первой половине сезона-2020/21
Мини-вывод: Сака помещают в разное окружение (схемы), он действует
• в разных каналах по ширине;
• на разной высоте;
• в узких/широких тройках нападения;
• в системах с разными принципами и разным допустимым риском;
• в условиях с более или менее подвижными ролями, с большей или меньшей плотностью сопротивления.
Золотое правило универсальности – не жаловаться. В какой бы точке поля ты ни оказался, нужно показывать себя швейцарским ножом, а не быть заплаткой, дать тренеру основание доверять тебе даже тогда, когда он под угрозой увольнения. «Адаптируйся или умри» – со временем Сака становится неплохим олицетворением и другого классического спортивного правила.
Мнение Гарета Саутгейта: «Сака скорее атакующий игрок. Я знаю, что он играл левым защитником, но даже там был заметен его атакующий вклад в игру. Мы внимательно следим за ним, понимая, что он может играть на четырех или пяти позициях – левого защитника, вингбэка, слева и справа в атаке».
Новая позиция, как говорит Сака, это повод обратиться к тренерам и получить очередную порцию советов. Букайо объясняет процесс примерно так: теперь играя вингера, он хорошо знает механизм действий крайнего защитника, а играя на фланге обороны – лучше понимает, как нейтрализовать типичные действия вингера. То есть направляет опыт игры на каждой из позиций против соперника.
«Если тебя перемещают по позициям, то можно сказать: «Хорошо, теперь у меня есть прекрасный повод оправдать свою плохую игру, потому что это даже не моя позиция». От Сака вы подобного не услышите: он полная противоположность – способен жертвовать собой ради команды, не прибегая к оправданиям», – подвел итог Артета.
Сака доминирует в микродуэлях – часто именно разрыв оппонента решает исход матча
Разберем отдельные сценарии, в которых сильные качества Сака подчеркиваются схемой, созданием благоприятных условий или действиями партнеров. Первый из них – снять с Букайо часть оборонительной нагрузки в надежде на то, что он вернет в атаке, причем сделает это с запасом:
Здесь Сака действует против одного из тройки центральных защитников «Айнтрахта» (Абрахама), отдав латераля (Да Косту) Колашинацу. От этих микродуэлей зависит очень многое: кто кого переиграет, кто кому доставит больше неприятностей – Сака Абрахаму или Да Коста Колашинацу?
Букайо меньше нагружен ответственностью за латераля, стартуя, как правило, выше. На вставке (при первом голе) Сака обыгрывает именно Абрахама, а Да Коста за ним не успевает, итог – голевая передача. Второй гол Сака забивает сам в аналогичной быстрой атаке. При третьем – обокрал Абрахама, голевой пас на Обамеянга. Так из простого неравноценного размена юноша получил 1+2. Тип благоприятных условий: среда для контратакующих предпосылок, уверенность в надежности тыла, разница в скорости с защитником. Лига Европы вообще стала неплохим полигоном для развития Букайо.
Второй сценарий – создание ситуаций 1 на 1 с возможностью применить дриблинг на входе в штрафную соперника:
Опять прекрасные предпосылки: Ивоби далеко позади (сложно отыграть такое расстояние у быстрого Сака), Обамеянг сдал фланг в аренду, сместившись в центр, гектар пространства для включения, на мяче игрок, прекрасно видящий подобные зоны и умеющий оперативно разворачивать игру (Озил).
Плюс это быстрое решение, «Эвертон» вынужден разворачивать всю структуру, скрипя шестеренками, закрывать новое пространство. Но главный итог: Сака получает изоляцию на самом краю штрафной против Сидибе. Тот вынужден менять баланс тела, пускать Букайо в свою штрафную и предлагать последний аргумент – рискованный подкат в миллиметрах от пенальти.
Особенности стиля Сака: дриблинг в важных точках, игра на непривычном фланге, использование правой ноги
Среди особенностей игрового стиля Букайо в первую очередь выделим следующие:
1. Отличное качество – оценка ситуации внутри штрафной соперника при расположении на фланге. Это позволяет Сака выбрать оптимальный вариант доставки: низом во второй темп, прострел во вратарскую, мягкий навес на дальнюю штангу, продолжение движения.
Букайо нельзя давать минимальных зазоров, нужно выжимать в углы/бровку, провоцировать простой пас на сохранение и сдерживать плотностью контакта. Иначе можно нарваться на нечто подобное (Букайо проскочил между игроков «Ньюкасла»):
Преимущества в динамике у Сака не было, но ему дали время: одним движением он убирает двух соперников и покупает им билеты в первый ряд на дальнейший просмотр эпизода.
Букайо стягивает подстраховку и тут не менее важен второй момент. Велик соблазн, особенно для молодого игрока: уже обыграл двоих, что мешает продолжить и углубиться в штрафную площадь? Нет, Сака прошивает вторую пару голевой передачей в ногу Пепе:
Ценность любого дриблинга – то, что ты в итоге с него получаешь в финале. Минус два соперника дриблингом, минус два противника передачей в насыщенную партнерами зону и гол – это и есть зрелый эпизод. Интересно, что Сака обозначил эту ситуацию именно как игру 1 на 1. То есть идти сразу на двух игроков в дриблинг – это практически ничем не отличающаяся ситуация в его понимании.
2. В зоне справа Сака неплохо задействует правую ногу (Букайо левша). Ей он выполняет прострелы, передачи на границу вратарской, а иногда способен и на такое:
Гол получился красивым, но тут хотелось бы скорее отметить технику исполнения: удар под мяч и с сильным вращением, работа голеностопа. Действительно, больше похоже на технику подачи, но Букайо настаивал, что видел позицию вратаря и пытался именно исполнить. Подобные мягкие черпаки – часть арсенала передач Сака.
Другой важный аспект, что часть левшей, оказавшись в подобных условиях, стала бы убирать мяч под доминирующую ногу, смещаться, готовить удар из-под защитника. Действия Сака на этом участке поля отличаются от привычек Николя Пепе или Рияда Мареза.
Мини-вывод: развивай слабую ногу, и будешь полезен в любой точке поля, включая оба фланга (яркий пример – недавний матч с «Саутгемптоном»: гол с правой ноги, голевой пас с правой ноги).
При игре на правом фланге атаки Букайо чуть более заточен на самостоятельное завершение ситуаций. Этому способствует и грамотный поиск позиции. Средняя дистанция удара Сака на 2 метра короче, чем у игроков его позиции (этот показатель лучше, чем у 73% выборки игроков фланга атаки).
Не избегает Букайо и стандартных смещений внутрь, под левую ногу, пробрасывая мяч в узкую форточку между двумя соперниками. Так чаще всего и действуют Пепе или Марез:
Умение совладать со скоростью – не менее важный фактор, чем само ее наличие. Понимать точку обрыва прохода, оценивать движущиеся цели в процессе, способность не задыхаться на рывках и готовить решение заранее – часть процедуры обучения.
3. Дриблинг на краях штрафной и при входе в нее – оптимальное для Сака место его применения.
4. Кроссы хороши, когда позиция для подачи подготовлена, а пространство внутри штрафной площади хорошо организовано, что минимизирует количество сквозняков к дальнему угловому флагу. «Арсенал» постепенно повышает роль этого инструмента в своей игре, о чем говорит и статистика последнего отрезка. На нем увеличилось и количество подач (+22%), и заполняемость штрафной (количество игроков, находящихся в ней при кроссе: +20%, 3,05 в среднем), и касания в штрафной площади противника (+40%).
Пока прогресс в этом аспекте не приводит к повышению результативности команды, но сама динамика интересна. Сака обладает достойной подачей, но это больше репертуар крайнего защитника. На фланге атаки Букайо скорее нацелен на прострелы и навесы на неудобной высоте.
5. В команде Артеты роль флангового защитника – это не просто трамвайная линия. Поднимать мяч выше можно несколькими способами, вот первый из них:
«Арсенал» создает трехэтажную систему вывода мяча: Джака опускается на место Букайо (левого защитника), доводит мяч до Сака, который поднимает мяч еще дальше, под рывок Обамеянга. Роль Себальоса – вспомогательная, движение под передачу, он дает +1 вариант.
Но Букайо предлагались и альтернативные методы: он мог уходить по диагонали на ведении или становиться в полуфланг и ждать приема мяча ближе к центру.
6. Один из негативных моментов – попытки выбраться из обороны, углов поля через опрометчивый дриблинг:
Это не единичная история, поэтому в аналогичных ситуациях Сака должен быть более осторожен и рационален: опираться на умение выходить из насыщенных зон через аккуратный пас, иногда в одно касание. Дешевые потери в дорогих зонах – не лучший способ проявить себя. Играя левого защитника, Букайо мог больше навредить команде именно через собственные потери, а не потому, что соперник грамотно вскрывал его зону. Ну и дриблинг не может быть универсальным ответом на все возникающие трудные ситуации.
Несколько дополнительных штрихов к игровому портрету:
• стремление к риску после того, как овладел мячом (идет как в плюс, так и в минус). Стоит лучше понимать эпизоды, где нужно чуть увеличить время на мяче, сыграть через паузу;
• вердикт Ляказетта: «Ему легче совершенствоваться, потому что он очень скромный и приземленный»;
• универсальность, непредсказуемость, чтение ситуаций – сильнейшие качества, которые Букайо привносит в команду, по мнению Артеты;
• стабильность в тренировочном процессе – еще одна положительная характеристика Сака от испанца;
• Обамеянг отмечал, что в возрасте Сака был абсолютно сырым футболистом: уверенность в своих силах, скорость обучения в сравнении с Букайо стали совсем другими;
• постоянный перебор позиций для Сака, по словам Артеты, лишь способ определить его идеальное положение на поле: «Он прекрасно понимает позиции, выбирает наилучший способ движения в той или иной ситуации и определяет, как использовать свободные зоны максимально быстро. Не имеет значения, где конкретно он выходит – его качества полезны на каждой из них». Одно из таких качеств – решения в финальной трети и скорость усвоения информации, ее воплощения на поле. Ведь можно кивать на теории на тренировках, а затем выходить на игру и не следовать указаниям. Также Артета говорил о том, что Сака постепенно лучше интегрируется в быт команды, чуть прибавил физически и повзрослел.
Манера Сака делает ошибки неизбежными – главное, что плюсы перевешивали, а он сам учился
Ошибки могут быть полезны, если к ним правильно относиться. Вот один из примеров неудачной игры Букайо под прессингом «МС»:
Помарка Сака конвертируется в опаснейший момент почти автоматически: мяч доставляется Фодену кратчайшим путем. Нити выхода вперед активно обрываются, владение на текущем отрезке – 86 на 14% в пользу «Манчестера». Если ты достаточно смел, чтобы выстраивать поэтапное владение от вратаря, разыгрывать коротко и под давлением, команда Гвардиолы – лучший тест такой системы. Но и за ошибки она наказывает стремительно.
Подобные ситуации ведут к тому, что в следующий раз ты попытаешься изменить условия задачи (позицию, расположение партнеров и соперников) и поступишь правильнее, это и есть процесс набора опыта:
Набирать подобные сложные эпизоды, понимать пути отхода, тренировать умение выбираться из окружения/капканов, чувствовать прессинг затылком и стараться не в ущерб своей команде манипулировать им – путь к прогрессу. Чище играешь в очагах прессинга – растет общий класс, твоя ценность. Артета однажды назвал этот процесс «умением вырабатывать нюх на опасность». Испанец отмечал, что понять молодого игрока можно даже через то, какие именно вопросы он задает тренеру и задает ли их вообще.
Смещения внутрь и работа между линиями несет как позитивные, так и негативные оттенки. Три подряд эпизода из одного матча, где Сака уходит с позиции латераля и чаще работает в полуфланге и между линиями.
№ 1: вот как должна работать вертикальная доставка от Джаки в правильном и своевременном исполнении:
Сака разгоняет Обамеянга, тот навешивает на Ляказетта, 1:0. Артета поощряет подобные проявления таланта Сака, подчеркивая, что тот не прячется от мяча, даже после ошибок.
Увеличение количества передач под прессингом может говорить сразу о нескольких аспектах стиля: игрок принимает больше ответственности, чаще работает в насыщенных зонах, вызывает прессинг на себя, а может нести и негативный оттенок – партнеры не находят на открытом пространстве, передерживает мяч.
«Артета учит нас мелочам, о которых мы раньше не знали, в рамках собственной стратегии. Может быть, одна из главных таких деталей, которую я сразу понял, заключается в том, что когда на вас никто не давит, не нужно пасовать. Вы просто получаете мяч, немного продвигаете его вперед и ждете, пока кто-то из соперников не выбросится. Только затем пасуете. Тогда ваш партнер будет свободен или на нем будет меньше давления. Притягивая к себе соперников подобным образом до выполнения передачи, ты очень помогаешь партнерам на поле», – привел пример Сака.
№ 2: атака «Арсенала» занесла Букайо слишком далеко, он застревает на чужой половине:
Сака стартует из очень высокой позиции, возвращается через центр, позиция в линии пустует, прямо на нее накатывает быстрая атака, в которой, выражаясь шахматной терминологией, «Вест Хэму» нужно лишь грамотно реализовать лишнюю пешку. Колашинац остается 1 в 2 против Боуэна и Фредерикса, прострел с номинальной позиции Букайо, 1:1.
№ 3: заключительные минуты игры, Сака уже не получает мяч под давлением, а входит в полуфланг на ведении:
Дальше проникающим пасом через два ключевых расстояния находит Себальоса, тот катит в центр штрафной на Нкетиа, 2:1.
Издержки необычной роли Сака сыграли роль в каждом из голов матча: два положительных эпизода (его передачи принято называть «вторыми голевыми», но они порой гораздо важнее и сложнее «первых»), один отрицательный, когда не успел вернуться в схему, потому что стартовал очень далеко.
В этой ситуации Сака играет одну из восьмерок в центре, но открывается как фланговый защитник. Своевременность передачи Джаки только украшает эпизод:
Аналогичным способом Букайо получил два голевых момента в игре. В следующем моменте от Сака требуются навыки центрального нападающего. Это не его прямая обязанность, но заполнение зоны за спиной Нкетиа – отличный метод вскрыть оборону:
Нкетиа классно выдергивает страхующего в тройке центральных защитников «Вулверхэмптона», оголяя пространство за его спиной. Таким разрывом в линии нужно обязательно пользоваться, потому что их немного за матч: тебя могут не заметить свои, но предложение тут обязательно. Вина лежит не только на Сака, но и на человеке с мячом – пока Нкетиа выходит в недодачу, разворачивать атаку внутрь под рывки из глубины необходимо, даже чересчур рискуя.
По мнению Артеты, один из элементов обучения молодых парней – игра против низких блоков, пяти защитников. Очень важно менять механизм действий игроков возраста Сака при столкновении с массированной обороной, корректирующая работа с ними в перерыве.
Другой вариант, где Сака может научиться новому:
Ситуация также скорее из репертуара центральных форвардов, но оказываясь в первой линии атаки, полезно активнее расширять арсенал. Быстрая работа ног – скорее явный плюс Букайо, но в эпизоде выше более искушенный игрок сначала заскочил бы в легальное положение, а затем сделал обратное ускорение. Сака не стал себя утруждать, рванул сразу и даже отдал голевой пас. Офсайд обнулил его усилия. Нельзя снимать ответственность и с Джаки: одинаково видеть один и тот же момент с разных ракурсов, играть синхронно – источник силы больших команд.
Сочетание давления, слепой передачи противника, способности Сака предвосхищать развитие таких эпизодов и командной направленности в быструю атаку:
Но второе касание после перехвата – некачественное. Вследствие этого Сака не может правильно справиться с розыгрышем контратаки на высокой скорости. Играть эпизод стабильно от начала до конца – это и есть один из индикаторов опыта, здесь его еще не хватает.
Следующий момент – важность понимания точки, из которой идет угроза, умение своевременно находить простой вариант:
Сака оказался ниже латераля правого фланга (Седрика), поэтому не имеет права легко терять мяч. Хорошо, что механизм страховки сработал как следует, иначе проблема могла стать более масштабной. Очередной урок – есть ситуации, когда медлить нельзя, где излишняя вера в дриблинг вредна. Общая проблема молодых игроков – понимание, где форсировать развитие эпизода, где замедлять темп, сколько касаний позволяет та или иная ситуация.
Некоторые особенности действий Сака при стандартах – еще один интересный момент. Вот как порой выглядела смешанная система обороны «Арсенала»:
5 человек занимают зоны по створу на границе вратарской, а группа менее габаритных футболистов «Арсенала» нацелена на действия по вбегающей группе (выше – Магуайр + Линделеф), ее замедлению. В первую линию выдвинут Сака, а также Нелсон, Торрейра и Обамеянг, образуя живой щит. Получаются две линии (5+4) и Озил, контролирующий периметр/подбор.
Иногда габаритные защитники уходили из зоны на 11-метровой отметке, а в обязанности Букайо вменялось играть с ними персонально. Наивно полагать, что Сака сдержит Йерри Мину в воздухе, его цель скорее притормозить его на первых метрах, не дать выйти в заданную точку вовремя:
Вопрос в том, что когда на стандарте Букайо вручают такого гиганта, как Йерри Мина, то чем ему крыть? Понятно, что его задача здесь – скорее сбить с разгона, а не отыграть стандарт от и до, но колумбиец выставляет руку-шлагбаум и легко уходит на первых метрах. Результат: пятая добавленная минута при 2:1, гол «Эвертона» при участии Мины во второй фазе стандарта, где он переиграл уже Луиза с Мустафи в воздухе.
И такие ситуации (спичечный коробок против поезда) – далеко не единичный случай. Понятно, что это могут быть издержки общей командной антропометрии. Сака бросали и против огромного Ласселса (борется с ним за выбор позиции, Луиз и Нкетиа в зонах)…
…и против других игроков с аналогичными умениями (Аке, прекрасно играющий вверху Соучек). Спрятать Букайо можно было бы в зоне подбора или на блоке короткого розыгрыша, но так как там уже был спрятан Озил, юношу использовали в качестве тормозящего элемента в смешанной системе обороны. Итог сопротивления Ласселсу: 2 угловых, 2 хаотичных эпизода, 2 момента подряд. Что ж, противостоять габаритам в изначально невыгодных условиях, идти на контакт – еще одна грань опыта, пусть это и получается редко.
Из-за более атакующей позиции статистика Сака стала ярче
Скачки показателей Сака от сезона-2019/20 (больше минут на оборонительных позициях) к сезону-2020/21 (более атакующие позиции) объясняются его продвижением вверх по тактическим схемам, но какие-то тенденции проследить интересно.
Увеличение: количество ударов (с 0,67 до 2,55), действия, ведущие к созданию удара (+54,5%), подает больше стандартов, попытки обводок (+13,4%, но с небольшим снижением успешности). Начало его карьеры в «Арсенале» – это навыки подыгрыша, больший крен в сторону голевых передач. Сейчас Букайо чаще становится прямой угрозой (бьет) и созидает различными способами, а не только за счет доставки с фланга. Рост числа исполненных стандартов = рост доверия и роли.
Игра в пас: точные передачи (-12,8%), все передачи (-7%), точность передач (с 78,1% до 73,1%, снижение процента и по коротким, и по средним, и по длинным передачам). Снижение по дистанции продвижения через пас (-20,5%) и передачам с продвижением (-14,4%). Падение числа кроссов на 19,3%. Увеличение по ключевым передачам (+12,4%), пасам в финальную треть (+12,4%), проникающим передачам (+30%). Разница понятна: Сака стал играть на два уровня выше, мяч уже чаще доставляет не он, а ему. Сам профиль паса усложнился: действовать в последней линии – это про обострение, повышение риска в передачах.
Нейтральные показатели: общее количество касаний (-1,3%), одинаковая доля передач правой ногой, прессинг-действия в атакующей трети (-4,8%).
Что важно: был целью приема (+12%), прием передач (+6%). Больше доверия, больше просьб о передаче. Увеличение опыта ведет к тому, что остальная команда воспринимает тебя по-другому. Если не будешь просить мяч и не захочешь рисковать, так и проведешь весь матч в нейтральной позиции, у бровки, ссылаясь на возраст, а затем будешь благополучно забыт тренером на дальнем конце скамейки запасных.
Территория: касания на своей трети (-37,3%), касания в трети соперника (+32,7%), ведение мяча с продвижением (+14,8%), вход в штрафную площадь соперника на ведении (+5,2%). Сдвиг понятен – его позиция стабилизировалась, стала более атакующей: общий объем касаний не увеличился, но сменился акцент со своей трети на треть противника.
Академия, семья и школа как дополнительные факторы
В детстве Букайо было не выгнать с улицы. Чтобы загнать его домой, отец и брат должны были проиграть ему сражение в саду: «Мы играли часами, и пока я не выигрывал, домой никто не шел». Долгое время его мучали болезни роста организма – боли в пятках и коленях, мешавшие играть.
Брат до 14 лет воспитывался в системе «Уотфорда» (защитник). Часто бывало так, что Букайо и отец отправлялись на матч «Арсенала», а мать и брат – на игру «Уотфорда».
Среди прочего выделяется отличная успеваемость в школе: Букайо увлекали такие предметы, как бизнес, математика и английский (для молодого парня он обладает грамотной речью, что заметно во время интервью). Кроме того, Сака сдал абсолютно все экзамены на хорошие или отличные оценки.
Со временем его школа в Гринфорде и «Арсенал» сумели составить грамотное расписание для парня: оно было достаточно гибким и на основе понятных договоренностей.
А вот несколько принципов, на которых строится воспитание игроков в академии клуба:
• творчество с мячом и без мяча, поощрение импровизации и собственных идей;
• ставить результат перед развитием – плохо. Нужно убедить игрока, что твои тренерские методы работают, подходят лично ему, много индивидуальной работы;
• система постановки целей, которая корректируется в конце каждого месяца;
• собственная модель анализа и применения статистики;
• стремление оптимизировать расписания (эффективность временных затрат), разнообразные мероприятия по развитию футболиста и личности;
• одна из целей – повысить информированность молодых игроков об их игре (статистика, соответствие стилю, принятому в академии);
• выделение командных лидеров в линиях (атаки/защиты) с большей долей ответственности;
• группы лидеров в каждой возрастной категории + единая группа лидеров академии (по 2 человека из категорий с U9 до U23);
• молодые игроки очень разные, к ним нет единого подхода, поэтому для тренеров важны скорость и качество подбора ключей к каждому из них;
• отдел психологии и развития личности: понимание игрока (задача тренеров) + понимание личности (задача психологов) + своевременное общение между департаментами;
• повсеместное применение видеоклипов и презентаций;
• три ступени скаутинга академии (9-12, 12-16, 16-23, первые две – самые важные).
По количеству игроков, вызываемых в английские молодежки (6 возрастов с U16 до U21) академия «Арсенала» долгое время удерживает третье место. В прошлом сезоне из «Арсенала» вызывали 17 человек, включая Сака (лидеры здесь – «Челси» и «Манчестер Сити», по 23).
Низкие подачи Сака, передачи во второй темп под удар, универсальность, налаженные связи с группой молодежи (яркий пример – Эмиль Смит Роу), участие в комбинационных связках – это отголоски воспитания в академии, где на 10 повышенных игроков в каждом возрасте приходилось до 6 отчисленных. «Мы играем рядом и знакомы настолько давно, что как только оказываемся на поле вместе, моментально понимаем друг друга», – подтверждает Смит Роу.
В академии Сака оказался в 8 лет, в команду U23 попал сразу после 17-летия (там его развитию поспособствовал Фредди Юнгберг).
Итог
Бывший тренер сборной Англии U18 Нил Дьюснип дал следующую характеристику Сака: «Он отлично справлялся с изменениями позиции, всегда был очень хорош в тренировках, открыт к общению со мной и моим ассистентом, никогда не перечил никому из персонала. Я нашел его тихим, но не слабым. Он имел собственное мнение, и когда получал слово в раздевалке, я обнаружил, что Букайо рассуждал очень разумно с футбольной точки зрения. Он был более чем готов рассуждать о сильных и слабых сторонах соперника. Поначалу многие молодые игроки получают такую роскошь – об их игре никто и ничего не знает. Букайо быстр, силен, может созидать, забивать, подавать с фланга. Но теперь все знают об этом и ему нужно учиться, искать новые пути влияния на игру».
Наверное, столь стремительный прорыв Сака в основу и тот факт, что он – один из лучших игроков команды первой половины сезона, говорит и о текущем состоянии дел в нестабильном «Арсенале». Некоторые болельщики призывают относиться к прогрессу Сака как можно осторожнее, без излишнего оптимизма, сопровождающего появление каждого собственного воспитанника в основе. Тут нужно оценивать трезво: далеко не всем дано быть юным Фабрегасом или Руни, чтобы совсем не замечать адаптацию к взрослому футболу.
Когда у тебя мало опыта и много волнения – талант работает через раз. Он чаще виден в задумках, но реже отражен в исполнении, иногда сами действия выглядят сумбурно. Футбол – это прежде всего качество принятия решений. Например, быстро бежать и правильно распоряжаться мячом на скорости – вещи принципиально разные.
Молодой игрок – как маленький ребенок: обжигается, запоминает, больше так не делает. Обучение Сака происходит через матчи, достаточно легко заметить те мелочи, которые условный опытный Обамеянг сделал бы по-другому. На раннем этапе карьеры важно учиться решать сложные ситуации наиболее простым способом, переваривать неудачные эпизоды в опыт, приобретая главное – стабильность.
Первый шаг – уменьшать количество простых потерь, не допускать глупых погрешностей в передачах. У Сака брак порой идет отрезками: одна ошибка цепляет другую, она произрастает из несобранности или излишней уверенности.
Второй шаг – учишься добывать эффективность: молодого игрока во многом определяет размер пропасти между «увидел» и «исполнил», а затем и темп сокращения этого разрыва. Повторение одних и тех же ошибок быстро бросится в глаза тренерам: если молодой футболист продолжает гулять по граблям – это плохой симптом.
Третий шаг – держать контакт плечо в плечо, тут Букайо явно есть в чем прибавлять. Среди областей прогресса есть и коммуникация. Сака – больше молчун на поле, но общение, жестикуляция, управление голосом – неотъемлемая часть игрового процесса.
Крайне важный момент – Артета отмечал, что Сака очень много работает с его ассистентами и персоналом: «Всегда задает вопросы, встречается с моими помощниками и хочет прогрессировать». Фактически – это ручная работа.
Так сам испанец работал с Рахимом Стерлингом и другими игроками в «Манчестер Сити». Индивидуальная работа (полевая, с видео и статистикой, персонально-тактическая) собирает навыки молодого парня в единый стиль, нужный штабу. Отсюда вытекает и другой вывод: если штаб дает молодому парню много минут и риска, к тому же активно перемещая его по позициям, то должен терпеть последствия такого решения, а не чехлить при первом значимом обрезе или спаде формы.
Еще одна деталь: чем больше рядом с молодыми парнями игроков экстра-класса и лидеров, тем более сглажен процесс их адаптации, ведь ответственность распределена в правильных пропорциях (когда-то в «Арсенале» такой точкой опоры и авторитетом был Патрик Виейра). И в этом одна из текущих проблем клуба.
Сака – игрок-соус нынешнего «Арсенала», которого можно рассматривать и вне контекста уровня текущего состава (качества основного блюда здесь и сейчас). И это интересно само по себе, как небольшой повод для оптимизма болельщиков клуба.
«Парни, окиньте взглядом раздевалку, – вспоминал Сака слова, сказанные ему и его партнерам по команде тренерами академии. – Только один или двое из вас когда-нибудь доберутся до первой команды». Все оглядывались друг на друга и задавались вопросом о том, кто же это будет. Я же сразу был настроен на то, что одним из них стану именно я».
Другие тексты-исследования блога:
Фото: Gettyimages.ru/Julian Finney, Michael Steele, Catherine Ivill, Frank Augstein – Pool; Instagram/bukayosaka87
И Сака, и автор - умницы.