«Он как герой комиксов, одиноко смотрящий с крыши на город, который только что спас». Модричу уже 35 – нам надо успеть им насладиться
16 июля 2020 года. «Реал» Луки Модрича обеспечил себе чемпионский титул в матче против «Вильярреала» Санти Касорлы. Два полузащитника болтают у входа в туннель. Касорла завершил свой предпоследний матч в Испании перед переездом в Катар, в команду Хави. Ему 35, хорвату 34. Напоследок, перед тем как попрощаться, Санти говорит Модричу: «Увидимся в Катаре. Уже в 35».
Следующий сезон стал тяжелым испытанием не только для Модрича, но и для всего «Реала». Травмы, график, борьба каждую минуту каждого матча сезона и усталость. Итог: доезжать текущий сезон Зидану пришлось на ободах, используя чудеса кустарной ротации. Однако в его разгаре Лука Модрич продолжил напоминать нам о том, что 35 – не приговор.
В этом тексте попробуем понять, почему почти в 36 лет и вопреки всем обстоятельствам можно находиться на его текущем уровне. Обычно истории про игроков высокого уровня глубоко за 30 – про атлетов (Роналду), силу менталитета (Ибрагимович) либо итальянских форвардов типа Ди Натале и Куальяреллы (причины до сих пор выясняются).
И выясним, как можно играть за счет опыта/партнеров/системы, добавляя в общий котел набор личных навыков.
Секрет Модрича – оценка пространства и движение
«Он игрок, который делает других лучше. Все выигрывают от того, что Модрич в твоей команде. Он не эгоист, играет на всю команду: хорош в обороне, хорош в атаке, похоже, что он родился с мячом в ногах. Можно подумать, что у него есть зеркала заднего вида, потому что Лука может видеть почти каждый угол поля», – замечание от Славена Билича.
Диалог из интервью с Модричем:
– Сколько у вас глаз на поле?
– Два (смеется).
– Не лгите. Кажется, что больше.
– Это естественное для меня качество – мой инстинкт в данной области. Этому нельзя научиться: видеть вещи прежде, чем они произойдут, и знать, где находится партнер.
Иллюстрация:
Первая фаза – передача на него еще не пошла, вторая – взгляд в перспективу после получения, осознание, что пространство впереди перекрыто, оценка рисков. Третья фаза – улитка на ведении ближе к бровке и разворот атаки через дом (Куртуа).
Предварительная оценка – достоинство Модрича не только в игре с мячом, но и в прессинге. Качество с опытом, глазомер: Лука смотрит в зеркала прежде, чем хотя бы ненамного сдвинуть штурвал атаки. Этой оценкой он не только страхует себя от ошибок, но и экономит силы. Здесь поворот головы – это нулевое касание, причем навык закреплен скорее на автоматическом уровне. Модрич как будто бегает по полю наперевес с эхолотом, уточняющим расстояния до противников. Разведка (плюс/минус/паритет в зоне) и измерение – сильное сочетание. Можно даже сказать, что больше всего у хорвата устают мозг и шея, а не ноги. Строить карточный домик в разгар урагана (спокойствие) – это про Модрича.
Другая отличительная особенность – умение появляться в разных зонах, чтобы упрощать жизнь партнерам:
Здесь и далее: к СПП – к среднему по позиции, плюс/минус к показателю центрального полузащитника испанской лиги в выборке (50 человек с наибольшим количеством игровых минут).
10 километров – не самый великий пробег для центрального полузащитника, но опыт делает свое дело: Модрич научился играть с малым расходом топлива (рациональность движения, идеально размазанная по полю нагрузка, поддержка нужных зон). Поэтому и кажется, что он везде. The Guardian однажды охарактеризовал типичную тепловую карту Модрича как «огромный омлет, разложенный на сковороде игры».
Указанное пятно Модрича – это сумма оттяжек, движений в бровку, поисковой деятельности. Хорват – мастер небольших перемещений (пас – смена точки, пас – смена точки). Это необязательно происходит на высокой скорости. И хотя сферы влияния с Кроосом давно поделены, жестких границ между ними нет.
Модрич арендует место в оборонительном блоке «Боруссии» у вышедшего из линии Тюрама, окопался на позиции и просит мяч в ноги:
Вот другой тип движения Модрича – короткими перебежками позади насыщенной соперником зоны:
Передача Бензема – это как минимум минус три соперника, но без своевременного смещения Модрича пасовать там было бы некому.
Замечание Хорхе Вальдано: «Его сдержанная манера игры стремится только к полезности, то есть к тому, чтобы дать команде именно то, что ей нужно. Если он с мячом, то помогать всем; если он без мяча – разумно жертвовать собой. В конце концов он уходит с поля измученным. Вот тогда и хочется чествовать его как героя».
Хорват не мастер взрывной работы, делает он это в основном в критических ситуациях, чтобы дать нужный адрес или открыть окно для передачи.
Вот эти бесшумные рейды, когда за тобой 4 раза побежали, а на пятый – забыли:
Простой пример его самопожертвования и широкого спектра качеств из прошлого: в 2018 году Модрич сыграл 4 матча с дополнительным временем за 46 дней (на высочайшем уровне), а также стал единственным игроком «Реала» с сочетанием в 50 ударов + 50 обводок + 250 возвратов мяча за сезон.
«Он уважает тренировки. Умеет заботиться о своем теле. Он отдыхает дома, в кругу его фантастической семьи, которая освежает его, позволяя сохранять высочайший уровень готовности. Хорошо, у него бывают игры, в которых он выглядит немного уставшим, но в целом я не беспокоюсь об этом, потому что он готовит себя. Когда Лука в хорошем настроении, он и в отличном физическом состоянии», – очень точно подметил бывший тренер Модрича в загребском «Динамо» Бранко Иванкович. «Луке, может, и 35 лет, но на поле вы этого не заметите», – согласился Зидан после ответного матча против энергозатратной «Аталанты». Однако с точки зрения движения – история Луки скорее про качество движения, чем про его количество.
Модрич обладает уникальным видением поля. Недостатки без мяча пока не вредят «Реалу»
«Ты можешь использовать всю силу, которую захочешь. Но существует нечто, называемое футбольным интеллектом, игровым интеллектом, который всегда будет иметь важнейшее значение. Физическая подготовка никогда не заменит интеллект», – уточнял Модрич.
Наиболее целостно такая точка зрения звучит для конкретных эпизодов, где Лука проводит активную предварительную работу или помогает одноклубникам на микроуровне:
Да, это эпизоды за один тайм с «Боруссией» (причем далеко не все). Модрич живой полузащитник, за ним интересно наблюдать в процессе, изучать. Он спокоен в моменты, когда должен волноваться.
Оборона мяча корпусом и уклонами, способность купить пару дополнительных секунд или метров свободы сменами направления – тоже в числе его достоинств.
Есть у Луки и привычка объяснять партнерам конкретные эпизоды (почему сыграли неправильно) прямо по ходу игры.
Модрич управляет буквально в ручном режиме (наиболее жестикулирующий игрок «Реала»), причем подчинение партнеров практически беспрекословное. И если второй игровой джойстик от центра поля у Крооса, то в плане управления деталями Лука гораздо эмоциональнее.
В рамках любого тактического построения важно не цифровое отражение схемы, а верное заполнение зон, уровней, широт, распределение обязанностей. У «Реала» это выглядит так (10 полевых на 5 разных уровнях):
• центральные защитники;
• Кроос и Модрич с отчасти схожим функционалом, глубокими позициями в построении;
• фланговые защитники (ширина);
• самая странная пара – Каземиро и Бензема. Бразилец поднимается выше, чтобы не мешаться под ногами Крооса и Модрича в розыгрыше; француз, наоборот, частенько опускается в глубину, чтобы помочь им с продвижением. Итог: стержневой опорник и центральный нападающий на одном уровне;
• вингеры, которые могут заходить уже, внутрь схемы, и угрожать рывками за спину, пользоваться пространством, которое может освободить Бензема.
Интересная модель запуска атаки, где Кроос и Модрич оттягиваются на места крайних защитников:
Фланги обороны поднимаются, Каземиро в таком наполнении первой линии тоже не особо нужен, он впереди. Основное изображение – Кроос и Модрич расставляются широко (и здесь Каземиро – верхняя точка их треугольника), вставка в верхнем углу – сходятся на минимальное расстояние при позиционной обороне (и тут Каземиро – нижняя точка, опора).
Подобные конструкции на старте владений «Реала» ведут к тому, что наибольшее над средним по лиге превосходство в точности паса – в первой трети поля и заключительной 1/6 поля, на важнейших высотах. Важно лишь не потерять мяч в таких сценариях, потому что опорник гуляет на 20-30 метров выше, середина открыта.
Такое движение Модрича и Крооса практически всегда позволяет одному из них освободиться под получение. По сути, в подобных ситуациях два глубинных плеймейкера на разных сторонах. Немец и хорват – хранители ритма, контролирующие педаль газа команды.
Треугольник? Не всегда. Иногда в позиционных атаках они образуют ось, пересекающую поле по диагонали:
Модрич чаще Каземиро и Крооса поднимается выше, заходит в пространство между линиями, терпеливо ждет мяча.
Есть и недостатки – сложности с динамичной полузащитой соперников, скорость, возврат в оборону. Сейчас пропорция между достоинствами в игре с мячом пары Кроос-Модрич (они по-прежнему на высочайшем уровне) и недостатков без мяча все еще не вредит «Реалу» в большинстве матчей. Однако сложный график приумножил недостатки. Нарушение ритма полузащиты, нагрузка сверх меры, победа в скорости полузащит – то, чем смог воспользоваться, например, «Челси».
Чтобы одолеть привычное сочетание полузащиты «Реала», нужно не давать им пауз, выбивать из привычной среды (время на мяче), давить их динамикой/скоростью/интенсивностью, заставить бежать назад, а не разыгрывать вперед. Уйти с поля шахмат в область игры на обеих сторонах поля, где физическая составляющая важнее.
Переработать Крооса и Модрича можно: лимитировав их по времени оценки, перекрыв как можно больше вариантов выше. Показатель успешности противодействия – насколько успешно соперник сбивает их на поперечную игру, число перезагрузок атак и объем стерильного владения. Если Модрич и Кроос проседают по качеству решений/физике/неблагоприятным условиям, навязанным соперником, то дело для «Реала» прямо совсем плохо.
В моменты, когда динамика соперника нарушает привычный баланс, склеить его бывает сложно даже Каземиро. Игра против быстрых переходов, оборона больших площадей, скорость посадки в схему – не козыри Луки и Тони. Дело тут не столько в желании (оно почти всегда есть), а в физиологии – они никогда не были быстрыми, отставали от контратак, не так быстро перестраивались при потерях.
Второй важный момент – в этом составе отсутствует человек с функционалом десятки, который творил бы с тем же успехом, что немец и хорват, но на уровень выше. Справедливости ради, наличие Бензема с его мерцанием в разных зонах, постоянными уходами в глубину несколько маскирует проблему (как и ситуативная работа Модрича чуть выше), но не снимает ее полностью. Отсюда и обилие навесов, в котором упрекали Зидана, и много изоляций под фланговых форвардов. Другой вопрос, что наличие искомого элемента – это слом того, что работает сейчас, перераспределение нагрузки и задач.
Модрич хорошо сбрасывает прессинг, но еще лучше умеет под него не попадать:
Здесь и далее: к СПП – к среднему по позиции, 20% - входит в 20 процентов лучших полузащитников Ла Лиги (или лучше 80% полузащитников чемпионата)
Он просто создает дилемму: либо вы даете мне свободное получение, либо выходите из линии, но нарушаете ее целостность/ширину.
Вариант обороны, где Модрич и Кроос поднимаются в прессинг, а вингеры значительно уже и глубже, Каземиро прикрывает спину:
Не зря El Pais однажды назвал Модрича «продолжением Зидана на поле»:
Временное меньшинство, нужно перестроиться до замены: Кроос и Модрич вручную двигают Асенсио на позицию флангового защитника, Зидану даже делать ничего не надо. Более того, хорват взглядом убедился, что Марко занял нужную ячейку схемы. Банальная мелочь, обычно на такое обращают внимание только в том случае, если команда в результате пропустила. Держать командный тонус – прерогатива ветеранов.
Другой аспект внутрикомандного регулирования – общение внутри поля. На примере ниже – у каждого из треугольника центра полузащиты свой взгляд на развитие простейшей атаки, Рамос выбирает четвертый, наименее тривиальный:
Неочевидная польза в продвижении мяча – скрытый талант Модрича
Правильно выстраивать начальную фазу, поднимать мяч на треть поля соперника – об этом часто и справедливо говорят в отношении Крооса. Однако Модрич также проводит эту работу, просто немного по-другому.
Здесь он опускается в пространство между центральными защитниками и продвигает мяч на уровень выше длинной передачей (внешней стороной рабочей ноги):
Это при том, что внешняя правой Модрича – это почти как вторая левая. «Главное отличие Луки от большинства других игроков заключается в его способности пасовать внешней стороной стопы, – признавался Том Хаддлстоун. – На самом деле он хорошо владеет обеими ногами, хотя в «Тоттенхэме» действительно чаще задействовал правую. То, как он управляет мячом, его первое касание, в какой бы ситуации он ни оказался, было невероятным. Он хладнокровен и спокоен под давлением – ему удается найти выход из любой ситуации и сохранить мяч».
Обилие подобных моментов и легкость, с которой он задействует внешнюю, позволяют не терять времени, меньше подстраиваться и отдавать вот такие колющие передачи в сердце чужой обороны:
Штыковая атака Модрича. Сочетание двух вертикальных передач (Кроос + Модрич) позволяет преодолеть большую часть поля и создать момент со своей половины. Нет агрессии в действиях против этой пары – расстояние до ворот может съесть пара передач, особенно если без оснований поднять собственную линию обороны.
Статистика Крооса и Модрича часто не заметна. Даже забей «Реал» в этом моменте, их подготовительная работа осталась бы только в памяти внимательных зрителей, но не в протоколе: Бензема (Менди, такая-то минута). А кто в две передачи пролетел от штрафной до штрафной – история умолчит.
Поэтому если и браться за разбор полузащитников типажа Модрича, то важно добираться до смысла цифр в таких ситуациях:
Учебное пособие: тяжелая передача, в касание и по мячу, который движется, с изменением направления, с подскока.
А вот достаточно простой эпизод, но это ткань игры, кирпичик, который хорват любит вставлять в любое владение:
Для хорвата использовали эпитет superglue («суперклей»): подобные подстроения, петли, отскоки отлично склеивают владения команды в месте их наиболее вероятного разрыва.
Однажды полузащитник «Атлетико» Коке на вопрос, кого из состава соперника он хотел бы видеть в своей команде, ответил: «Модрича. Потому что мне нравится то, как он дергает за ниточки». На тот момент в «Реале» играл и Роналду, и Бэйл, и Бензема.
Простота – пунктик хорвата не только на поле, но и в жизни. Это касается даже походов по магазинам и неплохо олицетворяет его характер в целом: «Я не хожу по ним каждый день. Я из тех, кто идет туда и точно знает, что будет покупать, что конкретно ищет. Пришел. Нашел. Купил. Все. Люблю простые вещи, у меня нет 20 машин. Часы, кеды, ну и футбол… На этом все». Скромный парень по натуре, Модрич признается, что единственное место, где он не стесняется – поле. Другой пунктик – трепетное отношение к прическе (постоянно поправляет ее и на поле, и на съемках). Когда после победы в Лиге чемпионов Модрич во второй раз в жизни постригся коротко, жена Луки заявила, что в семье появился третий ребенок.
С некоторыми партнерами у Луки особая связь. Разберем на примере Крооса, Каземиро и Бензема
«Это хорошо смазанная машина, – говорит про Модрича, Каземиро и Крооса анонимный источник внутри «Реала», хорошо знакомый с повседневной ситуацией в Вальдебебасе. – Они создали такую синергию, что у каждого из троих есть понимание того, что они необходимы друг другу для достижения максимальной производительности. Это разные игровые профили, каждый из которых занимает свою ступень и играет свою роль. Может ли кто-то другой полноценно заменить одного из них? Результат будет другим. Они играют вместе так долго, что уже действуют бессознательно, и это на профессиональном уровне – удача, потому что вы получаете пространство и время».
Давняя поговорка гласит: «Мадрид» играет со скоростью Крооса». Тони – настоящий человек-хлыст, высекающий длинные передачи и переводы, автомат немецкого качества по производству паса:
Модрич показывает немцу свободный вариант. Если в команде нет профильного плеймейкера на уровне выше Крооса и Модрича, то не стоит удивляться активному желанию «Реала» растащить структуру соперника или создавать ситуации 1-в-1 на флангах постоянными переключениями.
За 90 минут через Крооса в среднем проходят почти 6 комбинаций, которые в итоге завершаются ударами (4-й в лиге). Кроме того, он в десятке в лиге по передачам первым касанием (а это не только изменение направления, но и скорость смены акцента + ритм коротких передач) с точностью в 92-93% (4-й в Ла Лиге). Как итог этой особенности – разброс мячей, темповой розыгрыш, сброс прессинга, да и пробить в касание Тони мастер.
«Когда я выйду на пенсию, я скажу, что тренировал Крооса», – заметил однажды Зидан.
Зная качества Крооса, категорически запрещено халатно относиться к движениям и Модрича, и особенно Тони в глубину. Как пример – печально известная недавняя попытка недооценки качеств немца (с тем же успехом «Ливерпуль» мог закурить на пороховой бочке или улечься спать на рельсах):
«Реал» хорошо раздергивает: два движения (Асенсио + Модрич) в глубину, одно предложение (Винисиус) за спину. Кроос – последний человек, к которому можно запоздать в прессинг. Недодавили – и скрип гильотины уже отчетливо слышен.
«Для меня Кроос – один из лучших в мире: я наслаждаюсь каждой игрой рядом с ним. Его характер очень похож на мой, и я думаю, поэтому у нас хорошее взаимодействие. Удивительно, но что бы ни случилось, Тони никогда не нервничает: я тоже спокойный человек, но он совершенно невозмутим», – резюмировал Модрич.
Задача Каземиро – закрыть любую образовавшуюся течь, через которую потекла контратака. Видя направление выхода контратаки, бразилец быстро оценивает такой тип ситуаций и идет навстречу товарным поездом, порой в лобовое столкновение:
Кроос потерял мяч на чужой половине и застрял, Модрич хуже бразильца реагирует на подобные потери, но Маркос Льоренте отдает слепую передачу назад и в бровку. Аналогичные ситуации проще объяснить на хоккейном примере: ты отбрасываешь шайбу и группируешься, когда на тебя летит тафгай соперника с целью впечатать в борт силовым приемом.
Так Каземиро превращает потери во владения, страхуя провалы Луки и Тони, часто (как и в указанных моментах) – без фола. Статистика в левом верхнем углу – это ответ на задачи, поставленные перед ним: остановить как можно больше ярких индивидуальностей, поддержать давление, вернуть больше мячей/взять ключевые подборы, быть центральным защитником перед центральными защитниками.
Иногда может показаться, что «Реал» специально гонит максимальное число контратак в Каземиро, но оно скорее ошибочное: бразилец грамотно располагается и читает уязвимости. Он как главный босс в старой компьютерной игрушке, которого нужно победить, чтобы пройти на следующий уровень поля.
Расположение Каземиро между двумя четверками, перехват и начало атаки через пару Модрич-Кроос:
Наиболее значимые показатели Каземиро – в виде таблицы:
Кроме качеств огнетушителя и статистики, Каземиро сильно отличается от Модрича и Крооса в плане физики. Тони завидует его силе, однако просто посмотрите на набор штрихов о Каземиро (тезисно):
• неважно, кто управляет атакой на поле, кто ее метроном, сердце тренировки «Реала» – бразилец, который, к примеру, ведет счет передач в рондо;
• Каземиро – позвоночник команды. Про это есть одна история: два года назад «Реал» в предсезонном турнире уступил «Атлетико» со счетом 3:7 в Нью-Джерси. Бразилец в это время был в отпуске в Сан-Паулу и наблюдал за матчем по телевизору. Закончив просмотр, Каземиро отделил свой багаж от багажа семьи (собирались в Орландо), достал билет до Мадрида и вышел из отпуска на неделю раньше, тренируясь в Вальдебебасе индивидуально. 10 дней – готов играть;
• на час раньше назначенного появляется на базе, на час позже положенного уезжает с нее после всех процедур;
• собственный физиотерапевт и домашний тренажерный зал площадью 100 квадратных метров, барокамера, осторожность в питании (и на базе, и дома), нарушение диеты – в крайне редких случаях;
• «Правда в том, что он лидер. Каземиро помог изменить представление о том, что бразильский игрок ленив. От него только и слышно: «пойдем в спортзал», «давай тренироваться», – рассказывал Родриго;
• большая часть свободного времени – просмотр футбола: нацепив на себя всевозможные приспособления для восстановления мышц, он одержимо наблюдает за соперниками, изучает статистику, анализирует собственные выступления и ошибки, игровые ситуации;
• без проблем и дополнительных тренировочных занятий осваивает новые навыки, смену формаций, изучает даже Рамоса и Варана, их привычки;
• ему нравится игра Хаби Алонсо (что бы это ни значило);
• прожорливость Каземиро в отношении пространства вынудила Диего Симеоне попросить о перемирии в перерыве матча Лиги чемпионов: «Почему бы тебе не перестать бегать хоть ненадолго?» «Я не могу», – пожал плечами Каземиро;
• хотел быть бомбардиром, но на просмотре в 11 лет соврал, что полузащитник, лишь бы взяли в команду.
Совместный опыт (Каземиро-Модрич-Кроос) – это более 120 матчей в важнейших соревнованиях, 67% набранных очков. «Соперники, которые им менее всего удобны – те, кто отнимает у них контроль, через владение или контратаки. Важно заставить их потерять инициативу», – рисует неблагоприятный сценарий все тот же источник внутри клуба.
Итак, немецкая швейная машинка, бразильский пылесос и хорватский пульт от телевизора, который вечно ищет противник. А кто извлекает из этого главную выгоду?
Более половины объема остроты от Модрича на 60-матчевом отрезке идет на Бензема. Интересно, что между Каримом и остальными партнерами, которым ассистировал Модрич, настоящая пропасть. Вот пример взаимопонимания, базирующийся на движении француза:
Первое предложение – из зоны между центральными защитниками под заброс за спину, через секунду Бензема выходит в другой канал, под длинную передачу низом и в недодачу. Кроме того, хорват точен в стадии построения атак, а Карим и здесь – № 1 в списке адресатов передач Модрича (это говорит о том, что Бензема склонен к движению в глубину, установлению прямого контакта с полузащитой).
Долгое время сильной стороной полузащиты «Реала» считается умение поделить полномочия, сферы влияния, центр тяжести. Постановка игры на паузу, отрезки контроля, качество доводки, идеально поделенные полномочия – получается трехглавый Каземодроос.
Модрич – ключевой элемент треугольника Каземодроос
Сила треугольника скорее даже не в личном опыте каждого, а в сыгранности, у них химия хоккейного звена.
Здесь Модрич привычно садится в оборонительную стойку, на полусогнутые ноги, чтобы была возможность лучше стартовать:
Штиндль отдает не глядя, потому что впереди Модрич, а Кроос преследует его непосредственно. Каземиро прекрасно намагничивает эти торопливые передачи. Быстрая переадресация от бразильца, встречная атака шестью касаниями – гол «Реала».
Недостатки соперника – территория, которую Модрич эксплуатирует с особой тщательностью. Для примера – «Аталанта». У нее много козырей, но ведь их можно изучить и направить против нее. Персональный и агрессивный прессинг? Значит нужно играть быстро, с минимумом касаний, чтобы мяч ускорялся быстрее Винисиуса. Передачи на третьего, на рывки из глубины – неплохая стратегия:
Посмотрите на этот пас от Крооса скальпелем, «почти успел» от игрока «Аталанты» тут не работает. Когда у Луки спросили, что бы он хотел украсть из арсенала немца, ответ был однозначным: «Спокойствие и холод в передачах». Модрич же включает свой козырь – передачу внешней стороной стопы. Видимый результат из комбинации извлечь не удалось, но принцип понятен.
Поэтому 10 минут спустя – ключевой эпизод матча, удаление Фройлера (вызвавшее столько дискуссий), но где и как все начиналось, как Менди вообще туда попал? Модрич и Кроос вывели мяч с маленького клочка, Де Рон агрессивно выбросился (издержки системности Гасперини), а мяч в касание пошел даже не на третьего, а на четвертого, его доставили Менди прямо на взлетную полосу:
Быстро, в касание, со сменой направления, под свободного партнера и на недостатках соперника.
Вторая особенность «Аталанты», которую можно проверить на прочность – агрессивные выходы из линии от центральных защитников (чаще – крайних в тройке). Тут Модрич выступает в амплуа заполнителя пробелов:
Менди вытянул Толои из пятерки, широкий разрыв еще не успел открыться, как с энергией и жестикуляцией в него стартует Модрич. Разочарованию хорвата нет предела, когда выясняется, что и во второй фазе атаки его никто так и не заметил. Забавно: проморгали не только чужие, но и свои. Ради приличия немного постоял в зазоре и разочарованно начал готовить очередную передислокацию.
Игра без мяча говорит о Модриче едва ли меньше, чем действия с ним.
Точное определение хорвата от GQ: «В мире эго и тщеславия суперсила Модрича состоит в том, чтобы оставаться незамеченным. Он как герой комиксов, одиноко смотрящий с крыши на город, который только что спас. Вы помните, например, кто подал тот самый угловой на 93-й минуте на Серхио Рамоса?»
Лука умен в прессинге, но не менее умен в моменты, когда попадает под прессинг
Вновь элементарный, казалось бы, момент с ошибкой голкипера, но если разложить его на атомы, то можно найти второе дно голевой атаки после прессинга:
Это именно сумма действий: а) нужна правильная координация; б) если ты не готов, то обработка тяжелой передачи полетит в угловой флаг; в) необходима техника, чтобы грамотно смягчить пас; г) нужно спокойствие, чтобы довести дело до конца (войти в штрафную, покатить на Бензема). То, как Модрич погасил мяч в землю – грань техники, которая вне ярких финтов и софитов.
Интенсивность прессинга – вещь важная, но не менее важны параметры вне исчисления: координация командного давления, точность позиций, умение предсказать, а не добежать. Грамотная охота в команде, когда Модрич и партнеры выдавливают нужный им вариант, давление идет с тыла и с фронта:
Лично для Модрича в прессинге большее значение имеет не запас сил и скорость сближения, а понимание момента (когда и в кого бежать). Все это накладывается на системность командного давления. «Реал» – в первой пятерке лиги по агрессивности прессинга (доля владений соперника, когда тот получает давление в течение нескольких первых секунд после перехода мяча, 22%).
Следующий момент, основанный на знании, опыте – если кто-то загнан в угол, под неудобную ногу, особенно большой центральный защитник, у которого сложности с хорошим пасом из-под давления, то нужно всего-навсего встать на наиболее вероятную траекторию перед наиболее вероятным адресатом:
Азбука прессинга: начать движение в тот момент, когда решение соперника уже отлично просматривается.
А вот как сам Лука сохраняет мячи, попадая под давление:
«Вам не нужно быть здоровенным и крепким парнем, чтобы играть в футбол. У моего отца сильные ноги. Я думаю, что это передалось от него и мне. Там я сильнее, чем в верхней части тела, но именно это дает мне низкий центр тяжести. Из-за этого сопернику сложнее отодвинуть меня от мяча», – объясняет Модрич. Хорват признавался, что в начале карьеры избегал единоборств, но последние 5 лет работает с личным тренером за пределами Вальдебебаса, до и после командной тренировки, исправляя недостатки в физике.
Следующее значимое качество – умение играть в так называемой crosspoint, то есть на основе грамотного баланса действий, в точке пересечения риска и надежности. Например, пас Модрича нельзя назвать консервативным, он достаточно рискует, о чем свидетельствует сочетание по передачам в офсайд (+26% к среднему по позиции на 90 минут), по недосягаемым для партнеров передачам (+24% к среднему) и перехваченным передачам (+49%). Их больше, потому что он чаще играет на грани.
И вновь простая логика – если где-то густо, то где-то должно быть и пусто:
«Спокойствие. Это то, что Лука дает команде, когда играет хорошо. Он делает так, чтобы остальные играли», – констатировал Зидан.
Модрич – король статистики, остающейся на периферии
Этот раздел по идее должен идти первым, потому что проморгать действие хорвата в комбинации проще простого.
Если Кроос – это синоним пасовой статистики, то Модрич – король статистики, остающейся на периферии (косвенное влияние).
Цифры не равно голы. Модрича вообще крайне сложно оцифровать, но если и делать это, то только через нетривиальную оптику. Вклад хорвата сложнее выделить, ведь одномерная статистика – не про него. Например, на дистанции в 80% сезона Модрич лидировал среди полузащитников и шел вровень с Месси по моментам, где сначала участвовал в зарождении атаки, а затем и отдавал пас под удар ближе к воротам соперника. Проще объяснить на картинке:
Именно сочетание А (длинный перевод в зарождении Кроосу) и Б (передача непосредственно под удар) в одной непрерывной цепочке передач дает такой тип шанса. Также у Луки один из лучших показателей лиги по так называемым second chance (В), то есть передачам тому, кто пасует под удар (больше одного за матч, пример – через Бензема). Это вклад инициатора, того, кто дает импульс. Хорват – мастер предпоследнего паса, часто открывающего большой момент, и умения вклиниться на нескольких стадиях одной затяжной атаки (опасен на разной высоте). Интересная аналогия – вклад Модрича иногда еще называют хоккейными передачами, в ситуациях, где принято указывать двух ассистентов (пас перед пасом).
Другой пример:
Выйти из угла поля под огнем прессинга «Сельты», пройти поле по диагонали и довести атаку до гола – задача архисложная, но аккорд Луки – очень мелкий, но крайне тонкий. Его передача – № 5 в цепочке из 12; она самая короткая (скидка грудью), но ее удельный вес – это возможность для атаки перейти в другую плоскость и иную динамику. Когда в тебя летит подобная неотесанная передача из угла поля, большинство сыграло бы на сохранение, а не в развитие, тремя касаниями, а не в одно, ногами, а не грудью. Это наименее контролируемый момент всей комбинации, узкое место, в которой она могла (обязана была?) погаснуть с наибольшей вероятностью, но получила новое прочтение действием со звездочкой от Модрича. И опять же, техника – это обработки, смягчения, качество микрокасаний.
Вывод: часто Модрич оказывается тем, кто метрах в 40 от гола запускает атаку, оказавшись строчке на седьмой в стандартном статистическом протоколе.
У хорвата есть спокойствие и терпение, чтобы подвинуть фигуру на доске и только затем пасовать, он указывает на зону, заказывая открывание, назовем это передачей с предварительным уведомлением:
Палитра минимальных, но хитрых или просто забавных деталей от хорвата:
1 – обман соотечественника Ракитича короткой сменой направления;
2 – забавный момент: стенка с арбитром + пас в разгон атаки сразу после нее;
3 – Модрич – фанат баскетбола, даже защитная стойка у него чисто баскетбольная, где важна работа ног и подвижность, а не габариты. При этом соперники и партнеры неоднократно подтверждали тот факт, что телосложение – лишь иллюзия: на поле хорват неожиданно колючий, неуступчивый и очень не любит проигрывать даже на тренировочной площадке. За это и получил от партнеров по «Реалу» прозвище «Уксус». Пока ты выбираешь способ смять его, нейтрализовать физически, мяч уже покидает зону. Зидан-игрок однажды заметил: «50 минут хорошей тренировки лучше полутора часов плохой». Этому завету следует и Модрич;
4 – длинный мяч, Модрич дает Пашаличу принять тяжелый заброс. Менее опытного хорвата уносит инерцией, более опытный легко крадет мяч. Это как ограбить грабителей у выхода из банка после того, как они сделали самую грязную часть работы.
Модрича зачастую упрекают в не самой высокой результативности, но его задача не угрожать, а готовить угрозу. Бьет он чаще с дальней дистанции (70%), с более внушительных расстояний (+1,7 метра к среднему даже для полузащитников), с худшим средним качеством шанса, да и забивает лишь на 4% меньше ожидаемого, если исходить из набора его моментов.
Вот интересный эпизод на последних минутах дерби с «Атлетико»:
Точка не очень удобна для правши, но «Реал» не ищет левшу, а доверяет стандарт внешней Модрича. На отдельных примерах выше уже отмечалось, что игра внешней – специя от хорвата. Доля передач формально более слабой (левой) ногой ниже среднего по лиге, но это во многом связано именно с тем, что внешняя правой загружена едва ли не больше всех в чемпионате. А это качество тренировки и стремление не терять крупицы времени. Ну и очень красиво.
«Лука должен угрожать воротам чаще», – слабо завуалированный намек и одновременно комплимент работе на команду от Зидана. «Я хотел бы забивать больше, но не зациклен на этом, потому что лично для меня есть более важные вещи», – заочно ответил Лука.
Итог всему – это крошечный эпизод, в котором много сути:
Сначала проиграл единоборство вверху, через три секунды – проиграл второе. Но еще через 20, в том же владении, он украл-таки этот эпизод у «Интера». «Недостаток габаритов имеет значение, но я все равно найду способ чисто вернуть мяч внизу», – как бы говорит Лука.
«Лука Модрич – прекрасный образец для всех молодых игроков любого роста, телосложения и силы. Я желаю всего самого лучшего человеку, который смог преодолеть аргументы скептиков, связанные с телосложением, показав, что просто умеет играть!» – отметил сэр Алекс Фергюсон в предисловии к автобиографии хорвата.
Итог
«Мне 34, я ощущаю все больше физического дискомфорта, которого не было в 20 лет. Я не играю так, как хотел бы сам или как хотел бы «Реал». И да, мне больше не 25. С каждым днем мне становится все тяжелее. Я не хочу быть здесь просто для того, чтобы быть здесь. Я всегда был конкурентоспособным и отдавал все, чтобы победить. И я не думаю, что смогу играть три раза в неделю в следующем году», – Зинедин Зидан в 2006 году.
Ранее Зидан также заметил, что осознал близость заката игровой карьеры, когда стал терять остатки взрывной силы:
– Важно быть быстрым с мячом. Когда вы достигнете определенного возраста, учитесь лучше выбирать позицию, лучше думать без необходимости много бегать. Но это не мой случай. Я слишком много бегаю. Может, я зря столько бегаю.
– Но Рикельме из «Вильярреала» пробежал вдвое меньше тебя? Неужели тебе не хотелось бы иметь столь свободную роль?
– Конечно! Но я играю в «Реале», здесь все должны работать одинаково.
Модричу скоро 36 и его уникальность в меньшей степени основана на какой-то одной черте, хотя и пронизана трудолюбием. «Я думаю, что каждый игрок особенный в своем способе самовыражения», – размышляет хорват.
Быть стабильным – это чаще остальных оставаться в звездной тени, в сценарии, где твои преимущества замаскированы.
Удел хорвата – стареть красиво, респектабельно, с вином у камина. Сложно сказать, сколько качественных отрезков его игры нам осталось наблюдать. Так или иначе, возник вопрос, на который до конца ответить мне не удалось: ну вот скажите, какой такой навык из его репертуара выпирает, как качество паса у Крооса? Скорость, уходящая первой с бала в честь действующего топ-игрока? И в помине ее не было. Антропометрия? Спецэффекты? Думать на поле можно и в 50, просто не каждому дано так думать, с такой скоростью считывать картинку с высоты птичьего полета.
Модрич как будто играет в хитрую игру на основе двоичного кода: коротко/длинно, одно/два касания, направо/налево, убирается передача в окно или нет. Ответом на главный вопрос действительно может служить трудолюбие – величина постоянная в его случае, которая олицетворяет его не хуже одержимости Роналду, неотмирности Месси или вызова всему живому от Златана.
Футбол – полотно незримых мелочей, где заставить соперника гоняться за тенями – особый вид искусства. Все это сочетание немного роднит Модрича с Томасом Мюллером. Смотришь – вроде ничего особенного, начинаешь всматриваться: «Ого! Да к ним нужно приставлять отдельного комментатора!». Его игра – без фанфар и конфетти. Не зря так мало аналогов можно подобрать к людям вроде Луки или Андреса Иньесты: сложно подражать тому, кому дано свыше. Выражать себя через блеск партнеров – это черта из категории ультра-си.
Долгое время Модрич делал каждую суперзвезду «Мадрида» немножко лучше, именно это и делает его самого немножко суперзвездой. Что касается опыта, то сейчас игра Модрича вызывает ассоциации не только с хорошим вином: иногда создается впечатление, что он читает телефонную книгу по памяти.
Проще говоря, формулу Модрича легче всего описать следующим образом:
Менталитет (спокойствие);
Опыт (пусть Зидан и уверен, что хорвату по-прежнему 27);
Движение (не освободившись, не сбросив опеку – ты не получишь шанса творить);
Решения (отражены в качественной и количественной составляющей, статистике даже этого, изнуряющего, сезона);
Интеллект как основа, спасательный круг от тщедушной антропометрии;
Чувство локтя (маскировка недостатков партнерами, где важен не только персональный опыт, но и совместимость).
«В футболе, если немного расслабиться, сложно вернуться на нужный уровень. Я всегда был честен с собой. И я первым пойму, что наступил тот самый день, когда больше не чувствую себя способным быть на том уровне, которого требует эта команда», – пояснил Модрич.
Перестройка «Реала» неизбежна: так или иначе, влияние хорвата будет снижаться в дальнейшем, поэтому важно оценить его вклад сейчас.
А пока оценим вклад Модрича в игру сборной Хорватии – это сложно, но тут он еще больше.
Фото: REUTERS/Susana Vera; Gettyimages.ru/Denis Doyle, Matthias Hangst, Emilio Andreoli, Alex Caparros
Кто бы мог подумать (году так в 2013), что следующий, кто получит золотой мяч после доминирования Месси и Роналду - это будет Лука Модрич?
Модрич умница!