11 мин.

Январский матч «Ливерпуля» и «МЮ» – ад для дальтоников. Неудачный подбор форм может превратить футбол в муку

Красному лучше не пересекаться с зеленым.

Январский снегопад превратил матч «Истанбул» – «Сивасспор» в игру «Где-то здесь есть игроки «Сивасспора». Найди всех». Скриншоты заставили напрячь зрение и повеселили твиттер.

На следующий день в АПЛ играли «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед». С погодой было все нормально, а матч стал рекордным для платных каналов Sky по количеству зрителей (4,8 млн на пике). Но комфортным просмотр получился не для всех.

Британскую организацию Color Blind Awareness, поддерживающую людей с дальтонизмом, засыпали жалобами. Причина – формы команд, традиционная красная у «Ливерпуля» и темно-зеленая у «МЮ». Неспособность различать оттенки красного и зеленого – самое распространенное нарушение цветовосприятия.

«В воскресенье мы получили наибольшее за все время количество жалоб на цвета форм. Мы потратили все утро на их обработку», – сообщила ESPN Кэтрин Олбани-Уорд, генеральный директор Color Blind Awareness.

«Я болею за «Ливерпуль», но так получилось, что дерби пришлось смотреть урывками с телефона. Когда включил трансляцию, первое, что я сказал сидящему рядом брату: о, интересная идея играть в одинаковой форме! Мне действительно было очень трудно отличать игроков одной команды от другой на крупных планах. Иногда я смотрел на какого-нибудь игрока «Ливерпуля» без мяча и не мог понять, почему он так двигается?! Почему не накрывает соперника?! Потом до меня доходило, что это игрок «МЮ». Приходилось больше сосредотачиваться на прическах игроков и всяких других признаках», – рассказал Sports.ru Александр Борзенко, заместитель главного редактора просветительского проекта Arzamas.

(Симуляция через эффект Color Blindness – Protanopia-type в фотошопе. На дальних планах во время трансляции было хуже)

Пограничная расцветка гостевого комплекта «Ман Юнайтед» (многие зрители с обыкновенным зрением уверены, что это черный) не спасает ситуацию: красно-черное сочетание идет в одном ряду с красно-зеленым в списке нежелательных комбинаций форм при дальтонизме.

В официальном магазине adidas цвет выездной футболки «МЮ» указан так: Legacy Green / Black (в русскоязычном – только Black / Black). В представлении на сайте клуба – legend earth green. Говорится, что в adidas вдохновлялись исторической зелено-желтой формой предка «Юнайтед» – «Ньютон Хит».

Форму впервые показали в полуфинале Лиги Европы против «Севильи». Это был один из четырех случаев, когда «МЮ» использовал и эту футболку, и темно-зеленые шорты. В таком виде команда Сульшера также сыграла против «Лейпцига», «Ливерпуля» и «Арсенала». Футболка мелькала и в выездных матчах с «Лутоном», «Саутгемптоном» и «Шеффилд Юнайтед» (у всех на домашней форме есть красный) – но там были белые шорты. 

Против «Вест Хэма» и «Бернли» (основной цвет футболок – бордовый, шорты белые) «МЮ» одевался в третий, черно-белый зебро-комплект. 

Как клубы узнают, какую форму лучше надеть?

Премьер-лига использует программное обеспечение, чтобы подбирать оптимальные комбинации форм в матчах. «Манчестер Юнайтед» (игроки которого в 1996-м прямо в перерыве поменяли форму, потому что Алекс Фергюсон был уверен, что в сером его футболисты не видят друг друга) был предупрежден, но ограничился лишь заменой темно-зеленых гетр на белые. 

«За 10 дней до матча клубы сообщают, какую форму намереваются надеть, и Премьер-лига пропускает это через программу. Учитываются не только цвета команд, но и форма вратарей и судей. Затем лига предоставляет информацию клубам», – описывает процесс Олбани-Уорд в комментарии для Sky Sports.

В прошлом сезоне АПЛ подсказала «Бернли», что выездная зеленая форма плохо сочетается с домашними цветами «Вест Хэма». Тогда «Бернли» оперативно подготовил специальный белый комплект.

Но в целом у клубов нет обязательства строго следовать рекомендациям лиги.

Cреди звезд АПЛ есть послы инициативы, обращающей внимание на проблемы людей с дальтонизмом – это Бруну Фернандеш и Гильфи Сигурдссон из «Эвертона». 

А история с красно-зелено/черной формой «Ливерпуля» и «МЮ» недавно повторилась в матче Премьер-лиги-2. 

8% мужчин – дальтоники. В их числе Томас Дилэйни из «Боруссии» и тренировавший Швецию и Исландию Ларс Лагербак

Во всем мире около 320 миллионов дальтоников. В среднем это каждый 12-й мужчина и одна из 200 женщин. Такая разница обусловлена генетикой: ген, провоцирующий нарушения цветовосприятия, передается по наследству и связан с X-хромосомой – у женщин их две, и дефект одной может компенсироваться здоровой другой. У мужчин X-хромосома одна.

Глаз различает цвета благодаря расположенным в сетчатке особым нервным клеткам – их называют колбочками. Есть три типа колбочек, каждый отвечает за один из трех базовых цветов – красный, синий или зеленый. Остальные цвета и тона получаются за счет смешения основных. Проблемы с восприятием цвета возникают, если какой-то тип колбочек работает некорректно. 

Дальтонизм – это общее название нарушений восприятия цвета:

• Протанопия – в глазу нет колбочек, восприимчивых к красному. Протаномалия – менее серьезная форма, восприятие красного снижено.

• Дейтеранопия и дейтераномалия – проблемы с восприятием зеленого и его оттенков.

• Тританопия и тританомалия – нарушения в синей (+желтой) части спектра.

Вот симуляция самого распространенного нарушения цветовосприятия – красно-зеленого дальтонизма:

1.

2.

«У меня, например, протаномалия: я путаю разные цвета, но особенно красный и его оттенки. Кажется, самый популярный тип нарушения –  дейтеранопия, там больше проблем с зеленым. Людей с такими нарушениями очень много, особенно мужчин. Обычно с футбольными трансляциями все нормально – я смотрю в основном английскую Премьер-лигу, и там, видимо, стараются думать и про дальтоников тоже. Иногда бывают не очень удачные сочетания, но не такие безумные, как в матче «Ливерпуля» с «МЮ». Гораздо хуже с фифой, когда играешь онлайн – там мне иногда просто приходилось выходить из игр, потому что невозможно было отличить своих от чужих. И метки над головами игроков не очень помогают», – объясняет Александр Борзенко.

А это рассказ журналиста и голоса первых выпусков подкаста «Извините, пирожки» Мити Кожурина: «Сразу оговорюсь, что у меня только проблемы с восприятием зеленого и красного. И – внезапно – иногда коричневого, что вообще против всех научных теорий. У меня нет серьезных проблем со зрением, я не ношу очки, линзы. Бывают курьезные случаи, когда путаешь цвета, не понимаешь, на предмет какого цвета сейчас смотришь. 

Но дальтонизм – такая штука: все, чувак, ты с этим родился, это не лечится. Ты видишь, даже если в монохроме (у меня этого нет, повторюсь). Но ты все равно можешь вести полноценную жизнь и ей наслаждаться

Когда я смотрю футбол, серьезного дискомфорта не возникает. Но когда я играю… У меня было такое. Я, вратарь, просто отдавал мяч фланговому нападающему соперника, когда формы были похожие. Такая фигня, к сожалению, происходила. Меня само собой за это никто по головке не гладил».

Из-за красно-зеленого дальтонизма Марка Цукерберга фейсбук – синий (Цукерберг называл синий «самым полным цветом» для себя). Бил Клинтон, самый знаменитый повар мира Джейми Оливер и писатель Марк Твен – тоже дальтоники. 

По статистике, в профессиональном футболе должно быть достаточно игроков с проблемами цветовосприятия. Однако известно лишь несколько примеров: полузащитник «Боруссии» Томас Дилэйни, бывший капитан «Ипсвича» и «Чарльтона» Мэтт Холланд, возивший на чемпионаты мира шведов и нигерийцев и тренировавший сборную Исландии на Евро-2016 Ларс Лагербак. 

Неотличимые формы – большая, но не единственная проблема для дальтоников в футболе

Проблеме непродуманного подбора форм посвящена большая часть 80-страничного буклета о дальтонизме в футболе, выпущенного в 2017-м УЕФА совместно с Футбольной ассоциацией Англии и организацией Colour Blind Awareness.

Вот самые несмотрибельные для дальтоников комбинации цветов (здесь надо учитывать не только полевых игроков, но и формы вратарей и судей):

• красная и черная формы

• красная, зеленая и оранжевая

• ярко-зеленая и желтая

• белая и пастельные цвета

• синяя и темно-пурпурная/розовая.

Обратный пример – лучшие визуальные сочетания форм:

• синяя и белая

• белая и черная

• красная и желтая

• черная и желтая

• синяя и ярко-красная

• синяя и желтая.

Также рекомендуется не делать футболки одного цвета с шортами и гетрами. И не забывать, что красные, зеленые, оранжевые, серые и золотые формы могут сливаться с газоном. В таком случае очень помогают отличительные элементы вроде белых полос, контрастных рукавов. 

Матч открытия ЧМ-2018 между Россией (красные футболки) и Саудовской Аравией (полностью зеленый комплект) был непростым тестом для фанатов с нарушением цветовосприятия. Мите Кожурину очень помогло присутствие белого на форме:

«Примеры дерби «Севилья» – «Бетис» и матча Россия – Саудовская Аравия похожи. Но почти всегда есть фишки, позволяющие отличать команды. «Бетис» – полосатый. Гостевая форма в этом году у «огурцов» вообще такая, что ни с чем не перепутаешь. Мне кажется, никакой дальтонизм тут роли сыграть не может. У России в матче с Саудовской Аравией, если я правильно помню, были белые шорты и белые же вставки на футболках. 

Несколько лет назад была игра между, кажется, «Вулверхэмптоном» и «Норвичем». Я ее не смотрел, но у меня есть добрые друзья, которые знают про мою особенность. Мне друг скинул ссылку, говорит: ты вообще что-то различаешь? А там команды вышли в абсолютно идентичных черных гетрах, черных шортах. И как я это увидел – не знаю, как было в реальности – какие-то бледно-зеленые футболки. И вот там был трындец. Я не мог понять вообще ничего! Позиционно ты понимаешь, кто атакует, обороняется, это все логично. Но различать игроков по формам – пожалуй, это тот матч, когда я ничего не понимал.

В фифе EA Sports многие ругают, что они из года в год ничего не меняют в своих симуляторах. Но конкретно в 21-й фифе произошло кардинальное изменение. Ну какое-то просто нереальное количество кнопок нужно нажать, чтобы перед матчем поменять цвета форм у команд. Раньше было просто: ты кликаешь, меняешь, все нормально. А там сейчас ты одну менюшку открываешь, вторую. И только вот здесь это выпадает. Не молодцы. Этой функцией я пользуюсь чаще выбора состава на матч. Это не прикольно, это не классно.

На стадионе проще. Потому что ты видишь живых игроков. И потому что у тебя есть возможность ориентироваться не только по дополнительным признакам, но и в принципе визуальная часть у тебя лучше, если не смотришь с какого-то супервысокого яруса на «Камп Ноу», например».

Для дальтоников комфортное потребление футбола не ограничивается приятными сочетаниями форм. Вокруг матча много неочевидных мелочей вроде указателей на стадионах, закрашенных секторов при покупке билетов, сложностей при заказе из онлайн-сторов и вот таких деталей в трансляциях:

«Понятия не имею, какие пенальти забиты, а какие нет. Почему всегда красный и зеленый? Почему не галочки и крестики?»

Возможно, теперь, включив телевизор и увидев на экране пестрые формы, вы тоже подумаете, что не у всех впереди два расслабленных часа. 

***

В последнем товарищеском матче перед ЧМ-2018 сборная Дании обыграла Мексику. Команды выбрали привычные цвета футболок – красный и зеленый. Потом, когда датская радиостанция DR P3 рассказывала о проблемах одного из слушателей-дальтоников, в студию позвонил Томас Дилэйни. Он представился просто Томасом:

– Томас, вы дальтоник?

– Да. Я плохо различаю красный и зеленый, но не скажу, что все прямо ужасно. Но порой такое бывает. 

– Из-за этого у вас бывают проблемы, когда смотрите футбол?

– На днях на поле было сложновато понять, кто из моей команды, а кто – из другой. 

– Так… А вы играете за красную или зеленую команду?

– За красную.

– Вы играли за красную, против вас была зеленая – и вы не могли отличить?

– Ага.

– А за какую команду вы играете, Томас?

– Сборная Дании. 

Дав ведущим отдышаться, Дилэйни признался: в движении ему казалось, что вокруг майки одного цвета, просто разных оттенков. 

Немецкий Kicker до сих пор ставит оценки игрокам. Самый высокий рейтинг в этом веке у Рибери, Клопп дважды получал максимум

Какую же дрянь игроки АПЛ ели в 90-е 🍔🍺

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Alexander Hassenstein/Bongarts, Naomi Baker, Pier Marco Tacca; REUTERS/Phil Noble, Michael Regan