Специалисты о наболевшем. Детский футбол
Михаил Галактионов – о действительно главном.
Михаил Галактионов прошел все стадии детско-юношеского футбола: закончил академию «Динамо», работал детским тренером, следил за подростками во время работы в юношеской сборной, сейчас возглавляет молодежную. Мы попросили его ответить на важные вопросы для родителей, которые собираются отдать ребенка в футбол или уже сделали это.
В начале сентября проводится набор во всех спортивных школах и академиях России
Какую школу выбрать?
Каким должен быть детский тренер?
Футбол — это крест на школе?
Пробиваются только блатные?
Футбол вреден для здоровья?
Почему не стоит уезжать в интернат раньше 13 лет?
Интервью было записано в Саранске после окончания турнира «Переправа», куда Галактионов привез сборную России U-20.
1. Я — родитель, хочу отдать сына в футбол. Куда мне стремиться: в топ-академию или школу попроще?
— Нужно смотреть не на бренд, а на конкретного тренера. Если он учит, то ребенок будет прогрессировать, вне зависимости от команды. Можно прийти в топовую академию, но и там столкнуться с пробелами в образовании. К сожалению, это так. Не все могут дать ребенку то, что ему нужно на определенном этапе. Такая проблема существует — увы, поэтому нужно очень ответственно отнестись к выбору.
Уважаемые родители, прочитав эту статью, мне показалось, что ответы данного специалиста недостаточно полны и не раскрывают сути проблем.
Я – автор этой статьи хорошо понимаю и хочу вам помочь в желании узнать в каком возрасте и в какую секцию по футболу отдать, своего лучшего в мире ребенка, и чтобы ему за это ничего не было.
Как человек интересующейся и обеспокоенный происходящим в нашей системе футбольного обучения и становления наших детей, хочу присоединится для более глубокого рассмотрения данных проблем.
Мне особенно интересна ваша точка зрения по поводу поднимаемых тем.
О себе – мастер спорта по футболу «Тбилисского «ДИНАМО», игрок Олимпийской сборной, ставших победителями в 1988 года в Сеуле (тренер А. Ф. Бышовец). Ныне старший преподаватель кафедры «физического воспитания» в финансовом университете при Правительстве РФ, город Москва, стаж работы 16 лет. Проблемами детского футбола начал заниматься с 1998 года после окончания своей футбольной карьеры. Первый мой опыт работы с детьми начался в этом же году с мальчишками 1990 года рождения в Грузии, название школы «Ирао». Через два года работы в этой школе, пришлось из Грузии переехать с семьей в Москву, так как моя семья и я, будучи русскими решили податься в родные края. С 2020 уже в Москве, начинаю работать в городе Раменское на стадионе «Красное знамя» детским старшим тренером. В 2021 году увольняюсь в связи с расхождением мнений по поводу воспитания молодежи. Перехожу работать в город Жуковский ДЮСША при стадионе «Метеор» и набираю ребят 1993, 94, 95 года рождения вместе в одну группу. Эти три объединенных возраста довел до выпуска в 2011 году.
Веду блог в Sports.ru.под псевдонимом Iogan Kroiff.
С 1998 года каждый божий день, работая тренером – преподавателем, не было дня, чтобы мои мысли небыли заняты анализом именно проблем в детско-юношеском футболе. Двигаясь в определенном направлении, в процессе работы пришлось вскрыть и глубоко окунуться в «тело» нашего с вами угасающего российского футбола. Увиденное, мягко говоря, шокирует до сих пор. Все органы находятся в плачевном, болезненном состоянии, и нет ни одного специалиста в мире, который сможет обратить внимание общественности на эти болезни. Квалифицированно поставленный диагноз и лечение, позволит со временем «пациенту» пойти на поправку. Если нет, то в скором времени футбол будет невозможно смотреть. Да и сейчас зачастую все игроки похожи друг на друга как близнецы (получил, отдал, получил, отдал и.т.п.) нет креативности, и мало индивидуальной игры.
Начнем «операцию».
Мое мнение, движемся в неправильном направлении, не видя элементарных вещей, которые мешают детям раскрыть свой футбольный потенциал на протяжении всего времени обучения, а не тренировок.
Тренировка является спортивным термином и проводится именно для подготовки спортсменов для участия к определенным соревнованиям, а обучение дается для приобретения определенных футбольных навыков с начала и до полового возмужания (с 5-6 и до 17-18 лет).
1. Принципы обучения схожи с общеобразовательной школой. Начало с 7 лет до 18-ти. В 15 лет сдача экзаменов об окончании девяти летки. В 17 лет главный экзамен об окончании школы. На сегодня в топовые академии во всем мире отбирают самых талантливых детей с 5-6 лет, пришедших на просмотр. Эти самые дети и должны заканчивать эту самую академию через 11-12 лет обучения. Это и будет показателем работы тренеров с ними. Но, что происходит на самом деле. Хочу повториться, во всех топовых академиях при больших клубах типа «Барса» «Реал» «Манчестер» «Спартак» и.т.д.
Никто не обращает внимание на парадокс. Тренерам в этих академиях предоставлены шикарные условия для тренировок, высокие, достойные зарплаты с премиальными за победы в турнирах. До 12 лет, участвуя во всевозможных детских соревнованиях и часто добиваясь положительного результата, не знают проблем. Все Проблемы начинаются после тог, как начинают работу интернаты при академиях. В Европе начало работы интернатов с 14 лет, чтобы не травмировать психику детей. У нас же и с 10 лет могут взять, допустим, в «Чертаново». Для них главное опередить конкурентов, а что потом будет с психикой ребенка им по одно место. Свою работу начинает селекционные службы при клубах, они по всей огромной стране начинают выискивать футбольных самородков и оказывается, что найденные и привезенные в интернат ребята оказывается на голову выше по всем показателям местных «тепличных» мальчишек. И при окончании этой самой академии в 17-18 лет они, вытеснив полностью местных ребят, и составляют 90-100 %. Эта метаморфоза происходит во всех академиях в мире, где происходит отбор, а не набор.
2. Не факт, что ваш ребенок попадет в «топовую» академию, потому, что там отбор, а не набор. Отбираются по принципу. Не умения играть и мыслить на поле, а на первое место выходят физические качества детей, то есть, физическое состояние, координация и скорость, на втором месте блат, коррупция. Поэтому группы начинают заполнятся детьми, рожденными в первом полугодии, то есть предпочтение отдается Январским, Февральским и Мартовским ими переполнены все Российские футбольные академии. Уже на этапе первого отбора присутствует момент несправедливости, то есть дети рожденные в конце года имеют меньше шансов на попадание в группу подготовки. Во главе угла присутствует принцип чем здоровее, тем талантливее.
Момент №2- эта ситуация вынуждает родителей прибегать к нечестной игре, они находят выход в подделке года рождения в метриках своих детей. Делают их на 2-3 года младше и тем самым дают им шанс на попадание в хорошие условия на определенное время.
Поэтому сформированные группы подготовки переполнены детьми переростками (акселератами).
3. Идем дальше. Начинаются интриги французского двора. Хочу обратить ваше внимание, что по статистики только 0-10 % из первого набора, то есть с 5-6 и до 17-18 лет, заканчивают эту самую «топовую» академию.
В общеобразовательных школах обучение как я вам поведал выше состоит из двух этапов обучения.
Первый этап – это с первого класса до девятого включительно. После девятого класса организовываются экзамены по поводу освоения знаний программного материала. После сдачи экзаменов наши дети могут покинуть школу с корочкой о среднем образовании.
Второй этап – выпускные экзамены после окончания одиннадцатого класса.
Дети получают диплом об окончании общеобразовательной школы и соответственно они готовы для взрослой жизни по всем параметрам.
Ну а сейчас, давайте рассмотрим, что же происходит в топовых академиях.
Начало и отбор детей с 5-6 лет и до 12 – ти включительно. Первый экзамен и демонстрация своих навыков для поступления в интернат при академии. Это ужасное слово интернат, где попавшие туда дети начинают жить профессиональную жизнь, в дали от родителей и друзей детства. Почему я так говорю, а вот почему. С этого момента начинают свою работу селекционная служба при академиях. В чем заключается их работа? Они разъезжают по всей стране и начинают подыскивать талантливых мальчишек для привоза их в интернаты своих академий. С этого момента начинается непонятная детская драма. Многие дети собранные, выросшие и воспитанные в естественных условиях попадая на просмотр по всем статьям опережают как в физическом развитии, так и психологически. Драма детей академии трагична. На протяжении 6-7 лет занимаясь в шикарных условиях, с квалифицированными тренерами, участвуя во многих соревнованиях не только в России, но и за рубежом, они проигрывают в сравнении с «сельскими» мальчишками, выросшими на «картофельных» полях.
С 13 лет отобранные ребята по процентному соотношению между «крутыми» и «деревенскими» как 50 на 50%, но не забывайте, что приезжий мальчик должен быть на голову сильнее местного мальчик, значит те 50% приезжих составляют костяк основного состава. Чем дальше. тем хуже статистика для местных ребят. Уже с 14-15 лет преобладание «легионеров» как 30 на 70%. Ну и на выпуске выходим на закон Парето и соотношение как 80 на 20 или 90 на 10%.
На выпуске как правило мальчишки собранные со всей матушки России преобладают в разы. Эта статистика показывает и говорит о браке работы всего тренерского состава академии, но почему-то никто на этот факт не обращают внимание, как будто, так и должно быть. Хороший пример Головина и его среда обитания и возраст попадания в «ЦСКА» с 16 лет. Его тренер без одной руки обучал его в маленьком городке Калтан. Наши «специалисты» к сожалению, не видят этого, либо получается саботаж против своих местных пацанов, которые, попав с детства в хорошие (тепличные) условия, к квалифицированным тренерам, мало шансов продолжить обучение в своей же академии, не то что добиться чего-то стоящего. Второй пример Шапи-Сулейманов из Махачкалы, попавшего в академию «Краснодар» как раз в возрасте 12-13 лет.
Дополнительно хочу предоставить вам информацию по поводу сравнения футбольных школ где происходит отбор (тепличные условия), с теми где просто набор (занимаются все желающие в естественных условиях).
Что бы сравнить уровень отобранных и собранных ребят во время командных игр можно легко отметить, что «тепличные» на голову выше «сельских» в обще командной игре и тактических действиях, но и заметно, как в команде слабее выделяются пару ребят своей креативностью и активностью, на общем фоне. То есть, из «тепличных» отобранных ребят создаются отличные команды, а уровень футболистов на хорошем высоком уровне, но все как под лекало похожих друг на друга, ну а «деревенские», общий уровень средний, но зато в этой среде как правило и появляются креативные, выделяющиеся на фоне двух команд своей нестандартностью и желанием, рвением показать себя зрителям. Вот из таких «голодных» до футбола и наполняются команды академий с 13 лет в интернаты.
4. Академия может находится очень далеко от вашего дома и придется возить и тратить уйму драгоценного времени на дорогу. Два часа туда, два обратно, плюс час, час тридцать на тренировку, за которую ты пару десятков раз касаешься мяча. Всем известно, что все великие футболисты первые шаги делали в дворовом футболе. Мальчишка взял мяч вышел во двор, и те 5-6 часов которые тратятся на езду на тренировку, он элементарно занимается самообучением, которое на начальном этапе обучения приносит больше пользы, чем тратить время на дорогу.
5. По поводу выбора тренера. Особенно в начале футбольного пути детей нельзя тренировать, их нужно обучать футбольной азбуке, а то, что происходит на самом деле элементарное безобразие. Большая часть тренеров с нашим Российским менталитетом, с большими амбициями в футбольном плане и с чрезмерной строгостью к детям. Прививая им раннюю дисциплину, не понимают одного, что солдатская муштра, хоть и делает их послушными и управляемыми, но это самое в будущем зарождает в них всякие комплексы, делает их нерешительными, испуганными, неуверенными в себе. Потом мы все удивляемся, что наши дети отличаются в этом компоненте перед иностранцами. Если детские тренеры перенимают стиль общения и поведения от Черчесова, то представьте себе ощущения этих детей. Представьте себе бегающий у кромки поля, с искаженным лицом орущий, подсказывающий по любому поводу, и без повода тренер. Он этим самым навязывает свое видение и развитие игры, а самое главное его все боятся и соответственно передают лидерские полномочия в команде. Такой подход мешает развивать лидерские качества в детях, без которых им сложно будет добиться чего-то существенного в футболе, да и вообще в жизни.
6. Хочу затронуть отдельно тему тренерских подсказок во время игры, если в тренировке это рабочие моменты, то во время игры — это большое зло. Тренер, ещё не обучив детей футбольной азбуке, не имеет права, что-либо требовать от еще не окрепших, растущих в физическом плане мальчишек.
Удивляет, более того возмущает нервозная реакция тренеров во время контрольных или даже товарищеского матчей, ошибочными действиями юных футболистов.
Появление любимчиков в команде, неодинаковое отношение по отношению ко всем детям в группе, звериный оскал, грубость, нескрываемая злость, нервное выкуривание сигареты за забором, что бы дети не увидели, многословие вовремя игры, однотипные, неинтересные тренировки, мало упражнений с мячами - все это выдает в этом специалисте некомпетентность и неспособность дать детям хорошую школу, без которой сложно добиться в профессиональном футболе.
Спасибо за внимание.
Продолжение следует.