16 мин.

Стиль Моуринью выжимает максимум из связки Кейна и Сона. Англичанина теперь сравнивают с Зиданом, кореец эволюционировал благодаря Жозе

Только что забили два «Арсеналу» и стали рекордными.

 

Перед дерби Северного Лондона мы отмечали два простых факта. Первый – «Арсенал» за 10 матчей сезона забил 10 голов. Второй – связка Харри Кейна и Сон Хын Мина в «Тоттенхэме» сгенерировала 9. В эти девять входят мячи, забитые напрямую после передач друг другу (и не учитывают голы, когда они помогали партнеру косвенно). Это неплохо подчеркивает как проблемы «Арсенала» в атаке, так и уникальность парочки (меньше них забили сразу три клуба АПЛ). К перерыву лондонского матча у Сона-Кейна уже 11 – больше суммы «Арсенала».

Базовая идея строится на передачах Кейна в сторону Сона. Из девяти голов семь были забиты таким образом. Это, разумеется, с отрывом самая результативная комбинация сезона (у ближайшей – только 3).

Результативность поражает и в контексте всей истории АПЛ в эпоху статистики. С сезона-2009/10 (момент прихода Opta в футбол) ни одна комбинация до них в Премьер-лиге не сгенерировала больше семи мячей за кампанию – на этой отметке останавливались в шести случаях. Кейн и Сон забили два уже в первом тайме (по разу один отдал ассист другому) и установили рекорд – у них впереди 27 игр, чтобы оторваться еще дальше.

Уникальность – не только в самих голах, но и в специфике комбинации. В отличие от большинства связок, ассистирует в ней не десятка или вингер, а нападающий. В новейшей истории АПЛ было 17 случаев, когда комбинация приводила минимум к шести голам за сезон, но только в двух из них голевые передачи раздавал форвард. Это Луис Суарес в «Ливерпуле»-2013/14 (завершитель – Рахим Стерлинг) и Саломон Рондон в «Ньюкасле»-2018/19 (завершитель – Айосе Перес). 

Джермейн Дефо, конечно, играл за «Тоттенхэм» почти десять лет, но у него и правда есть повод считать эту связку лучшей. «С Кейном и Соном Моуринью добивается невероятных успехов. Их связка – лучшая в мире на данную минуту. Самое сложное в футболе топ-уровня – сохранять стабильность. И эти двое показывают сумасшедшую стабильность. Сон постоянно вбегает за спину защитникам, получает мяч и наказывает соперника», – объяснил журналистам Джермейн. 

Кейн опускается за мячом, Сон бежит в зоны

Важно, что Дефо не назвал связку Кейна и Сона именно парой нападающих. В этом случае с ним могли поспорить хотя бы Ромелу Лукаку и Лаутаро Мартинес из «Интера». В схеме «Тоттенхэма» Сон исполняет вингера (либо левого, либо правого), Кейн – форварда. Даже в процессе комбинации они не превращаются в пару нападающих. Да, Сон становится форвардом, но Харри опускается назад и берет роль десятки. «У Кейна отличное движение, он великолепно связывает игру и позволяет Сонни сменить позицию во время игры», – объясняет Жозе Моуринью.

После матча с «Саутгемптоном» (тогда Кейн 4 раза ассистировал Сону) Харри рассказал о приеме, который позволяет этой комбинации разрывать: «Перед игрой мы поговорили с Сонни по поводу пространства за спинами защитников. Договорились, что он будет вбегать в него, а я опускаться за мячом и выдавать ему передачи на ход. В одном голе я даже не посмотрел в его сторону – просто знал, что он уже начал движение». 

По сути прием дополняет движение игроков. Кейн опускается в опорную зону соперника и перестает быть нападающим. Сон уходит с фланга и становится тем самым нападающим. Механизм очень простой, но благодаря слаженности постоянно ставит дилемму перед соперником. 

Движение Кейна вглубь тяжело контролировать опорнику – Харри двигается за его спиной, а не перед ним. Центральные защитники видят маневр Кейна, но им тоже нужно принимать сложное решение. Либо держать зону, но давать Харри свободно принимать мяч и распоряжаться им. Либо выдвигаться на Кейна, но оставлять зону.

Первый вариант – из матча с «Саутгемптоном». Кейн опустился поглубже, защитники его не поджали. Как следствие, Харри получил свободу с мячом и отправил Сона в прорыв: 

Использованы данные InStat

Второй вариант – из игры с «МЮ». Тут на Кейна предварительно вышел Харри Магуайр. Защитник сфолил, но не успел вернуться назад. В защите образовался разрыв, туда ворвался Сон, а Харри быстро разыграл штрафной и снова отдал ему на ход: 

Сдерживать движение Сона тоже тяжело. Рывками по диагонали кореец проверяет крайнего защитника на реакцию, а центрального – на чтение эпизода и умение подстраховать (в том случае, если крайний защитник провалился). Учитывая скорость Сона, передавать его очень трудно – у соперников очень мало времени, малейшее недопонимание – риск оставить корейца свободным. 

Моуринью развил связку, но предпосылки для успеха были до него

Похвально, что Жозе не ставит в заслугу успех связки только себе. «Думаю, это пошло еще со времен Маурисио (Почеттино). Не хочу, чтобы за это хвалили только меня. Они много лет играли вместе, но, возможно, немного в другом стиле. Сейчас Харри уже нельзя назвать девяткой, он занимает зоны, которые позволяют Сонни подниматься повыше», – рассказал Жозе. 

При Почеттино Кейн действовал похожим образом. В первых сезонах при Маурисио «шпоры» отрабатывали вариант, при котором Харри вытягивает за собой защитника, а в штрафную врывается Деле Алли. В сборной Англии у Кейна тоже есть опыт – там под его движение открываются Маркус Рэшфорд и Рахим Стерлинг. Хороший пример – игра Лиги наций с Испанией. 

Для Сона его маневр тоже не стал новинкой. Он знает, как партнеры могут подстраиваться под такое движение Кейна – в «Байере» кореец играл ложную девятку и похожим образом создавал пространство. Вдобавок у Сона есть хорошая выборка из матчей нападающим – например, в сезоне-2018/19, когда «Тоттенхэм» надолго остался без Кейна. Тогда его фишкой тоже были рывки за спину. 

Показательно, что некоторые голы, забитые Соном при Почеттино, пугающе похожи на те, что он забивает сейчас. Вот – пример из сезона-2017/18. Кейн сместился в зону левого защитника соперника, а Сон начал движение – с позиции правого. Дальше будет передача на ход: 

А это пример из матча с «Саутгемптоном» в этом сезоне. Кейн снова оголил зону левого защитника, Сон снова оторвался от правого. Итог – идентичный голевой пас Харри: 

При этом ремарку Жозе по поводу смены стиля нельзя недооценивать. При Почеттино «Тоттенхэм» чаще играл первым номером и больше владел мячом. Пространства для такого движения Кейна и Сона было меньше, поскольку соперник оборонялся низким блоком. Разница видна даже в специфике контратак. При Почеттино «шпоры» контратаковали после высокого прессинга, при Моуринью – после перехватов на своей половине поля. Во втором случае пространства для разбега, естественно, больше

Стиль «Тоттенхэма» при Жозе идеально раскрывает связку и новые качества игроков. Только у одной команды АПЛ («Лидса») столько же прямолинейных атак, которые начались со своей половины и завершились ударом – 22. «Шпоры» почти не давят на соперника, приглашают его к себе и потом наказывают за оставленное пространство. «Тоттенхэм» нанес лишь 4 удара после отбора в 40 и менее метрах от чужих ворот – по этому показателю они уступают 17 командам Премьер-лиги. Еще у двух («Кристал Пэлас» и «Лестер») аналогичные цифры. 

Логично, что смена характеристик отразилась и на игроках. Перед началом этого сезона Кейн отдал на Сона только 7 результативных передач, Сон на Кейна – 13. С учетом сезона распределение голов сильно поменялось. Передача Кейна на Сона – 14 мячей, передача Сона на Кейна – 15. При Почеттино игра шла на Харри, Сон был одним из ассистентов. 

Оба эволюционировали, чтобы дополнять друг друга

Несмотря на то, что роли были знакомы Кейну и Сону и до этого сезона, при Моуринью они действительно поменяли свою игру – но не эпизодически, а на постоянной основе. Харри делает в штрафной соперника только десятую часть своих касаний в среднем за игру – это наименьший для него результат за карьеру. Никакого негатива и критики в этом нет – теперь у Кейна просто-напросто больше функций за пределами штрафной.

Усредненная позиция Харри тоже изменилась. В предыдущих двух сезонах он располагался выше всех партнеров по команде. Сейчас – ниже двух вингеров (один из них как раз Сон). Направление его передач, естественно, стало более вертикальным. Харри никогда не отдавал столько передач вперед. Это максимально логично, учитывая роль и движение Сона (а также движение других вингеров «Тоттенхэма»). 

С новыми функциями Харри справляется прекрасно. Сейчас у него 2,1 паса под удар за 90 минут – это лучший результат в карьере. По количеству созданных явных моментов Кейн – вообще лидер этого сезона АПЛ. У Харри их уже 9 штук, у ближайшего преследователя (Джека Грилиша) – только 7. То есть Кейн не просто вжился в роль, но еще и хорошо ее исполняет. 

Моуринью видит это и ценит. После матча с «Саутгемптоном» Жозе даже попросил вещателя передать награду лучшему игроку Кейну – перед этим ее вручили Сону, который забил четыре мяча с его передач. Португалец объяснил: «Возможно, благодаря Харри люди начнут по-другому смотреть на нападающих и перестанут считать только голы. Нападающий может стать лучшим игроком матча, даже не забив ни одного мяча». 

По мнению Джейми Каррагера, в будущем Кейн может окончательно развиться в Тедди Шерингема. Ранее Харри уже сравнивали с бывшим нападающим «Тоттенхэма», сейчас этих разговоров еще больше. 

«Харри отлично удерживает мяч, но учитывая травмы и тот факт, что он становится старше, он будет совершать меньше рывков и реже прессинговать. Возможно, аналогия с Шерингемом мне нравится из-за того, что он тоже играл за «Тоттенхэм», но если помните, сначала Тедди тоже был нападающим, а потом опустился назад и стал десяткой. Думаю, это то, что может произойти и с Харри», – предсказал Каррагер. 

Друг и коллега Джейми Гари Невилл считает, что этот процесс уже запущен, а некоторые элементы Кейн уже начал копировать у лучших десяток. «Когда Кейн опускается назад, в его игре прослеживается стиль Зидана. Он так же укрывает мяч и не позволяет к нему подобраться соперникам. Харри заставляет защитников двигаться в те зоны, в которые ему нужно», – уточнил Гари. 

Слегка разбивает теорию Каррагера и Невилла то, что новая роль не сказалась на результативности самого Кейна. Только в одном сезоне за «шпор» Харри забил к этому отрезку сезона больше голов, чем сейчас (7). Нападающий на хорошем уровне угрожает чужим воротам. Сейчас у него 3,9 удара за 90 минут – столько же было в сезоне-2016/17, который Кейн завершил с 29 голами в АПЛ. 

Мини-эволюция Сона – тоже результат работы с Моуринью. Это подтверждают и слова Кейна, и цифры. По данным The Athletic, сейчас Сон совершает меньше касаний на фланге, чем в любом сезоне за «Тоттенхэм». Его роль изменилась из-за разных требований Почеттино и Моуринью. При Маурисио «шпоры» больше владели мячом, чаще сталкивались с автобусами, от Сона и других вингеров просили растягивать игру – например, через создание ширины в атаке и дриблинг. 

При Моуринью «Тоттенхэм» меньше атакует позиционно, реже сталкивается с автобусом и необходимостью создавать пространство – благодаря стилю оно есть по умолчанию. Соответственно, необходимости оставаться на фланге больше нет – Сон играет не так широко, как раньше. Это позволяет ему чаще оголять зоны за спинами центральных защитников. 

Падение обводок Сона очень характерно. Сейчас у корейца антирекорд за все время в «Тоттенхэме». Но как и с касаниями Кейна в штрафной, это не критика, а результат новой роли. 

Дополнительно помогают связке и хорошие отношения за пределами поля. Моуринью рассказывал, что игроки хорошо ладят друг с другом и не выпячивают личные амбиции. По информации The Athletic, Кейна и Сона нельзя назвать прямо друзьями (оба проводят много времени с семьей), но на тренировках они индивидуально отрабатывают движения, которые могут пригодиться им в матче. 

Сон топово реализует моменты, но это необязательно везение

Попытка спрогнозировать, насколько далеко зайдет связка Кейна и Сона – пока очень сомнительная идея. С одной стороны, есть резон предположить, что их накроет дистанция. Пока Кейн отдал на Сона только 11 передач под удар – то есть помимо голов было только четыре таких случая. Все четыре – моменты очень низкой остроты. Общая острота этих ударов – только 0,10 xG. 

Даже голы, забитые Соном – тоже отчасти удача, если бы мы говорили про обычного игрока. Острота семи результативных ударов корейца после передач Кейна – только 2,09 xG. То, что Кейну нужно создать всего 2,3 момента, чтобы заработать ассист, лишь подчеркивает невероятную реализацию Сона. Об этом факторе даже рассуждал сам Харри: «Думаю, ключевая штука в том, что мы стали хладнокровнее реализовывать моменты. Сонни воспользовался чуть ли не каждым шансом, который у него был! Другие игроки тоже подходят к моментам со спокойствием». 

Круто, что успех не вскружил игрокам голову, но есть и куча других поводов для оптимизма. Например, сразу пять голов корейца после передач Харри – результат явных моментов. В терминологии Opta «явный момент» – это либо выход один на один, либо удар с близкой дистанции без серьезного сопротивления защитников. Да, Сон все равно выжал из них максимум, но у «Тоттенхэма» точно есть понимание, как такие моменты создавать. 

Вдобавок, Сон – не обычный игрок как минимум в плане реализации. Четыре последних сезона кореец стабильно забивает больше ожидаемого. Тут должна быть шутка про армейские приключения Сона (там его похвалили именно за точную стрельбу), но это еще один повод предположить, что результативность связки будет расти – хотя и не темпами начала сезона.

Одно из объяснений крутой реализации Сона – его умение пробить с обеих ног. Это прослеживается не только на дистанции карьеры, но и конкретно в связке с Кейном. Три гола после передач Харри кореец забил сильной правой ногой, еще три – якобы слабой левой. Системы xG обычно недооценивают таких футболистов – из-за этого удары с нерабочей ноги получают низкий коэффициент остроты. 

Сон в этом плане – действительно уникальный. Он чаще любого другого игрока Премьер-лиги бьет с нерабочей ноги. Некоторые партнеры (по крайней мере в предыдущих клубах) вообще не понимали, правша он или левша. Сказалось строгое футбольное воспитания отца. Сон-старший запрещал сыновьям играть за любительские команды, пока они не разовьют в себе технические скиллы. Тренер Сона в «Байере» Рогер Шмидт вспоминал, что кореец оставался после тренировок и отрабатывал удары с обеих ног. 

Еще один аргумент в пользу положительного прогноза – помощь партнеров. Кейн и Сон организовали почти половину голов «Тоттенхэма», но движение партнеров позволяет им комбинировать даже косвенным образом. Уже без передач друг другу, зато за счет тех же принципов движения.

Особенно важен в этом плане Танги Ндомбеле. В этом сезоне француз наконец пробился в планы и состав Моуринью. Его самая частая роль – десятка. По сути Ндомбеле вместе с Кейном разрывает опорную зону соперника. Второй вариант – Танги предлагает вариант между линиями, когда Харри смещается в другую локацию. 

Ниже – эпизод из игры с «Бернли». Тут Кейн открывается на фланге и стягивает центрального защитника Джеймса Тарковски. Ндомбеле читает эпизод и сразу идет открываться между линиями: 

Через пять секунд Ндомбеле получает там мяч. Тарковски не успел вернуться на свою позицию (помним, что опекал Кейна), благодаря чему Сон ворвался в его зону. Ндомбеле наградил пасом и вывел корейца один на один: 

Это – ситуация из игры с «Ман Сити». Тут Кейн остается между защитниками, а Ндомбеле оттягивается назад, чтобы получить передачу: 

Затем Кейн резко начинает движение вглубь, стягивает обоих защитников и освобождает пространство для рывка Сона. Ндомбеле награждает корейца пасом и снова выводит его один на один: 

В обоих случаях защитники могли сыграть лучше. Но ситуацию, при которой им нужно разрываться, создает именно движение Ндомбеле, Кейна и Сона. Соперники знают, насколько Кейн может быть опасен с мячом, поэтому выдвигаются к нему. Но, даже не касаясь мяча, Харри создает остроту – за счет открываний и поддержки Ндомбеле

Интересно, как соперники будут реагировать на их движение в будущем. Перед глазами уже образец из плана «Челси». В последней игре с «Тоттенхэмом» все три полузащитника «синих» располагались низко при развитии атак – на тот случай, если Ндомбеле и Кейн одновременно нагрузят опорную зону. С одной стороны, «Челси» удалось сдержать «шпор» (хотя некоторые комбинации «Тоттенхэм» просто не доводил до удара); с другой – команда Лэмпарда ограничила свой потенциал впереди. 

Независимо от вариантов, которые предложат соперники дальше, система Моуринью пока кажется слишком вариативной, чтобы закрыть ее полностью. Связкой Сона и Кейна португалец чуть ли не в полной мере заменил Кристиана Эриксена – в последние годы «шпоры» сильно зависели от магии датчанина. В целом работу Моуринью пока сложно оценивать (были как ужасные отрезки, так и отличные), но за решение этой проблемы Жозе и его штабу нужно максимально респектовать.

Моуринью снова качественно закрылся в топ-матче. Сиссоко – ключевой элемент надежности «Тоттенхэма»

Фото: Gettyimages.ru/Andrew Boyers – Pool/Getty Images, Dave Thompson – Pool/Getty Images; globallookpress.com/Paul Terry via www.imago-images./www.imago-images.de, Craig Galloway via www.imago-ima/www.imago-images.de; REUTERS/NEIL HALL