7 мин.

Проблемы в детско-юношеском футболе их объяснения и предложение вариантов исправления ситуации

Полезная информация для родителей и начинающих детских учителей по футболу.

 

Хочу Вам дорогие друзья предложить окунуться в бездну проблем в детско-юношеском футбольном развитии наших детей и юношей и предложить пилотное видение и нестандартное мышление по этим проблемам.

 

Послание и пожелания родителям и начинающим тренерам, которые делают первые шаги в этой нелегкой профессии «детский учитель по футболу» - именно учитель, а не тренер, так как тренер как обычно тренирует для одного, для достижения спортивного результата, который признается всеми здравомыслящими футбольными специалистами, вредит подрастающему поколению.

 

Давайте разберем вместе с вами дорогие друзья, родители, которые заинтересованы в нормальном, здоровом, плодотворном развитии наших детей.

 Особенно для родителей, которые озабоченны здоровьем и разносторонним развитием своих детей. Когда появляются вопросы к тренерам, которые недостаточно компетентны в вопросах воспитания и футбольного образования.

Предлагаю начать нашу с Вами беседу с обсуждения мнений наших ведущих специалистов об этих самых проблемах.

Проблема № 1.

 Дмитрий Аленичев, экс-главный тренер ФК «Спартак» Москва

https://gobelen-club.ru/wp-content/uploads/2018/04/dmitrij-alenichev.png

Когда я попал в юношескую сборную, первое, что меня поразило и очень неприятно удивило – низкое техническое оснащение наших футболистов.

Почему наши дети за время обучения футболу недостаточно техничны при игре с мячом?

Что хочу отметить, наши именитые по-своему специалисты в основном озвучивают проблему, но не выявляют причину и тем более не предлагают средство «излечения».

 Мы с вами общими усилиями постараемся поставить диагноз проблеме и назначить лечение нашей системе, которая больна и хромает на обе ноги. 

Поехали:

На Декабрь 2020 год наши дети начинают заниматься футболом с 2-3 лет в бизнес проектах по всей России, т. е. платные футбольные секции за счет родителей. Хочу отметить, что в 2011 году мной была написана статья по этому поводу. Тогда еще не было столь раннего начала занятий, дети начинали с 5-6 лет, но я чувствовал и предсказал такой расклад. Скоро начнут тренировать детей в утробе матери как НОУ-ХАУ. Все знают, что ранняя специализация вредна для неокрепшего детского организма, но почему-то на этот факт не обращают внимание. Раньше все дети без исключения начинали свое развитие во дворах и развиваясь разносторонне приходили в спортивные секции в более зрелом возрасте уже окрепшими как физически, так и морально.

Большой минус в этой ситуации, что нашему Великому Государству не до наших с вами детей. Лучше подарить полтора миллиарда долларов Белоруссии, миллиард Сирии, простить много миллиардные долги Африке, чем потратить энную сумму на здоровье, на нормальное футбольное развитие наших Русских детей. Создать по всей России бесплатные секции по футболу, где будут заниматься не только дети, родители которых в состоянии оплачивать такую прихоть. Что делать тысячам талантливым мальчишкам, родители которых озабоченны другим, как прокормить и одеть, обуть их. Тем более на сегодня в тяжелое время пандемии.

Все знают, что в футбол играют голодные, «художники и футболисты рождаются на улице, а не в тепличных условиях наших реалий».

Соу, на сегодня начинаем обучать наших детей с 2-3 лет, и заканчиваем, футбольное образование, становление в 18-20 лет. За 16-18 лет футбольной жизни наших детей, потратив уйму времени и денег на эту «роскошь», мы не получаем на выпуске футболиста, который не в состоянии показать, что-либо в техническом мастерстве.

Почему так происходит?

Великий тренер В. В. Лобановский в свое время предсказал, что будущее футбола за высокоскоростными физически одаренными универсалами, играющими в одно, два касания. Как-же он был прав к сожалению, так как футбол становясь именно таким теряет всякую привлекательность как игра и становится больше похожа на тяжкий труд. Стиль «бей-беги» ничего лишнего, сплошь игра в квадраты по всему полю. Мало голевых атак и тем более индивидуальной игры, т.е. импровизации с мячом. Месси, К. Роналдо ну и Неймар, вот и весь мировой золотой запас.

Ранняя специализация вынуждает тренеров строить команды и налаживать технико-тактические моменты игры как у взрослых, ну и начало обучения игры в квадраты, в одно, два касания, начало взрослой жизни.

Во время игры видны действия, мешающие развитию технического мастерства, т.е. индивидуальных качеств наших детей.

1.      Например, вратарь должен начинать игру от ворот передавая мяч в первую очередь своим фланговым защитникам, но это чревато потерей и соответственно пропущенным голом. Что в этой ситуации делает вратарь? Старается вынести ногой или рукой как можно дальше от ворот. Наши взрослые мастера в основном так и играют, не говорю уж про детей.

2.      Подсказы тренеров ну и конечно родителей играть проще, не рисковать особенно около своих ворот, лучше выбить куда попало, чем потерять мяч. Боязнь ошибки мешает детям брать инициативу на себя, принцип белой вороны действует неукоснительно, не высовываться и быть как все.

3.      Ну и самая главная причина «деревянных ног»-это методика и подход к процессу именно обучения. Все тренеры в мире делают одну и туже ошибку.

Человеку от природы даны две ноги для ходьбы и бега, но для прыжка и для футбола нужна опорная, а другая прыжковая-игровая. В свое время специалисты совершили очень серьезную ошибку в методике обучения футболу, почему-то они решили, что развитие двух ног т.е. «Бразильская система» - это именно то, что поможет нашим детям достичь «звездных высот». Предсказание Лобановского еще больше оправдывает двуногость, одинаковость, пропорциональность развития помогает конструировать будущего универсального футболиста.

Мое мнение нужно разделить ноги как толчковая и ведущая и соответственно развивать их по такому принципу. Толчковая нога, должна быть сильной, устойчивой, держащая устойчивое равновесие всего тела. Ну а ведущая мягко, технично играющая мячом. На эту тему есть очень хорошая пословица «За двумя зайцами погонишься, ни одного ни поймаешь». Развивая обе ноги одинаково 50% на 50 не позволяет футболистам даже приблизится к совершенству. Совершенство – это 100% владения футбольными навыками т.е. есть шанс приблизиться, развивая только одну ведущую ногу. В таком решении этого момента меня убеждает статья Бориса Аркадьева написанная в 1957 году.

Цитирую: Мы, он имеет ввиду тренеров, стараемся подтягивать слабые стороны футбольного развития, чем все силы бросить на развитие именно сильных сторон игроков.

Недавно умер великий мастер мяча Диего Марадона, его пример ярко показывает преимущество одноногость над двуногостью. Еще один момент подтверждения моих слов – это момент чеканки мяча в детстве и во время игры. Нет кадров в игре чеканки через головы соперников поочередно двумя ногами. Только одной. В детстве, когда дети начинают учиться чеканке во дворе тоже самое – одной ногой. Двумя ногами начинают подбивать уже в стенах ДЮСША.

4.      Хочу обратить ваше внимание еще на один очень серьезную проблему. Ведение мяча или чеканя мяч верхней частью подъема, почему-то наши тренеры, не замечая этого факт почему-то больше акцент делают на развитие игры щечкой. Они совершенно не развивают шведку, «конек» уличных мастеров кожаного мяча. Фронтальные передачи перед собой почему-то решили тренеры за нас, что мы должны разворачивая неестественно стопу стараемся как каракатицы отыграть мяч партнеру, доже не задумываясь, что пас шведкой, это классика жанра. Пример Рональдинье, Модрич, Куарежма, Иско, Роберто Карлос единицы, но какого.

Мне кажется, что от того у многих футболистов кривые ноги. От не естественного выворачивания ног при контакте с мячом. Если большей частью играть подъемом или шведкой одной ногой, то и ноги должны быть по сути ровнее.

 

5.      Еще есть один момент. Парадокс, который присутствует в детско-юношеском футболе непонятен и заставляет задуматься. Те, самые талантливые мальчишки, которые проходят сумасшедший селекционный отбор в малочисленные знаменитые академии по всей России типа народной Московской команды «Спартак» попав в 5-6 лет, в 10 играют в очень привлекательный футбол, но, когда приходит время пубертата, почему-то этих ребят в интернаты при академиях начинают сменять ребята с глухой, далекой периферии, и уже на выпуске с первого набора остаются единицы. Все говорят про многолетнюю программу подготовки, а эта ситуация говорит, что раннее начало не главное в футбольном становлении.

 

6.      Закон Парето, который гласит, что из 100% действий, 20% приносит 80% результата, а остальные 80% недостающие 20. Это говорит о том, что из всех футбольных упражнений нужно найти 20% самых полезных, развивающих именно навыки при игровых действиях в одиночку с мячом и без мяча, так и в командных действиях. Поменьше тратить времени и сил на пустые упражнения. Для этого нужна яркая квалификация специалиста футбольного образования.  

 

 

Все эти моменты не дают нашим мальчишкам научиться техничной игре в футбол.    

Спасибо за внимание.

Продолжение следует.