12 мин.

Кирилл Кулаков: «Бундеслига — самая развитая и систематизированная с точки зрения бизнеса лига»

Кто такие спортивные менеджеры, чем они занимаются и где набираются необходимых знаний? Это мы решили выяснить у Кирилла Эдуардовича Кулакова — руководителя факультета спортивного менеджмента бизнес-школы RMA. Идя на встречу, я не ожидала, что окажусь в демократичном пространстве Artplay, да и сама аудитория, в которой мы встретились, выглядит креативно: на стене — граффити с изображением Виктора Цоя и множество автографов. Кулаков поясняет:

– У нас есть факультет шоу-бизнеса. Бизнес-школа RMA вообще начиналась с шоу-бизнеса. Эта переговорная «Цой». Все аудитории, их девять, названы в честь великих людей, все фамилии из трех букв. Dio, Che. Есть аудитория Big One – в честь Гагарина. Здесь стена, где расписываются наши футбольные спикеры, есть автографы директора «Манчестер Юнайтед», «Андерлехта», «Бенфики», «Манчестер Сити».

Мой взгляд выделяет пожелание на немецком языке, его оставил Андреас Кюфнер — руководитель отдела международного позиционирования «Баварии» Мюнхен. Он тоже спикер бизнес-школы RMA.

Начав с обучения во ВГИКе и являясь одновременно поклонником и спорта, и кино, мой собеседник начал свой путь с рекламных роликов. Наверняка многие, кто застал девяностые годы, помнят рекламную компанию водки Распутин («Я вам подмигиваю!»)

Начинали вы с шоу-бизнеса.

– Мы открыли школу шоу-бизнеса, в которую входили вокальные и хореографические мастерские, а также школа диджеев и виджеев. У нас была своя студия, мы занимались концертно-гастрольной деятельностью. Поняли, что у нас безумное количество в России талантливых людей, но нет управленцев, кто бы продвигал эти творческие единицы. Мы вошли в бизнес-образование совершенно случайно. Во время съёмок очередного рекламного ролика, который мы делали в Государственном университете управления, я познакомился с заведующим кафедрой «Менеджмент кино и телевидения». И я просто предложил: «Давайте сделаем факультет шоу-бизнеса?» Он согласился. Я за неделю расписал программу: что должны преподавать действующие продюсеры, промоутеры, что должно быть практическое образование. Через два месяца у нас был первый набор. Через три года, когда факультет шоу-бизнеса себя оправдал, мы потихоньку встали на рельсы бизнес-образования и решили, почему бы не расширить рамки? В 2005 году я принял решение и разработал программу аналогичную шоу-бизнесу. Находил сначала ключевых личностей, кураторов. У шоу-бизнеса это был Артемий Троицкий, у спорта – Вячеслав Фетисов. Он тогда возглавлял Федеральное агентство по спорту. Дальше – Сергей Валентинович Кущенко, с которым меня познакомил Александр Яковлевич Гомельский. Сергей Валентинович был единственным, кто преподавал с начала и до недавнего времени. Остальные отпали, потому что сейчас пришло новое поколение молодых управленцев, но Кущенко я, как талисман, сохраняю.

Быть менеджером в шоу-бизнесе и быть менеджером в спорте одно и то же?

– В шоу-бизнесе есть артист, группа, проект. В спорте – команда, клуб. Стартовые возможности – это аналогичные вещи: если ты успешно раскрутил артиста, у тебя и бизнес идет успешно. То же самое, если организуешь с нуля футбольный клуб. У тебя постепенно набирается управленческая структура и база. Билеты продаются хорошо, уже начинаешь о мерче думать, спонсоры подтягиваются. Здесь спортивные и творческие показатели не важны, в этих двух сферах бизнеса.

Я читала истории успеха вашей школы. Я поняла, что менеджер в игровых видах спорта – это широкое понятие. Там и специалисты, которые занимаются недвижимостью, и логисты...

– У нас конкретизированное образование. Спортивный клуб состоит из пяти департаментов: финансовый департамент, который возглавляет финансовый директор; юридический департамент; спортивный департамент спортивный директор возглавляет. Директор стадиона отвечает за спортсооружение. И коммерческий департамент возглавляет коммерческий директор, который отвечает за накопительную часть бюджета. У нас в учебном плане, соответственно этому, есть пять образовательных блоков. И еще скажу, что мы обладаем таким опытом, что компетенции по окончании нашего обучения будет хватать на то, чтобы открыть свой футбольный клуб. Сначала любительский. Уже есть такой опыт.

Надо сказать, что истории успеха выпускников бизнес-школы впечатляют и читаются с большим интересом.

Из историй успеха бизнес-школы RMA

Александр Агеев, супервайзер по логистическому обслуживанию команд на чемпионате мира по футболу – 2018, выпускник RMA:

Футбола мы толком не видели, только урывками. А вот что касается общения с игроками, то здесь дело лучше обстояло. Мне, например, с Мбаппе удалось сфотографироваться. А с Фалькао я даже кофе попил, прямо у него в номере.

Я на колумбийский этаж в отеле пришел, незадолго до отъезда на игру с Англией. Надо было какой-то момент с их кит-менеджером согласовать. Иду по коридору и вдруг вижу — дверь в один из номеров открыта и там, внутри, Фалькао сидит, Хамес Родригес и Бакка.

Я остановился, смотрю на них, они меня тоже заметили, руками машут — давай к нам! Ну, я шагнул, вдруг вижу — с другого конца коридора бежит эфэсбешник, кричит мне что-то, вроде: «Нельзя! Запрещено!» Но я уже в комнату зашел, а они, когда он до двери добежал, ее просто у него перед носом захлопнули.

– И дальше что?

Я же говорю — кофе с ними попил, они мне предложили, я отказываться не стал. Посидели, поговорили. Я сам удивился, насколько они простые парни. Ведь звезды, самые настоящие звезды, без всяких натяжек! И вот так вот буквально первого встречного к себе в номер зазывают, беседуют с ним, угощают... Не уверен, что наши меня так радушно приняли бы.

А о разнице в менталитетах в России и за ее пределами?

– Ну колоссальная. Большая. Она во всем сказывается.

– Что такое быть менеджером здесь и на Западе?

– Там устоявшаяся экономика. Сложившаяся система ценностей во всех отраслях, во всех сферах бизнеса. У нас спорт как бизнес-проект – на начальном этапе развития. Хотя уже есть положительные результаты, единичные, но есть. По крайней мере менеджмент на уровне средних команд Европы – не топов, как «Бавария», а вот «Хоффенхайма», «Гамбурга», «Шальке», «Боруссии» Мёнхенгладбах... Хотя у «Гамбурга» очень сильный менеджмент. Это – «Зенит», «ЦСКА», «Спартак», «Краснодар». У «Краснодара» сильный спортивный департамент, но пока еще не очень сильный менеджмент коммерческий. Спортивный – да, академия прекрасная.

Из историй успеха бизнес-школы RMA

Владимир Юрин, директор по развитию ПФК ЦСКА, выпускник RMA:

Поначалу, честно говоря, у меня была мысль уехать в Германию, в Кёльнский университет или в Потсдам. Но потом я передумал — во- первых, потому, что решил, что с немецким образованием мне, скорее всего, здесь трудно работу будет найти, а я ведь именно тут, в России, мечтал карьеру построить. А во-вторых, была там еще одна психологическая штука, которая меня от мысли о поездке в Германию отвратила. Дело в том, что там абитуриенты, которые на спортивных менеджеров собираются учиться, должны пройти физкультурные тесты, в том числе — прыгнуть через коня, а у меня с этим конем со школы отношения напряженные. Через козла еще ладно, я могу прыгнуть, а через коня — нет, слишком долго через него лететь...

– Я знаю, есть эта система. Вроде того, как у нас было ГТО. В Германии спортивные менеджеры должны быть не только интеллектуально развиты, но еще и физически. Я не знаю, что имел в виду Володя, но, когда мы делали свою немецкую стажировку, мы знали об этом. Может быть, он хотел там практиковаться, чтобы уже влиться в клуб, но такого мы не предоставляем.

Что для вас образец успешного менеджмента на мировом уровне?

– Я могу прямо сказать, что Бундеслига – самая развитая, наиболее систематизированная с точки зрения бизнеса лига. Взять Италию, даже Англию – есть разница в управлении, в менеджменте, штатном расписании, в объеме работ. Даже гранды: «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед». В Италии – тем более. Там есть «Ювентус», есть, условно, та же «Аталанта» и есть, для сравнения, «Верона»: там менеджмент коммерческого департамента очень скромный. Какие-то направления они, в отличие от грандов, до сих пор не развивают должным образом. Диджитал-направления, элитная программа мерча, CRM (Customer Relationship Management) даже не во всех клубах Италии имеются.

А почему так происходит?

– Видимо, недостаточно развиты, недостаточно богаты. В спортивном плане они все очень успешны. Мы сейчас говорим о продажах, о коммерции. В Бундеслиге в этом плане все на высоком уровне. Ну, может, «Бавария» вырывается вперед с ее колоссальными бюджетами, с ее стратегиями. Вы же знаете, Оливера Кана взяли сейчас, в 2020-м году, чтобы в 2022-м году сменить Румменигге. Они его подготовили, они его отправили учиться за свой счет...

В какую-то школу, схожую с вашей, только в Германии?

– Да. Сейчас он пока в правлении, присматривается, Румменигге ему передает опыт, но они уже знают, кто у них в 2022 году будет председателем правления. Уже все настолько отлажено, что никаких случайностей, импровизаций быть не может. «Бавария» – глобальный проект. Но и остальные клубы – что «Майнц», что «Дортмунд», что «Шальке», «Байер» – везде эти стандарты, система, уровень. То, что отличает немецкие клубы. Я опять же подчеркну: спортивный менеджмент – академия, селекционная, скаутская служба, вся транспортная работа – она у всех сильна в пяти лучших чемпионатах. А вот коммерция где-то сильнее, где-то слабее. Если в Германии система работает на любом уровне, то в Италии и Англии есть разница между топ-клубом и средним клубом.

А что в России в этом плане? Что-то движется к лучшему?

– Движется, но очень медленно, честно скажу. Всё потому, что у нас нет частных клубов. Я не знаю, может, я вам открою глаза, но мы единственные, вместе с нашими братьями белорусами и нашими братьями казахами – казахи хоть и в Азии, но они играют в УЕФА – мы единственные, где профессиональный футбол финансируется государством. Нигде в мире, в Европе тем более, в Южной Америке, государство не финансирует футбол. И даже в нашей братской Украине ни одного государственного клуба нет. Все клубы частные.

У вас есть обратная связь с выпускниками? Бывает, что звонят, советуются, жалуются, делятся радостью от успехов?

– Я вам статистикой отвечу. У нас на программе преподают 12 наших выпускников факультета. Постоянная связь, постоянная помощь. Я обеспечиваю их стажировками. У нас есть программа лояльности. Она заключается в том, что, если ты прошел программу и защитил диплом, у тебя есть право постоянно посещать наши занятия. В чем мотивация? Наш состав спикеров постоянно ротируется. Приходит новый спикер – и приходят выпускники, которые закончили школу четыре, пять, даже десять лет назад.

Меня интересуют вести с полей. Кто-то работает с игроками как менеджер, как спортивный директор?

– У нас в московском «Спартаке» работает сейчас 12 человек. Я не говорю, что «Спартак» – один из лучших клубов, но... Президент академии «Спартака» – наш выпускник. Заместитель президента Академии – наш выпускник. Вот Владимир Юрин – наш лучший пример. Человек пришел учиться, добивался цели своей, сделал коммерческое предложение Роману Бабаеву, который у нас преподает, – и его приняли на работу. Вот такими примерами я горжусь. Есть спортивные директора, есть и тренеры даже, что мы тоже не пытаемся особо выделять, мы готовим менеджеров все же. Мирослав Ромащенко – наш выпускник, старший тренер России. Овчинников – наш выпускник, старший тренер «ЦСКА». Первый – правая рука Черчесова, второй – правая рука Гончаренко.

А у вас психологическая есть подготовка для общения со спортсменами? Звезды спорта не самая простая публика.

– Есть тренинг в программе. Читает его один из лучших спортивных директоров в России – Алексей Зинин.

Леонид Слуцкий как-то раз сказал: «Спортсмены это маленькие дети с большими деньгами».

– Схожесть с детьми есть, но сейчас уровень российских агентов у нас вырос. Они опекают спортсменов, и агент теперь не просто тот, кто получает комиссию от игрока и от клуба, а тот, кто занимается игроком, объясняет ему все, ведет его. Также подрос и образовательный, интеллектуальный, уровень игроков. В сравнении с тем временем, двух-трёхгодичной давности, когда это сказал Слуцкий.

Из историй успеха RMA

Константин Хлавнер, сооснователь проекта по работе с недвижимостью для спортсменов, выпускник RMA:

У самих спортсменов, как правило, требований не очень много… Главные, пожалуй, это чтобы из дома было удобно добираться до места тренировок и игр, и второе – большие кровати: они же все высокие очень, как правило, на маленьких кроватях им спать неудобно, они на них не помещаются… Ну, а если говорить о каких-то нюансах, может быть даже капризах, то этим как правило грешат жены и подруги… Бывают случаи, когда самого парня все устраивает, а жене его вдруг что–то не по нраву пришлось, и – все… Приходится искать новое жилье…

Сергей Родионов, именитый нападающий, трехкратный чемпион СССР, президент академии «Спартак», выпускник RMA:

Работать не только с ребятами, с родителями тоже. Одна из мер – мы планируем со следующего сезона взять в штат академии спортивного психолога, ввести обязательное командное тестирование… Про специальные лекции, семинары я уже говорил. Много есть разных планов, про все сейчас рассказывать не буду. Думаю, если то, что задумали, сделаем, ситуацию поправим. И спартаковский дух, спартаковские традиции, которые у нас сейчас немного пошатнулись, мы их обязательно возродим.

За кого вы болеете лично Вы сами?

–Я болею за команду, которая не входит сейчас в мои приоритеты как успешная команда с успешным бизнесом, менеджментом. Это «Динамо» Москва. Я был даже активным фанатом начиная с 80-х годов. Я за них переживаю, но не болею, не хожу на стадион. Не то что времени, но и желания уже нет. Только по какому-то особому поводу. У меня было желание ходить на стадион, когда был чемпионат в Москве. Я купил себе абонемент на три матча в «Лужники». Полина, мой заместитель и наша выпускница, работала супервайзером волонтеров. Я пригласил ее с этого года поработать заместителем руководителя факультета.

Из историй успеха RMA

Полина Довгилевич, супервайзер по организации сервисов для зрителей на Чемпионате мира по футболу 2018, выпускница RMA:

Это прекрасная возможность погрузиться в довольно на самом деле закрытый мир спортивного менеджмента, завязать в этой среде знакомства, полезные связи, зарекомендовать себя. Если хотите чего-то в этой области добиться, ни в коем случае не стоит такими шансами пренебрегать.

Ну и как к кинематографисту бывшему вопрос. Ваш любимый фильм о футболе?

– Я, безусловно, смотрю все фильмы о футболе. Есть фильмы: «Удар, удар, еще удар» (1968 год, СССР, реж. В.Садовский), «Спортивная честь» (1951 год, СССР, реж. В.Петров), «Одиннадцать надежд» (1975 год, СССР, реж. В.Садовский). Это советские фильмы. Но для себя я бы выделил немецкий фильм «Одиннадцать чертей», «Die elf Teufel», 1927 года, немой фильм. У нас во ВГИКе тогда очень впитывали эту эстетику. В фильме «Одиннадцать чертей» неплохая драматургия, есть и лирическая тема, и футбольная. Я купил себе на аукционе афишу братьев Стенбергов к этому фильму и очень этим горжусь.

 

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на ютуб и дружеской группе ВК.