«Гуру для блогера-2»
Продолжение рассказа о мудром учителе и талантливом ученике. Не является руководством по написанию текстов.
Тема с Вагнером у Андрея не пошла. Мало того, что её сложно было назвать животрепещущей, так еще и синедредовый бразилец к тому моменту улетел на историческую родину, что заранее уничтожало в еще не родившемся тексте даже остатки актуальности. Впрочем, учитель к проблеме отнесся с пониманием.
- Писать о том, что тебе неинтересно; о том, в важность чего ты не веришь, это как раскручивать на романтический вечер глупую и некрасивую девчонку, - многозначительно сказал он. - Занятие бессмысленное и беспощадное, кроме случаев, когда за него платят. Если будешь зарабатывать пером, разницу поймешь очень быстро. А пока упростим басню. Слышал про проблемы «Томи»?
- Ну да, - сказал Андрей. – Краем уха. Денег нет, сняться могут в любой момент с чемпионата. У Путина спонсоров клянчат.
- Да, так и есть. Ну что, вперед, «акула пера», полчаса времени, заметка по алгоритму. Да, милый, да - а ты как хотел? Надо учиться писать быстро.
В полчаса Андрей, конечно, не уложился, но журить его учитель не стал.
- Так-с, посмотрим… Констатация на троечку, ну это от спешки, не переживай, инет поможет, "гугл" всесилен, если что... Вторая часть... а неплохо, слушай, примеры есть и не перегнул. Так, «непрозрачность бюджета клуба», «история с трансфером Погребняка», «двойственная позиция РФС…», ну ладно, а Путин где? А, вот он, родимый – «нормальна ли ситуация, когда клуб можно спасти щелчком пальцев «центрового всея Руси»?
- О, как! – учитель посмотрел на Андрея с уважением. – А ты молодец.
Андрей покраснел от удовольствия.
- Смотрим дальше, - продолжал гуру. – Ссылка на Германию, это верно, там самоокупаемость футбола ценится…вывод тоже ничего. Ну что, прогресс налицо. Теперь усложняем. Тема та же, позиция с точностью до наоборот. Вопросы?
- Ээ... не понял, - растерялся Андрей.
- А подумай. Любую ситуацию можно рассмотреть под разными углами, а уж эту тем более. В шахматы играешь? Вот и поменяй белых на черных.
- То есть…то есть вводная такова - гибнет клуб, страдает город, команда… болельщики? – немного подумав, сформулировал ученик.
- Ну да. При этом, первый блок как бы мигрирует во второй, но со сменой знака. И наша констатация по содержанию есть уже не бессмысленная трата бюджетных денег провинциальным клубом, а безнадега брошенного на произвол судьбы коллектива. «Доколе» будет относиться, соответственно, не в целом к клубу «Томь», а к неумению его руководителей и наших, как ты, сказал, «центровых», навести порядок в футбольном хозяйстве. «Томь» жертва, болельщики ее, тем более. Ну что, за дело?
Андрей принялся долбить «клаву» ноутбука с усердием дятла. «Региональный футбол не выживет без...», «Валерий Непомнящий доказал - играющую команду можно создать….», «не слишком ли цинично настаивать на самоокупаемости одного футбольного клуба, закрывая глаза на толкающихся у госкормушки других…». Или вот - «чем, какими деньгами измерить радость мальчика, попавшего на томский стадион…». Ага, и еще так: «снисходительное сочувствие федерального центра…», черт, уже политика голимая…
- Кавказ не забудь, - занимаясь чем-то своим, бросил учитель.
- В смысле?
- Сравнительное позиционирование «Сибирь – Кавказ». Грозный, в частности, верная карта, никто же их не любит. «В то время, как президент «Терека», словно король в «Бременских музыкантах», забавляется приглашением иностранных звезд…»
Второй вариант Андрею понравился меньше, да и процесс создания текста в условиях «смены знака» удовлетворения не принес.
- Это еще не все, - словно угадав его мысли, сказал учитель. – Разворачивай доску обратно, но уже на новом уровне обобщения. Не «Томь» против «Терека», а неэффективность обоих клубов, не подачки клубу из Сибири, а российский футбол на бюджетной игле. Короче, не дерево - и даже не деревья, а лес. Твои первые тексты о проблемах одного бедного клуба интересны только его болельщикам. Кроме того, в них ты вынужден апеллировать к спорным фактам и махать не слишком вескими аргументами, что делает тексты уязвимым для критики. Чем выше уровень обобщения, чем меньше конкретики, тем шире аудитория и меньше слабых мест. Понял фишку?
- Кажется, да, - переваривая услышанное, сказал Андрей.
- Это, Андрей, мудрость веков, доступная любопытным и мыслящим, - улыбнулся учитель. - Время специалистов, знающих всё больше, о всё меньшем, прошло. Как там, у Оскара Уайльда? - «Я люблю разговаривать ни о чем, ведь это единственное, о чем я хоть что-нибудь знаю».
Не пойму что именно, но что-то пелевинское есть.)
Видимо, в свое время слишком уж буквально поняли советы своих гуру и никак не могут перестроиться и сделать не по шаблону.
спасибо
как развернешь - так и вышло