8 мин.

100 лет назад США были футбольной страной: профи из Европы, богатые покровители и десятки тысяч зрителей. Все погубила Великая депрессия

История мощного чемпионата.

Точкой отсчета современного футбола в США принято считать 1994 год, когда одним из условий проведения чемпионата мира было создание MLS. Та попытка популяризировать соккер стала не первой для Соединенных Штатов: еще в 20-е годы появилась лига, которая была способна конкурировать с бейсболом, американским футболом и баскетболом. 

***

Высшим достижением сборной США до сих пор остается бронза чемпионата мира: американцы добыли ее в 1930 году на первом турнире в Уругвае. Среди лучших бомбардиров розыгрыша был нападающий «Фолл-Ривер Марксмен» Берт Пэтноуд. Его клуб к тому моменту находился на пике и регулярно выигрывал золотые медали Американской футбольной лиги. Спустя год команда прекратила существование. Через еще несколько лет развалился и чемпионат США, а Берт Пэтноуд завершил карьеру в 26 лет. 

Сборная США на чемпионате мира 1930 года

Первый футбольный бум в США совпал с межвоенным периодом, и это не было случайностью. Соединенные Штаты не пострадали во время Первой мировой, потери американской армии были не столь значительны, а европейские страны оказались в зависимости от заокеанских кредитов. В более благополучную на тот момент Северную Америку ринулись мигранты, среди них было много тех, кто неплохо играл в футбол. Приезжие из Европы дали новый импульс для развития спорта в США.

Федерацию футбола Соединенных Штатов создали в 1913 году, но первый розыгрыш Американской лиги соккера провели только спустя восемь лет. Это событие стало следствием объединения уже существовавших турниров Нью-Йорка, Нью-Джерси и Новой Англии. В начале 1920-х во многих европейских странах еще шли к созданию национальных лиг: в Испании единый чемпионат впервые провели  в 1929-м году, итальянские команды объединились в Серию А только в 1930-м, а в Германии еще долго определяли победителя, сталкивая в плей-офф лучшие клубы региональных дивизионов. Американская лига соккера с восемью клубами и 24 турами возникла гораздо раньше – в 1921-м. К тому моменту в США уже был накоплен опыт крупных турниров. Первый сезон НХЛ состоялся в 1917-м, а матчи МЛБ проводили и вовсе с начала века. 

1920-е для США стали периодом бурного экономического роста, и крупные компании вкладывались в спорт. В дебютном розыгрыше лиги соккера соперничали команды при предприятиях. Верфи из Бруклина выставили «Тодд Шипярдс», а в штате Род-Айленд базировался клуб при ткацкой фабрике – «Джи-энд-Пи Коатс». Принадлежность к крупному бизнесу определяла возможности команд. Например, футболисты одного из самых успешных клубов той эпохи «Бетлехем Стил» даже отправлялись в европейские турне. 

В отличие от первых английских команд, которые действительно формировались из рабочих предприятий, американские клубы опирались на профессионалов. Самые богатые приглашали футболистов из Европы (в основном из Британии), заманивая их высокими зарплатами: в лиге поиграло около полусотни легионеров. В среднем футболистам из Англии платили по 50 долларов в неделю и столько же за матч – 700 долларов по нынешнему курсу.

В числе тех, кто отправился за океан, был Фред Морли. До Первой мировой войны нападающий провел несколько сезонов в «Блэкпуле», когда клуб представлял второй английский дивизион. В 1921-м Фред серьезно травмировал колено, врачи настаивали на завершении карьеры, но Морли уехал в США, где подписал контракт с «Филадельфия Филд». В Америке нападающий провел несколько неплохих сезонов, после чего стал тренером уже упомянутой команды «Фолл-Ривер Марксмен». 

Другие футболисты уезжали на заработки в США не навсегда. Так братья Уолтер и Алекс Джексон отыграли в «Бетлехем Стил» только сезон, после чего вернулись в родную Шотландию. Вероятно, для Алекса возвращение было особенно принципиальным, так как он выступал за сборную. Возможно, самый известный футболист ASL из Европы был не из Британии: легендарный тренер «Бенфики» Бела Гуттманн начинал американскую игровую карьеру в 1926 году в команде «Бруклин Уондерерс». 

Алекс Джексон – победитель чемпионата Англии в составе «Хаддерсфилда»

Мобильными были не только игроки, но и клубы. Уже тогда в Америке переезд команды из одного города в другой, продажа и перепродажа франшизы стали нормой. Самый необычный пример связан все с тем же клубом «Фолл-Ривер Марксмен». В 1930 году экономический кризис уже охватил каждый американский штат, и это сказалось на посещаемости. Из-за падения доходов клуб переехал из Род-Айленда в Нью-Йорк и объединился с местной командой – так «Фолл-Ривер Марксмен» превратился в «Нью-Йорк Янкиз». Все метаморфозы произошли в разгар сезона, когда уже стартовали кубковые матчи. Так что в чемпионате 1931 года клуб выступал под новым названием, а в кубке – под старым. 

Посещаемость действительно имела значение для американских команд. Некоторые матчи собирали по 10 тысяч зрителей, а в 1926 году на бейсбольном стадионе «Поло» прошла серия выставочных матчей с венским клубом Хакоах, игру со сборной «Нью-Йорка» посмотрели 46 тысяч человек. В основном показатели далеки от европейских, но они опровергают миф о том, что футбол в США непопулярен. Интерес к нему подпитывали газеты, которые писали о соккере примерно так же охотно, как и о других видах спорта. 

Домашняя арена «Бетлехем Стил»

Первые проблемы лиги были никак не связаны с экономическими трудностями Великой депрессии. Еще в то время, когда финансовые перспективы соккера казались безоблачными, в дело вступили политики. В 1924 году приняли закон Джонсона-Рида. Он ограничивал миграцию в США, и это стало своеобразными лимитом на легионеров – только в масштабах всей страны.

Авторы закона пытались перекрыть поток приезжих из Азии, но под удар попали и европейцы. В документе было четко прописано: из стран Восточного полушария допускается миграция в пределах квоты в 165 тысяч человек в год. Это лишь 20 процентов от среднего показателя, который фиксировался до Первой мировой войны. Так как английские и шотландские футболисты приезжали в США играть (то есть работать и зарабатывать деньги), их причисляли к трудовым мигрантами.

Помимо внешних факторов, развитию соккера мешали внутренние распри. Многие клубы не хотели участвовать в Кубке вызова: турнир, организованный федерацией, не считался престижным, и никто не хотел тратиться на утомительные переезды. В 1928 году лига запретила командам участвовать в других турнирах, но три клуба («Бетлехем Стил», «Ньюарк Скитерс» и «Нью-Йорк Джайентс») продолжили бойкотировать – за это их исключили из чемпионата.

Конфликт вошел в историю под названием «Футбольные войны». В него даже вмешалась ФИФА: там встали на сторону федерации, а лигу объявили вне закона – это должно было еще больше осложнить трансферы из Европы, так как сборным запрещалось вызывать игроков из чемпионата США. В руководстве ASL посчитали, что могут предложить футболистам такие зарплаты, чтобы те хотя бы на время отказались от международных матчей  (тогда таких игр было гораздо меньше). 

 

В ответ американская федерация создала новый чемпионат – Восточную профессиональную лигу соккера (ESL). В течение двух лет продолжалось противостояние между федерацией и ASL, и команды постепенно выходили из состава Американской лиги. Полемика мешала улучшению имиджа соккера, многие болельщики перестали следить за футболом, потому что не понимали, с кем и в каком турнире играет их любимая команда. К тому же центральное место в конфликте занимал спор о легионерах: американцам не нравилось, что в их лиге приоритет отдают приглашенным звездам, а не доморощенным футболистам. 

Конфликтующие организации обо всем договорились лишь в ноябре 1929 года. ASL восстановили в правах, а команды обязались играть в кубке. Но куда более важное событие для соккера произошло за 12 дней до соглашения. 24 октября 1929 года стало черным четвергом для экономики США и началом Великой депрессии: биржевой крах, 10 миллионов безработных , резкое обнищание населения – настоящая катастрофа, болезненные последствия которой ощущались целое десятилетие. Экономический кризис преодолели только в годы Второй мировой.

О футболе уже мало кто думал. Клубы банкротились один за другим – предприятия и фирмы не могли их содержать. В 1930 году прямо по ходу сезона снялся «Бостон», а за ним – только заявившийся в лигу «Бриджпорт». Этот клуб в середине розыгрыша даже успел сменить прописку, но от разорения переезды не спасли. Перед стартом сезона 1931 года распалась команда «Бруклин Уондерс» – один из старейших клубов США. Следующий розыгрыш вовсе был прерван, после чего была предпринята последняя попытка определить чемпиона США – уже в формате осень/весна. 

«Бруклин Уондерс» в 1920-е

Сезон 1932/33 тоже не доиграли до конца из-за очередных банкротств. С этого момента футбол в Соединенных Штатах опять стал любительским видом спорта. И именно тогда – в 1930-е годы – начал складываться образ США как нефутбольной страны. В 1933-м создали новую лигу под тем же брендом ASL. Но она не имела почти ничего общего с предшественницей. Турнир проходил по региональной системе, качество игры серьезно упало, а о легионерах из Европы не могло быть и речи. 

Следующая попытка вернуться к соккеру случилась в 1960-е годы, когда появилась Североамериканская футбольная лига –  NASL. Именно тогда в США приезжали Пеле, Эйсебио, Кройф и Беккенбауэр, футболисты пробивали послематчевые буллиты, а в итоге все скатилась до турнира по мини-футболу. Лишь благодаря вмешательству ФИФА в 1994 году в США появилась MLS. Третья попытка создать лигу оказалась наиболее удачной: Major Soccer League существует дольше, чем когда-то ASL и NASL.

Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot

В США спорт – поле для агитации. Зачем Трамп и Байден потратили миллионы долларов на рекламу в трансляциях?

История футбольных буллитов в МЛС. Кройфф даже хотел их в Европе, но эксперимент свернули

Фото: wikipedia; soccerhistoryusa.org; Gettyimages.ru/Central Press; protagonistsoccer.com