Как брал сигареты у Яшина, отказывался от «Депортиво» и строил великий «Спартак» – Романцев вспомнил молодость в гостях у Сычева
Посоветовал не давать Тедеско читать негативные комментарии.
В подкаст Дмитрия Сычева и Дениса Казанского поочередно пришли три знаковых для российского футбола тренера – сначала Валерий Газзаев, затем Юрий Семин, а теперь Олег Романцев.
Ниже – главное из разговора с самым титулованным тренером страны.
• Казанский подсчитал, что перед записью подкаста Романцев выкурил две сигареты. Тренер говорит, что раньше выкуривал три пачки в день. Сейчас меньше:
«Очень мало стал курить по сравнению с тем, что было. Что значит мало? Пачка на три-четыре дня. Раньше – три пачки на один день. Так что борюсь. Пока в пользу сигарет борьба проходит. К сожалению, не могу бросить, не знаю – почему. Слабохарактерный.
Как ни парадоксально – [начал курить] когда закончил играть в футбол. Говорят, многие футболисты курили, когда играли, но я не курил. Научили меня мои друзья. Мы до сих пор дружим, они, правда, курят меньше меня. Это Вагиз Хидиятуллин, который практически не курит, и Георгий Ярцев, который курит, как я. В компании, как они говорили – «пшеничную», то есть иностранную – сначала «Мальборо» попробовал раз, два, а потом понравилось. Хидя бросил, а я – нет».
• Романцев рассказал историю про курение, которая связана со Львом Яшиным:
«Некоторые ребята в сборной курили, поехали в Южную Америку – были матчи с Аргентиной, Бразилией. А Лев Иванович, не поверите, он целый дипломат «Явы» брал с собой. Курил хорошо. Потом, по-моему, в связи с операцией бросил. Знали, что у него полно сигарет. Пацаны взяли по пачке, по две. А мы там дней десять были. И закончились [сигареты]. И они – ко мне, зная, что у нас со Львом Ивановичем были отдельные отношения: «Олег, сходи, возьми».
Он у нас руководитель делегации. Я иду: «Лев Иванович...» Все все знали – кто курил, сколько. Он берет одну пачку: «На всю команду! И до конца поездки!» Он никогда не осуждал, не отказывал».
• С 1976-го по 1983-й годы Романцев играл в «Спартаке», где за два года получил капитанскую повязку. Однако после травмы голеностопа завершил карьеру в 29 лет. Все решил разговор главы «Спартака» Николая Старостина, который он услышал случайно:
«Я после травмы сыграл довольно слабо, мы три мяча пропустили. Николай Петрович (Старостин) говорит: «Что за капитан, который не может команду собрать». А я как раз рядом проходил, бывает же такое. Я сказал: «Вы совершенно правы. Скорее всего, я закончу».
Он ничего не сказал против, я на следующий день к Николаю Петровичу пошел, написал заявление. Он сказал: «Не спеши, не торопись, подумай». Но знаешь, есть такое чувство, что команде уже не поможешь. Она без тебя может лучше играть. После серьезной травмы я уже играл не так, как хотелось бы. Я не жалею о том, что ушел.
Мы с Константином Ивановичем [Бесковым, тогда главным тренером] остались в хороших отношениях. Какие-никакие проводы сделали, меня с поля вынесли, капитанскую повязку Дасаеву передал».
• Романцев начинал тренерскую карьеру в «Красной Пресне» из второй лиги, туда его устроил Старостин. Через четыре года тренер ушел на повышение в клуб первой лиги «Спартак» Орджоникидзе (сейчас это владикавказская «Алания»). Романцев рассказал о специфике работы на Кавказе:
«Чтобы тебе комфортно было на Кавказе, нужно просто проявлять уважение. К старикам. Это очень здорово. Я могу рассказать случай, в который трудно поверить.
Вот сидят в холле футболисты. А я уже с женой, с детишками туда переехал. И детишки там у ручья играют, ну и Наталья моя пробегает. Они шнуруются, и раз – встают. Она идет назад – они встают. Вот она раз десять туда-сюда бегала – ни разу не было, чтобы кто-то не встал. Это только достойно уважения. Женщина заходит – у них положено. Я много чему там научился. И мне это по жизни пригодилось».
• В 35 лет Романцев возглавил московский «Спартак». Под его руководством команда сходу взяла чемпионат СССР, а затем добралась до полуфинала Кубка Европейских чемпионов. Москвичи выбили «Наполи» Марадоны и мадридский «Реал». По словам тренера, та команда никого не боялась:
«Спартак» тогда был европейского уровня. Одно время, не побоюсь этого слова, входил в топ. В десятку – 100 процентов. Мы могли обыгрывать практически любого. У нас не было такого, что если попадется какая-то команда, у нас шансов нет. А вот когда стали уезжать игроки, приходилось снова доводить ее до хорошего уровня.
Игроки уезжали за спокойной жизнью. Не надо их осуждать, я их понимал. Что угодно было: даже машину с ребенком угоняли у футболиста –хорошо, что подключились и нашли тварей. На улицу трудно было выйти одно время.
Не за деньгами уезжали: тогда контракты-то были по сравнению с сегодняшними копеешные были. Как Хидя (Вагиз Хидиятуллин) сказал: «Меня продали за трамвайный билет». Поэтому с пониманием относился: так было лучше для футболистов. Хуже для команды, да – но что сделаешь».
• У самого Романцева было предложение от «Депортиво». Подписал даже предварительный контракт, но уехать не решился:
«Сразу хочу сказать, что «Депортиво» повезло, потому что через год они стали чемпионами Испании. Как это ни парадоксально, инициатива пригласить меня в «Депортиво» исходила от их главного тренера. «Депортиво» вышло в высшую лигу. Он человек возрастной, посчитал, что ему в высшей лиге будет тяжело. Он видел несколько матчей «Спартака», ему очень понравилась манера игры.
Он говорит: «Я свое «Депортиво» учу так. Хочу, чтобы этот тренер продолжил мою работу. Мы видим футбол одинаково». Ну я приехал. Город, конечно, сказочный. Мы вместе с главным тренером «Депортиво» посмотрели игры. Вроде все понравилось. Но у меня уже столько перемен в жизни было, что еще одну, такую глобальную, я бы, наверное, не смог психологически пережить. Конечно, я позвонил, извинился.
Предварительный контракт у меня был подписан. Но я отказался, с чем «Депортиво» и поздравляю. Этот тренер остался и через год стал чемпионом Испании».
• В «Спартак» тренер хотел подписать Жиркова, Радимова, Шевченко и Реброва:
«Мне [Жирков] нравился. Он по всем параметрам был наш игрок. У нас был разговор, но категорически запретили – именно в «Спартак». Куда угодно – только не в «Спартак».
Радимов. И с ним разговаривал, и журналистам говорил – очень хочу. Но тоже не получилось. Опять же в «Спартак» его не отпустили.
Еще тогда Шевченко не был Шевченко, Ребров не был Ребровым, они только появлялись. Я с ними разговаривал с обоими, оба были у меня дома. Они просто проездом были в Москве. Поговорили. Но они тоже правильно поняли и сказали: «Нас из Киева не отпустят, Олег Иванович». Очень хотел эту пару к себе. Но хорошо, что они не перешли и стали великими футболистами».
• Про период работы в сборной России Романцев много говорить не захотел (пообещал оставить на следующий выпуск). Но сказал, что есть сожаление:
«Разочарование. Мог бы сделать больше. И коллектив собрать не совсем удалось. Не сплошное разочарование, но разочарование. Если все вернуть назад, то, наверное, я бы отказался. Если знать, что с таким столкнусь. Это пусть на совести тех людей, которые бучу затеяли, останется».
• Романцев рассказал, почему не хочет возвращаться к тренерской карьере:
«Я переоценил свои силы, когда работал на трех работах одновременно. Я тоже думал – отдохну год, два, пять. А уже прошло сколько – 17-18 лет. И я не хочу работать. Видимо, так наелся этой работой. Просыпаешься утром: если бы работал сейчас, надо было бы идти на зарядку, тренировку, просмотры... Смог бы я? Нет. А работать вполсилы – нет.
Дима [Сычев] знает – я все сам старался делать. Только тогда, наверное, когда может получиться, когда игроки чувствуют присутствие главного тренера. Когда команда отдается на откуп тренера по физподготовке... Может, он нужен, но под контролем главного тренера.
Тренер по тактике – вообще не понимаю, зачем он нужен. Зачем тогда главный тренер, если тактику будет объяснять какой-то другой тренер. Наверное, сейчас игроки уже не так остро это воспринимают. У нас, когда Бесков не приезжал, а проводил тренировку второй тренер Новиков, это был день отдыха».
• Романцев считает, что в этом сезоне у «Спартака» есть все шансы для чемпионства:
«Очень хорошая ситуация. Во-первых, они показывают надежную и нормальную игру. Во-вторых, конкуренты слабенькие, что очень радует.
«Локомотив» проиграл аутсайдеру со счетом 0:2 (матч с «Ротором» 1:2 – прим. Sports.ru). «Рубин»? Очень уважаю Слуцкого. Выиграть в Санкт-Петербурге – это большое дело. Но «Зенит» проиграл два матча. Это говорит о том, что там не все в порядке. ЦСКА опасен. Хочется, чтобы все конкуренты прошли дальше [в еврокубках], чтобы у них было на несколько игр больше.
Я бы порекомендовал не давать Тедеско читать негативные комментарии. Пока он не умеет читать на русском языке».
Здоровья вам, Олег Иванович!
И кстати, Липпи тоже до сих пор курит свои сигары...
Но Спартак 90-х - это нечто невообразимое. Возможно круче, чем Динамо Киев 90-х.
У нас в Минске на "райончике" пацаны разрисовали подъезд в красно-белые цвета, понаписывали "Аленичев", "Титов", "Цымбаларь", "Тихонов" - у них была своя атмосфера там...
Кого из приведенных в списке лучше Романцев?
Романцев не раскрылся. Расшевелить его не смогли. Все формулировки обтекаемы, острых вопросов не было. Видимо, отсутствие острых вопросов было оговорено заранее
Непонятные африканские легионеры, трансферы, пристрастие к спиртному, Червиченко, уход в Динамо, Сатурн, личная жизнь, внезапное окончание карьеры, почему не возвращается и т.д и и т.д
Целый час разговоров о детстве, юности, карьере футболиста.
Историю про Старостина, Шевченко, Реброва, Жиркова он рассказывал еще лет 10 назад.
Вы бы хоть матчасть подучили и с пруфчиной в серьёзный разговор вступали.