Деннис Бергкамп: Экс-форвард «Арсенала» о своей философии и будущем игры
Когда я был игроком, я придерживался мнения, что практика - залог успеха. Я придерживаюсь его и сейчас, после того как я стал тренером, но я не ищу следующего Денниса Бергкампа. Я хочу делать игроков лучше, а тренировать самого себя только младше, не будет для меня таким уж вызовом.
Я имею в виду, что я был игроком, который мог сам решать проблемы, для этого мне не нужен был тренер. Я делал то, что считал нужным, но всегда относился к этому профессионально. Я относился к тренерам с уважением и играл, следуя их философии, в их системе. Никому из них не нужно было просить меня изменить мою игру или мои тренировки.
Конечно, с некоторыми из них, например, с Йоханом Кройффом и Арсеном Венгером, у нас была общая философия, и это помогало. Но сейчас, когда я работаю с игроками, я предпочитаю вызов, - например, кто-то недоволен мной или не знает что делать технически или тактически. Я чувствую, что могу помочь.
У меня не было постоянной работы после того, как я покинул “Аякс” в 2017, и сейчас я активно не ищу работу в футболе. Но все больше и больше думаю о том, чтобы вернуться на тренировочное поле, потому что я люблю это больше всего.
Чтобы я не начал делать в будущем, я не хочу становиться главным тренером. У меня нет таких амбиций, и мне слишком дорога моя свобода. Мне нравится проводить время с семьей и жить не только футболом, и не думаю, что можно стать преданным главным тренером, если иногда тебе также хочется поиграть в гольф.
Я знаю, что некоторые клубы работают с тренерами нападающих, а также знаю бывшего тренера вратарей, который приходил два-три раза в неделю, а как только сезон заканчивался они покидали клуб. Но для меня это кажется ограниченным. Если кто-то не справляется, я бы хотел поговорить с ним и о других аспектах игры, может быть, о тактике, а, может, и о какой-то личной проблеме.
Я думаю о роли, которая была у меня в “Аяксе” и которая напоминала мою роль игрока - что-то среднее. Я был не нападающим или полузащитником, а кем-то средним между ними.
Я вижу себя и таким же тренером. Мне нравится заниматься первой командой, но мои способности, мои сильные качества - выводить молодых игроков в первую команду.
Иногда молодежная и первая команды, словно два острова. И мне бы хотелось быть мостом между ними, но я понимаю, что нельзя забывать о результате. Я бы не стал работать только ради того, чтобы работать - просто приходить на работу и возвращаться домой. Мне нужен вызов, и мне хочется быть ответственным за развитие игроков и их прогресс.
Мне нравится давление. Я успешно работал в “Аяксе”, где я был не ассистентом или вторым ассистентом, я был на тренировочном поле - и я верю, что это бы сработало и в других больших клубах Европы. Вообще, я удивлен, что почти никто из них ещё так не делает. У многих из них сильные молодежные системы, и у них всё в порядке. Но вот что потом.
Развитие своих игроков - большое преимущество, потому что в отличие от многих игроков, которых покупают, им не надо приспосабливаться к новому клубу или к новой стране. Им уже комфортно, и они доступны, когда нужны.
Возможно, в будущем введут такое правило, как "правило шести и пяти" которое обсуждали в ФИФА, согласно которому в команде должно быть пять воспитанников. Думаю, когда у тебя много денег, ты скорее купишь игрока, даже если потратишь много денег, чем будешь вкладывать в молодежь, что довольно печально.
В этом разница между тренером и игроком. Моя тренерская философия основана на моей карьере и моей жизни, но те решения, которые бы мне хотелось, чтобы принимали в “Арсенале”, были больше основаны на том, что мне хотелось достичь успеха. Если команде чего-то не хватало, то я всегда надеялся, что это быстро исправят.
Даже тогда в команде не было больших денег, чтобы просто взять и подписать дорогих игроков, думаю, в “Арсенале” и сейчас так. Клуб не может подписать больших игроков на все позиции, но в команду пробивается много талантливых игроков. Надо быть изобретательными, если они хотят достичь успеха, но, кажется, сейчас они идут вверх, и я думаю, что если фанаты видят прогресс, они не против подождать.
Клубу надо быть терпеливым. Будь это “Арсенал” или какой-то другой клуб, если не тратить много денег, то для того чтобы что-то построить требуется время. Когда команда заканчивает чемпионат восьмой, как в прошлом сезоне, довольно трудно привлечь игроков уровня Тьерри Анри или Робера Пиреса. Нужен другой подход, нужно больше доверять главному тренеру, его философии и стилю игры - и, да, строить команду.
Это включает себя и развитие уже имеющихся в команде игроков. Многие тренеры думают, что они могут изменить игроков на сорок или пятьдесят процентов, но я не поддерживаю такой подход. Я считаю, что даже молодых игроков можно изменить только на небольшой процент, но этого достаточно, особенно на высоком уровне.
Многие люди смотрят на игроков и говорят: "О, вот это техника" или "Он очень много работает". Но игрок это что-то большее - я научился этому, когда был ещё мальчишкой в “Аяксе” и тренировался у Кройффа. Он был очень требовательным, и, мне кажется важным, что сейчас я учу тому же.
В “Аяксе” мы понимали, что для игрока важны четыре компонента - тактика, техника, выносливость и ментальность. Если ты хочешь стать профессиональным футболистом, все эти четыре компонента должны быть развиты на высоком уровне, иначе ты просто не справишься.
Если все это знать, то можно воспитать хорошего молодого игрока. Это все можно улучшать во время тренировок. Так, например, если в матчах у игрока проблема с судьями, то во время тренировки надо попросить других игроков фолить на нем и не назначать штрафные. Пусть он учится с этим справляться.
Все это случалось и со мной. Идея Кройффа - сделать меня жестче. Когда я был тинейджером, меня перевели в более младшую команду “Аякса”, чтобы посмотреть, как я отреагирую. Меня ставили в стенку при штрафных, чтобы я взаимодействовал с вратарем, а когда я играл широко, меня переводили на другие позиции, игроки которых обычно зависели от моей игры. Всякие подобные вещи.
Не обязательно делать упор на том, чего игроку не хватает, но, возможно, надо сделать что-то, чтобы проверить игрока. Иногда хочется, чтобы игрок думал самостоятельно - но может ли он? Сегодня с самого раннего возраста тренировки намного более структурированы, чем во времена, когда я рос. Не знаю, как сейчас с этим в Англии, но в Нидерландах для детей созданы все условия - искусственные поля для тренировок, а все тренировки распланированы.
Их больше обучают, и, кажется, из-за этого немного страдает креативность. Иногда когда я смотрю молодежный футбол, я вижу практически такое же управление как в Playstation - как будто утренеров есть джойстики, и игроки, не задумываясь, делают то, что им скажут.
Хорошие игроки - это игроки, которые умеют созидать, но до восемнадцати лет у них нет шанса. Иногда тренировки - единственное место, где они играют. Думаю, если посмотреть на нынешнее поколение игроков и сравнить его с поколением моей юности, сегодня они играют на 15-20 часов в неделю меньше. Тогда и креативность следует прививать по-другому, чтобы они поняли ее важность.
Для моих самых известных игровых моментов мне требовалась работа ногами, баланс и техника. Этому всему можно научиться; это те инструменты, которые нужны. Но мне также надо было понимать, когда именно их использовать, а над этим я должен был работать самостоятельно.
Я научился играть в касание и тренировал технику, набивая мяч об стену сотни раз, контролируя его снова и снова, а также я часами играл каждый день - на улицах, на асфальте, не важно. Даже в “Аяксе” у нас могло быть упражнение для тренировки игры в пас, упражнение для отработки завершающего удара, а потом мы играли матч.
Так было в моем поколении и в поколениях до этого. Мы просто брали мяч, выходили на улицу и развлекались. Сейчас в жизни так много других вещей - мобильные телефоны, видеоигры и прочее - что дети уже не играют в мяч так часто.
Это не единственное отличие современной игры. Я не играю уже четырнадцать лет, и футбол сильно изменился. Вне поля все кажется значительнее - деньги, трансляции, социальные медиа. На поле все выглядит быстрее, чем в мои дни.
Но что-то осталось прежним - у команд вроде “Ливерпуля” и “Манчестер Сити” своя философия, и они успешно ей следуют, пока остальные стараются их догнать.
Одно из самых больших изменений коснулось использования статистики и ее интерпретации для того, чтобы понять хорошо или плохо играет какой-либо игрок. И снова это та область, в которой происходят постоянные изменения.
Когда я играл, у нас была только базовая статистика, на которую я долгое время вообще не обращал внимания. Я как-то обсуждал данные с Арсеном, и он сказал мне, потому что мне было уже за тридцать: "Из статистики я вижу, что твой уровень игры падает после шестидесятой или семидесятой минуты, поэтому я так часто и меня тебя".
Я ответил: "Ладно, тренер, но ваша статистика не показывает того, что даже если я играю на восемьдесят процентов, я могу отдать важный предголевой пас." Я всегда называл это пред-ассистом - момент, который разрывает защиту и приводит к голу, даже если это не голевой пас.
Конечно, даже тогда из этих цифр можно было почерпнуть информацию - в основном о пробегаемой за матч дистанции и тому подобное - но идеально, если сочетать эти данные с интеллектуальной, технической стороной, а это все ещё очень трудно, хотя уже достигнут прогресс.
Цифры не всегда могут справедливо рассказать об игроке. Например, Роберто Фирмино из “Ливерпуля” такой игрок, за которым надо следить, чтобы понять какой вклад он вносит в команду. Давид Сильва, когда он был в “Манчестер Сити”, был ещё одним таким игроком с его пасами и тем, как он контролировал темп игры.
Статистика - это ещё одно окошко, позволяющее поближе взглянуть на игру, но ее одной не достаточно. Я все ещё считаю, что ты оцениваешь какие-то действия глазами, а затем статистика может тебе помочь, например, доказать, что ты сделал правильные выводы. Возможно, однажды перед нами будет вся необходимая статистика, но пока я и сам знаю за игрой каких футболистов мне нравится следить.
В моей семье все вздохнули с облегчением, когда де Брюйне получил приз “Игрок года по версии футболистов ПФА” за прошлый сезон. Он великолепно играл в течение нескольких лет, не получая заслуженного индивидуального признания. Сейчас оно у него есть.
Я уже давно с большим удовольствием наблюдаю за игрой де Брюйне. Помню, я увидел его впервые, когда “Аякс” играл предсезонный товарищеский матч с “Вольфсбургом”. Он вышел на второй там и очень уверенно обращался с мячом, и видел все поле. Даже тогда он понимал, кто и где находится. Это то, что я очень ценю.
Де Брюйне гонит свою команду вперед, и у него отличная техника. Если делать то, о чем я уже говорил раньше, - практиковаться с раннего возраста - тогда, то, что он делает, становится естественным. Иногда в играх Премьер-лиги я вижу игроков, которым для каждого касания нужно смотреть на мяч.
Хорошие игроки, лучшие игроки всегда знают, где мяч. Им не нужно на него смотреть - вместо этого они видят пространство, а это самое важное в футболе. Думаю, они могут делать это потому, что в детстве много играли с мячом. Это сработало для меня, и это тот совет, который я бы дал молодому игроку: тренируйся, тренируйся, тренируйся.
Я всегда думал, что могу стать лучше, и вы тоже можете. Став тренером, я тоже не перестал учиться - я постоянно ищу новые идеи, наблюдаю за тем, что может пригодиться мне или помочь кому-то другому.
Источник: https://www.bbc.com/sport/football/54299158