Майк Дин, человек со свистком
Обычный вечер в отеле для судей Премьер-лиги в один из предсезонных выездов, и Майка Дина только что убедили выбраться из окна своей комнаты на втором этаже.
В начале своей деятельности организация Professional Game Match Officials Limited (PGMOL, Совет профессиональных судей), ответственная за новую эру элитного судейства, часто вывозила сотрудников на летние каникулы.
Стоял теплый вечер. Многие арбитры оставили окна открытыми. Некоторые вспоминают, что в эту поездку между комнатами слышались споры.
“Дино” хотел сделать вечер еще более веселым. Стив Данн, один из арбитров, пригласил его в свою комнату, и Дин, подначиваемый коллегами, выбрался из окна и пошел по плоской крыше, пока не оказалось, что его визит все же нежелателен.
Пол Деркин, деливший комнату с Данном, захлопнул окно. Дин хотел вернуться в свою комнату, но его сосед Фил Дауд тоже закрыл окно. Дин оказался в затруднительном положении. Кульминация момента наступила, когда в одной из комнат зажегся свет, и Филипп Дон, главный менеджер PGMOL, высунул голову в окно, посмотреть, что за шум. Дин был пойман с поличным.
Возможно, не так и удивительно узнать, что Дину нравится веселиться как на поле, так и вне его.
Некоторым людям нравится, как он, кажется, намеренно, почти в одиночку разрушает стереотип о том, что высококлассные судьи должны соответствовать определенному типу. Другие, судя по недавней лавине оскорблений, не так этому рады. Теперь это переросло в онлайн угрозы. Дин обратился в полицию, и для спорта в целом, возможно, это звоночек о том, какое поведение судьи должны терпеть только из-за того, что футбол это футбол.
Реакция на новости о том, что Дин попросил дать ему возможность не судить какое-то время, многое говорит нам о спорте и медиа. Она также раскрыла некое лицемерие - с одной стороны, эти конфликты раздувают еще больше, а, с другой стороны, удивляются, ч последствиям для людей, ставших причиной конфликта.
Также она показала, что о том, кого постоянно обвиняют в том, что он шоумен и любитель привлекать к себе внимание, оказывается почти ничего не известно. Кто он пятидесятилетний Майкл Дин из Виррала.
Правда ли он настолько высокомерен? Правда ли он всегда такой самодовольный? Люди, знающие его лучше, отвечают, что он не такой и что он не так прост, как кажется на первый взгляд.
Например, кто знал, что он весил около 107 килограмм и отчаянно хотел сбросить вес, что послужило одной из причин его желания стать футбольным арбитром? Кто знал, что его мать Джанет была награждена орденом Британской империи (MBE) за то, что 35 лет работала воспитательницей, которая переводила детей через дорогу напротив одной из начальных школ? Или что он ведет переговоры с БиБиСи (ВВС) о том, чтобы принять участие в следующем сезоне Strictly Come Dancing ("Приходи танцевать")?
Ладно, последнее может быть и неправдой. Говорят, что Дину нравится заниматься бальными танцами в свободное время. Не будет ничего удивительного, если однажды он, после того как повесит свисток на гвоздь, окажется перед судьями. Нынешний сезон должен стать для него последним, и недавние события вряд ли заставят его изменить мнение.
В судейских кругах говорят о том, что Дин один из самых популярных членов Select Group (“Избранный группы”, т.е. группы арбитров, которых PGMOL назначает обслуживать матчи Премьер-лиги, Кубка Англии, Футбольной лиги и Кубка Футбольной лиги), а также отмечают, что он старается держаться подальше от политики и разделений, которые за два десятилетия привели ко множеству внутренних споров в PGMOL.
Многие арбитры были недовольны, когда в начале карьеры Дин стал жертвой газеты News of the World из-за того, что принимал участие в синдикате владельцев бегами. Дин не сообщил PGMOL о своем участии в предприятии, и в качестве наказания был отстранен от работы на семь недель.
В следующем году Дина назначили на финал Кубка Англии, но его пришлось заменить на другого арбитра, так как “Ливерпуль” вышел в финал, и по географическим соображениям Дину было бы не очень правильно судить команду из Энфилда, от которого он сам живет в 16 километрах. И снова многие коллеги поддержали Дина.
Может, Дину помогает и то, что в Select Group у него неофициальная роль главного шутника.
В одну из поездок на матч в Лилле Дин убедил помощника арбитра Джейка Коллина в том, что французская сторона дала каждому из них ваучер в 100 евро на покупки в клубном магазине. Коллин, которого описывают как доверчивого парня, загрузил корзину футболками, полотенцами, брелками для ключей, пресс-папье, магнитами на холодильник и другими сувенирами, которые обычно не очень и хотел покупать. Только на кассе он понял, что его провели, и не желая тратиться на атрибутику “Лилля” притворился, что забыл пин-код от банковской карты..
Дин, если помните, тот самый судья, спрятавший мяч под футболку, когда Серхио Агуэро хотел забрать его как сувенир после хет-трика. Возможно, вы помните предматчевое построение команд, во время которого Дин начал нюхать подмышки своего помощника. Он также праздновал забитый гол “Шпор”, подняв руки вверх, потому что принял верное решение продолжить игру. В футбольном мире хватает историй о Майкле Дине. В PGMOL не приветствуется, когда судьи показывают свой характер. Арбитры знают, что они должны вести себя определенным образом, особенно если они надеются получить назначения на матчи УЕФА или ФИФА. Но Дин уже заработал определенную репутацию, и в его возрасте, когда он уже успел стать дедушкой, сложно ожидать, что он вдруг изменится.
Дин начал судить матчи в 17 лет, преимущественно в Воскресной юношеской лиге Истхэма и округа. К 27 годам он уже судил матчи Футбольной лиги. Два года спустя его повысили до Премьер-лиги, где он мог судить более 500 матчей высшего дивизиона. На любой другой работе это считалось бы успехом.
Пять лет назад Гарт Крукс, указывая пальцем в сторону телевизионных камер для пущего эффекта, начал длинную громкую речь, и его голос поднялся на несколько октав из-за раздражения, сквозившего в каждом слове.
Дин только что удалил с поля Габриэля Паулисту после инцидента с Диего Костой, что привело к тому, что FA (Футбольная Ассоциация) отменила красную карточку, а болельщики “Арсенала” запустили онлайн петицию, набравшую 160 тысяч голос и призывавшую к тому, чтобы запретить Дину судить матчи “Канониров”.
“Думаю, Майк Дин хороший судья, - говорил Крукс, сидя в студии ВВС. - Но у него одна проблема. Он слишком часто хочет быть звездой. И это раздражает, потому что он портит отличные матчи. Дело не в тебе, Майк. Дело в игре. Люди платят огромные деньги, чтобы посмотреть футбол, а не на твою официозность капризной школьной учительницы”.
Это была довольно серьезная обличительная речь, хотя и забавно было слышать, как такой эксперт как Крукс нападает на кого-то, совершившего профессиональную ошибку.
Крукс однажды выбрал Жоэля Матипа в “команду недели”, хотя игрок “Ливерпуля” не провел на поле ни минуты. В другой раз Крукс порекомендовал Джеймса Моррисона из “Вест Бромвича” в сборную Англии, хотя к тому моменту Джеймс уже выиграл 23 матча со сборной Шотландии. Возможно, в этом и урок. Все в футболе, совсем как и в жизни, могут ошибаться.
Проблема Дина в том, что поливание грязью арбитров может стать развлечением само по себе - и очевидно, что не все в восторге от того, что Майк игнорирует старое правило, озвученное Аланом Гунном, арбитром, судившим финал Кубка Англии в 1990 году: “Мы режиссеры, а не исполнители.”
Дин привык действовать по-своему, и то, что его поведение изменилось после того, как его перестали включать в список ФИФА, скорее всего не совпадение. Он больше не пытается получить назначение на большие европейские матчи. Ему дали отсудить финал Кубка Англии, чтобы сгладить отстранение от победного финала “Ливерпуля” против “Вест Хэма” в 2006 году. Коллеги говорят, что Дин достиг всего, чего хотел. И, возможно, он решил, что настало время наслаждаться своей работой. Что может показаться в некоторой степени ироничным теперь, когда он стал первым английским арбитром, которому потребовался тайм-аут, потому что он и его семья бояться за свою безопасность.
Можно с уверенностью сказать, что театральные жесты Дина, пропускание мяча между ног, удаления с поля не глядя на игрока, закатывание глаз, походка с задранным носом, стали причиной существования аккаунта в Твиттере “Celebrity Refs” (“Знаменитые арбитры”). Дин случайно стал арбитром поколения вечно смеющихся. Можно даже купить футболку с надписью “Беги, беги” (“Off you pop”) - это знаменитая фраза Дина, сказанная им удаленному защитнику “Брайтона” Льюису Данку. И в футболе взгляд на такое поведение арбитра всегда будет противоречивым.
С одной стороны, реакция Боба Заморы в Твиттере, который назвал Дина “собачьим дерьмом” после красной карточки Томашу Соучеку за возможный удар локтем Александара Митровича в игре “Вест Хэма” против “Фулхэма”.
Немногие готовы сочувствовать Дину. Но Мартин Кэссиди, основатель Ref Support UK, организации, поддерживающей арбитров, был одним из таких людей.
"Как только это произошло, я твитнул Гари Линекеру, ведущему Match of the Day, (“Матч дня”) и попросил его не накидываться на Майка Дина, - говорит Кэссиди. - Ведущим в студии надо было обсуждать поведение Митровича. Пытаться спровоцировать удаление игрока - нечестная тактика. К сожалению, ее считают приемлемой, в то же время, если арбитр ошибается, он становится центром внимания, а это неправильно."
Просьба не была услышана. В Match of the Day обсуждали Дина, а не Митровича, и Иан Райт, один из ведущих, подвел итоги сообщением в Твиттере: “Все разговоры только о Майке Дине. Всё, как ему нравится!”
Но правда ли это? Ни один судья не хочет принимать неправильные решения и остаться в памяти людей из-за своих ошибок. Дин удалил с поля игрока “Саутгемптона” Яна Беднарека в проигранном 0:9 матче против “Манчестер Юнайтед” за неделю до этого. И обе карточки отменили. Для арбитра такие события, происходящие в течение одной недели, профессиональное унижение. Происходящие в эпоху ВАР - еще более тяжкое испытание.
“Оскорбления приходят с влиянием, - говорит Джек Блэкмор, обучавший Дина в начале карьеры. - Арбитры стараются не замечать, что о них говорят. Это удается, если не переходят на личности. В обратном случае, начинаешь переживать о том, узнают ли люди, где ты живешь, бросят ли петарду в почтовый ящик или что-то подобное. Это довольно печально.”
Блэкмор следил за карьерой Дина еще с того времени, как тот проходил шестинедельный судейский курс в Poulton Victoria Social Club в Уолласи. Когда Дин начал судить матчи, он продолжал работать на птицефабрике в северном Уэльсе. Долгое время он также старался посещать все матчи, домашние и выездные, своей любимой команды "Транмер". Но вскоре стало ясно, что ему придется пойти на некоторые жертвы. “Он набрал вес, - рассказывает Блэкмор. - Он весил около 115 килограмм, а все из-за того, что ездил на игры “Транмер”, питаясь пирогами и бургерами.
Я сказал ему: “Майк, у тебя талант, тебе легко дается судить матчи, но физическая форма тоже важна. Я могу ошибаться, и ты можешь стать лучшим в мире арбитром ростом 1,65 м. Но не многие хотят видеть на поле маленьких, толстеньких парней.” Он меня услышал и начал бороться с лишним весом, после чего его карьера пошла в гору.”
Блэкмор, президент the Wirral Referees’ Society (“Общества арбитров Уиралла”), соглашается с тем, что Дин “нетипичный арбитр”, но возмущен мнением о том, что язык тела Дина доказывает его высокомерие.
“Ему так нравится его роль, он хочет, чтобы все на него смотрели. Он просто показывает, как сильно ему нравится его работа. Не хочу смотреть футбольные матчи, в которых судья даже не может улыбнуться. Люди, принимающие участия в шоу Dancing on Ice (“Танцы на льду”) and Strictly Come Dancing (“Приходи танцевать”) любят показывать, как сильно они наслаждаются процессом, так почему арбитр не может наслаждаться? Он не перетягивает внимание на себя. И не то, чтобы он исполняет сальто назад.”
Возможно, против Дина играет тот факт, что он показал 7 процентов красных карточек в Премьер-лиге, включая 16 карточек в сезоне 2006-07. Но странно, что хоть мы и говорим, что не хотим, чтобы матчи судили роботы, мы, все же предъявляем претензии судьям, показывающим свой характер.
Дин живет в Уэльсе, переехав из городка Хесуолл, в котором провел большую часть жизни. Библиотека его начальной школы теперь названа в честь Джанет, которая умерла в 2011 году, чтобы почтить ее память и то, что она 35 лет помогала детям добраться до школы в безопасности. (Она часто говорила, что “я ни одного не потеряла”).
Джанет приглядывала за такими игроками “Ливерпуля”, как Брюс Гроббелар и Стив Никол, когда они были детьми. Но Дин всегда поддерживал “Транмер” и, судя по кадрам из Форест Грина, на которых он праздновал победу “Транмер” в плей-офф в 2019 году, он рад поделиться этим с каждым.
У него есть сезонный абонемент на “Прентон Парк”, как и у одной из его дочерей. Возможно, ему тоже смешно, что в Твиттере решили, что, если у двух сыновей Майка сезонные абонементы на игры “Ливерпуля”, то значит и он в глубине души их болельщик. На самом деле у Дина нет сыновей.
Грэм Полл вспоминает, что, когда его не выбрали судить Чемпионат Европы 2004 года, некоторые из коллег “не могли скрыть радости”. Дин, однако, был одним из тех, кто проявил искреннее сочувствие.
Говард Уэбб рассказывает историю о том, как Дин бросает фразу “если кто и видит сам, это только Даррен Кэнн” (в оригинале: “if anyone can, Darren Cann”), когда решение лайнсмена об офсайде отменяется после просмотра ВАР. (Примечание переводчика: возможно, это связано с эпизодом, в котором Даррен Канн увидел офсайд, которого не было)
Понятно, что у Дина сейчас не лучшая полоса. Но на ум приходит старая цитата Пола Деркина о том, что значит быть арбитром в Премьер-лиге: “Не важно, как сильно мы стараемся, нас все равно будут ругать за то, что мы стремимся честно выполнять свою работу, - говорит Деркин. - Интересно, что бы произошло, если бы однажды в субботу мы решили не приезжать (на матчи).”
Источник: The Athletic