«Футбол – это холст». Прекрасный монолог Даниила Чалова, который придумал форму в стиле супрематизма
Выбирал между Эль Лисицким и Малевичем.
Чалов-старший не останавливается. Мы уже рассказывали о его любви к искусству и знакомстве «Витебска» с училищем Малевича и Шагала: в марте игроки сходили на экскурсию, представили в музее два комплекта формы и пообщались с болельщиками.
Теперь Чалов вывел отношения спорта и искусства на новый уровень: во вторник клуб презентовал альтернативную форму, основа узора – агитационный плакат художника Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», впервые опубликованный в Витебске в 1920 году. Работать над комплектом начали в марте, а закончили почти через полгода – к началу августа.
Чалов не только придумал смелую концепцию, но еще сам участвовал в дизайне и занимался производством. Ниже – монолог Чалова о том, почему важно через футбол говорить о вещах, которые лежат в других плоскостях, и что чувствуешь, когда создаешь радикально новое.
***
Эта история родилась из соединения моих увлечений: футбола и искусства. И они соединились в Витебске. А Витебск – это город художников. Когда я сходил в музей Витебского народного художественного училища, узнал, что исполняется 100 лет авангардному движению УНОВИС – в нем состояли, например, Марк Шагал, Казимир Малевич, Эль Лисицкий.
Подумал, что это нужно как-то закрепить в сознании. А когда пришел в музей в очередной раз, в сувенирной лавке познакомился с директором. Сказал ему, что это одно из лучших мест Витебска и что не понимаю, почему оно нераскрученное. В городе должен быть культ искусства, и это место – прекрасная точка, в которой есть и история, и мультимедийность, и идея. Когда он узнал, что я играю в футбол, мы разговорились и поняли: нужно сделать что-то объединяющее футбол и искусство.
Через некоторое время, уже в январе 2020-го, мы встретились снова и начали разговаривать конкретно: у меня было несколько идей, один из пунктов – уникальная форма. Дословно называлось так: «3-й комплект в стиле супрематизм». Директор подсказал, что в минском Центре белорусско-еврейского культурного наследия есть отличные ребята, которые мыслят со мной в одном направлении, хотят развивать искусство и адаптировать его под наши реалии. Они как раз работали над проектом «УНОВИС-100» – в честь 100-летия объединения.
Так я познакомился с куратором Майей. Сказал ей, что нужен дизайнер, который мог бы нарисовать форму. В том же музее дизайнер и нашелся – Владимир Горз. У нас было два варианта: Малевич и Лисицкий. Я предложил Лисицкого, потому что работу «Клином красным бей белых!» считаю очень сильной.
На этом плакате – движение. И спорт – постоянное движение. Это как раз объединяет искусство и спорт – там вечные метаморфозы. Треугольник и круг – одни из ключевых фигур супрематизма. Причем Лисицкий их использовал почти везде, с первых работ. В одном из первых вариантов формы было написано не «Бей», а «Забей». Но мы решили, что забить можно кое-что другое, а наше послание – бить по мячу. Другие слова – «клином», «красным» и «белых» – отбросили, чтобы избежать лишних смыслов. Они не нужны в данном контексте. Получилось переосмысление. Время меняется, смыслы меняются, но искусство и спорт – вне времени.
На самом деле у этой работы много внутренностей. Если человек собирается мимолетно смотреть на форму, он не получит удовольствия. Здесь нужно погрузиться в процесс, узнать, что скрыто за этой работой и почему она живет уже 100 лет. В моем понимании, это не просто госзаказ, в этом плакате – перманентное движение, весь супрематизм. Это движение создает мир, управляет им. При этом оно не подстраивается под контекст. Условно, 100 лет назад люди видели так, а сейчас увидят по-другому. И мы вправе сами решать, каким будет это движение.
В этом и смысл абстракции. Почему я люблю супрематизм? Потому что люди заявили миру: у нас нет привязки к изображению, мы предлагаем чувствовать. Мне кажется, в этом и есть сила: кто-то увидит бутсу и мяч, кто-то – плакат, кто-то – половой акт, кто-то – сотворение мира. В этом и кайф искусства.
Работа над формой началась в марте, а закончилась ближе к августу. Дизайнер прислал макет, мы вместе его докрутили, переосмыслили нюансы и детали. Созванивались втроем с Майей и Владимиром. Был, например, момент с логотипом: Владимир сделал его с правой стороны, потому что так было органично, и фигура оказалась чуть выше. Я сказал, что логотип обязательно нужно поместить налево, и чуть ниже расположить плакат. Примерно спустя неделю правок мы пришли к финалу – в мае макет был готов.
Потом была эпопея с производством, потому что, если не погружаться в процесс, в России нелегко сделать качественную форму. Большие компании, которые занимаются большими тиражами, задачу брали неохотно – из-за маленького тиража (заказывали только на команду). Тогда мы обратились в питерскую компанию поменьше, но качество работы нам не подошло. Потом обратился в Москву, но там вообще отнеслись не очень серьезно – видимо, тоже из-за небольшого тиража.
В итоге мы попросили проверенного человека. Он делал очень крутую форму для нашей команды «Ничего обычного» – на мой взгляд, лучшую форму Кубка Селебрити. Этот чувак, Антон Гриб – энтузиаст из Саратова, который думает о деталях. Он глубоко погружается в процесс и советует, как лучше: вот здесь бы сделать как у Nike, вот здесь нужны такие вставки, а здесь другие. Мы – «Ничего обычного» – полностью взяли производство на себя. Уже сейчас форму можно купить на нашем сайте.
Подготовили фотосессию и промо-ролик – это важная часть проекта, здесь есть высказывание и смысл, который я закладывал. Огромный респект всем, кто помогал в этом. В очередной раз убедился, что в любом месте есть люди, которые хотят делать жизнь вокруг лучше. Нужно просто дать пас в нужную зону.
Майя рассказала о проекте правнучке Эля Лисицкого – Валерии. Она сразу нас поддержала. После презентации перекинулись с ней парой слов, сошлись на том, что получилось круто. Так вышло, что сейчас не только 100-летие УНОВИС, не только 60 лет клубу «Витебск», но и 130 лет Лисицкому. Настоящий парад планет. Возможно, так и должно было случиться, потому что у супрематистов есть заявление: «Нас поймут через 100 лет». Прошло 100 лет – и на форме появилось супрематическое изображение.
Некоторые говорят, что это выглядит чем-то радикально новым, но мы же не про обычное. Думаю, у меня есть преимущество, потому что я нахожусь внутри процесса. Преимущество перед людьми, которые делают что-то для спорта, но наблюдают снаружи. А у меня каждую неделю игры и каждый день тренировки. Я выхожу на поле, а потом делаю вещи, вдохновляясь игрой. То есть я пытаюсь понять и футбольный «Витебск», и Витебск как место. Я не думал о том, чтобы сделать что-то хайповое и революционное. Это было важно по-человечески.
Я не хочу просто существовать и проходить мимо, как это иногда происходит в спорте и в жизни. Футбол приковывает огромное внимание – хочу, чтобы он показывал и другие ценности, которые есть вокруг. Верю, что люди, которые раньше бы не задумались, теперь обратят внимание, что в Витебске жили великие художники, существовало важное для истории объединение. Что в этом городе прекрасные музеи. Что есть такое направление как супрематизм. То есть с помощью футбола можно говорить о чем угодно.
Футбол – это холст. Вопрос только в том, что нанести на этот холст.
После презентации формы у меня необычное ощущение: наконец-то ты родилась. Я еще не был отцом, было бы интересно узнать, как себя ощущает мужчина, когда у него рождается ребенок. Наверное, первое время не осознает.
Главное – прежде всего, я профессиональный футболист и впереди еще много матчей. Я хочу чтобы игра, которой я отдаю большую часть жизни, притягивала разных людей. И чтобы люди чувствовали себя частью игры.
В новой форме мы играем 4 октября в Кубке. Мы будем бить. Бить по мячу. Включайтесь.
Место, где можно купить форму. И другие классные вещи
Фото: instagram.com/fc.vitebsk.by
Какой лучше выбрать зимний пуховик: наша подборка топ-5 в 2020 году.
Какие зимние кроссовки выбрать: наша подборка топ-5 в 2020 году
Интересно, что футбол, кстати, есть и у Лисицкого, и у Малевича, и у Родченко – что не очень удивительно, конечно, учитывая культ спорта в советском искусстве и очевидную идеологическую направленность постреволюционного авангарда, но все равно красивая связка.
По поводу того, что это плакат пропагандирующий насилие – это правда, конечно, но история искусств полна таких примеров. Мы не прекращаем восхищаться пирамидами ацтеков из-за того, что они буквально пропитаны кровью – в какой-то момент нужно научиться разделять художественную ценность и исторический контекст. Хотя забывать о нем не стоит. В русском авангарде были впервые применены множество приемов, впоследствии активно применявшихся в мировом искусстве ХХ в. – это все же не соц. реализм, по большей части не представлявший из себя ничего, кроме достаточно плоской агитки.
Забавно (и из XXI в. кажется, что максимально предсказуемо), что та самая советская власть, на формирование идеологии которой авангардисты оказали столь сильное влияние, уже в конце 20-х авангард же и прикончила своей кампанией по борьбе с формализмом в искусстве, а художники, по большей части, сели/уехали/покинули этот мир, под новую реальность не адаптировался почти никто.