Режиссёр Илья Учитель: «Внук Стрельцова – фанат фильма “Стрельцов”»
В гости к Радио Зенит заглянул режиссёр фильма «Стрельцов» Илья Учитель. Премьера картины состоялась 22 сентября в Москве. В нашем эфире режиссер рассказал, как появилась идея создания фильма о легендарном советском футболисте Эдуарде Стрельцове.
- Фильм вышел на экраны, он идёт в кинотеатрах. Динамика положительная, люди идут на этот фильм?
- Дай бог, чтобы они продолжали идти, потому что динамика, к сожалению, заболевших растет, очень тревожно за то, как все будет происходить. Вся наша продюсерская группа очень долго думала, когда же выпускать фильм – сейчас или в ноябре. К сожалению, мы больше выбирали по количеству минусов, когда это получится менее болезненно. Решили рискнуть и выпустить фильм сейчас. Действительно, нам важно, чтобы зритель на него пошёл и кинотеатры продолжили работу.
- Вы – очень молодой человек для режиссерского цеха, но в 28 лет уже сделали спортивный блокбастер. Хотелось начать с очень крутого фильма, чтобы прогреметь на всю страну или с чего-то попроще хотелось начать?
- Я начал с камерной комедии.
- С Дмитрием Дюжевым в главной роли.
- Да. Возможно, звучит несколько по-раздолбайски, но получилась артхаусная комедия, завоевала призы на фестивалях. Действительно, скачок получился очень резкий между камерной комедией и огромным фильмом о футболе, но я не мог сказать, что «давайте подождем, я ещё не созрел». Моя мечта была снять фильм о Стрельцове. Я знаю его с детства, болен футболом с ранних лет, поэтому дали карт-бланш, и надо было действовать.
- Уже давно вышли «Движение вверх» и «Легенда №17», но большого фильма о футболе и самом главном нападающем нашей страны всё не было. Как Вам удалось снять этот фильм?
- Мне рассказывал про Стрельцова дедушка. Мы смотрели матчи, когда я был маленький, если футболисты плохо отдавали пас пяткой, на дедушку находили воспоминания и он говорил про Стрельцова. Я ждал и надеялся, что появится возможность. Мы много раз переписывали сценарий прежде, чем удалось получить финансирование на этот фильм. Конечно, было очень страшно, нужно было не ударить в грязь лицом. Надеюсь, что получилось хорошо.
Фото: trite.ru
- Проще браться за работу, когда продюсером выступает родной отец – известный петербургский и российский режиссер Алексей Учитель?
- Какие тут могут быть плюсы? Он очень требовательный, особенно ко мне. Наша студия занимается дебютантами. Ко всем режиссерам требования очень высокие, а с меня спрос больше, поскольку я на нашей студии вырос. Шаг влево, шаг вправо – сразу расстрел. Но я тоже уже подрастаю, мы ругаемся с отцом, спорим, но у нас очень рабочие отношения. На монтаже, как продюсер, он может сказать, как будет. В монтажных вопросах он всегда оказывается прав. Сколько с ним не спорь, но оказывается, что было правильно. А в съемки он никогда не лезет, потому что это дело режиссера. На площадке он всегда должен править, иначе получится анархия.
- Вы режиссер в третьем поколении, можно сказать, что у Вас не было выбора. Вы все по любви приходили в профессию?
- Так и есть. Мне нечего противопоставить. Я, как и папа, тоже мечтал стать футбольным тренером, но, к сожалению, это несбыточная мечта. Мне кажется, что режиссер и футбольный тренер – очень похожие профессии. Только в кино ты знаешь, чем кончится история, а футбольный тренер выходит на матч и там уже – кто кого.
- Актер Александр Петров всегда говорил, что любит футбол и, наконец, сыграл в фильме про самого популярного нападающего. Это одна из главных причин, почему его пригласили на роль?
- Саша проходил долгий кастинг. Было много кандидатов. Глупо скрывать, что он популярный актёр, и, конечно, для фильма это хорошо. Для нашей страны он очень крутой актёр. Он погружается в свою роль и серьезно к ней относится, особенно – понимая, кого он играет. Это важно. Круто, что он справился. Тем более, Саша профессионально занимался футболом, а для нашего фильма это тоже очень важно.
- Человеку, который не интересующемуся футболом, сыграть футболиста очень сложно?
- Мы делали собирательный образ.
- Об этом многие забывают и критикуют, говоря, что Стрельцов был другим.
- Кто знает, каким был Стрельцов, кроме тех, кто с ним играл? Кстати, многие из них уже посмотрели фильм. Мне приятно, они говорят, что всё было не так, но при этом фильм – классный. Кино создавали молодые люди, это наше представление о Стрельцове. Мы вкладывали всю душу и силу.
- Спортивный сценарий всегда сложно создавать: все стараются написать его так, чтобы родственникам было спокойно. У Вас в сюжете достаточно много неоднозначных моментов, как удалось утвердить сценарий?
- Мы много всего придумали, и в какой-то момент все, кто имел вес в этом вопросе, сказали: «Ладно, пусть будет так». Для меня главное, что фильм посмотрел сын Стрельцова. Он был в шоке, но, мне кажется, ему понравилось. Да, он знал, кто будет играть его отца, что всё будет не так, как он себе представлял. Для него организовали специальный показ. Он вышел, сказал «спасибо», ничего плохого не говорил. А внук Стрельцова – вообще фанат нашего фильма.
- Зрители говорят, что особенно впечатлили Александр Петров и та часть фильма, которая описывает его жизнь после тюремного заключения.
- Это была наша задача. В нашем фильме Стрельцов получил то, чего заслуживал, но в жизни, к сожалению, не получил.
- В фильме потрясающий саундтрек, кто занимался подбором музыки?
- Особого подбора нет. Играет одна советская песня во время сцены на стадионе, ее поет великая джазовая певица Этта Джеймс. А так у нас был композитор. Вся музыка в кино оригинальная. Её писал Савва Розанов.
- Много натурных съемок. Стадион имени Стрельцова почти не изменился с советских времён, это помогло?
- Как стадион Стрельцова он нам был не нужен, поскольку сам Стрельцов на нем никогда не играл. Нынешний вид стадион сохранил с 70-х годов. Вокруг поля мы натянули огромное полотно, на котором дорисовывали нужный стадион. Мне кажется, этот хромакей – самый большой в мире, 10 метров в высоту, опоясывал всё поле и беговые дорожки. По-моему, даже в «Аватаре» такого не было.
- Удалось передать дух того времени, о котором большинство людей слышали, но не видели?
- У фильма авторы – молодые люди. Мы хотели сделать футбол в антураже прошлого, но абсолютно современным – со скоростями, которые существуют сейчас. По хронике, футбол тогда был медлительный, стоячий, но, возможно, игровая мысль чаще проскакивала. Как сейчас носятся футболисты – непонятно, когда они успевают подумать, что делать на поле. В этом и состояла задача, чтобы Стрельцов оставался мыслящим гением, но в тех скоростях, которые есть сейчас, чтобы было интересно смотреть.
- Семья у Вас любит футбол. Вы болеете за «Спартак»?
- Да. Не знаю, можно ли это говорить на Радио Зенит. Я с дедушкой смотрел футбол ещё в самом детстве, и он болел за «Спартак». А папа болеет за «Зенит», потому что он из Питера.
- В фильме внушительный актерский состав, но сложно ли было определиться на роль Стаси Милославской?
- Надеюсь, что она станет суперзвездой. Кастинг получился долгим. На Стрельцова было поменьше кандидатов. Никогда специально подсчёт не ведётся, но, пока мы не выбрали Стасю, мне кажется, мы посмотрели человек пятьдесят. Так вышло, что Стасю с Сашей попробовали ближе к концу кастинга, но когда это произошло, сразу появилась необходимая «химия» для исполнения этих ролей.
- Ключевой момент?
- Это самый главный момент, потому что сыграть любовь очень сложно. Если видишь, что на пробах что-то промелькнуло, значит, наверное, так и надо действовать.
- Следует еще ждать от вас спортивного кино?
- Ну, я не знаю. Всегда главное – это интересная история. Если она появится, то выйдет и спортивный фильм. Я обожаю спорт. Конечно, футбол для меня – основное. Если бы сейчас начали снимать фильм «Стрельцов», то уже делали бы всё немножко по-другому, потому что технологии шагнули вперед. Зарекаться нельзя. Будем думать.