Chinatown Invitational — футбольный турнир в центре Нью-Йорка, который сотрудничает со Stone Island
Победителям вручают золотую свинью
Нью-йоркский район Чайна-таун находится в нижней части Манхэттена. Сложно представить наличие добротного футбольного поля в местности, окруженной китайскими забегаловками и многочисленными транспортными узлами, — но оно есть. Площадка под названием Lions Gate находится в одном из районных парков. Именно там, начиная с 2010-х, проводится ежегодный футбольный турнир под названием Chinatown Invitational.
Цель этого самобытного соревнования — объединение творческих коллективов, связанных большой любовью к футболу. В нем не участвуют профессионалы, большинство людей представляет вполне обычные профессии: дизайнер, продавец, фотограф или работник в системе спортивного бренда. Любительские команды из Лондона, Монреаля, Милана и Нью-Йорка раз в год собираются вместе, чтобы помериться силой на поле— хотя намного более ценными, чем победа и золотая свинья за первое место, кажутся эмоции, которые дарит этот турнир. Футбол помогает справится со стрессами, которые накапливаются в беспрерывной жизни мегаполиса. Chinatown Invitational длится всего пару дней — коллективы из вышеупомянутых городов выходят на поле, чтобы насладиться живым общением со знакомыми, сдружиться с новыми людьми и продолжить коммуникацию игрой в футбол. А в последние годы во время турнира можно было похвастаться модной одеждой.
В 2019 году по просторам интернета гуляла фотография спортивной формы с логотипом итальянского премиум-бренда Stone Island. Учитывая тесную связь компании, основанной Массимо Ости, с движениями вокруг футбола, было легко понять интерес публики. Лейбл уже спонсировал турнир в 2016 году: тогда итальянцы сделали красивый ролик, предвещающий соревнование, а в конце сделали совместное фото со всеми командами —итальянцы держали флаг с небезызвестным лого бренда. При этом Stone Island не просто сделал форму для команд: коллектив из Италии сам выступает на турнире на постоянной основе. Угадайте, как команда себя назвала? Правильно, Stone Island.
Как показала практика, компас на форме — это не только модно, но и полезно. После окончания Chinatown Invitational в 2019 был проведен аукцион: средства, полученные за игровые футболки от Stone Island пошли на развитие спорта в китайском районе.
Но история этого турнира не ограничивается сотрудничеством со Stone Island в минувшие 5 лет. Чуть менее 20 лет назад, на заре футбольных активностей в Чайна-таун, игра с мячом заставила сплотится незнакомых людей, представлявших творческие профессии.
В 2002 году в американском штабе Adidas решили организовать в Нью-Йорке футбольный турнир для сотрудников местных брендовых магазинов. В дебютном мероприятии под названием Fanatic Tournament приняли участия коллективы компаний Opening Ceremony, Supreme, тогда еще не завоевавшей своим логотипом весь мир, и других спортивно-ориентированных брендов. Также на участие подала заявку команда, не привязанная к конкретному лейблу — Chinatown Soccer Club.
Парни, образовавшие команду, жили неподалеку в одном районе. Большинство из них работали в креативной сфере и были фрилансерами, поэтому место для футбола в их графике выделилось без особых сложностей.
Chinatown Soccer Club не смог завоевать главный трофей дебютного турнира. Но это не главное. Многие участники дебютного Fanatic Tournament разъехались и расформировались, однако CSC продолжил тренироваться, так как этому ничто не мешало — команда договорилась встречаться на футбольном поле несколько раз в неделю, а тренером парни решили сделать игрока своей команды, австрийца Герхарда Штоля. «Это смешно, потому что я их не тренирую в общем-то. Так сказать, каждой команде нужен чувак, который будет следить, чтобы все приходили вовремя, приносить мяч и управлять организацией»,— говорит Штоль в интервью Sneackers Magazine.
Герхард Родился в Австрии и, как стандартный европейский ребенок, любил погонять мяч в свободное время. Хотя позже Штоль признАется, что со временем он перестал сильно увлекаться игрой — с возрастом стало сложнее соперничать со сверстниками, чей уровень был выше. Тогда юный австриец начал исследовать скейтбординг, что и стало его будущим хобби и даже работой. Герхард начал делать фотоснимки для европейских журналов, посвященных скейтбордингу, когда переехал в Лос-Анджелес в 1993 году. Переезд на другой континент принес юноше только положительные эмоции: жизнь большого города завораживала не меньше, чем обилие скейтпарков. К началу 2000-х его местом жительства стал Нью-Йорк, где он стал уже напрямую работать в скейтборд-индустрии. Это и привело Герхарда к участию в футбольном турнире от Adidas в команде креативных единомышленников.
С тех пор Fanatic Tournament стал проводиться ежегодно. В 2003-м и 2005-м годах команда Чайна-тауна выходила в финал — однако проигрывала оба раза. Но в подобных соревнованиях становится важной не сама игра, а ее дух, поэтому побеждает всегда фейр-плэй. Мы ведь не сильно сокрушаемся, когда во дворе проигрываем команде знакомого человека. Штоль признается, что правила взаимоуважения находятся на одном уровне с правилами футбола:
«Это как скейтбординг — ты веселишься со всеми и стараешься настраиваться позитивный лад. Также важно то, что мы запрещаем подкаты и любые формы агрессии на наших играх. Это все хорошо, конечно, люди стараются придерживаться правилам, но без всякого дерьма не обходится. Это Нью-Йорк, все-таки! Всегда есть возможность пошутить. <…> Все получают заряд позитива и хорошо проводят время».
В наши дни футбол в США развивается с впечатляющей скоростью — появляются талантливые молодые игроки на поле, а на трибунах зарождаются движения, использующие лучшие традиции европейской поддержки. Но так было не всегда. Когда турнир в Чайна-тауне только зарождался, намного более популярными в стране видами спорта были баскетбол, хоккей и американский футбол. Почему именно игра с круглым резиновым мячом и воротами стала символом единения и коммуникации разных людей? Такие вопросы в очередной раз напоминают о таинственном феномене футбола.
«Кроме футбола нет такого спорта, который бы так органично вписался в мировую культуру. Можно зайти в забегаловку в любой точке света и поговорить с незнакомцем о футболе. Даже те люди, которые активно не поддерживают отдельную команду, знают о чемпионате мира и других больших играх или турнирах. Я помню, как смотрел в немецком скейтпарке второй тайм финала чемпионата мира 1990 года, а в 1998 году — в Лозанне, Швейцарии, с кучкой бразильцев. Это было нечто», — вспоминает Герхард.
С начала 2000-х прошло много лет. Менялись участники турнира, составы команд. Само соревнование тоже поменялось — Fanatic Tournament превратился в Chinatown Invitational. Вместе с популярностью у турнира появились и различные спонсорские коллаборации со спортивными брендами. Но все команды-участники заявляют, что не хотят превратить традиционное футбольное событие в коммерческое мероприятие — поэтому все решения относительно формата и участников турнира принимают сами участники. И они всегда открыты для предложений, что свойственно креативным коллективам.
После сотрудничества турнира со Stone Island в 2016-м и 2019-м годах про турнир узнали многие. Это помогло командам самореализоваться через мощь социальных сетей. В Chinatown Invitational на постоянной основе участвуют 4 команды: Soho Warriors из Лондона, Chinatown Soccer Club из Нью-Йорка, Ringleaders FC из Монреаля и Stone Island из Милана. Если последнему бренду раскрутка не особо нужна, остальные благодаря турниру стали вести блоги, посвященные жизни клуба и вследствие наращивать себе фанбазу. Многие участвуют в совместных коллаборациях со спортивными брендами. Кажется, «Амкал» бы отлично вписался в эту движуху.
Коронавирус может остановить чемпионаты во всех странах мира и закрыть футбольные коробки в разных городах. Но дух дружбы и единения не может искоренить ни одна зараза.
Спасибо за прочтение!
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: @johnstonesisland