Гол, холст, масло: «Веласка» — самый творческий клуб в мире
Если долго смотреть на турнирные таблицы, статистику xG и параметры игроков, то можно потерять из виду эстетику футбола. Красоту, которую нельзя облачить в форму. Миланская «Веласка» объединяет футбол с искусством, создавая на поле арт-резиденцию
Путеводная башня
На логотипе «Веласки» изображена Башня Веласка – странный небоскреб, который находится в нескольких шагах от собора Дуомо, главной миланской достопримечательности. Противоречивое строение в стиле брутализм появилось в городе в 1958 году. В послевоенном Милане Торре Веласка символизировала новый этап в архитектурном развитии города. При этом башня отличается от стандартных миланских небоскребов в духе Башни Пирелли. У здания нетипичная форма, напоминающая средневековую башню (ее сравнивают с башней старого замка Сфорца – еще одной достопримечательностью Милана). Квадратная верхушка напоминает то ли НИИ со злыми учеными, то ли чью-то штаб квартиру в антиутопии (в реальности там располагаются офисы и апартаменты). Грубая архитектура брутализма и 106-метровая высота здания сделали свое дело – многие жители города и туристы считают, что башня в плохом смысле выделяется из городского ландшафта. Президент «Веласки» Вольфганг Натласен сравнивает восприятие необычной команды с отношением к зданию – либо нравится, либо нет.
Gesamkunstwerk на футбольном поле
Cлоган «Веласки» на официальном сайте гласит: «Частично футбольный клуб, частично – произведение искусства». Глава клуба проводит параллель с тотальным футболом «Аякса» и называет стиль «Веласки» «тотальным искусством», что также отсылает к немецкому понятию Gesamkunstwerk – «единому произведению искусства». Цель «Веласки» – объединить искусство и футбол так, чтобы их взаимодействие порождало новые культурные символы и привлекало самую разную аудиторию. «Я хотел принести искусство той части общества, которое меньше соприкасается с ним, – цитирует Натласена Champions Journal. – Люди по-разному думают о «Веласке». Для кого-то мы часть концептуального искусства, социальная скульптура, но в моём видении клуб – это произведение искусства».
«Веласку» основали пятеро друзей. Художник и фотограф Вольфганг Натласен живет на два города – в Милане и Париже. Кроме футбольного клуба, у Натласена в карьере были разные творческие перформансы: однажды вместе с друзьями он установил на кладбище надгробие для пикников и помог убедить местного жителя в том, что во времена Иисуса Христа у людей не было табу на перекус рядом с усопшими. «Веласка» помогает развиваться Вольфгангу как художнику: Натласен много фотографирует и придумывает инсталляции: во время пандемии глава клуба создал пластиковый мегафон для болельщиков в стиле врачебной маски.
Свободные художники в «Веласке» – это не только амплуа на футбольном поле, но и внутреннее состояние всех участников проекта – от футболистов до авторов. Каждый член клуба может стать творцом – предложить идею или создать арт-объект. «Однажды за нас играл очень техничный парень. Но нам пришлось отпустить его, потому что он не участвовал ни в одной из наших творческих инициатив за пределами поля. Он не вносил вклад в проект. Лучше мы будем болтаться внизу таблицы, чем станем разобщённым коллективом», – говорил Натласен изданию PALLA.
«Веласка» – это пространство для самовыражения. Каждый сезон дизайн формы придумывает новый автор. Первый комплект футболок в истории клуба украсил французский скульптор Регис Сенек. Автор изобразил бетонные блоки как олицетворение единства игроков на футбольном поле – вместе футболисты создают цельный архитектурный образ. В 2018 году форму для «Веласки» придумал камерунский художник Паскаль Мартин Тэу – он нарисовал контур анатомического строения брюшной полости, куда поместил логотип клуба.
Клуб на протяжении семи сезонов сотрудничает с французским спортивным брендом Le Coq Sportif, чем очень гордится Вольфганг. Дольше в итальянском футболе с компанией с петушком на логотипе не сотрудничал никто. Натласен рассказывает, что найти спонсора, который готов экспериментировать и инвестировать в творческий проект – это тоже часть проекта.
«Я не знаю в полной мере, зачем Le Coq Sportif нужна «Веласка». Производство одной из двух футболок с работой Паскаля Мартина Тэу стоило 100 евро, но продается она за 44 евро. В этом прикол», – цитирует президента «Веласки» журнал об искусстве Artpress.
Полотном в клубе становится почти всё, что связано с игрой: футболки, билеты на игру, угловые флажки и флажки бокового арбитра, капитанская повязка и даже монетка, которую рефери подбрасывает перед началом матча. Французский художник Джей Ремье сделал стадионные сидушки в стиле подушек для церковного коленопреклонения, чтобы комфортно болеть за команду и при желании помолиться в важный момент матча. Алессандро Беллусси для своей работы попросил игроков «Веласки» рассказать о дорогом воспоминании или ценном образе, чтобы отразить его на щитках футболистов. Большую часть игры защита скрывается под гетрами игроков. По словам автора, эксперимент помогает футболистам изучить и понять свою уязвимость. Патриция Новелла создала табло для информации о заменах и добавленном времени, только не электронное – комбинации красного и зеленого цветов превращаются в разные цифры благодаря деревянным створкам.
«Для меня важно быть в связи с художником. Нам не нужен Дэмиен Хёрст, мне хочется идти против течения. Пусть лучше этим занимается моя мама. Нам нужно, чтобы человек понимал «Веласку», – говорил Натласен в интервью журналу на стыке футбола и искусства OOF.
Помимо творческой мессы, команда сохраняет традиционную структуру футбольного клуба. У «Веласки» есть тренер, который работает над физической формой игроков и строит план на игру. «Веласка» выступает в девятой лиге Милана, где играют студенческие и церковные команды. Из лиги невозможно вылететь, что увеличивает творческий потенциал клуба без серьезного ущерба для турнирного положения. Натласен замечает, что команда-перформанс не сталкивается с хейтом от соперников: «Они хотят победить нас, потому что это ужасно – проиграть команде артистов в странной форме, – иронично замечает худрук «Веласки». – На нас никогда не смотрели косо. Может, наши соперники не до конца понимают суть всего, что мы делаем, но они всегда ценят нашу преданность игре. А еще мы часто проигрываем, поэтому противник особенно не парится о нас».
В начале мая 2023 года «Веласка» испытала на матче с «Виги 1967» набор карточек «Обходные стратегии». Oblique Strategies – это совместное изобретение продюсера и композитора Брайана Ино и художника Петера Шмидта. В 1975 году Ино и Шмидт выпустили первый набор карточек, которые предлагали универсальные идеи для решения творческих затыков и проблемных ситуаций. Например: «Используйте старый план» или «Работайте в другом темпе». По задумке, такой способ может помочь людям находить новые пути мышления. В игре с «Виги» тактика менялась каждые 5 минут, среди использованных карточек – «Не стройте стенку, стройте кирпичик» и «Как бы поступил ваш лучший друг?». «Веласка» проиграла 1:2, однако система помогла 42-летнему нападающему забить самый красивый гол сезона.
Третий клуб Милана
Домашнее поле клуба находится примерно в 500 метрах от «Сан-Сиро». Одна из причин появления «Веласки» – ответ на коммерциализацию футбола. Деньги «Милана» и «Интера» не улучшили отношения клубов с болельщиками.
«Футбольные гранды фальшивые. Они прячут свои проблемы и чрезмерно увеличивают влияние», – считает Вольфганг. Чего не скажешь об атмосфере низших лиг. На домашних матчах «Веласки» зрителям дают бесплатно перекусить. Деньги на такую щедрость выделяют из прибыли от продажи футболок. Единственный минус – на играх нельзя ругаться, иначе клубу придется платить штраф в 60 евро. Натласен уже планирует смастерить новый мегафон, который будет фильтровать нецензурные выражения.
Концепция «Веласки» сходится с традициями движения Against Modern Football (или No Al Calcio Moderno на итальянский манер). Вольфганг критикует ограниченность современной игры и считает, что профессиональный футбол в наши дни сковывает самое творческое амплуа на футбольном поле, роль плеймейкера. Вольфганг подчеркивает, что в медиаполе клуб не стремится хайповать, ведь гораздо ценнее донести до аудитории уникальную философию клуба. «Мы не следуем трендам только из-за того что они считаются крутыми. Мы рассказываем историю, помогаем объяснить тему, но не делаем ничего такого, чтобы раскрутиться социальных сетях». Несмотря на это, популярность «Веласки» в футбольном комьюнити увеличивается. В 2016 году FIFA выпустила ролик про клуб и назвала миланскую команду «самой творческой в мире». С тех пор независимые издания и таблоиды чаще пишут про «Веласку», а руководство команды не скрывает желания получить в народе статус третьего клуба Милана.
Даже когда «Веласка» проигрывает, ничего страшного не происходит. Как и искусство, футбол не знает ограничений (кроме правил, конечно). Творчество спонтанно. В отличие от большинства футбольных функционеров, менеджеры «Веласки» не ставят конкретных целей и не придумывают долгосрочных стратегий. Результат на поле не так важен, как результат интеграции футбола с искусством и единства команды. «Мы хотим большей близости между футбольными клубами и болельщиками, игроками и руководством. Мы хотим воссоздать тот футбол, в который влюбились в детстве», – такой план есть у президента «Веласки»
From Pandemic To Chalov
В начале 2022 года «Веласка» анонсировала трансфер Даниила Чалова (это старший брат Фёдора Чалова). Он провёл 51 матч в ФНЛ: выступал за «Шинник», «СКА-Хабаровск», «Мордовию» и «Томь», а финальный этап карьеры провел в белорусском «Витебске». Чалов-старший завершил карьеру в 27 лет и развился в творческом плане: футболист создал бренд одежды «Ничего Обычного», участвовал в выпуске вирусной футболки «Витебска» с узором на основе плаката Эля Лисицкого.
Переход Чалова в клуб, где футбол – это не просто игра, кажется идеальным стечением обстоятельств. Даниил долго искал себя в спорте и под конец карьеры открыл новую сторону игры. «Наверное, где-то до 25 лет я боялся играть в футбол. И это при том, что я очень любил это делать, – рассказывал Чалов-старший в интервью Sports.ru. – Я счастлив, что в профессиональной карьере дошел до момента, когда любовь пересилила страх. <…> Чем более профессиональным становится для тебя футбол, тем сильнее ты ощущаешь это давление. У нас почему-то так принято».
Итальянская Федерация футбола очень удивилась желанию профессионального футболиста заявиться в любительскую команду, из-за чего были проблемы с предоставлением спортивной визы. Но всё получилось. Судя по социальным сетям, Чалов и «Веласка» нашли общий язык.
В 2022 году в галерее Le Port Des Createurs в Тулоне прошла выставка под названием From Pandemic to Chalov, в которой «Веласка» представила свежие проекты и инсталляции. Следить за «Велаской» – значит ждать новых перформансов, арт-объектов или заявлений. Результат матча – дело даже не второй важности, и проверять счёт не имеет смысла. Пока «Веласка» продолжает творить, а футболисты и болельщики – нестандартно смотреть на игру, значит, футбол действительно для всех. И без границ.
Источники: Champions Journal, OOF, PALLA, Artpress Фото: AS Velasca, соцсети Даниила Чалова
Этот текст вышел в печатном журнале о футбольной культуре «Едины» — проекте канала «не патчем едины»
***
Худрук «Веласки» Вольфганг Натласен с журналом «Едины»
Подпишись на телеграм-канал «не патчем едины»
Венеция, Веласка, кто дальше?