Cтавка на безопасноcть: почему зрителя не защищают от рекламы БК?
В российском спорте слишком много букмекеров. Но почти никто не говорит об опасности лудомании
Смотри и играй
В последние годы реклама ставок на спортивные события вышла на новый уровень. Футбол стал лакомым кусочком для рекламных контрактов, логотипы букмекерских контор запестрили везде: на баннерах вдоль поля, футбольных формах, предматчевых программках, афишах и в клубных соцсетях.
Вместе с увеличением присутствия букмекеров на спортивном рынке увеличилось количество пострадавших от лудомании: Согласно данным, в России 15-20% игроков тратят на азартные игры более 10% семейного бюджета, а 19% проигрывают более 10% ежемесячного дохода. Во всем мире, по данным Всемирной организации здравоохранения, с лудоманией ежегодно сталкиваются 350 млн человек. Рост числа зависимых от игры людей по всему миру за 10 лет составил 500%.
Сейчас у каждого клуба РПЛ на футболке размещен логотип букмекерской конторы
Без букмекерских денег сложно представить современный футбол. Суммы от азартных спонсоров увеличивают доход российских клубов и финансовую привлекательность соревнований, а отчисления на развития спорта хоть как-то помогают сфере. Более скромные команды без спонсорских сумм могут оказаться на грани банкротства: для провинциальных клубов соглашения с азартным спонсором – альтернатива проеданию бюджета.
От крупных сумм не отказываются и топ-клубы – в 2019 году доход «Зенита» от контракта с букмекерской конторой составил 37% от всей прибыли, прошлогоднее соглашение «Динамо» с БК составило рекордный 1 млрд в год, на такую же сумму недавно подписал контракт «Спартак». «РБ Бизнес» прогнозировал, что в сезоне 2022/23 букмекеры потратят 5,5 миллиардов рублей на спонсорство РПЛ.
Можно проследить, как в стране разрастался простор для букмекеров. В 2017 году в России увеличили рекламные полномочия для букмекерских контор: стало можно размещать рекламу на ТВ, в печатных изданиях и интернете. Взамен букмекеры должны отчислять 5% от прибыли на развитие спорта в стране: по информации Metaratings, в 2022 году компании отчислили спортивным федерациям 14 миллиардов рублей. После ЧМ-2018 вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Сейчас у каждого клуба РПЛ на футболке размещен логотип букмекерской конторы. В межсезонье 2022 года БК проспонсировала смену названия клуба: от «Нижнего Новгорода» остались только инициалы. По сообщениям источника, клуб получил от сделки 450 миллионов рублей. Недавно схожая учесть постигла «Сатурн».
Сейчас букмекерские компании выделяют большие суммы на развитие спорта и благотворительность. Так, спортивный блогер Витя Кравченко вместе с букмекерской конторой отправляет инвентарь спортивным школам, а спонсор нижегородского футбольного клуба показывает здоровую социальную активность и поддерживает проекты по развитию спорта в области. У большинства БК действуют благотворительные программы, направленные на развитие спорта или прямую помощь нуждающимся.
Однако в период активных действий букмекеров на российском футбольном рынке уровень социальной рекламы об опасности ставок на спорт остается на очень низком уровне. При постоянной и назойливой рекламе ставок страдает телезритель. Читабельных предостережений нет на рекламных баннерах, и редкий телекомментатор напомнит, что ставить нужно с умом.
Сами букмекеры признают, что в России уровень социальной поддержки зависимых от ставок на спорт находится на очень низком уровне. Осенью 2023 года в Москве прошел форум «Азартные игры: отчисления на спорт», где отдельную сессию посвятили проблеме борьбы с лудоманией. Эксперты пришли к выводу, что конкретные меры по продвижению культуры осознанного гэмблинга отсутствуют. Но мысли, вроде как, есть. На слабый уровень инфраструктуры поддержки зависимых от гэмблинга указал заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации Александр Христофоров: «Проблему нельзя недооценивать, она серьезная. На данный момент по ее решению есть даже не конкретные предложения, а, скажем так, единичные вспышки сознания», — сказал Христофоров на форуме. Собравшиеся руководители БК также признали превосходство Великобритании в этой сфере — на островах сильно развита помощь пострадавшим от лудомании.
Британское сопротивление: есть много социальных проектов, а с сезона 2026/27 клубы АПЛ откажутся от букмекерских спонсоров
К примеру, почти в любом пиаре букмекеров в Великобритании присутствует фирменные плашка и напоминание о необходимости самоконтроля в ставках на спорт. Это развито настолько, что слоганы Enough is enough («Всему есть предел») и When the fun stops – stop («Когда заканчивается веселье, пора остановиться») в рекламе популярного букмекера стали тесно ассоциироваться с компанией.
Реклама ставок во время прямых эфиров запрещена на британском ТВ. Также существует запрет на рекламу букмекеров за 5 минут до начала матча и 5 минут после окончания игры («whistle-to-whistle» ban). В апреле 2023 года стало известно, что клубы АПЛ согласились убрать логотипы букмекеров с футболок, начиная с сезона 2026/27 (возможно, у клубов получится найти лазейку для рекламы на рукавах). В Италии действует схожий запрет – на футболках рекламы нет, а фанатские организации Германии выступают против рекламы букмекеров (в Бундеслиге 0 клубов, у которых основной спонсор — букмекер). В сезоне АПЛ 2022/23 контракт с букмекерами был заключен у 19 из 20 английских команд.
Меры по уменьшению букмекерского шума не случайны. NHS (Национальная служба здравоохранения Великобритании) планирует открыть семь новых клиник для борьбы с лудоманией из-за рекордного спроса: в 2023 году число обращений в организацию из-за проблем с азартными играми увеличилось втрое по сравнению с предыдущим годом. А в Национальную горячую линию Великобритании по азартным играм обратилось 52 370 человек. Это на 24% больше, чем в 2022 году. Исследование организации Gambling Comission за сентябрь 2022 года показало, что у 138 000 человек в Великобритании могут быть проблемы с зависимостью от ставок на спорт, а 1,3 миллиона находятся в группе риска.
В Великобритании активно занимаются социальной рекламой, предупреждающей об опасности лудомании. Фонд Gambling With Lives продвигает ограничения рекламного потенциала компаний и повышает осведомлённость населения в сфере осознанного беттинга, а также помогает вернуться в жизнь зависимым людям. Фонд основали в 2018 году родственники 24-летнего Джека Ричи, который покончил жизнь самоубийством из-за продолжительной зависимости от азартных игр. На сайте GWL представлена ужасающая статистика: по данным Департамента здравоохранения Англии, ежегодно в стране примерно 409 человек совершают суицид из-за проблем, связанных со ставками.
Инициативы об уменьшении объёма рекламы на футболках предлагали сами букмекерские компании. Летом 2019 года БК устроила мощный розыгрыш. «Хаддерсфилд Таун» презентовал новую форму – на ней трое футболистов красовались в футболке с огромным диагональным логотипом букмекера. После такого анонса на клуб вылили кучу хейта – те, кто не выкупил юмора. Через пару дней в конторе признались, что это была шутка, и на самом деле на форме команды в грядущем сезоне не будет вообще никакой рекламы. Так спонсор выразил поддержку чистоте футбольных форм от рекламных патчей. Согласитесь, такая реклама выглядит очень эффектно и стильно.
Также в Англии отдельно исследуют проблему молодежной зависимости от беттинга и онлайн-сервисов для ставок. Из-за цифровизации и появления букмекерских приложений на мобильных устройствах увеличилось число молодежи, которая делает ставки на смартфонах и планшетах (доля мобильных устройств поднялась с 35% в 2015 году до 63% в 2017 году – Gambling Comission). «В 1948 году, когда была основана NHS, нужно было идти в специальное место, чтобы сделать ставку. Сейчас люди могут поставить в своих телефонах нажатием одной кнопки. Молодежь и пожилые люди со всех сторон окружены рекламой, призывающей войти в игру», – говорила исполнительный директор NHS Аманда Притчард.
Для поддержки людей, которые попали в тяжелую ситуацию из-за беттинга, в Великобритании существуют есть линии и форумы. Одна из них – организация Gambling Comission. На сайте удобная навигация: есть секция с полезными материалами о способах оградить себя от опасных факторов беттинга и раздел «вопрос-ответ» (чтобы узнать, как заблокировать в банке букмекерские транзакции и контролировать рекламу азартных игр в социальных сетях). Также на сайте указан номер круглосуточной службы поддержки. Аналогичный сервис GamCare предлагает напрямую связаться с волонтерами по телефону или в чате, а также обсудить проблему с людьми, которые попали в схожую ситуацию.
Что делать?
В России такого разнообразия некоммерческих организаций нет. Терапию для зависимых от гэмблинга оказывают клиники и отдельные специалисты, однако в основном это коммерческие проекты. Благотворительным инициативам (вроде бесплатного проекта «Заново») не хватает огласки. Грубо говоря, единственное, что может сделать пострадавший в такой ситуации – это прочесть несколько поверхностных статей об игровой зависимости и удалить аккаунт в ЦУПИС. Не хватает программ по дальнейшей поддержке и помощи в реабилитации, что создает дисбаланс при всепоглощающем и порой неэтичном продвижении ставок в медиа.
В имидже у любой популярной букмекерской конторы не убудет, если она начнёт кампанию по уменьшению цифрового шума от рекламы ставок на спорт. Нестандартный ход зацепит потенциальных клиентов и не будет выглядеть навязчиво – это может вывести индустрию ставок на новый, более осознанный уровень.
Источники: «Деловой Петербург», «Ведомости», Gambling Comission, Департамент здравоохранения Англии, NHS.
Текст вышел в первом номере печатного журнала «Едины» от телеграм-канала «не патчем едины».