6 мин.

Новые формы «Зенита» и «Спартака» – с воротником и пуговицами. В 90-х в таких играли почти все (Кантона, Зидан, Рауль), но технологии изменили стиль

Пост ностальгии.

Пестрые формы, психоделические расцветки и мешковатые майки – такими были девяностые в футболе. Время разнообразия и отсутствия границ.

«Оглядываясь назад, кажется, что у нас было много свободы, особенно если взглянуть на форму 80-90-х. Похоже, у дизайнеров не было ограничений, их поощряли раздвигать границы в плане принтов, узоров и цветов», – считает дизайнер Nike Дрейк Ранберг.

Один из забытых элементов – воротник. Топовые бренды отказались от него в нулевых, но из-за тренда на ретро периодически возвращают. Свежий пример – новые формы «Зенита» и «Спартака». 

«Атлетико» в следующем сезоне сыграет с синим воротником и двумя белыми пуговицами.  

За последние десять лет формы с воротниками были у «Реала», «Ливерпуля» и «ПСЖ». Но такого камбэка, как раньше, уже не будет. 

 

В XX веке было разнообразие воротников – с пуговицами, завязками и брендированные 

Когда футбол только зарождался, игроки гоняли в рубашках, штанах, гольфах и шляпах. Постепенно форма менялась, от рубашек отказались, но воротник оставался. 

Футбольные майки чем-то напоминали рубашку поло. К тому же, рубашку поло вместе с одноименной игрой в XIX веке привезли из Индии в Англию. 

Вот так выглядела первая форма «Барселоны». 

Постепенно все менялось. Появилось цветное телевидение, вместе с этим менялись и формы. В 70-х появилась интересная тенденция – брендированный воротник.

Игрок сборной Уэльса Джон Тошак – на воротнике лого производителя Admiral. 

Маурицио Вентури и форма «Милана».

В начале 80-х в футбольном дизайне произошла революция. Вместо традиционных хлопковых футболок пришли искусственные ткани из полиэстера. Новый материал не только экономил деньги производителям, но и меньше весил и лучше поддавался окрашиванию.

Революция затронула и воротники на форме. Они стали ярче и разнообразнее. Пик – девяностые.

Яркий воротник поло на форме «Аякса».

Ди Канио и форма «Вест Хэма». 

«Ноттингем Форрест» играл в такой форме во второй половине 90-х.

Очень интересный вариант – воротник с завязками. Бренды любят использовать шнурки в ретро-коллекциях. Самая популярная форма с завязками была у «Манчестер Юнайтед» – желто-зеленая (с 1992-го– по 1994-й) и красная. Во многом благодаря легендарному Эрику Кантона и его наставленному воротнику. 

У «Сампдории» в 90-х тоже была прикольная форма с толстыми шнурками. 

Зидан в сборной Франции.

Популярным были и воротники на пуговицах – на одной, двух и трех.

Почему бренды отказались от воротников? 

Воротник поло клево сочетался с мешковатыми футболками 90-х, уже легендарными широкими пестрыми свитерами из синтетики. 

Но в начале нулевых началась новая революция, на рынке наметилось доминирование Nike и adidas. А дизайн ушел в сторону утилитарности и комфорта. Ткани стали легче и эластичнее, бренды придумывали технологии, чтобы охлаждать тело, футболки были не широкими, а облегающими. 

Карлос Родригес из Kicks To The Pitch видит еще одну причину заката воротников – в маркетинге. Бренды ориентированы на молодого потребителя, поэтому отказываются от этого элемента. Все-таки расцвет воротников – девяностые. Нынешняя молодежь тогда была детьми.

К тому же экспоненциальный рост двух брендов привел к появлению стандартных шаблонов, из-за чего у нескольких клубов может быть одинаковый дизайн, за исключением цветов и эмблемы.

Телеграм-канал автора о стиле, культуре и моде

Черные бутсы не вернутся. Топовым брендам это невыгодно, Криш говорит, что черный – медленный цвет

Футболисты перестали заправлять майку. Раньше так делали все, сейчас единицы – Бензема, Алексис и Аспиликуэта

Фото: nssmag.com; Gettyimages.ru/Denis Doyle, Topical Press Agency, Stu Forster, Shaun Botterill, Anton Want, Alessandro Sabattini, Staff, Michael Cooper; nike; liverpoolfc.com; wikipedia