10 мин.

«Выглядят как таблицы Excel». В Турции фанаты добились отмены шрифта Arial на форме

Пообщались с вдохновителем протеста.

Футбольные чемпионаты часто критикуют из-за низкого уровня, плохого судейства или неудобного календаря. Но представляете, что руководство лиги разносят из-за шрифта на форме? Такой сюжет разыгрался в Турции! 

В Суперлиге, которая уже не первый год зазывает звезд к себе в чемпионат, 12 лет играют со шрифтом Arial на форме. Этот момент четко прописан в регламенте, нарушать его нельзя. 

Arial – один из самых популярных шрифтов в мире из-за простоты и читаемости

Со шрифтом Arial, наверное, знакомы почти все. Это один из самых популярных и широко используемых шрифтов в мире. Arial входит в стандартный пакет Windows и Microsoft Office с 90-х. Так он стал стандартом в корпоративной, образовательной и государственной документации. В «Википедии» это тоже основной шрифт. 

Arial в 1982 году разработала компания Monotype как более дешевую альтернативу (особенно для использования на компьютерах) популярному в то время шрифту Helvetica, права на который принадлежали их конкуренту Linotype. Helvetica появился в 1957-м благодаря швейцарскому типографу Максу Мидингеру. По задумке этот шрифт без засечек должен быть максимально простым и не иметь внутреннего смысла в своей форме. Helvetica собирались использовать для вывесок и дизайна.  

Arial и Helvetica сильно похожи, но есть и отличия: у Arial более широкие средние части символов и более плавные формы. Когда появилась возможность внедрить цифровой шрифт в Windows 3.1, Microsoft выбрал Arial из-за более дешевой лицензии на использование. Их конкуренты из Apple использовали Helvetica.

Популярность Arial объясняется суммой причин. Это простой и читаемый шрифт: открытый дизайн, каждый символ и буква видны, текст легко читается даже на расстоянии. Arial универсален – подходит для разных проектов, включая заголовки, логотипы и другие элементы дизайна.  

Ну, и многие привыкли к Arial, поскольку постоянно видят его. Он был шрифтом по умолчанию в Excel и PowerPoint. Это базовый шрифт на многих сайтах.

Arial вообще не подходит для футбольной формы. Из-за простоты

Вот только это совсем не шрифт для футбольной формы. 

Несмотря на популярность, Arial редко используют в дизайне и рекламе. Поскольку шрифт сильно влияет на восприятие бренда и на эмоциональный отклик аудитории. Даже малозаметные детали – форма засечек, ширина штрихов, общий ритм букв – формируют у человека ассоциации: надежность или легкость, консерватизм или стремление открывать новое.

Турецкая Суперлига – в топ-10 европейских чемпионатов. Но использует абсолютно стандартный шрифт. На первый взгляд, ничего такого. Но в наше время футбольные лиги превратились в бренды, которые заказывают у дизайнеров логотипы, айдентику, стильные сайты, ведут соцсети в едином стиле.

Использование Arial говорит про полное отсутствие уникальности. Болельщик не получает визуальной эмоции, которую дарят клубы с ярко выраженным фирменным шрифтом. При взгляде на номер игрока не возникает мгновенной привязки к бренду лиги или к ее истории – надпись на форме выглядит корпоративно‑офисной. Зритель также бессознательно не получает драйва, энергии и визуального удовольствия от дизайна. 

«Выглядят как таблицы Excel». Ныряем глубже в недовольство болельщиков и говорим с вдохновителем протеста

Шрифт Arial утвердили в регламенте 12 лет назад. Недовольство турецких болельщиков долго копилось – и в итоге вылилось в масштабный протест. 

Почему только сейчас? «Болельщики устали. Мир футбола изменился. Благодаря соцсетям стало проще сравнивать. Новое поколение хочет большего», – заявил Спортсу″ турецкий болельщик Эмре, который завел страницу в X Arial Font İstemiyoruz («Нам не нужен шрифт Arial»), у которой почти 3 тысячи подписчиков. Некоторые посты там собирают сотни тысяч просмотров. 

На страничке – репосты мнений, новости по теме. И главное – регулярные изображения, как бы шрифт Arial выглядел в других лигах.

Себя Эмре попросил представить как турецкого болельщика, который не принадлежит ни к какой организации, а просто вырос «на ритме, борьбе и романтике турецкого футбола».

«Я смотрю турецкий футбол с тех пор, как себя помню. Не думаю, что это движение нужно привязывать к одному клубу или региону. Оно отражает коллективное разочарование болельщиков по всей стране, независимо от того, за какую команду они болеют», – признается Эмре.

Запустить кампанию против Arial решил из-за того, как мало внимания уделяется идентичности и эстетике в турецком футболе: «Более десяти лет мы мирились с бездушным, шаблонным системным шрифтом, лишавшим клубы уникальности. Пора это менять». 

Эмре положительно оценивает свою работу: «Мы проводим кампанию в соцсетях под хэштегом #ArialOut с использованием фото, сравнений, опросов болельщиков и общественного давления. Кампания быстро растет и уже привлекла внимание как на национальном, так и на международном уровне».

Arial болельщик называет стандартным и устаревшим шрифтом без характера и эмоций. «Он никогда не разрабатывался для формы. Из-за него даже самые культовые футболки выглядят безвкусно и непрофессионально, – объясняет Эмре. – Это не просто буквы, а часть визуальной идентичности клуба. Особенно в глобальном мире, где брендинг – это все, а шрифты – часть рассказа. Болельщики заслуживают эстетичного и осмысленного дизайна, а не лени». 

По мнению лидера протеста, новый шрифт придаст Суперлиге ценности. И позволит форме турецких клубов подняться на топ-уровень.

Но неужели футбольные боссы не осознают важность брендинга? «Они либо недооценивают роль визуального брендинга, либо считают Arial нейтральным и сдержанным. Но сдержанность убивает креативность и привлекательность. Они не понимают, насколько важны идентичность и дизайн для современных футбольных болельщиков», – уверен Эмре. 

Один из вариантов – заказать эксклюзивный и уникальный шрифт. Либо просто дать клубам свободу, чтобы каждый играл со своим шрифтом.

Возможно, футбольные боссы и правда боятся проявлять инициативу, чтобы не нарваться на критику. К такому мнению пришел пользователь X bordo paşa, тред которого на эту тему собрал более миллиона просмотров. 

«Пусть будет Arial, давайте не брать на себя ответственность. С этим шрифтом не создать фирменный стиль. Arial – продукт, не требующий внимания. Но настоящая проблема в следующем: Федерация не хочет создавать стиль. Эстетика = риск. Arial = экономия. 

Arial – это не шрифт, а признак культуры, признак беспомощности. Это культура «не обращай внимания». Способ ведения дел без принятия ответственности. Это значит: «Я не могу управлять, поэтому я запрещаю». Современный футбол – не только игра. Это эстетика. Технологии вещания. Фирменный стиль. Ценность бренда. 

В европейских лигах шрифты стали торговыми марками, а в Турции номера на футболках выглядят как таблицы Excel из-за этой недальновидности», – заключил мужчина.

В соцсетях активно высказываются турецкие болельщики, журналисты и дизайнеры. Все сходятся на том, что Arial не место на футболках турецких клубов.

«Типографика влияет на все в дизайне. Надеюсь, это нелепое правило скоро отменят. Эстетическое восприятие целой страны не должно определяться руководством Федерации», – писал в X дизайнер Мурат Каан Озтюрк.

Выступали против шрифта и фанаты. Фан-сообщество «Фенербахче» Fener Ajans, у которого более миллиона подписчиков, выкатило такое заявление: «Использование шрифта Arial недопустимо! Требование Федерации использовать на спинах только это шрифт – игнорирование свободы дизайна и идентичности клубов».

Освещало сюжет и главное медиа о футбольной форме Footy Headlines. Активно против Arial работал турецкий блогер esvaphane (более 60 тысяч подписчиков в X), обозревающий футбольные формы. 

Esvaphane выложил программный пост с призывом писать в Министерство спорта и Администрацию президента. В предложенном тексте письма были такие тезисы:

● «Шрифт Arial неадекватен для визуальной коммуникации в современной футбольной индустрии. Он эстетически несостоятелен. Это негативно сказывается на корпоративном стиле и визуальном разнообразии наших клубов». 

● «Чтобы наши команды воспринималась как более уважаемые и авторитетные, прошу предоставить нашим клубам право разрабатывать альтернативные шрифты или использовать собственные клубные шрифты».  

● «В качестве альтернативы прошу разработать современный, читабельный и эстетически привлекательный шрифт специально для Суперлиги. Это улучшит имидж бренда Суперлиги и увеличит доходы как клубов, так и лиги». 

Про Arial заговорили даже в правительстве. Теперь в Суперлиге будет другой шрифт

Шум вокруг шрифта дошел и до правительства. Депутат Бурак Акбурак вынес на рассмотрение парламента вопрос о замене Arial. 

«Футбольные фанаты выступают против этого шрифта. Это решение было принято много лет назад и должно быть отменено. Эстетическая ценность наших футболок, которыми мы гордимся, не должна быть еще больше подорвана. Я призываю Федерацию футбола Турции сделать то, что будет правильно для ценности бренда турецкого футбола», – прокомментировал свое выступление Акбурак.

В ответ на растущую критику генеральный секретарь Турецкой федерации футбола Абдулла Аяз подтвердил, что шрифт Arial уберут. С сезона-2026/27 в Суперлиге введут другой шрифт.

Уникальный шрифт – обычное дело для лиг. У РПЛ есть свой – от студии Лебедева

Эксклюзивным шрифтом уже никого не удивишь. Во всех топ-лигах – да уже и за пределами первой пятерки – есть уникальный стиль.

В 2016-м АПЛ представила собственный шрифт Premier Sans, разработанный в коллаборации DesignStudio и Monotype. Это геометрический гротеск с четкими пропорциями и открытыми формами, адаптированный под любые носители: от цифр на футболках до экранной графики и рекламных щитов. В 2023-м Премьер-лига представила новый шрифт. Более крупный.

Ла Лига заказывала у дизайнерской студии сразу три стилистических семейства – LALIGA Headline, LALIGA Text и LALIGAPlayers. Первое оптимизировано для больших заголовков, второе – для телеграфики и текстов, а третье специально для номеров на форме.

С 2021-го основа визуальной айдентики Бундеслиги – собственный шрифт DFL Sans, спроектированный Rosetta Type, с мягко закругленными углами и широкими открытыми просветами для читабельности на любых экранах. 

С сезона-2020/21 Серия A ввела обязательный единый шрифт для всех клубов (даже в Лиге чемпионов). Это дало унифицированный облик чемпионата.

У Лиги 1 новый шрифт с сезона-2023/24. 

РПЛ не отстает – еще в 2018-м студия Артемия Лебедева создала шрифт для лиги. И даже не одну версию. Для большей части материалов разработали акцидентный гротеск, которым оформляются все заголовки и крупные надписи.

А вот для формы сделали адаптированную версию, поскольку есть ограничение высоты символов и длины надписи. Чтобы уместить в необходимую область фамилию Жамалетдинов, создали специальную версию. После набора определенного количества букв все символы становятся на пятнадцать процентов уже.

Отдельно проработали номера игроков. Чтобы цифры не выбивались из общей стилистики, предусмотрели два варианта – монохромный и двухцветный. Для каждого комплекта формы сделаны свои сочетания. В нижнюю часть цифры вписывается медведь как символ РПЛ. 

Так что в футболе экслюзивный шрифт уже не роскошь, а необходимость: он усиливает эмоциональную связь с болельщиками, защищает айдентику от копирования и создает цельный образ лиги на любых платформах.

Футбол на Неделе моды в Париже: Кунде захватил 5 показов, Балотелли прошелся по подиуму, Мбаппе рекламировал Dior

Фото: Gettyimages.ru/Ahmad Mora