Гончаренко скопировал план прошлого дерби и лишил «Спартак» контратак. Влашич – лучший не только из-за дубля
Разбор Александра Дорского.
1. Виктор Гончаренко внес только одно изменение в стартовый состав ЦСКА по сравнению с матчем против «Динамо», в котором армейцами руководил Сергей Овчинников: вторым нападающим вместо Арнора Сигурдссона вышел Константин Кучаев. «Это связано и с тактическими соображениями, и с тем, что нам нужна ротация», – сказал Гончаренко перед матчем.
Появление Кучаева в нападении не стало большой неожиданностью – в паре с Федором Чаловым он отыграл 80 минут в мартовском кубковом матче со «Спартаком». Скорее удивило, что Гончаренко пришел к варианту Овчинникова в обороне (Кирилл Набабкин – Игорь Дивеев – Хердюр Магнуссон в центре, плюс Георгий Щенников слева, а Вадим Карпов и Виктор Васин – на скамейке) и доверил Константину Марадишвили второй матч в старте за четыре дня.
2. После нулевой ничьей с «Уфой» Доменико Тедеско произвел четыре перестановки: Георгий Джикия, Айртон, Наиль Умяров и Александр Соболев вместо Ильи Гапонова, Андрея Ещенко, Алекса Крала и Джордана Ларссона.
Все логично: Джикия и Айртон стали доступны после дисквалификаций, Крал не мог сыграть с ЦСКА из-за перебора желтых карточек, а Ларссон был единственным нападающим «Спартака», начинавшим с первых минут матчи с «Арсеналом» и «Уфой» (в кубковой игре с ЦСКА швед тоже остался в запасе).
Тедеско ничего не поменял даже в расстановке – Умяров просто занял место Крала в середине поля.
3. С первых минут стало понятно, что и ЦСКА, и «Спартак» отказались от прессинга. Соболев и Эсекиэль Понсе при начале позиционных атак армейцев располагались у центральной линии, Чалов и Кучаев при коротких розыгрышах «Спартака» – иногда чуть выше, но тоже без слишком активного давления. Обычно Чалов выдвигался к Павлу Маслову в момент передачи на Павла, а Кучаев – к Джикии, хотя после игры Константин признался, что Гончаренко не давал им строгой установки играть персонально.
В результате в первом тайме армейцы ни разу не потеряли мяч на своей половине при атаке с игры (но были три потери после аутов, две – после перехватов передач игроков «Спартака», а также обрез Дивеева), а команда Тедеско – всего два раза, правда, первая же привела к голу Николы Влашича.
4. При этом в позиционной атаке структуры ЦСКА и «Спартака» серьезно отличались. Тедеско поднимал к финальной трети и Айртона, и Николая Рассказова, а Зелимхан Бакаев и Роман Зобнин открывались почти к боковой линии, если защитники (в первую очередь Самуэль Жиго) разворачивал атаку в их фланг.
После игры Тедеско заявил, что его не удивил отказ соперника от прессинга: «ЦСКА оборонялся один-в-один, но мы находили решения для выхода, когда Зобнин и Бакаев смещались во фланг. ЦСКА сыграл в обороне очень хорошо».
Движение игроков «Спартака» в этой стадии позиционных атак было четким, поэтому назвать игру Тедеско совсем бездумной нельзя. Правда, смещения Зобнина (по нему чаще всего играл Иван Обляков) и Бакаева (против него – Марадишвили) помогали только с выходом со своей половины через короткий и средний пас. Ближе к чужой штрафной у «Спартака» уже возникали большие проблемы – например, при насыщении фланга за счет движения Зобнина или Бакаева никто не открывался в опорную зону, которая становилась свободнее.
ЦСКА отдавал фланги Марио Фернандесу и Щенникову (конечно, намного чаще армейцы атаковали через правый край – 46% в матче), а Марадишвили с одной линии с Обляковым поднимался ближе к атаке и открывался в полуфланге.
При этом центр поля у ЦСКА работал довольно слаженно – если ниже всех оказывался Марадишвили, правее и выше уходил Обляков (но все равно не так высоко, как Константин), Марадишвили и Влашич могли меняться полуфлангами, а пару раз глубже всех для розыгрыша мяча вообще располагался Никола.
5. В первые 20 минут ЦСКА владел мячом (61,8%), но острее был «Спартак» – 4 удара против 2 (Влашич из-за штрафной и Дивеев после углового). Большая часть атак команды Тедеско развивалась через правый фланг – Маслов или Жиго пасовали Рассказову и Зобнину (четыре лидера «Спартака» по количеству касаний в этом отрезке), а Николай и Роман пытались прорваться к штрафной за счет коротких перепасовок или индивидуальных действий (0 навесов за 20 минут справа).
Получалось неплохо – Рассказов довольно неожиданно часто принимал правильные решения и в работе с мячом, и по направлению движения. Уже на 8-й минуте стенка Зобнина и Рассказова едва не привела к пенальти в ворота Акинфеева – Зобнин оторвался от Марадишвили, а Щенников не успел накрыть Рассказова, который верхом вывел Зобнина в отрыв. Его остановил только Магнуссон – судья Алексей Еськов посчитал, что без нарушения.
Вероятно, самый опасный удар «Спартака» из штрафной за матч тоже придумал Рассказов – и тоже благодаря взаимодействию с Зобниным. Роман отрылся к углу штрафной и увел за собой Облякова, а Рассказов сместился в центр и отдал передачу Понсе за спину Дивееву.
ЦСКА спас своевременным выходом из ворот спас Акинфеев – Понсе пришлось бить в падении, и удар получился неточным. При этом Рассказов еще и нанес 2 удара – один из них заблокировал Понсе.
6. Даже в этот отрезок была очевидна слабость «Спартака» в центре поля – Марадишвили и особенно Влашич забегали за спину трем полузащитникам Тедеско и почти всегда получали там передачи.
Движение Влашича – абсолютный топ, с ним не справился ни Зобнин, ни Умяров, ни Бакаев (он не справлялся и один-в-один – например, в эпизоде, когда Влашич сыграл в стенку с Фернандесом, отдавшим пас пяткой).
С взаимодействием без мяча у тройки «Спартака» тоже было так себе – например, Умяров и Бакаев пару раз вдвоем реагировали на открывание под пас Марадишвили и забывали о Влашиче.
А Умяров иногда смещался близко к левому полуфлангу, при этом Зобнин не располагался уже.
Большинство обостряющих передач на Влашича в первом тайме отдал Набабкин. За 45 минут он отдал 7 пасов в финальную треть, у Магнуссона – тоже 7. Так ЦСКА ушел от зависимости от исландца в продвижении мяча, а благодаря некачественным действиям полузащитников «Спартака» не пользовался верховыми забросами на Фернандеса.
Гол Влашича – безусловная ошибка Александра Максименко, но Никола заслужил его постоянным движением. К нему Влашич добавил дисциплинированную игру по Умярову при начале спартаковских атак (в Кубке Влашич так же играл по Кралу). До выхода Ларссона на 67-й минуте и смены схемы Умяров отдал только 22 передачи (меньше только у Бакаева и нападающих) и всего 6 – в финальную треть (худший результат у «Спартака»).
И самое важное про вклад Влашича. ЦСКА нанес 16 ударов: 6 из них – на счету Николы, а еще 6 были совершены после его передач.
7. Кучаев – вероятно, главный претендент на статус невоспетого героя матча. Джикия – лучший из центральных защитников «Спартака» по числу длинных передач (10, по 5 за тайм), но до перерыва ни одна из них не была сделана со своей половины поля с игры (в Кубке ЦСКА такими пасами замучил Илья Кутепов, которого армейцы оставляли без опеки в первой фазе позиционных атак «Спартака»).
Ближе к концу первого тайма Кучаев дважды упускал короткие подключения Джикии после игры на третьего и резкого перевода с правого полуфланга (после них следовали передачи на Соболева к линии штрафной), но в остальном Константин отработал качественно.
Конечно, главные эпизоды с его участиями случились перед первым голом Влашича. Сначала Кучаев заблокировал пас Джикии и позволил Марадишвили совершить перехват, а затем изящно отдал пас Фернандесу, отрезав Умярова и Айртона. Таким же красивым был удар Кучаева на 58-й минуте после скидки Чалова с розыгрыша аута, но Константин немного не попал в ворота.
8. В перерыве Тедеско не произвел перестановок – даже в центре поля расположение Умярова, Зобнина и Бакаева осталось прежним, хотя можно было либо перейти на игру в двух опорных (Умяров и Зобнин), либо поменять трио местами (Зобнин – нижний полузащитник, Умяров – левее, Бакаев – правее).
«Спартак» завладел мячом (54,8% с начала тайма до выхода Ларссона и 61,3% с начала тайма до удаления Зобнина), но у чужой штрафной при позиционных атаках команда Тедеско была традиционно плоха (с этой проблемой сталкивается далеко не первый тренер «Спартака»).
Совсем потерялся Бакаев (9 касаний за полчаса до удаления Зобнина, из них 3 – на своей половине, 1 – подача со штрафного), а активности Зобнина (чаще него в этот отрезок с мячом встречался только Жиго) хватило лишь на удар из-за штрафной после чуть ли не единственной классной комбинации с участием минимум трех игроков за матч (Зобнин, Умяров, Понсе).
ЦСКА очень спокойно оборонялся и даже в момент, когда давление «Спартака» казалось максимальным, не допустил ни одного удара из штрафной (2 удара после подач со штрафных).
9. На 67-й минуте Тедеско перешел на четырех защитников – Рассказова сменил Ларссон, Маслов ушел на правый фланг, а впереди образовалась тройка Понсе (левее) – Соболев (в центре) – Ларссон (правее), под которыми расположился Бакаев.
«Во втором тайме попытались перевернуть ход матча, стали играть в четыре защитника. Это начало приносить плоды, ЦСКА почувствовал: мы угрожаем их воротам. В этот момент Зобнину дали красную», – отметил Тедеско после матча.
С тренером «Спартака» можно согласиться лишь отчасти. После выхода Ларссона и до удаления Зобнина «Спартак» действительно вообще не отдавал мяч сопернику (ЦСКА за 9 минут сделал только 5 передач, 1 из которых – вынос Акинфеева, еще 1 – вброс Магнуссона из аута), но «угроза воротам» – слишком громкая формулировка. Кроме вывода Зобнина в свободные зоны справа, «Спартак» отметился двумя забросами Джикии на Соболева – оба ни к чему не привели.
1 удар после штрафного за 9 минут «угрозы воротам» – сомневаюсь, что ЦСКА было некомфортно.
10. После матча Гончаренко сказал, что ЦСКА частил с выносами, оставшись в большинстве, но, возможно, после анализа матча тренер армейцев изменит свое мнение.
После удаления Зобнина ЦСКА оставалось справиться только с длинными передачами «Спартака» на Понсе и Соболева – доля лонгболлов у команды Тедеско возросла с 13,7% до 34,6%. Верх защитники ЦСКА снимали (в последние 15 минут проиграли только одно единоборство Соболеву в своей штрафной), а дальше армейцы убегали в контратаки.
Почти во всех отрывах участвовал вышедший на замену Арнор Сигурдссон и Влашич, переместившийся в атаку после вынужденной замены Чалова на 68-й минуте (Бистрович расположился на месте Влашича).
Пару контратак запорол Сигурдссон (уже привычно по матчам с «Зенитом» и «Динамо»), но все-таки 7 ударов, 6 из штрафной, 2 – после отрывов со своей половины, второй гол – вряд ли этим тренер может быть всерьез недоволен. Сыграл даже выход на замену Васина – именно он выиграл верховое единоборство, после которого Марадишвили отправил в голевой забег Сигурдссона и Влашича.
11. Бакаев проваливает начало рестарта сезона, но нужно помнить контекст – в мае у Зелимхана диагностировали коронавирус. Полузащитник признавался, что у него не было особых симптомов, и только два дня болела голова – так что дело не в тяжелой болезни, а в том, что Бакаев приступил к тренировкам в общей группе на две с половиной недели позже партнеров.
Проблемы при обороне у Бакаева были и в лучшей форме, а сейчас Зелимхан не убеждает и на мяче. Против ЦСКА у «Спартака» почти не было возможностей для контратак (в которых Бакаев – один из лучших в РПЛ), а при позиционных атаках, вероятно, Тедеско сам просил реже играть через Зелимхана.
«У него не все получалось. Влашич сегодня был в ударе, сделал игру. Не получалось бы у него, как бы сыграл ЦСКА? Бакаев еще молод, есть куда расти. Иногда он слишком самокритичен, надо быть поспокойнее», – сказал Тедеско.
12. Влашич – лучший игрок матча, но как же прекрасен был Марио Фернандес!
Взаимодействие с Николой, Набабкиным, Марадишвили и Кучаевым, пасы пяткой между ног сопернику, резкость в движениях и работе с мячом – просто топ.
Три лучших игрока ЦСКА затащили: к прекрасной игре Влашича и Марио Акинфеев добавил классный сэйв после удара Умярова уже в добавленное время.
13. Многие критикуют дерби за качество футбола, но ни «Спартак», ни ЦСКА сейчас не могли сыграть принципиально лучше. Гончаренко практически лишил Тедеско контратак и перекрыл выход из обороны через центр – лучшее выполнение сценария, который тренер ЦСКА выбрал на кубковый матч, и доверие игрокам, закрывшимся против «Динамо». Всего один серьезный привоз за матч (Дивеев в первом тайме) – серьезная победа для армейцев.
«Спартак» слишком зависим от формы Бакаева – после рестарта достаточно (но все равно не много) моментов было только против «Арсенала», забравшего себе мяч, и то тогда главным игроком у Тедеско стал Ларссон.
14. Несмотря на то, что ни ЦСКА, ни «Спартак» не борются за тройку, победа армейцев очень важна для таблицы. Теперь ЦСКА опережает «Спартак» на восемь очков – кажется, первая пятерка определилась окончательно.
А «Спартак» готовится к выезду в Петербург 19 июля.
Использованы данные Opta и InStat.
Мы следили за Гончаренко все дерби: был тихим, сторонился игроков, с трудом говорит об отъезде
Плохой, просто отвратительный матч «Спартака». О чем говорить, если даже Максименко подвел
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; pfc-cska.com/Валентин Кобыща; spartak.com/Александр Ступников; РПЛ/Константин Рыбин
По сути - Спартак крайне беден в позиционном нападении, без качественного усиления позиции одного из инсайдов и второго форварда рядом с Соболевым (вдобавок, правого латераля еще) не надо рассчитывать даже на победы в матчах с Уфой. Не говоря уж про закрытые по своей манере околотоп-клубы.
Если Цорн не привезет на эти позиции никого стоящего за лето, чувствую, ноябрь станет последним месяцем работы Тедеско в России