Первый футбольный комментатор сделал «Арсенал» чемпионом. Дольше него с клубом работал только Венгер
Гари Линекер – идеальный пример, как из достойного футболиста превратиться в классного телеведущего. Джордж Эллисон последовал в обратном направлении. Журналист BBC и автор программок сначала прославился в радиоэфире, а затем привел «Арсенал» к золотым медалям.
Город Дарлингтон и сегодня остается глухой английской провинцией где-то на севере. Местный футбольный клуб никогда не выбивался выше полупрофессионального уровня. Джордж Эллисон начинал там в 1890-е среди любителей, но получалось посредственно – намного лучше он о футболе писал, чем играл. В какой-то момент пришлось определяться: уйти с головой в журналистику или продолжить тщетные попытки достичь успеха в футболе. Эллисон выбрал первое, благодаря чему добился второго.
В 1905 году Джордж отправился в Лондон на поиски работы. В его услугах оказался заинтересован «Вулвич Арсенал» (название клуба сократят только в 1914 году). Начинающему журналисту из провинции предложили писать для программок к матчам. Через несколько лет он уже работал на Sporting Life (британская газета рассказывала о скачках еще с 1850-х, просуществовала до 1998-го), а с 1911-го сотрудничал с New York Post. В годы Первой мировой войны Эллисон меньше писал о футболе.
Так выглядели программки «Арсенала» в начале XX века
Настоящая журналистская удача Джорджа – покупка фотографий, сделанных на «Олимпике» (копия «Титаника»), который в 1914 году перевели на боевую службу. Во время первого задания судно спасло экипаж подорвавшегося на мине линкора «Одейшес», а потом безуспешно попыталось отбкуисровать корабль в порт. Военные замалчивали происшествие, но рассказать, как все было на самом деле, помог Эллисон. Он нашел человека, у которого были фотографии тонущего линкора «Одейшес», купил их и передал New York Post.
Фото тонущего линкора «Одейшес» – профессиональная удача Эллисона
Карьеру Джорджа перевернуло знакомство с Мейриком Гудом, одним из главных журналистов межвоенных лет. Он тоже писал для Sporting Life, но преимущественно о скачках. В то время уже набирало обороты радио – в 1922-м появилась BBC. Спустя несколько лет состоялась первая трансляция со скачек – еще без комментатора, британцам предложили просто послушать ржание, шум трибун и прочие звуки ипподрома.
Однажды Мейрик Гуд предложил не только сообщать по радио результаты скачек, но и рассказывать, что происходит во время гонки. Так в 1927 году состоялся первый спортивный репортаж. Правда, с этим заявлением могут поспорить жители Новой Зеландии. Там вам расскажут, что еще в 1926-м Аллан Аллардайс впервые прокомментировал матч по крикету. Зато по поводу футбола разночтений нет: в 1927 году Джордж Эллисон в прямом эфире рассказал о происходящем на поле в игре «Арсенал» – «Шеффилд Юнайтед». Это была первая футбольная трансляция в истории.
Как и сейчас, у каждого комментатора тех лет была характерная фишка. Эллисон подсмотрел одну из них у коллеги Тедди Вакелама. Тот уже работал на регбийных матчах и обзавелся тремя профессиональными атрибутами. Перед каждым репортажем он помещал перед собой лист бумаги с большой надписью «Не материться». В качестве ассистента Тедди выступал слепой, который своим присутствием напоминал, что его слушатели ничего не видят.
Тедди Вакелам первым прокомментировал регби
Ну и главное – Тедди Вакелам разделил регбийное поле на пронумерованные зоны. Схему печатали в газете, чтобы слушатели могли ориентироваться, в каком месте разворачиваются события. Благодаря нумерации поля по квадратам в английском языке появилось выражение Back to Square One. Британцы используют его не только в спорте – так говорят, когда имеют в виду, что все нужно начинать сначала.
Схему стал широко использовать и Джордж Эллисон. Заодно он сделал репортажи живее и эмоциональнее. Если его коллеги просто катали мяч и не выделяли голосом какие-то характерные моменты матча, то Джордж стремился сообщить нечто большее: «Я хочу, чтобы мой голос заряжал слушателя естественным интересом. Мне важно, чтобы у него в голове возникала серия фотоснимков. Пусть эти кадры создают представление о том, что происходит на поле». Позже манера Эллисона станет образцовом для комментаторов не только Великобритании, но и других стран.
Подобные схемы были распространены до Второй мировой войны
Хотя в начале 1930-х приемники были только в каждом третьем доме, Джордж мгновенно стал звездой радиоэфира. Его успехи даже напугали футбольные клубы – они опасались, что болельщики перестанут ходить на стадион.
Посещаемость тогда и правда снизилась, но вряд ли по вине Эллисона. Причины стоило искать в экономическом кризисе 1930-х. Чтобы удержать зрителей на трибунах, некоторые клубы не разрешали комментировать свои матчи, а Джордж все реже выходил в эфир.
Связи в «Арсенале» никуда не делись. Еще в 1913 году Джордж опубликовал первый справочник по истории команды, благодаря чему в клубе его знали и ценили. Эллисон занял должность секретаря и постепенно поднимался по карьерной лестнице.
В 1930-х Эллисону покровительствовал легендарный Герберт Чепмен – главный тренер «Арсенала» и новатор, который переосмыслил работу клуба. Он привел в «Арсенал» массажистов и физиотерапевтов (когда этого еще никто не делал), ввел номера на футболках, на «Хайбери» появилось освещение, а форма команды приобрела нынешний вид – появились белые рукава.
Наверное, Чепмен мог бы придумать для футбола что-то еще, но он скоропостижно умер от пневмонии в начале 1934 года. Тогда в «Арсенале» сформировался триумвират: Джордж Эллисон стал формально главным тренером, но за работу с командой отвечали бывшие помощники Чепмена – Джо Шоу и Том Уиттакер.
Эллисон стремился продолжить курс великого Чепмена. Он просматривал футболистов, совершенствовал арену, ну а сама команда продолжала доминировать в Англии.
И все же его методы были другими. Еще один ассистент Чепмена писал в автобиографии о тренере-комментаторе: «Эллисон был полной противоположностью Герберта Чепмена. Джордж никогда не утверждал, что обладает глубокими теоретическими знаниями о футболе. Зато он внимательно слушал Тома Уиттакера. В чем они были похожи, так это в требовательности к футболистам. Как и Чепмен в свое время, Эллисон всегда настаивал на том, что результат зависит от характера игроков».
Джордж Эллисон (по центру) с футболистами и помощником Томом Уиттакером (справа)
Даже в годы работы главным тренером Джордж продолжал удивлять разносторонностью. В 1939 году он снялся в художественном фильме «Тайна стадиона «Арсенала», который считается культовым среди болельщиков. Это детективная история, где Эллисон сыграл самого себя. Для конца тридцатых там неплохо показан футбол (а даже сейчас не все режиссеры умеют снимать спортивные драмы). Ну а главное, что в память об этом фильме фанаты сочинили кричалку: «It’s one-nil to the Arsenal». Это отсылка к одной из реплик Эллисона.
Джордж дважды выиграл с «Арсеналом» английскую лигу – в 1935-м и 1938-м – и один раз (в 1936-м) взял Кубок страны. Только после Второй мировой войны, когда клуб потерял нескольких ведущих футболистов, в «Арсенале» начались ощутимые трудности. Джордж Эллисон ушел из «Арсенала» в 1947 году, после чего тренером не работал.
Первый и единственный футбольный клуб Джордж Эллисон возглавил в 51 год.
Вплоть до 2009 года Эллисону принадлежал рекорд по продолжительности работы главным тренером «Арсенала». Опередил его только Арсен Венгер.
Но лондонскому клубу (как и футболу в целом) Джордж посвятил гораздо больше тех 13 лет, что возглавлял команду.
Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot и Яндекс.Дзен.
Венгер снова сказал, что «Арсенал» оставил душу на «Хайбери». Разбираемся, что же значит эта фраза
«Арсенал» внедрил в форму невозможные фигуры. Вы о таких знаете?
Фото: Gettyimages.ru/H. F. Davis / Stringer, J. Gaiger / Stringer, J. A. Hampton / Stringer; wikimedia/Edith and Mabel Smith; arsenal.com; twitter.com/Gooner Frog; twitter.com/mohanstatsman
Но сделайте в конце резюме - сколько лет, какие годы, какие достижения и тп