7 мин.

Футболономика. Цикл интересных заметок и мыслей о волнительной игре. Часть 15

Поговорим о фанатах. 

Сам по себе феномен «фанатства» заключается в желании многих «купаться в лучах чужой славы», чувствовать принадлежность к чужой славе и чужим успехам.

Британцы представляют «фаната» как навеки преданное клубу существо, которое влюбилось в него еще в детстве. Расхоже выражение: «ты можешь поменять работу, поменять жену, но не можешь поменять свою футбольную команду». Переезжай куда хочешь, хоть на другой конец страны, но верность первой команде навеки останется с тобой. В этом ли суть английского футбола – в одержимой привязанности, беззаветной преданности? Современная жизнь добавила сюда еще такой штрих – «можешь поменять даже свой пол, но клуб – никогда!» Такого рода преданность формирует корни, ощущение принадлежности к чему-то важному, кто бы ты ни был, что бы ты ни делал и где бы ты ни жил (село либо город, улица либо пентхаус, простой работяга либо директор компании). Британец скажет, что болеть за свою команду для него прежде всего означает «осознавать кто я и откуда». Выбор кумира у британцев носит по большей части случайный характер. Лишь у немногих клубов есть отчетливая религиозная либо классовая привязка. Сегодня немногим англичанам передалась по наследству от прошлых поколений преданность конкретному месту.

Для контраста – китайские болельщики склонны часто менять объекты своего поклонения, болеть одновременно за несколько соперничающих команд, регулярно менять свои предпочтения. В Китае превалирует тип «непостоянного болельщика». Да и в целом в Азии существует «поклонение личностям», эдакий восточный культ лидера. Вот и в футболе в первую очередь идет поклонение конкретным футбольным звездам, а уже потом - клубу, в котором эти звезды оказались (сегодня - здесь, а завтра - там). Но в целом, как мы все знаем, абсолютно большинство болельщиков по всему миру из разных стран являются «полигамными потребителями». Вспомним, как притягивали к себе новых болельщиков на этапе своего становления с приставкой «супер» такие клубы как ‘Челси’, ‘Манчестер Сити’, ‘ПСЖ’... Да хоть тот же российский ‘Анжи’, когда в Махачкалу приехал Роберто Карлос… Есть среди болельщиков и категория «разборчивых потребителей», которые относятся к своему домашнему клубу, как к любимому ресторанчику по соседству. То есть, без фанатизма, но с чувством глубоко удовлетворения от возможности нечасто, но с особым удовольствием под настроение зайти именно в этот «ресторанчик по соседству» и оставить чаевые. Но! Если плохо обслужили – такие болельщики могут от него и вовсе отвернуться либо просто долго не приходить.

Но основной костяк — это все же «стадионные болельщики». По результатам изучения статистики посещаемости английских стадионов за последние 60 лет можно сделать следующий вывод – даже среди стадионных болельщиков поразительно высока доля болельщиков «перекати-поле». Вот полезная ссылка - https://www.european-football-statistics.co.uk/. Это сайт голландца Пола Интхаута, который давно в одном месте ведет статистику посещаемости разных матчей в разных странах Европы. В прошлых рубриках мы уже писали, что подобная статистика вызывает всевозможные сомнения, особенно отдельные страны. Но в отношении стран с развитой экономикой и большими стадионами, где продажи билетов являются важным экономическим параметром, доверия все же больше. 

Та вот, стоит посмотреть статистику выступления клубов в первых 4-х английских дивизионах, начиная с 1947 года (после Второй Мировой). Можно почерпнуть много всего интересного из анализа этих данных. Например, в 64% случаев, если итоговая позиция клуба в лиге улучшалась, то посещаемость домашних матчей этого клуба возрастала. А в 74% случаев ухудшения турнирного положения команды посещаемость домашних матчей падала. Это означает, что 69% всех случаев изменения турнирного положения подтверждает гипотезу о том, что фанаты реагируют на результативность клуба. Другими словами – есть рынок стадионных болельщиков. Еще один любопытный вывод по послевоенному футболу в Англии – примерно половина стадионных зрителей прошлого сезона предпочли не возобновлять абонементы на следующий сезон.

Фанатов можно подразделить на следующие группы – «новые», «лояльные» и «потерянные». В целом, вся новая история английского футбола (с момента создания АПЛ) показывает, что привычки английских болельщиков с годами мало меняются. Выбор матчей среди владельцев абонементов достаточно произволен. А преданный стадионный болельщик, который бы ходил на все матчи своей команды, это крайне редкий экземпляр. Пожизненно преданные фанаты – это все-таки красивая теория из прошлого, которая сейчас применима к крайнему меньшинству болельщиков. Сегодня все горазды писать и говорить о бесконечной лояльности и преданности, но на деле редко придерживаются этого принципа. Таковы современные реалии. Слишком силен фактор глобализации, вседоступности и вседозволенности, и широкого выбора продуктов для развлечений и зрелищ помимо футбола. В 60-е гг не были ни спортивного телевидения, ни Интернета, ни компьютерных игр. Да, появилось цветное телевидение, но не было такого множества прямых трансляций, не было высококачественной картинки (HD, Full HD и тд). И футбол на стадионе был гораздо более «вкусным зрелищем» по сравнению с аналоговой картинкой сомнительного качества. Были книги, радио, театр, цирк и стадионный футбол (и другие виды спорта). А за «настоящим футболом» люди шли именно на стадион.

Важно также отметить среди болельщиков категорию «старшего возраста», которые склонны к «автоматическим повторным покупкам». Даже если футбольная страсть и пламя интереса к футболу угасли, такие люди сформировали твердые привычки и продолжают покупать билеты либо абонементы на футбол, даже если знают, что будут ходить на стадион крайне редко. Им важно само действие по заданному алгоритму плюс осознание того, что они в любой момент, владея абонементом, могут просто взять и пойти на стадион (либо посмотреть матч по телевизору, обладая абонементом на «цифру»).

Есть просто общая категория «футбольных болельщиков», которым важен качественный футбол, а не принадлежность к сборной или клубу. Они с оказией пойдут смотреть любой интересный для них матч, будь то в цифре или на стадионе. Для них это лишь один из многих способов интересно провести время. Современные спортивные маркетологи уже просчитали, что сегодня не стоит так уж сильно полагаться на лояльность футбольных фанатов. Очень много потребителей футбола стали разборчивыми, у всех появилось гораздо больше соблазнов и вариантов провести свой досуг. Времени мало, а выбирать как развлекаться и во что вкладывать деньги надо что-то одно.

Также важно понимать, что «фанатство» или «боление за свой клуб» - это не статичное состояние, а процесс, который меняется у человека в голове с возрастом. Пламя азарта утихает. Кто-то вообще теряет интерес раз и навсегда. Вся эта репитативность и предсказуемость результатов, алгоритмов поведения и действий на поле – все одно и тоже, ничего нового! Кто-то кардинально меняет свою жизнь – переезжает в другой город или страну, на другой континент, заводит детей… Та же Англия настолько набита разными футбольными клубами и дивизионами, что глаза разбегаются. Можно легко найти замену тому клубу, который тебя систематически разочаровывает. У современных англичан уже давно нарисовалась следующая черта – они тайно болеют более чем за один клуб. И далеко не всегда в этом открыто признаются. Это как в музыке. На свете много разной классной, великолепной, гениальной музыки разных жанров. Зачем зацикливаться на чем-то одном? Меломан любит разную музыку, а быть моногамным означает быть ограниченным. И это идет в разрез с всеобщей глобализацией и широтой восприятия действительности. Ведь в музыке мы тоже зачастую меняли своих кумиров – в детстве, в школе, в институте, на работе… Первый живой концерт, который заново сформировал наши вкусы…

Интересным образом феномен современного футбольного фаната сформулировал Арсен Венгер: «Футбол привлекает на стадионы людей самого разного типа. Есть клиент – это малыйˆ который один раз заплатил деньги за билет на какой-то матч, чтобы посмотреть выдающуюся игру, и желает, чтобы его развлекли. Затем есть зритель, который приходит посмотреть игру. Это две категории людей в возрасте 40-60 лет. Есть еще два типа людей. Один — это поклонник клуба. Он поддерживает свой клуб и старается побывать на как можно большем числе матчей своего кумира. Наконец, последний тип – это просто фанат. Это малый в возрасте от 15 до 25, который отдает клубу все свои денежки». Таков взгляд футбольного мэтра французского происхождения на Англию изнутри. Привязанность и любовь к одному клубу длиною в жизнь - это такая же редкость, как моногамный брак длиною в жизнь. Нравится вам это или нет.

Копнем историю и вспомним, что Британия стала первой страной в мире, где крестьянство в массовом порядке покидало родные места и стекалось в промышленные города, искало лучшей жизни и хорошего заработка. Росла армия наемных рабочих. Пустели сельские церкви. После промышленной революции люди много перемещались, но никогда надолго не оседали прочно в одном месте. По статистике Еврокомиссии современный британец в среднем каждые 7 лет меняет место жительства. И это гораздо чаще, чем в среднем у других европейцев (исключение – голландцы и скандинавы). Многие британцы эмигрируют. И эта вечная тяга к перемене мест препятствует формированию прочных привязанностей к чему бы то ни было. Это касается и футбола. В XX веке британцы из «нации рабочего класса» кардинально изменили свой социальный состав и стали «нацией среднего класса». А уже в 1990-х гг английский футбол вырос в крупный доходный бизнес. Взлетели цены на билеты. Британский футбол за большие деньги покупает «в цифре» весь мир - от мала до велика. Сами британцы продолжают сетовать на утраченную пролетарскую культуру. Но что есть то есть. Самим британцам сегодня приятно верить в собственный миф о соли земли – в идеального фаната, привязанного к своей земле, к своему клубу навеки. 

Продолжение следует…

 

Ранее по теме

Ч1 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2674654.html

Ч2 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2677570.html

Ч3 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2681240.html

Ч4 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2683934.html

Ч5 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2696833.html

Ч6 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2703591.html

Ч7 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2709545.html

Ч8 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2716558.html

Ч9 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2725501.html

Ч10 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2751860.html

Ч11 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2762575.html

Ч12 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2765034.html

Ч13 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2767774.html

Ч14 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2771254.html