Комментатор «НТВ-Плюс» пять раз вел футбол пьяным. Однажды он спел Пугачеву на матче «Милана» и назвал Златана Ибра-геем – и был отстранен навсегда
О том, почему говорить «извини» никогда не поздно.
От редакции: в карантинном сериале авторы Sports.ru рассказывают про футбольный комментарий, который мы помним/любим/ценим больше всего. До этого Женя Марков рассказал о том, каким был репортаж Дениса Казанского с финала Лиги Европы-2011, а Кир Воробьев восхитился перфомансом Василия Уткина на ЧМ-2006. Ниже – история от Александра Головина.
Самая ценная папка в моем старом компьютере – 10 гигабайт любимых видео. В дооблачную эпоху я скачивал с ютуба все, что цепляло, и под настроение пересматривал. Из пары сотен фрагментов 80% – футбольные. Но один видос я смотрел чаще остальных, а еще показывал всем друзьям и родственникам (даже тем, кто не шарил в спорте): 6 минут отборных фраз Дмитрия Савина из комментария матча «Милан» – «Чезена».
Ту игру, обычный январский тур Серии А-2010/11, я не застал в прямом эфире. Нарезку увидел с утра на Sports.ru. C первой секунды было очевидно: Савин комментировал пьяным. Но даже такую работу выполняют по-разному. Василий Уткин путал имена, команды и события во время матча «Барселона» – «Байер» и просто засыпал. Савин – отрывался весело и громко, как на первой взрослой дискотеке; каламбурил, вспоминал музыкальную классику и превратил скучный матч в легендарный.
Это было смешно, не душно и без злобы. Тягучее перекатывание мяча обернулось качественным стендапом. И главное – Савина не хотелось жалеть, как обычно происходит, когда трезвым слушаешь пьяного. Человек расслабился и комментировал так, будто сидит перед лучшими друзьями или на корпоративе. Устраивать такие перфомансы каждую неделю – лишнее. Феерить раз в несколько лет для истории – я только за.
На заре ютуба 6-минутную нарезку за пару дней посмотрели 200 тысяч раз (сейчас у нее больше 700 тысяч просмотров). Самая эффективная реклама «НТВ-Плюс Спорт», за чьи футбольные каналы платили сильно меньше романтиков.
За 10 лет Савин ни разу не вспоминал о том комментарии публично, если не брать интервью в «Советском спорте» почти сразу после игры. Там Дмитрий даже не признал, что находился под алкоголем. На днях я позвонил ему, чтобы восстановить тот вечер. «Это было давно, 10 лет прошло, я уже дедушкой стал. Как-то неправильно к этому возвращаться», – без энтузиазма ответил он, вроде бы отказавшись от разговора. В итоге мы проговорили час и первоначальный отказ стал понятен.
Ниже – не только история веселого комментария, но и грустная часть с важным напоминанием: говорить «извини» никогда не поздно.
***
«Милан» – «Чезена» – не первый матч, который Савин работал под алкоголем. «Их не зашквар как много, но безусловно они были. Может, штук пять. Я часто комментировал Южную Америку, игры проходили ночью по Москве. При такой работе пропустить 50 и пойти на игру было нормально. Сказывалось, что не до конца оценивал ситуацию, думал, что проскочу. И проскакивало: два, три, четыре раза. На пятый раз не проскочило. Просто запомнился всем один эпизод, еще один полузапомнился», – объясняет Савин.
Игра, которая полузапомнилась – «Бока Хуниорс» – «Атлас» из мая 2008-го. Комментатор говорит, что по степени безумства в эфире она получилось даже жестче, чем «Милан» – «Чезена». Ее он работал в паре с Андреем Чегодаевым, корреспондентом канала, который до этого никогда не комментировал футбол.
«Но попробовать всегда хотелось, – рассказывал Чегодаев в интервью Sports.ru. – Когда «Зенит» выиграл Кубок УЕФА, мы отмечали это дело в футбольной комнате. Была ночь, и Дима Савин пригласил меня комментировать матч Кубка Либертадорес. Для меня это вообще мрак, я ничего об этом не знал. Но подумал: «А чего мне терять? У меня и так нет комментаторской работы, я ее не потеряю».
Залезли в аппаратную и прямо там во время матча подливали еще. Тогда это выглядело как дикое хулиганство. Но жгли так! Пели песни, я двигал тему, что чувак не мог забить, потому что ему не дала жена, Савин поддержал. Говорят, что диск с матчем распространяли среди футболистов сборной России, и даже Дима Сычев говорил, что смотрел. Ходили легенды, что чуть ли не на «Горбушке» продавали.
Когда проснулись на следующее утро, чуваки из аппаратной заставили Савина переозвучивать для повтора, а сами смотрели оригинальный звук. Там были какие-то цитаты, которые пошли в народ. А Вася Уткин позвонил и говорит: «Чег, ну все нормально, только зачем говорить в эфире слово «жопа»?»
Савин почти слово в слово повторяет версию Чегодаева и добавляет, что ему позвонили с требованием о переозвучке через полтора часа после того, как он заснул: «Думаешь, легко это было?»
Пьяный комментарий «Боки» он называет намного более интересным, чем репортаж Серии А: «Мне кажется, там были хотя бы какие-то ходы, если их можно назвать ходами». На разном настроении от репортажей, возможно, сказывается предыстория: в 2008-м Дмитрий отмечал победу «Зенита» в Кубке УЕФА, перед Миланом и «Чезеной» в 2011-м – переживал тяжелый жизненный отрезок. Что именно – вспоминать не хочет.
«Это не оправдание, а констатация факта, – говорит Савин. – Рвануть могло не на этой неделе, так на следующей или на предыдущей. Бывает такое у людей, когда время сложное: нужно лишнее вытолкнуть. Ситуация связана не с работой и не с женой – мы 26 лет вместе и любим друг друга. Была житейская проблема, которая трогала и семью, и работу, била по всем частям. Приходил на работу – нужно думать о репортаже, а я не мог, размышлял о других вещах. Говорят, что уход в работу помогает? Так происходит, когда ситуация понятна и рано или поздно закончится. Тогда этого понимания у меня не существовало».
Житейскую проблему перед матчем Савин обсуждал с Семеном Капелюшем, который работал на «Плюсе» режиссером трансляций. Вдвоем они накатили прямо в телецентре. «Он был моим лучшим другом. К сожалению, умер год назад. Три месяца я ходил как зомби. Да и сейчас каждый день его вспоминаю. Мы разговаривали, когда все уже случилось в эфире. Он сказал, что если бы знал, как все выйдет, не пустил бы меня комментировать. Но пойми, накануне репортажа многие пили, просто у кого-то так, а у кого-то сяк получается. Мы тогда переборщили. Дальше можно было уехать, но как это сделать, если матч впереди? В этом случае матч можно передать другому комментатору. Только для этого надо соображать. А можно выпендриться. Вот я и выпендрился таким образом».
Савин и Семен Капелюш
***
В первом тайме опьянение Савина чувствовалось только по голосу. Правда, заметить нестандартное звучание реально, если знать о состоянии комментатора. Вряд ли кто-то всерьез предполагал, что он и правда пил перед эфиром. Единственный необычный момент случился на 38-й минуте. Савин вдруг процитировал группу «Кино»: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль. Так откуда ж взялась... правильно, печаль-печаль, ага-ага. Так вот и здесь можно про игру «Милана» сказать.
Феерия случилась во втором тайме.
«Дошел до кондиции, наверное. В перерыве ничего такого не было, хотя ходили слухи, что подливал. Может, и подливал, я не помню уже», – объясняет Савин.
53 минута. «Кассано надо бы остановиться. Надо бы, надо бы остановиться, но не могу, не могу, не могу. Не могу… и не хочу», – пел Савин текст Пугачевой, когда Антонио спорил, от кого же мяч ушел за боковую.
55 минута. «Я не претендую на место вверху. Я просто хочу быть здесь. Я не хочу копаться в грязном белье. Пусть будет все, как есть», – это уже цитирование «Алисы» после ухода мяча за лицевую, пока на экране показывали тренеров.
60 минута. «Это как, знаете, на актеров ходят в театр. Так и на игроков. Ибрагимович и Кассано – из их числа. Робиньо гдетышко рядышком. Дедушка рядышком с детушкой», – вдруг придумал стихотворение Дмитрий.
Уточняю, почему никто не подстраховал и не вывел из эфира. «Это как без вины виноватого искать, – говорит Савин. – Каждый думает за себя. За всех не задумываешься, просто за собой нужно следить. Как говорится, не надо было пистолетами разбрасываться и вовремя со своими женщинами разобраться. Я не хочу выискивать какие-то козни. Жалеть об этом точно не нужно, нужно делать выводы и не винить никого.
А тогда я слетел с катушек, не смог сам тормознуть. Тем более человек заводной, экстравертного типа».
Продолжение было таким:
67 минута. «Знаете ли, Касерт мне напоминает такого увальня из деревни. Приехал. Посмотрел. Тряхнул. Ну а там – как получится. Знаете ли, девочка нашлась – остался. Не нашлась – уехал», – философствовал Дмитрий, смотря на игрока «Чезены».
76 минута. «Ибра. Ну, Ибра, сделай пару новых идей, парень диск-жокей. <...> А ну-ка покажи нам пару новых идей, парень Ибра-гей. Он не гей, он Ибра», – просил Дмитрий во время навеса на Амброзини.
89 минута. «Гив ми литл респект! Алешандре Пато у мяча. Ай трай ту дискаве», – в конце игры комментатор цитировал хит Erasure.
Спустя 10 лет он считает, что те фразы невозможно сравнивать с цитатами из пьяного комментария «Боки»: «Они родились, как если бы мы с тобой посидели на кухне. Ничего особенного вообще, просто по пьяни произносилось. Никакие не заготовки, что-то болталось, клеилось, что-то заходило, а что-то было не очень. Слава богу, до анекдотов не дошло, всякое могло быть».
Заметно, что почти каждая фраза Савина – цитата из песни или попытка рифмы. Он признается, что и правда любит музыку: «Очень много слушаю и разную. Единственное, удивился, почему «Депеши» не промелькнули. Меня даже спрашивали об этом люди, которые хорошо знают, что я люблю эту группу».
– Depeche Mode – понятно, но откуда взялась Пугачева?
– Может, первое попавшееся в голову. Считай, что я меломан, а качество исполнения… Ну, сам посуди, когда пьяная контора собирается в заведении. Здесь комментаторская кабина оказалась кабиной караоке.
– И главная загадка – «Парень Ибра-гей». Что это?
– Ты точно не помнишь: Сергей Минаев, который певец, что-то перепевал, переделывал в конце 80-х, и вот у него была песенка, которая как жвачка влезла в голову: «А ну-ка, покажи нам пару новых идей, парень диск-жокей». По-пьяни «парень диск-жокей» перешло в «парень Ибра-гей». Просто вылезло, вспомнилось почему-то, ритмично получилось. Это точно не было заготовлено.
У меня была похожая ситуация раньше, когда «Фулхэм» играл с «Ювентусом». После 1:3 в первом матче с сыном, болельщиком «Фулхэма», мы обсуждали, пройдет он дальше или нет. Я сказал: «Скорее монгол дойдет до Москвы, чем «Фулхэм» выйдет дальше». В результате когда Демпси забил четвертый гол, я чуть не произнес «Гол-монгол». Потом пришлось бы объяснять, что не верблюд.
***
Савин не хочет вспоминать разговор с Уткиным на утро после игры и просит остановиться на факте: босс отстранил его от комментирования. Причем на неопределенный срок. «Понимаешь, даже у преступников есть срок. У меня его не было. Я просто продолжил делать материалы в «Футбольный клуб» и другие проекты, но не комментировал».
Комментатор говорит, что не согласился с тем решением, хотя принял его: «Сейчас-то я его понимаю. Был бы я на его месте, возможно, еще жестче бы сделал. Но тогда было обидно. Уперся, как баран. Знаешь, меня плюсы и минусы уравновешивают всю жизнь, но иногда минусы перевешивают. Тогда казалось: как так, я столько сделал, а меня не ценят. Казалось, что не справедливо. Но сейчас понимаю: налажал – отвечай. Считаю, что все правильно».
Через несколько дней после матча Дмитрий пытался объясниться в интервью «Советскому спорту», но получилось странно. Он сказал, что с его стороны комментарий был безобразием, при этом не ответил на замечание, что работал пьяным, и грустил из-за популярности ролика в ютубе: «Умники, сделавшие ролик, выдирали фразы из контекста».
В 2020-м он считает, что то интервью тоже оказалось лишним: «Оно чудовищное. Вася был прав абсолютно: «Надо взять тебя и просто закрыть». Но тогда продолжался сложный период. Вся эта выпивка – его следствие. К алкоголю я отношусь. как и многие: в хорошей компании с хорошей закуской. Но в тот момент складывалось таким образом, что контроль был утерян. А интервью, допускаю, тоже давал подшофе».
«Милан» – «Чезена» – последний футбольный матч, который Савин отработал как комментатор. Без футбола он переключился на хоккей и даже поехал на Олимпиаду-2014. «Очень сильно благодарен Розанову и Сергею Акулинину за то, что остался в деле после той игры», – поясняет Дмитрий. В сентябре 2015-го случился новый косяк. Во время матча «Адмирал» – «Йокерит» комментатор произнес «###, браво!».
«Ну просто выскочило, хотя на самом деле хотелось сказать «блестяще». Получилось не так, как у Нагучева, когда он вывернул. Серьезно, никакого умысла. Просто резко тормознул на «блестяще» и получилось ###. Тогда посчитали, что это продолжение пьянства, хотя время 9-10 утра, трезв как стекло».
***
После того хоккея в эфир Савина уже не пускали. На «Матч ТВ» его взяли редактором. Например, вместе с Александром Шмурновым он делает программу «Футбольное столетие» – спортивный аналог «Намедней» Парфенова.
«Это интересно, постоянно находишь какие-то вещи, составляешь, вспоминаешь, выкладываешь на бумагу сценарий, садишься за монтаж. Мы все делаем своими руками», – рассказывает Савин.
– Есть ощущение, что если бы не тот комментарий, сейчас все сложилось бы по-другому? Были бы в кадре на «Матче», комментировали бы на федеральном канале.
– Я в кадре не хотел бы работать. Я работал и мне не нравится, это не мое, честно. Я не люблю светиться, даже стендапы делать. Что касается комментаторского дела, то попробовать надо многое, а остановиться – на одном. Считай, что я попробовал, комментировать – мне нравилось, тут вопросов нет. И ситуация, наверное, чем-то повлияла. Вопрос в том, как ты к этому относишься и как ты на это смотришь. Если ты себя гнобишь за это, то ничего хорошего не будет. Ты можешь минут пять побить себя по башке за это, а потом все равно должен переключаться: есть семья, дети, еще какие-то вещи, много всего в жизни интересного.
Повлияла ли ситуация? Повлияла. Сказалась на карьере? Я не знаю, может и сказалась, ну а что ты поменяешь, если будешь так думать? На мой взгляд, жалеть не о чем. Это как жалеть, что ты разорвал страничку в книге – если все время жалеть, ты ее не прочитаешь в итоге. Надо как-то принимать момент таким, какой он есть. Жалеть – ущербно и неконструктивно.
***
Уже после разговора Савин прислал мне сообщение: «Саш, забыл главное сказать...
Когда в 1996 году я дошел до финала первого конкурса комментаторов (с Розановым, Батуриным, Журавелем), я, конечно, хотел верить в то, что будет много лучше. Когда проиграл в финале и на пять лет забыл о комментаторском ремесле, все равно верил, что когда-то что-то поменяется и шанс будет. И он появился в 2001-м.
Я к чему: никогда не стоит зарекаться и жалеть. Тем более себя любимого. Нужно просто работать. Хорошо работать. На совесть и для души. Боишься – не делай, а сделал – уже не бойся. И не стоит стесняться простого и человеческого слова «извини». К сожалению, лично я вспомнил об этом уже весьма поздно. А в момент того репортажа был исключительно в пелене собственных иллюзий. И это урок. И не только мне».
– А поговорить с Васей было нереально? Условно через год-два подойти и просто поговорить.
– Да, ты именно в точку. Нужно быть даже не менее упрямым, а более человечным, что ли. Думаю вот этого искреннего «извини» и не хватило.
«В Америке никто не управляет моей головой. Мне это нравится». Большое интервью Дарьи Клишиной
Фото: личный архив Дмитрия Савина
Посмотрите на Мельникова, на Елагина. Что у них, звезда? В каком месте? Потому что интеллигенты. А остальные...
Про ветеранов - Маслаченко, Майоров - молчу. Это люди другой культуры.
--------------------------
Плюс. Успеха мужику. Надеюсь, больше не злоупотребляет.
Разумеется, все эти профессии заслуживают уважения. А вот как ими владеют - уже отдельный разговор. У каждого своя история.