Расцвет формации 3-1-4-2?
В начале декабря в футбольном мире неделе произошло что-то очень странное. Как правило, исторические изменения в тактике происходят постепенно: сначала идут слухи о том, что в игре команды появилось что-то необычное (“говорят, их центрфорвард играет в полузащите...”), а затем следует матч, в котором тактическая новинка оказывается решающей и воспринимается как новый этап в развитии футбола (например, Хидегкути Нандор, забивший 3 гола в победном матче Венгрии против Англии (6:3) на Уэмбли в 1953 году).
В последнее время, пожалуй, благодаря телевидению, появилась возможность следить за эволюцией тактики. Но всё же, как правило, случается один момент, одна игра, в которой тактическая новинка становится всем очевидна (например, Лионель Месси, разрывающий мадридский Реал на позиции фальшивой девятки).
9 декабря мы увидели что-то крайне необычное: 3-1-4-2 от Универсидад де Чили в их победной игре в первом раунде Копа Судамерикана в гостях против Liga de Quito (они, вероятно, вернутся к традиционным 3-4-3 в ответной игре). Мы видели 3-3-2-2 и 3-3-1-3 и раньше - обычно у команд Марсело Бъелсы – но эта схема была другой: с винг-беками, выдвинутыми так далеко что, они были полузащитниками, и так глубоко расположенным опорным полузащитником, что, по сути, он являлся вспомогательным центральным защитником.
Три с половиной защитника в составе Руанды
Но затем, Том Легг, которого я рискну назвать ведущим тактическим аналитиком Восточной Африки, написал, что ещё раньше в тот же день, Руанда перешла на формацию 3-1-4-2 во втором тайме игры против Судана в полуфинала кубка CECAFA. После первого тайма Руанда выигрывала 1:0. Судан играл слишком узко. Но во втором тайме Судан перешёл от 4-4-2 с ромбом к 4-2-3-1, что дало им ширину в атаке и привело к тому что на 68-й минуте счёт сравнялся.
Сербский тренер Руанды Милутин Средоевич сразу же снял с игры 17-летнего центрального защитника Emery Bayisenge и выпустил вместо него 17-летнегот полузащитника Andrew Buteera. Buteera обычно используется как креативный полузащитник, но в данном случае он занял позицию ближе к своим воротам и Руанда перестроилась на 3-1-4-2. Как отмечает Легг, это был нелогичный ход: если ваш противник переигрывает вас на флангах, делать игру своей команды ещё более узкой - это совсем не то, что нужно. Тем не менее, получилось, что Руанда вернула себе контроль над центром поля, лишив фланговых игроков Судана поддержки центра. Buteera и два фланговых полузащитника Jean-Claude Iranzi и Eric Gasana, получили пространство для создания атак и Olivier Karekezi забил победный гол за 13 минут до конца матча.
Было достаточно неожиданно, что формация 3-1-4-2 всплыла в один и тот же день в Эквадоре и в Танзании. Но ещё больший сюрприз произошёл в субботу, когда та же формация в слегка изменённой форме появилась вновь в Испании, в частности, в Мадриде. И произошло это не где-то в региональном африканском или южноамериканском турнире, а в Эль Классико! Получается, что вирус 3-1-4-2 распространяется по Земле.
Как известно, ход Эль Классико перевернуло решение Пепа Гвардиолы в середине первого тайма отказаться от слегка странной схемы 4-3-СескФабрегас-2, с которой он начал матч. Пеп переместил Данни Алвеса с позиции правого защитника на позицию правого полузащитника, так что теперь тот мог контролировать подключения Марсело по флангу и лишить поддержки Криштьяно Роналду. Это перемещение так же освободило Данни Алвеса от необходимости делать вид, что он крайний защитник, которым он не является (как мог бы убедиться любой, кто когда-нибудь видел его игру за сборную Бразилии).
Карлес Пуйоль сместился вправо, а Серхио Бускетс опустился в защиту и стал вторым центральным защитником. Жерард Пике стал правым центральным защитником, что позволило ему помогать Пуйолю противостоять Роналду, когда это было необходимо. Алексис Санчес стал играть очень подвижного центрфорварда (как фальшивая девятка, но больше перемещаясь не вдоль поля, а поперёк). Месси играл как классический номер 10, Инъеста - слева на фланге, Фабрегас отошёл назад ближе к Хави. Сперва это выглядело просто как крайне изменчивая 4-2-3-1, как если бы Барса собиралась соответствовать расстановке Реала, но затем стали очевидны реальные преимущества этой системы игры.
Часто упускается из виду, насколько важен Бускетс для начала атак Барселоны. Он всегда рядом, и может помочь выйти из трудного положения: если у игрока проблемы, он может отыграть мяч назад Бускетсу. Заблокируйте пути отхода, и можете вызвать неуверенность у команды. Атакуйте метроном, и весь оркестр потеряет ритм. Жозе Моуринью удивил многих, выбрав 4-2-3-1, а не 4-3-3, но это позволило Реалу прессинговать впятером, оставив Лассана Диарра для прикрытия четвёрки защитников. Это привело к первому голу, но так же это разозлило Барсу.
Перемещение Бускетса назад дало ему необходимое пространство и время. Теперь он мог снова управлять ходом игры. В этом был определённый риск, потому что Месут Озил остался свободным. Он слегка старомодный плеймейкер, который умеет сделать хороший пас, находясь в окружении соперников. Обычно это является преимуществом, но в этом матче Озил давал Бускетсу достаточно времени, чтобы прикрыть его. Мы привыкли видеть Бускетса опускающимся назад из полузащиты, чтобы стать центральным защитником; но здесь он играл в противоположной манере, выходя вперёд из защиты и становясь полузащитником. Возможно, закономерный итог развития для команды, которая так часто переключается между игрой с тремя и четырьмя защитниками в том, что в итоге они играют в три с половиной защитника.
Основные принципы
Тому, что мы сейчас видим есть и более глубокие предпосылки, и кое что из этого могло быть предсказано ранее. Когда Джек Чарльтон после Кубка Мира 1994 года высказал знаменитое замечание о том, что крайние защитники становятся самыми важными игроками на поле, он особенно ссылался на тот факт, что когда сталкиваются две расстановки 4-4-2, крайние защитники - это игроки без непосредственного оппонента на поле. Они особенные не потому что есть что-то присущее только крайним защитникам, а потому что у них есть пространство и время, чтобы строить игру.
Футбол развивается, и распространённость схем 4-2-3-1 и 4-3-3 означает, что теперь крайние защитники очень часто имеют непосредственного оппонента. Это порождает интересные дуэли - Роберто Карлос против Бекхэма, в 2003 году, когда Реал обыграл МЮ со счётом 3:1, Уолкот против Даниэля Праньича, когда Англия выиграла у Хорватии 4:1 в 2008, Эссьен против Роналду в финале Лиги Чемпионов в 2008, Гарет Бейл против Майкона когда Тоттенхем обыграл Интер в прошлом году. И теперь наличие свободного пространства, крайним защитникам не гарантируется.
Так где же это пространство? Если команда играет в четыре защитника против оппонента с одним центральным нападающим (или с фальшивой девяткой), значит, как минимум один из центральных защитников должен остаться свободным. Это не совсем то же самое, как если бы крайний защитник оказался свободным. Потому что нападающему гораздо проще сместиться на 10 метров, чтобы закрыть второго центрального защитника, чем бежать 30 метров, чтобы прикрыть крайнего защитника. Но два центральных защитника, столкнувшиеся с тем что их пытается прикрыть один нападающий, должны быть в состоянии обеспечить свободное пространство для одного из них, для того чтобы тот мог выдвинуться с мячом вперёд, по крайней мере до тех пор, пока его не начнёт прессинговать кто-то из полузащитников соперника.
Два года назад я предполагал, что мы всё чаще будем видеть Пике, выдвигающегося с мячом вперёд, чтобы присоединиться к Бускетсу в полузащите; на деле - произошло обратное и теперь мы видим как Бускетс отходит назад, чтобы присоединиться к Пике (разгадка - во влиянии Бъелсы на Гвардиолу, он имеет привычку оттягивать одного из полузащитников назад в защиту, как он это сделал с Хави Мартинсом в Атлетик Бильбао). Эффект от этого тот же самый, как и от центрального защитника, выдвигающегося вперёд - плеймейкер из центра защиты.
Конечно, это не совсем новое. Мы можем вспомнить Мартима Франциско, тренера команды Вила Нова - это клуб из Нова Лима, города, расположенного примерно в 20 милях от Белу-Оризонте, в начале 1950-х годов. Он переместил своего левого полузащитника назад, играть четвёртого защитника, “quarto zagueiro” – этот термин, всё ещё используется в Бразилии для обозначения центрального защитника, в обязанности которого входит выходить вперёд, в полузащиту. Более очевидный пример - Франц Бекенбауэр и целое поколение либеро, начиная с 70-х и 80-х годов и до таких игроков как Миодраг Белодедич и Матиас Заммер в 90-х. Заммер, кстати, был по большому счёту последним представителем этого типа игроков, либеро не существует уже на протяжении 15-20 лет.
Германия, в общем-то, не спешила реагировать на распространение игры с высоким прессингом, именно поэтому Волкер Финге добился успеха с Фрайбургом (прим. переводчика: в 90-е годы он дважды выводил Фрайбург в Бундеслигу, попадал в Кубок УЕФА). Журналист Кристоф Бьерман утверждал, что, несмотря на все ошибки Берти Фогтса, он, по крайней мере, сумел привить национальной сборной Германии систему современного прессинга.
Предпосылки тактических изменений
Наверное, не удивительно, что эта система появилась в наследии Барселоны Круифа: в начале 90-х, несмотря на то, что Барса использовала системы 4-3-3 и 4-4-2, часто они играли и 3-1-3-3. Такую же схему использовала и Голландия Гуса Хиддинка на Евро-96. Круиф использовал для этой схемы Рональда Кумана, и иногда Гвардиолу; на Евро-96 у Хиддинка в этой роли играл Кларенс Зеедорф.
Таким образом, можно сказать, что Гвардиола вернулся к своим корням, и даже если и есть какая-то разница между ролями Кумана и Бускетса, то только в том, как противники выстраивают игру против них. Схема 3-1-3-3 у Круифа основывалась на мнении Ринуса Михелса о том, что команде необходимо защитников на одного больше чем нападающих у соперника. Таким образом, Куман был свободен до тех пор, пока соперник не начинал атаковать флангами, и тогда ему приходилось опускаться назад и становиться вторым центральным защитником. Система Гвардиолы - по крайней мере, в игре против Реала - основывалась на том, что Бускетс играл глубоко (как и Куман, ближе к своим воротам, чем располагается полузащита соперника, но в действительности глубже, чем Куман, потому что основная тенденция при переходе от системы с 3-мя защитниками к игре в 4 защитника в том, что первая линия полузащиты соперника стремится играть выше), и выдвигался вперёд, когда плеймейкер соперника вступал в игру.
И это подводит нас к ещё одному недавнему появлению системы с тремя с половиной защитниками, которое было в Суперкубке Испании. Применительно к проблеме противостояния фальшивой девятке, имеет смысл играть в три защитника и использовать для прикрытия фальшивой девятки противника игрока, который должен был быть вторым центральным защитником - не важно, это опорный полузащитник или номинальный защитник. Именно так Моуринью и использовал Риккардо Карвальо против Месси (с некоторым успехом, несмотря на то, что общий итог был не в пользу Реала) - Реал играл в три защитника плюс Карвальо, который часто оказывался четвёртым игроком в защитной линии, но не оставался там постоянно.
Итак, мы увидели четыре примера использования схемы 3-1-4-2 в этом сезоне. И во всех четырёх случаях у команд были разные мотивы для выбора этой схемы. Реалу - нужен был свободный игрок для персональной опеки. Для Универсидад де Чили - необходимо было, чтобы их высоко играющие винг-беки вытянули винг-беков соперника как можно дальше со своей половины поля. Для Руанды - надо было вырвать контроль над центром поля за счёт количества игроков в полузащите. Для Барселоны - создать пространство для игрока, через которого идёт вся игра.
Итак, почему именно сейчас? Футбольная тактика всегда находится в поисках свободного пространства. Распространённость схем с одним или вообще без центральных нападающих означает, что на протяжении последнего десятилетия один из центральных защитников часто оказывался свободным. В определённой степени, это полезно само по себе, так как обеспечивает дополнительную надёжность в обороне. Но есть и более интересные способы использовать этого игрока.
- Мы увидели Универсидад де Чили в первом раунде Копа Судамерикана.
- Мы можем вспомнить Мартима Франциско, тренера команды Вила Нова в начале 1950-х годов.
Кто эти мы интересно? )) Сколько нас? )
Особенно второй гол был показательный: два ЦЗ стоят и смотрят, как Месси получает пространство между защитой и полузащитой МЮ.
http://rutube.ru/tracks/4478402.html?v=58a8bcca89a023b10a991106a6521a22 - если кто не видел
Если память не подводит, ван Гал считал себя «изобретателем» 3-1-3-3 в Барсе :)
Луи, кстати, вариацию со «свободным» центральным защитником использовал и в Аяксе. В паре Блинд-Райкаард один (чаще Франк) ходил вперед. Вспомнить хотя бы голевой пас Райкаарда в финале ЛЧ-95.
Заметил по нынешнему сезону, что и у Франка де Бура очень часто Вертонген (чуть реже Альдо) выходит иногда настолько далеко, что, порой, оказывается на позиции центрфорварда. Да и ван дер Вил в контратаках врывается в чужую штрафную, как заправский вингер.
В 1996 году, помнится, Берти Фогтс использовал в «центральной оси» либеро-«волнореза» Дитера Айльтса и Заммера. Тогда игра и роль Айльтса стала открытием.
Да и про «отсутствие либеро 15-20 лет» - это как-то не для России. Спартак еще в 2001 играл в ЛЧ с очевидным либеро (Митрески), и это вполне работало. А романцевская сборная так играла весь цикл 99-го года. (Я беру относительно успешные примеры)
«Предпосылки тактических изменений
Наверное, не удивительно, что эта система появилась в наследии Барселоны Круифа: в начале 90-х, несмотря на то, что Барса использовала системы 4-3-3 и 4-2-2».
Последние три цифру в сумме дают 8,а не 10.