5 мин.

«Луи, 3 штрафных круга». Классические нарушители дисциплины на тренировках 😏

Опыт работы с детьми чаще всего приходит после определённого промежутка времени в работе с взрослой любительской командой. Вы приходите на тренировку, в голове мысли: «Я написал отличный план на тренировку, упражнения расписаны по минутам, я уже тренировал взрослых, сейчас всё пройдёт идеально, чётко, продуктивно. Дети будут схватывать всё на лету, упражнения пройдут все с первой попытки, а поведение в команде будет между идеальным и превосходным».  

Отличный настрой, но в целом имеющий мало что общего с реальностью. Дети после затяжного учебного дня, где им нужно было сидеть, читать, писать, думать, меньше всего хотят ещё и на тренировке этим заниматься в чистом виде. Они захотят в первую очередь двигаться, дурачиться, а менее активные ребята захотят обсудить с одноклассниками насыщенно проведённый день.

Итого, тренер по итогам тренировки хочет дать определённый материал, чтобы дети его усвоили и начали использовать в игре в футбол, а дети хотят подвигаться на свежем воздухе в компании своих одноклассников и весело провести время.  Попробуем разобрать некоторые ситуации, с которыми любой тренер может столкнуться в организации тренировочного процесса.

 Весёлые одноклассники

Любопытная ситуация, у вас в команде может быть несколько спокойных, дисциплинированных старательных ребят из одного класса, но как только они приходят вместе на тренировку, то расслабляют друг друга до предела и не могут заставить себя тренироваться без постоянных замечаний от тренера. Чаще всего это одноклассники и лучшие друзья, у которых происходит щелчок переключения на режим полной расслабленности при виде друг друга. В школе любой учитель сказал бы в таком случае: «Галёрка, я вас рассажу сейчас».  

 Гиперактивный Соник

В любой возрастной категории будет как минимум один мальчик, которому тяжело устоять на месте и на построении послушать пол минуты тренера.  Такие ребята вызывают восхищение, после 6-7 часового учебного дня из них энергия бьёт ключом. Но таким детям сложнее всех вести себя на тренировках без замечаний.  Концентрация внимания у них невысока, а желание начать делать упражнение у них есть ещё до того, как вы договорите его. Но что самое главное, эти дети обожают футбол, и родители, которые будут вам неоднократно помогать, приложат все усилия для того, чтобы ребёнок сумел адаптироваться в команде повысить уровень успеваемости в коллективе.

Противостояние лидеров

Далеко не все дети приходят на тренировку ради баловства и развлекательных мероприятий. Лидерские качества у ребёнка могут формироваться ещё до похода в первый класс и уже приходя к вам в команду такой игрок будет рвать и метать ради того, чтобы выигрывать в каждом упражнении и в самой игре в футбол. Противостояние таких игроков в команде является одним из самых взрывоопасных и непредсказуемых на старте занятий. Такие игроки способны негативно удивлять вас своим поведениям и импульсивной реакцией на поражения, вплоть до умышленных фолов на сопернике. Но если ваша работа с такими игроками будет вестись на постоянной основе, подключая нужную для них мотивацию, то потенциал силы вашей команды возрастёт в разы, а такие игроки смогут вам систематически помогать в проведении тренировок.

Дискриминация вратарей

В первый месяц занятий тяжело не заметить, что во время игры в футбол у детей в любом пропущенном мяче виноват вратарь.  С их точки зрения ситуация выглядит довольно просто-ему можно играть руками, а мяч пролетел в сантиметрах от него, значит он виноват, и я должен ему об этом сказать или даже стать срочно вместо него на ворота. Что любопытно, такая реакция бывает даже в ситуациях, когда в футбол играют дети без вратарей, а в формате «на ближнего».  Дети к слову достаточно быстро осознают, что не стоит винить во всех бедах вратаря, особенно они быстро это понимают после того, как сами оказываются в аналогичной ситуации. Чувство эмпатии у детей развивается достаточно быстро, и со временем они начнут утешать и поддерживать вратаря своей команды, показывая нужный пример реакции на пропущенные голы.

Рекомендации

-Наказания должны соответствовать проступку ребёнка. Старайтесь избегать наказаний в виде физических упражнений, так как это малоэффективный вариант решения проблемы. Намного более рационально в случае плохого поведения, чтобы ребёнок пропускал 2, 5, 10 минут тренировки (в зависимости от серьёзности проступка) ;

-Общайтесь с родителями. Помните, что в молодом возрасте дети значительно зависят от мнения родителей. Решайте с ними некоторые проблемы характера и поведения. Они лучше знают особенности ребёнка, а потому могут и вам дать некоторые советы, и самостоятельно решить проблему в домашних условиях;

- Подавайте пример своими действиями и поступками. Дети нередко копируют модель поведения взрослых, поэтому если вы демонстрируете свое неуважение к игрокам или окружающим – будьте готовы получить аналогичное отношение в ответ;

-Разделяйте умысел и детские ошибки. Помните, что дети-футболисты – это, в первую очередь, именно дети. За умышленную грубость или неуважение, конечно, стоит наказывать. Но если ребенок допустил ошибку из-за отсутствия опыта, без злого умысла, то о наказании не может быть и речи. Просто побеседуйте с ним, рассмотрите его поступок, дайте советы в лёгком и непринуждённом тоне.