12 мин.

Философы-стоики обожали спорт и сравнивали мяч с добрыми делами. Возможно, после этого текста вы станете проще относиться к жизни

Лекция Богдана Баева.

Билл Клинтон, Адам Смит, чемпионы НФЛ-2014, Джордж Вашингтон, Арнольд Шварцнеггер, Нассим Талеб, олимпийская чемпионка Чандра Кроуфорд, Эжен Делакруа, Оксимирон – что объединяет этих людей? Все они уважают стоицизм – философию, возникшую в Древней Греции еще до нашей эры. Идеи стоиков настолько монументальны, что повлияли на множество поколений и популярны сейчас.

Римский император Марк Аврелий – один из главных стоиков

У стоицизма есть несколько преимуществ. Во-первых, это практически полезная философия. Во-вторых, у нее есть рациональные идеи. В-третьих, стоики пытались доступно выражать мысли (не как Иммануил Кант) и использовали простые метафоры – например, с мячом. 

В этом тексте мы разберем эти метафоры и нырнем в античность – поймем, какие игры с мячом имели в виду философы. А еще выясним, какой спорт уважали мыслители того времени.

Не потеряться нам поможет Массимо Пильюччи, профессор философии в Сити-колледже университета Нью-Йорка, автор книги «Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь» (кстати, эту книгу рекомендовал Оксимирон), а еще спикер конференции TED: он выступал с лекцией про стоицизм (640 000 просмотров), а его урок на канале TED-ed набрал 4,2 млн просмотров. 

Что такое стоицизм?

Это философия с определенным набором этических ценностей, возникшая в конце четвертого века до нашей эры в Древней Греции, но самые известные философы-стоики жили во времена Римской империи: Сенека, Эпиктет и римский император Марк Аврелий.

Очень популярна книга Марка Аврелия «Размышления» (в русской редакции может называться «К самому себе» или «Наедине с собой») – она написана в формате философского дневника, изначально не предназначавшегося для публикации. «Размышления» – любимая книга бывшего президента США Билла Клинтона.

Стоицизм – практичная философия, в ее центре вопрос о том, как прожить счастливую жизнь. Одни стоические взгляды (например, по части физики) устарели, ведь за тысячи лет многое изменилось. Другие – актуальны и лежат в основе психологических практик (когнитивно-поведенческой терапии, логотерапии – направлении, основанного на поиске и анализе смыслов существования), которые призваны помочь нам стать эмоционально устойчивее и меньше расстраиваться.

Центральная идея стоицизма – дихотомия контроля, то есть умение разделять вещи на те, которые мы можем контролировать и те, которые – нет. Не нужно париться из-за того, на что мы не в силах повлиять, это нужно просто принять. Хороший пример – прошлое. Оно есть, и мы ничего не можем с ним поделать. 

В спорте это, например, победа. Она находится вне власти спортсмена, но он может выложиться по-максимуму (это зависит от него), чтобы достичь ее. Эпиктет, например, считал, что мы можем контролировать только мнения, желания и стремления, влечение и уклонение, наши действия. Остальное – вне нашей власти. Согласно стоикам, все события в нашей жизни нейтральны, мы сами их интерпретируем. На одно событие у людей может быть совершенно разная реакция, замечали? 

Эпиктет

В основе стоической философии лежит добродетель, выделяют четыре главные: житейская мудрость, мужество, справедливость и умеренность. Любая жизненная ситуация – возможность попрактиковать добродетель. Например, пробку в городе можно рассматривать как шанс научиться терпению. 

Суммируя: с одной стороны, стоики стремятся к достижению определенных жизненных целей с мужеством и решительностью, делая то, что отвечает их интересам и интересам человечества. С другой стороны, они спокойно принимают неудачи.

Про стоицизм хорошо сказал автор «Черного лебедя» и «Антихрупкости» Нассим Талеб: «Стоицизм учит приручать, а не истреблять эмоции. Стоики не призывают нас превращаться в овощи. Идеал современного стоического мудреца – человек, преобразующий страх в благоразумие, боль в информацию, ошибки в инициативу, желание в действие».

Стоицизм применим даже в самых суровых обстоятельствах. Мощный пример – американский военный Джеймс Стокдейл, который провел около 7 лет в тюрьме во Вьетнаме (местные взяли его в плен во время войны). Его пытали, он жил в одиночной камере. Как же Джеймс не сломался?  

Ему помог стоицизм, Стокдейл увлекался философией в университете. После выхода на свободу он выступил с речью в Королевском колледже Лондона, которую опубликовали под заголовком «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения». 

Джеймс Стокдейл

Суть в том, что Джеймс отвергал ложный оптимизм, на этой основе даже появился термин «парадокс Стокдейла» из-за наличия небольшого противоречия – в плену он не терял надежды на то, что обязательно выйдет на свободу, но не привязывался к конкретной дате. 

Стокдейл говорил, что оптимисты, которые верили, что их вот-вот освободят – к Рождеству (этого не случалось), затем к Пасхе (этого тоже не случалось) – в итоге теряли веру и ломались. 

Джеймс смирился с обстоятельствами, потому что не мог их изменить, и старался по максимуму улучшить жизнь в плену, наполнил ее смыслом – разработал секретный код, с помощью которого передавал важную информацию жене в письмах, помогал другим пленным военным. 

Эпиктет сравнивал игру в мяч с жизнью. Он говорил, что мяч так же нейтрален, как и события

Самая яркая метафора принадлежит Эпиктету. Он писал, что события в жизни подобны мячу и «важно не то, что представляет собой мяч, благо или зло, имеет значение, как бросать и ловить его» («Беседы Эпиктета», II. 5,15). В качестве умелого игрока Эпиктет приводил в пример Сократа, который достойно принимал все удары.

Чуть глубже разберем аналогию. «Суть примера в том, что когда мы играем в мяч, мяч – не главное, – объясняет Sports.ru Пильюччи. – Неважно, какого он цвета, из какого материала сделан и так далее. Важно то, насколько хорошо и умело мы играем. 

Так и в жизни: не от нас зависит, что вселенная подбросит нам, хорошее или плохое – будь то много денег или пандемия. От нас зависит, как мы справимся с этим: что хорошего будем делать с деньгами или во время пандемии?».

По сути, в примере с мячом сочетаются два принципа. Первый – дихотомия контроля: понимать, что на некоторые события мы не в силах повлиять и принять их. Второй – события так же нейтральны, как и мяч в игре (он всего лишь средство достижения цели): важно не чем мы играем, а как выкладываемся. 

В книге «Как быть стоиком» Пильюччи пишет, что хорошо играет тот, кто фантазирует на игровом поле и находит новые, неожиданные способы обратить трудную ситуацию себе на благо, или, как советовал Марк Аврелий, сделать препятствие путем.  

Лучшего игрока отличает не желание победить любой ценой, а стремление показать самую красивую игру, на которую он способен, – независимо от окончательного результата, который по большому счету находится вне его контроля. 

Сенека проводил параллели между мячом и добрыми делами

Cтоики считали, что человеку нужно применять разум и интеллект для улучшения общества, делать чью-то жизнь прекраснее (в этом они видели жизнь в согласии с природой). Награда за добрый поступок – в нем самом, даже если за него не платят благодарностью. 

Развил тему Луций Сенека в трактате «О благодеяниях», в 17-й главе он сравнил помощь человеку с игрой в мяч, позаимствовав аналогию у другого стоика Хрисиппа. Кстати, по одной из версий Хрисипп умер от смеха.

«Каждому следует обращать столько же внимания на собственную личность, сколько и на личность того, кому хочешь помочь», – начинал Луций. На языке спорта: если ты бросаешь мяч другому человеку, то должен понимать не только свои способности и мотивацию, но и партнера.

Другая мысль: «Мяч сохраняет верное направление, когда вращается в руках игроков, из которых и тот, и другой ловко его бросает и подхватывает». Получается, если мы делаем доброе дело человеку, и тот умело принимает его – процесс выстроен верно. 

Луций Сенека

«Необходимо, чтобы хороший игрок иначе бросал мяч противнику в зависимости от того, ближе тот или дальше. Точно такое же условие наблюдается и в благодеяниях. Если оно не сообразуется с тем и другим лицом – и с дающим, и с принимающим, – то исходит от одного и достигает другого не так, как должно», – размышлял Сенека. 

Подводя итог: пытаясь помочь другому человеку, согласно Сенеке, нужно учитывать его способность получать благо от нас.

Марк Аврелий отождествлял искусство жизни с борьбой. Цицерон отлично объяснил дихотомию контроля на примере лучника

Мыслители приводили и другие спортивные аналогии. «Искусство жить похоже скорее на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твердо и с готовностью к неожиданному, а не к известному заранее», – писал Марк Аврелий в «Размышлениях».

Эпиктет сравнивал жизнь с Олимпийскими играми: «Если тебе предстоит нечто приятное или трудное, славное или бесславное, помни, что настал час твоего состязания, начались Олимпийские игры. И что уже нельзя ничего откладывать, и что в один день успех либо обретается, либо гибнет».

Пильюччи подсказал и объяснил нам еще одну замечательную метафору лучника, которую использовал Цицерон в трактате «О пределах блага и зла». Она касается дихотомии контроля. «Цицерон объясняет, что цель лучника должна быть внутренней, а не внешней. Он может сделать все возможное, чтобы поразить цель, а затем позволить вещам разворачиваться самим по себе.  

Попытка зависит от него, а результат – нет. Лучник может выбрать лучший лук и стрелы, усердно тренироваться, сосредоточиться на моменте перед тем, как пустить стрелу. Но как только стрела покинула лук, простой порыв ветра может испортить лучший выстрел самого совершенного лучника». 

Философы уважали спорт. Игры с мячом были популярны в античности

«Стоики использовали аналогии с мячом, потому что такие игры были популярны. Древние римляне играли во что-то похожее на современный футбол, есть даже история о летящем мяче, убившим кого-то в парикмахерской. На Вилла дель-Касале на Сицилии есть красивая мозаика, на которой изображены играющие в волейбол молодые женщины в купальниках», – объясняет Пильюччи.  

И да, стоики сами занимались спортом: грек Клеанф был боксером, Хрисипп – бегуном на длинные дистанции, а Марк Аврелий любил кулачные бои, борьбу и ловко играл в мяч.  

В античности существовало много игр с мячом.   

• Эпискирос – ранняя форма футбола (это подтверждает ФИФА) в древней Греции, в нее играли как руками, так и ногами: две команды по 12-14 человек, игроки выступали голыми. По стилю чем-то напоминало регби, точные правила до нас не дошли. 

• Эпискиросом вдохновились римляне, но чуть изменили правила, адаптировав под себя, – так возник гарпастум. Очень контактный спорт, тоже напоминает регби или американский футбол. Гарпастум был частью подготовки воинов.   

• Подобие волейбола в древнем Риме называлось фоллисом, играли небольшим кожаным мячиком.

• В тригон играли три человека, стоявшие по трем концам треугольника. Они по очереди бросали друг другу мяч размером с бейсбольный. Сенека, скорее всего, имел в виду тригон, когда размышлял о хороших делах.  

Книга о стоицизме мощно выстрелила в 2014-м. Ее читали Шварценеггер, чемпионы НФЛ и бизнесмены

В 2010-х стоицизм превратился в тренд. Топовые медиа The New YorkerThe New York Times и The Guardian рассказывали про эту философию: кто такие стоики, и как применить их идеи сегодня. The New York Times писал, что стоицизм – модная философия в Кремниевой долине (главном высокотехнологичном хабе мира).

В 2014 году бестселлером стала книга «Как решают проблемы сильные люди» (Obstacle Is The Way) американского автора, колумниста и бизнесмена-маркетолога Райана Холидея. Мужчина адаптировал стоические идеи и добавил несколько мотивирующих историй известных людей. The New York Times раскритиковал автора за банальность: «Мистер Холидей, известный мошенник, начал продавать переупакованную философию, которой 2300 лет».

Холидей открыл для себя стоицизм в 19 лет, впечатлившись «Размышлениями» Марка Аврелия, он перечитал книгу четыре раза подряд. А спустя почти 10 лет написал «Как решают проблемы сильные люди», опираясь на идеи стоиков. Книга мощнейше выстрелила: ее перевели на 19 языков, в США продали более 230 000 экземпляров. 

Главное – книга зацепила спортсменов, селебрити и бизнесменов. Очень зашла Арнольду Шварценеггеру, ее рекомендовали многие предприниматели – партнер популярного венчурного фонда 500 Startups Марвин Ляо, сооснователь стартапа CoSchedule Гарретт Мун и другие. 

На Олимпиаде-2016 в Рио книгу Холидея читали спортсменки американских команд по футболу и волейболу, а также мужских команд по борьбе и гимнастике. «Не осознавал, что я стоик, пока не прочитал это», – удивлялся Кристофер Соммер, бывший тренер сборной США по гимнастике.

На пути к победе в Супербоуле-2014 тренеры Майкл Ломбарди и Билл Беличик из «Нью-Ингленд Пэтриотс» раздавали «Как решают проблемы сильные люди» сотрудникам и игрокам. В следующем году боссы «Сиэтл Сихокс» распространяли экземпляры книги в раздевалке.

*** 

Стоические идеи применимы и в нынешних обстоятельствах. Пандемия, самоизоляция – это наш мяч. Нам нужно принять ситуацию, проанализировать, на что мы в силах повлиять, а на что – нет. И показать лучшую игру!

Альбер Камю называл футбол университетом. Философ был вратарем, а интервью после Нобелевской премии дал на «Парк де Пренс»

Фото: globallookpress.com/Mary Evans Picture Library, BAO/imageBROKER.com, Michael Nitzschke/imageBROKER.com, XYZ PICTURES/imageBROKER.com, Peter Kneffel/dpa, Mauro Scrobogna.Paolo S/Keystone Press Agency; commons.wikimedia.org; Gettyimages.ru/Christian Petersen