4 мин.

Fair play. Как прививать детям неписанные нормы поведения в спорте

Все мы знаем с детства, что мухлевать нехорошо, а победа в честной борьбе ценится гораздо выше и несёт больше пользы чем " победа любой ценой". За счёт чего можно привить своим игрокам нужный морально-этический настрой на тренировки и матчи, которые они будут использовать и в других сферах жизни.

Принципы фейр плей включают в себя:

1. Уважение к сопернику

2. Уважение к правилам и решениям судей — принимать все решения судей и оспаривать их корректно в отдельном порядке

3. Равные шансы — все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу

4. Самоконтроль спортсмена — сдерживая свои эмоции, уметь адекватно воспринимать любой исход поединка

Учим детей и учимся вместе с ними

Для любого детского тренера важно понимать, что убедить ребёнка в том, что такое хорошо и что такое плохо можно лишь тогда, когда сам тренер ведёт себя нужным образом. Старайтесь быть честными и открытыми к своим игрокам: отвечайте на неудобные вопросы так, чтобы ребёнок смог получить и вынести нужную информацию для себя; если вы допустили грубую ошибку во время тренировки, не бойтесь признать это перед командой; создавайте доверительные отношения внутри коллектива, так как это даст в будущем серьёзные преимущества вам в решении более сложных ситуаций. В вашей работе у вас будут ситуации, когда поступки детей будут вас по-настоящему удивлять, и у себя в голове будет летать мысль : " А как я поступил бы в данной ситуации?".

Поощряйте принципы честной игры во время тренировок

Во время активного тренировочного процесса очень часто используются индивидуальные упражнения с мячом, где детям нужно за ограниченное количество времени выполнять максимальное количество заданных технических элементов. Перед началом таких упражнений рекомендуется оговорить важность честности в подсчётах собственных очков, так как победа в упражнении обманным путём несёт за собой много негативных последствий. В конце тренировки можно выделять ребят, которые лучше всех показали себя в упражнениях и футболе, соблюдая принципы честной игры: помогали подняться сопернику с земли после фола, подсказывали друг другу в упражнениях, признавались в нарушении правил там, где тренер этого не заметил.

Работа с игроками-победителями

В каждой возрастной категории есть игроки, для которых между победой и поражением есть кардильная разница: они любят победы и ненавидят поражение в любой форме. Это чаще всего индивидуально сильные игроки, которые выделяются на фоне группы, и им тяжелее всего даётся признание поражений даже в простых разминочных упражнениях .Работа с такими детьми должна вестись на постоянной основе: диалоги после тренировок, попытка разобрать причину, по которой ребёнок не воспринимает поражения как часть игры, попытаться привести ему примеры того, как поражение может иногда принести намного больше пользы чем лёгкая победа.

Соревновательный fair play

Среди классических примеров fair play в соревнованиях можно упомянуть рукопожатия (которые в период карантина немного потеряли актуальность) и выбивание мяча за пределы поля, когда игрок соперника лежит на газоне и есть вероятность получения травмы. С первых же матчей постарайтесь объяснить детям важность уважительного отношения ко всем участникам матча без исключений. Первые соревнования для детей штука нестандартная: кто-то излишне волнуется из-за большого количества зрителей и переходит в состояние мандража; кто-то переживает из-за боязни проиграть матч, подвести команду или грубо ошибиться. Но есть и те дети, для которых между тренировками и матчами в психологическом плане нету никакой разницы, они как раз чаще всего и будут главными примерами для того, чтобы показывать себя с лучше стороны в плане примеров честной игры.