Посещаемость ФНЛ в 2011 году. Часть II. Команды нижней части таблицы
Блог «Российский футбол» продолжает подводить итоги посещаемости ФНЛ в 2011-м году. Значительная аудитория на матчах главного аутсайдера Первенства «Факела», всколыхнувшийся интерес к футболу в Красноярске после повышения «Енисея», средняя посещаемость типичных команд первого дивизиона, а также мало кому нужные «Химки». Об этом и о многом другом вы прочитаете во второй части материалов о зрительском интересе к командам ФНЛ.
Главная суть поста — в нескольких словах рассказать и понять некоторые детали о посещаемости команд нижней части таблицы (9—20-ые места) Футбольной Национальной Лиги. Для вашего же удобства я вам предложу открыть две ссылки: первую часть этой серии материалов с общей инфографикой, а также уже исторический пост годовой давности с итогами посещаемости 2010-го года. Вторая ссылка нужна для сравнения цифр и их некоего анализа. Итак, поехали!
Уровень посещаемости домашний матчей 2011 года в Набережных Челнах практически идентичен прошлогоднему, можно пронаблюдать небольшой прирост всего лишь в 27 человек. Однако в этом сезоне «автозаводцам» три раза удалось собрать аудиторию в семь и более тысяч человек, чего в 2010-м году не было. Следовательно, хоть в каком-то из показателей есть хорошее движение вверх и это радует.
Красноярская команда в рейтинге самых посещаемых остановилась на четвертой позиции, хотя год назад она была только третьей в аналогичном списке зоны «Восток» второй лиги. Среднее количество зрителей, приходящих на «Центральный», увеличилось почти в два раза: с 3700 до 6316 человек. Это наглядный показатель того, как приход турнира высокого уровня влияет на интерес к футболу в городе. Пик пришелся на летнюю часть чемпионата, что вполне логично, а вот снижение игровых и турнирных показателей стало прямой причиной падения количества зрителей на трибунах.
В этом году подмосковная команда была последней по посещаемости в турнире, в среднем собирая на своих матчах чуть больше тысячи человек. А динамика по сравнению с прошлым году и вовсе унылая: -527 человек! В связи с этим хочется задать вопрос: а кому вообще нужна эта команда? Настоящих фанатов у красно-черных наберется лишь на пару-тройку сотен, а остальные приходящие на стадион — это либо случайно зашедшие на футбол люди, либо «кузьмичи», либо ещё какая-либо незначительная по численности категория людей. Видя все это, создается впечатление, что клуб нужен просто для распила (якобы выделяющихся на него) денег между чиновниками. Также налицо виден некоторый регресс подмосковного футбола, но это тема для совершенно другого поста.
У астраханской команды также падение уровня посещаемости, правда, немного меньше, чем у «Химок»: -473 человека. С чем связано падение интереса к «Волгарю»? Конечно, с одними и теми же невыразительными результатами, не позволяющими команде бороться за высокие места, а «возня» в «болоте» первенства немногим интересна. И, если смотреть на ситуацию именно в таком разрезе, то перспективы относительно увеличения количества зрителей на трибунах выглядят весьма туманными, ведь каких-либо мощных денежных мешков в Астрахани не наблюдается. Обычно в таких случаях помогает «ссылка» во вторую лигу, но не факт, что приближенные к клубу люди захотят её.
В Хабаровске в этом году наметился некоторый прирост зрительской аудитории: +642 человека, неплохой показатель для первой лиги. Связать такое повышение с чем-то сложно, ведь итоговое место в нынешнем розыгрыше даже ниже, чем в предыдущем. Однако в течение сезона «армейцы» были ровно в середине таблицы, боровшись за восьмерку лучших, и откатились они ниже лишь к концу первенства. Ну а посещаемость упала как раз-таки после ухудшения результатов.
На средний показатель посещаемости команды оказал один значимый фактор: первые две игры были проведены на нейтральном стадионе в Химках, так как поле во Владимире оказалось не готово к началу сезона. Даже если и откинуть эти матчи, то уровень зрительского интереса к клубу печалит, особенно, взяв во внимание состав, который более чем наполовину состоит из доморощенных игроков. Хотя, даже для второго дивизиона у «Торпедо» была не выдающаяся посещаемость. Например, на смоленский «Днепр» ходило в среднем на 800 человек больше.
Ситуация с «тиграми» схожа с ситуацией их соседей из Хабаровска: за высокие позиции сейчас желто-синие не борются, поэтому и много зрителей привлечь тяжело. Хотя пять раз стадион «Динамо» заполнялся больше, чем на половину. Ну и если сравнить графики посещаемости двух дальневосточных команд, то получится вполне идентичная картина. Картина посещаемости типичного среднего российского клуба, когда много людей собираются на открытие сезона и на его теплую, то есть летнюю часть. Ну а в конце сезона, когда становится прохладно, а также понятно, что высоких мест не будет, то кривая идет вниз.
Средний показатель немного не дотянул до четырех тысяч и ситуация здесь та же, что и с владимирским «Торпедо». Во второй части сезона новороссийцы были вынуждены сыграть два матча на нейтральном поле в Сочи. Конечно, если бы не это обстоятельство, но «моряки» могли бы подняться в рейтинге посещаемость на ряд строчек повыше. По сравнению со вторым дивизионом, где 2010-м году и пребывал «Черноморец», обозреваемый показатель вырос на 782 человека и это все-таки не очень много. К этому можно привести набившее оскомину объяснение под названием «неудачное выступление».
Ещё один завсегдатай участник первой лиги, и ситуация схожа с дальневосточными командами: нет результатов — нет высокой посещаемости. Зато есть годовой прирост в 263 зрителя. Больше сказать и нечего.
Оренбургская команда является одним из лидеров по заполняемости стадиона в силу его небольшой вместимости. Так, всего лишь в двух матчах стадион был заполнен меньше, чем наполовину. Это одна из особенностей посещаемости в Оренбурге, а, если быть точным, то в поселке Ростоши. Кстати, средний показатель посещаемости по сравнению с прошлым годом (годом второго дивизиона для сине-белых) вырос не так сильно, как, наверное, мог: прирост в 601 человека. Тем не менее, стоит признать, что «Газовик» один из худших коллективов по посещаемости, но тому есть много факторов, главный из которых — показываемые результаты (третье с конца место по итогам двух кругов).
Воронеж является одним из тех регионов в России, где по-настоящему любят футбол. Практически в любой год в независимости от того, в какой лиге играют «огнеопасные», уровень посещаемости у них всегда выше общего. Конкретно в этом году — более чем в два раза. На «Факел», команду аутсайдера ФНЛ, ходило больше народу, чем на семь (!) команд премьер-лиги, в числе которых есть и, например, московское «Динамо».
Возвращению первого дивизиона в столицу Черноземья было уделено большое внимание: на первой игре с «Шинником» и вовсе был аншлаг: 19200 зрителей почти полностью забили нижний ярус центрального стадиона профсоюзов (вход на верхний не был разрешен). Однако результатами команда не блистала, несмотря на достаточно неплохую игру, следовательно, упала и посещаемость. Хотя здесь слово «упала» весьма относительное, так как минимум посещаемости составил 5000 зрителей — фантастический и недосягаемый показатель для некоторых коллективов в турнире.
Если российские футбольные чиновники здраво мыслят, то в их интересах возвратить футбол высшего уровня в Воронеж, ибо пока только там реально собирать настоящие аншлаги.
Стоит сказать пару слов и об этом, ушедшем от нас в теплом августе, симпатичном клубе. Конечно, весь PR-размах с Собчак, плакатами на Рублевке, фирменными семечками и т.д. были явно лишними. Совершенно очевидно, что привлечь внимание к клубу можно было и без всего этого. Команду, «обитавшую» на юге и стабильно боровшуюся за высокие позиции, хотели увидеть многие (в среднем 5225 человек). Ну и если посмотреть на кривую посещаемости, то можно заметить, что она достаточно ровная, а «провалы» в играх с владимирским «Торпедо» и брянским «Динамо» объясняются сильнейшим дождем, который был в те дни в Сочи. Под дождем сидеть и мокнуть желание будет небольшое. Ну а в основном, в теплом городе любят футбол, и не иметь там команду даже уровня первой лиги представляется весьма печальным явлением.
Продожение следует...
Воронеж, конечно, вне конкуренции
да, в Воронеже любят футбол.., ты где то картинку с руной «кеназ» (огонь-факел) нашёл..
помню было.., вот на авик влепил:)