Футболономика. Цикл интересных заметок и мыслей о волнительной игре. Часть 7
Почему футбольные клубы не зарабатывают (и не должны зарабатывать) деньги?
Взять хотя бы финансовые рейтинги Deloitte. Применительно к обычным средним и крупным компаниям бизнес-аналитики берут за основу показатель прибыли или стоимость компании, если она котируется на бирже. Но эти методы не подходят для оценки футбольных клубов. Рейтинг Deloitte Soccer Money League основан на подсчете продаж за год (телеправа и прочие права на показ матчей на разных платформах, общая коммерция и маркетинг, продажа билетов и атрибутики).
И в этом контексте всяким ‘Реалам’, ‘Барселонам’ и ‘Манчестерам’ не светит попасть в S&P 500. Даже близко. Если внимательно сесть и разложить по полочкам все финансы футбольного середняка, то выяснится, что у такого середняка оборот такой же, как и у обычного супермаркета. У отдельно взятого супермаркета. Даже не сети супермаркетов в городе. Конечно, за последние 10 лет доходы клубов заметно выросли (топов оставляем за скобками). Можно сделать поправку на 2020 год и максимум сопоставить со средним оборотом двух вместе взятых супермаркетов, но далеко не всей сети супермаркетов.
В своей глубокой сущности футбол – это малый бизнес с несколькими крупными игроками на рынке. Чувствуется некое противоречие? Как же так? Там вон какие деньги! Основной источник доходов клуба – реклама и телевидение. Опять же, этим хорошо зарабатывают крупняки и середняки, которых интересно показывать по телевизору в прямом эфире. Но ведь множество клубов, и даже клубов с историей телевидению не особо интересны…
Ты произвел двухчасовой продукт-матч и получил какие-то деньги 1 раз в неделю. Продал условную сотню футболок. Точка. Едва ли ты потом заработаешь на повторных показах своей не шибко высококлассной игры с не шибко высококлассным соперником, на прокате показов этой игры в кинотеатрах по всему миру, на лицензионных отчислениях с записей на DVD/Blue-ray дисках и тд и тп. То есть, среднестатистический болельщик хоть и одержим тем или иным клубом, он реально болеет за свою команду, постоянно о ней думает, обсуждает с другими людьми, но…по большей части он просто смотрит футбол бесплатно по ТВ, бесплатно читает Интернет, пару раз в год сходит на стадион один, с семьей, с коллегами/друзьями, купит пивас да одну футболочку на память и всё… И сам клуб с такого болельщика, сотни, тысячи таких болельщиков ну никак не прокормится.
Суть в том, что клубы не могут напрямую взимать с нас плату за нашу «одержимость футболом» и тот продукт, который они производят. Не монетизируют нас по полной. Не могут взимать плату за то, что мы постоянно обсуждаем игру любимой команды в соцсетях, читаем о ней, размышляем о ней… Очень меткая фраза, некогда сказанная голландским игроком Деми де Зеувом: «Тут все вопят, что мы (футболисты) чересчур много зарабатываем, а как насчет тех денег, которые зарабатывают на наших игровых достижениях все кому не лень – газеты, телевидение, компании»? Вот где собака зарыта. На самом деле весь мир зарабатывает на футболе куда больше, чем индустрия футбола сама для себя!
Забавно вспомнить, что в 1970х гг. крупные английские клубы имели обыкновение сами платить сторонним компаниями, таким как Umbro, за спортивную одежду и экипировку. Пожалуйста, вот вам бесплатная реклама на весь мир! С тех пор футбол все же поумнел. Не было тогда и спонсорских сделок. Во всяком случае, крупных сделок уж точно. Раньше, например, представители компаний просто ходили по раздевалкам и бесплатно раздавали игрокам фирменные бутсы. Попробуйте, наденьте, вот видите, как удобно! Забирайте даром и пользуйтесь на здоровье! Более того, только в конце 1980-х гг. английские футбольные клубы, да и вся Европа, пришли к общему пониманию, что на рынке есть люди и целые компании, готовые платить немалые суммы за точные копии фирменных футболок известных игроков!
Руперт Мердок стал первым бизнесменом, который предложил клубам деньги за право транслировать их матчи по спутниковому ТВ. Не клубы такое предложили телевидению, а само телевидение - клубам. Руководство клубов, наоборот, в большинстве случаев было консервативным и противилось всяким новым технологиям и прочим экспериментам с сомнительными возможностями что-то там заработать.
До 1982 года клубы упорно не разрешали телевидению показывать в прямом эфире хотя бы какой-нибудь из матчей лиги. У них были серьезные опасения, что болельщики просто перестанут ходить на стадионы. Сейчас это воспринимается с улыбкой. В 1992 году Мердок начал отчислять клубам примерно $115 млн за сезон в только что основанной АПЛ. В те времена такие деньги - просто космос. В России же начало 90-х было полно другими драматическими событиями, далекими от вопроса футбольных заработков.
Представьте, какой путь прошли английские клубы по доходам от телевидения за последние 30 лет - $115 млн тогда и миллиарды сегодня. Произошла серьезная диверсификация стоимости прав на показ матчей - разные рынки, разные платформы для вещания, разные продуктовые пакеты на разное количество сезонов. Раньше были ежегодные пакеты, сейчас продают трехлетки… Напомним, что сделка АПЛ с мировым телевидением на право показывать матчи в течение 3-х лет (2019-2022 гг) составила $11,7 млрд (10,4 млрд евро)! При это эксперты говорят, что другие страны готовы платить и платят за показ матчей АПЛ по всему миру в среднем на 30% больше, чем вещатели внутри страны. Напомним, что пакет прав на АПЛ распределили между собой SkySports (128 матча за сезон) и BTSports (52 матча за сезон), а Amazon получил права на стриминг 20 игр за сезон.
Свой эффект в начале 90-х имел и так называемый «доклад Тейлора», опубликованный в 1990 году, следом за трагедией на стадионе ‘Хиллсборо’ в 1989-м. Причины и последствия трагедии на этом стадионе были подробно изучены. И клубы зашевелились – занялись модернизацией своих стадионов по всей стране. Заодно они смогли решить и вопрос повышения посещаемости матчей. Народ действительно еще охотней пошел на футбол! Опасения, что подобная трагедия плюс развитие телевидения опустошат футбольные стадионы, не оправдались. Все получилось совсем наоборот. Публика еще больше пошла на стадионы, и клубы стали зарабатывать значительно больше.
Но далеко не у всех дела стали налаживаться. Любопытный факт – с 1992 по 2008 год (мировой финансовый кризис) 40 из 92 профессиональных футбольных клубов Англии проходили через процедуру банкротства! Некоторые даже не раз.
Продолжение следует…
Ранее по теме
Ч1 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2674654.html
Ч2 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2677570.html
Ч3 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2681240.html
Ч4 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2683934.html
Ч5 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2696833.html
Ч6 https://www.sports.ru/tribuna/blogs/sportlaw/2703591.html