В 1998-м все написали, что в ДР Конго молния убила 11 игроков одной команды. Загадочная история, которой, возможно, не было
Вадим Кораблев – про колдунов, войну и металлические шипы.
В 1998-м Демократическая Республика Конго стала главным поставщиком страшных новостей. 2 августа там началась одна из самых кровавых войн в истории, затянувшая девять стран и унесшая жизни шести миллионов человек. Европейские медиа тускло освещали те события, хотя все равно иногда писали о взрывах домов, тотальном голоде и разъедающих болезнях.
В октябре вышло сразу две мрачные новости, правда, в одну как-то не верилось. Сначала, 10 октября, повстанцы сбили ракетой пассажирский самолет с 41 человеком на борту. А 29 октября столичная конголезская газета L’Avenir сообщила об 11 погибших на футбольном поле – но война была ни при чем.
Газета рассказала, что в матче команд из поселений Басанга и Бена Тсади молния убила 11 футболистов. Уточнение звучало дико: все жертвы – игроки гостевой команды. Новость L’Avenir перепечатали ведущие мировые медиа, первыми это сделали агентство Associated Press и BBC, добавив, что в ДР Конго во всем обвиняют колдовство. Британский Independent подчеркнул: в Африке команды часто нанимают колдунов, и те помогают побеждать.
Так что там было на самом деле?
Да, у африканских клубов есть свои шаманы. В конце 90-х, по их советам, игроки справляли нужду на поле
Африка – синоним колдовства. Впервые о нем рассказали колонизаторы и миссионеры из Европы. Фанатичная вера темнокожего населения в магию помогала европейцам оправдывать работорговлю. Правда, известный британский исследователь Лоуренс Грин в книге «Последние тайны старой Африки» замечает, что со временем белые относились к колдовству уже не так цинично, да и сейчас на всех континентах есть люди, которые почему-то верят в магию.
«В Африке колдовство занимает важное место в жизни людей, лишь очень немногие (какое бы образование они ни получили) не верят в него, – пишет Грин. – Да и может ли быть иначе, если даже образованные люди в Западной Европе сохраняют странные предрассудки без малейшего основания? Сегодня Африка демонстрирует нам образ мышления наших предков, живших в те времена, когда в Англии и Западной Европе вешали тысячи людей, заподозренных в колдовстве, или сжигали их на кострах, привязывая к столбу».
Немного теории. Источник силы колдунов – духи, а чтобы установить с ними связь, нужно приносить жертвы. Считается, что колдун может давать силу предметам, тогда они излучают пользу или вред – в зависимости от задачи колдуна. Веру аборигенов в предметы силы европейцы назвали фетишами. Обычно колдунов считают злыми, хотя они еще избавляют от порчи, сглаза, проклятий и болезней, которые накладывают черные маги. Это звание человек получает, только если налаживает контакт с демоническими существами, и его глаза становятся кроваво-красными.
В Африке любая сфера жизни тесно связана с колдовством, футбол – особенно. Там это не только сражение команд, но и битва колдунов, к которым обращаются клубы и болельщики. В 1998-м Африку на чемпионате мира во Франции впервые представляли пять сборных, команды с других континентов их немного побаивались – и это можно понять. Дальше – лишь несколько безумных историй из 1998-го.
• В Зимбабве четырех футболистов пожизненно дисквалифицировали за то, что перед матчем они облегчились в центральном круге, выполняя указание клубного колдуна. Он гарантировал победу, но команде дали технические 0:3.
• Похожий ритуал был в ДР Конго. Перед игрой футболисты, обнявшись, собирались в центре поля, а закрытый ими капитан мочился на отметку, с которой мяч вводят в игру – тоже совет шамана.
• В Буркина-Фасо вратарь зарыл за линией ворот амулет, на удивление это помогло: соперники заметили и так настойчиво требовали его выкопать, что им засчитали поражение.
Местную Конфедерацию все это достало, и перед Кубком Африки-2002 она запретила командам делать хоть что-то, напоминающее о магии. Но попытки все равно были.
• Тренер вратарей сборной Камеруна Томас Нконо за несколько минут до полуфинала с Мали пытался вставить в газон небольшой амулет, но мужчину поймали полицейские: скрутили и выволокли в подтрибунку – зрители захлопали.
Магии хватает в африканских чемпионатах даже сейчас. Последний громкий случай был в чемпионате Руанды в 2016-м: прямо во время матча нападающий Мусса Камара прислонил (или убрал?) небольшой предмет к штанге, а соперники, увидевшие это, попытались его ударить. Матч все-таки продолжился, и через несколько минут Камара сравнял счет ударом головой.
В книге «Элитный африканский футбол: структура, политика, проблемы», составленной нигерийцем Чукой Онвумечили, утверждается, что далеко не у всех команд есть штатные колдуны, но зато они есть у многих клубных боссов. Об этом мы спросили у нашего тренера Виктора Бондаренко, который больше 20 лет живет и работает в Африке. Вот что он рассказал:
«Когда я впервые сюда приехал в 1980-е, у команд действительно были штатные колдуны. Клубы их не выпячивали, но все время обращались за помощью – и в Мозамбике, и в ЮАР. В последние 10 лет эта тема поутихла, но я знаю, что втихаря клубы все равно работают с колдунами. Старые президенты верят в колдовство, поэтому подключают такие силы.
Однажды и я встретился с колдуньей. В Мозамбике перед решающим матчем меня повезли в глубокую провинцию. Это было нечто.
Я возглавил команду «Мачедже», сразу занял второе место, все было прекрасно. На следующий год, шел 1987-й, мы вышли в полуфинал, играли в Шимойо – это провинция в центре Мозамбика. Система была такая: четыре команды играют друг с другом, одна выходит в финал. В первом матче ничья, во втором тоже, третий был решающий – с чемпионом страны. Не выигрываем – не попадаем в финал. А в Африке никто не держит иностранных тренеров, которые не дают результат. Сказал президенту: ничего не могу сделать, у нас комбинационный стиль игры, а поля тут нет, одни кочки. Президент ответил: Виктор, тебя околдовали, поедем завтра расколдовывать – я из этой провинции, все здесь знаю. Я отвечаю: да какой околдовали? Просто поле безобразное, не можем играть, как задумывали. Но нет, он все равно повез. Президент учился в российской военной академии, поэтому знал язык.
Встали рано утром, отправились в какую-то деревню. Низкий домик. Заходим в комнату, там ходит яркая мозамбикская женщина, серьезно настроенная. Мы с переводчиком сели впереди. Она начала бегать, что-то читать на своем наречии, оторвала курице шею – в общем, колдовала. Я ничего не понимал, процесс шел-шел и уже надоедал. Волновался за игроков, которым нужны были силы на матч. А потом мне переводчик говорит: Витя, вам надо сделать надрезы на коленках. Возмущаюсь: какие надрезы, ты что, сам делай! А он: нет, надо именно тебе. Я очень испугался, там СПИД был сумасшедший. Но вдруг вспомнил про год работы: победы, второе место, премиальные больше, чем в России за 5 лет. И сказал: ну давайте.
Хорошо, что она вытащила из пакетика советскую бритвочку «Нева», а не взяла какую-то местную. Сделала четыре надреза, пошла кровь. Уехали.
На следующий день матч, нужна только победа. Ведем 1:0, они сравнивают. Время бежит, поле ужасное... Я думаю: все, прощай, Мозамбик. Пошла последняя минута, и тут наш правый защитник пробегает до центральной линии и сильно бьет в сторону ворот. Вратарь смещается в угол, но мяч попадает в защитника и рикошетит в другой угол… Гол! Такое бывает, наверное, раз в жизни. Момент ведь не игровой, чистая случайность. Чудо.
Мы выиграли, вышли в финал и стали чемпионами Мозамбика. До сих пор вспоминаю этот момент. Меня спрашивают: ну ты веришь в колдовство или нет? Не могу ответить, но это было невероятно. Я потом семь лет был на коне: и в Мозамбике, и в ЮАР, и в сборной Анголы поработал».
Есть версия, что все из-за шипов: металлические притянули молнию, а резиновые (у другой команды) защитили от нее. Но это очень вряд ли
Понятно, что в Европе почти никто не поверил в колдовство, в 2014-м пользователи Reddit обсуждали более реалистичную версию. Кто-то предположил, что пострадавшая команда играла в металлических шипах, а другая – в резиновых. Звучит резонно: все металлы хорошо проводят ток, потому что в их кристаллических решетках есть подвижные электроны, которые перемещаются под действием электрического поля. Резина же, наоборот, отличный диэлектрик – материал, плохо проводящий электричество. Хотя абсолютных диэлектриков не существует, степень электропроводности резины позволяет ей быть одним из лучших изоляционных материалов.
Ведущий научный сотрудник Института Африки РАН Галина Михайловна Сидорова, которая прожила ДР Конго шесть лет, работая в посольстве, рассказала Sports.ru, что в стране есть аномальные районы: «В некоторых местах, где в земле содержится много металла, действительно повышенное притяжение молний. В Конго от этого часто гибнут люди, грозы очень сильные. Я ездила в провинции, где подобное случалось, слышала много историй. Обычно это земли ближе к Востоку».
Матч как раз проходил в провинции Восточное Касаи. Но Виктор Бондаренко все равно не верит в подлинность истории: «Однажды мы играли в такую погоду, пострадали три человека – их увезли в больницу. Но сейчас, если бьет молния, матчи мгновенно прекращают, потому что было еще несколько трагических случаев. Хотя очень трудно поверить в то, что вы рассказываете. Я много раз был в ДР Конго – и играл, и тренировался. Там, конечно, непростой народ, колдовать очень любят. Но все равно не верю».
Скептицизм Бондаренко уверенно подтверждается статистикой: из десяти людей, в которых попадает молния, девять остаются в живых. Мы обратились за консультацией к Николаю Николаевичу Брандту, доценту кафедры общей физики и волновых процессов МГУ. Он объяснил: «Шипы тут, конечно, ни при чем. Логично предположить: если молния была такого масштаба, то был и дождь. А значит, и газон, и игроки были мокрыми, поэтому не думаю, что сопротивление металлических шипов сильно отличалось от сопротивления резиновых. Теоретически молния могла убить 11 человек, только если бы они стояли вплотную друг к другу и держались за руки. Но опять же, только теоретически, потому что вероятность летального исхода при попадании молнии не 100%. Наверняка кто-нибудь выжил бы».
Поскольку в Конго шла война, проверить информацию L’Avenir было почти невозможно. Газета еще работает, но написать в редакцию нельзя
Галина Сидорова говорит, что L’Avenir – известная проправительственная газета, она достаточно авторитетна и ей можно доверять. Но важно понимать контекст: кроме L’Avenir в ДР Конго и вообще в Африке больше никто не написал о случившемся, а L’Avenir не предоставила ни одного доказательства. К тому же в октябре 1998-го в ДР Конго уже два месяца шла жестокая война, разузнать хоть какие-то дополнительные детали было тяжело.
«Конго очень богат ресурсами, там есть практически вся таблица Менделеева, – объясняет Галина Сидорова. – Раньше там было много каучука, за который бились разные силы, из-за этого каучук даже называли кровавым.
Три мощнейших вооруженных блока хотели поделить страну между собой. Она могла распасться, но хорошо, что этого не случилось. Задействованы были не только внутренние силы, подключились почти все 9 приграничных государств, каждое хотело свой кусок пирога: на одной стороне, против президента Лопана Кабила, воевали Руанда, Уганда и Бурунди. А Зимбабве, Намибия, Чад, Ангола и Судан поддерживали правительство.
Официально война закончилась в 2004-м, но на самом деле боевые действия продолжаются. Сейчас в ДР Конго борются за колтан – минерал, необходимый для оборонной и космической промышленности, который за большие деньги продают за рубеж. Война идет за перераспределение власти на местах, доступа к шахтам с ценными ресурсами».
Понять, что произошло на самом деле невозможно, еще и потому что матч не транслировался. На ютубе есть популярное видео, которое подают как настоящий эпизод того удара, но на самом деле это фрагмент игры в Южной Африке, случившийся за пару дней до конголезской трагедии.
Выглядит очень жутко, но никто не пострадал – только два игрока провели несколько дней в больнице.
Новость L’Avenir, даже без крепких доказательств, стала хитом: в 2006-м The Guardian, отвечая на вопрос читателя о наибольшем числе травм в одной команде, рассказал как раз о том матче в Конго.
Мы хотели написать в редакцию газеты, но нигде не указана ее почта, а сайт холдинга, которому принадлежит L’Avenir, перешел к строительной компании.
Но судя по тому, что конголезское издание DigitalCongo продолжает публиковать заголовки L’Avenir, газета все еще работает.
А значит, можно надеяться, что детали этой загадочной истории когда-нибудь все-таки прояснятся.
Оказывается, болбои появились из-за огромного английского вратаря весом 150 кг
Фото: Gettyimages.ru/Spencer Platt, Ethan Miller; Gethin Chamberlain / eyevine/EAST NEWS; ftbl.info
Говорят, что одном небольшом американском городке некий бизнесмен решил открыть кабак. Беда в том, что он находился на одной улице с церковью.Естественно, церковное руководство это не устраивало, и на каждой проповеди оно призывало горожан выступать против, и молиться, чтобы бог покарал нерадивого бизнесмена. За день до объявленного открытия кабака была сильная гроза, молния ударила в кабак и он сгорел дотла. Церковники обрадовались, но ненадолго - хозяин кабака подал на них в суд с требованием компенсации ущерба. Те, естественно, все отрицали. Выслушав обе стороны, судья заметил: "Я пока еще не знаю, какой вердикт вынести,но из материалов дела следует, что какой-то владелец кабака верит в силу молитвы, а все церковное руководство - почему-то нет..." 😀
Видимо команда соперник заплатила больше колдуну.
- Ей можно доверять
Choose one