Семак обыграл Тедеско прессингом и заменами. В большинстве «Спартак» был слишком предсказуем
Разбор Дорского.
1. По сравнению с матчем против «Лиона» Сергей Семак сделал только одно изменение в старте «Зенита» – Шатов вместо Кузяева на правом фланге полузащиты. Далера не оказалось даже в заявке – как и Жиркова. «У Кузяева проблемы с мышцей, очень жаль, потому что он набрал форму. У Жиркова проблема тянется со сборной», – объяснил Семак.
Вероятный переход на трех центральных защитников с выходом Осорио (всего 1 матч в РПЛ и 4 – в Лиге чемпионов) не состоялся: «Не думал о том, чтобы сыграть в три центральных защитника. За счет того, что один из наших фланговых защитников играл уже, этого было достаточно, чтобы справиться с атакующей группой «Спартака».
2. Доменико Тедеско вообще выпустил максимально ожидаемый состав: по сравнению с матчем против «Урала» только Шюррле лишился места в старте – его заменил Понсе.
Выход аргентинца легко угадывался: во-первых, Шюррле неудачно сыграл в Екатеринбурге, во-вторых, отсутствие в составе Понсе Тедеско объяснил поздним приездом Эсекиэля из олимпийской сборной Аргентины (об этом тренер «Спартака» сказал на пресс-конференции перед «Зенитом».
3. В московском матче со «Спартаком» «Зенит» без борьбы отдал мяч сопернику (42% на 58%) – такой стиль против Тедеско, при котором у москвичей явно улучшилась позиционная структура, но и сохранилось качество контратаки (привет «Локомотиву»), наверное, тоже был бы уместен, но Семак решил по-другому.
До перерыва «Зенит» имел гигантский перевес во владении (60% на 40%) и уничтожил «Спартак» высоким прессингом. С учетом схемы гостей важная роль при давлении отводилась Дриусси – в самом начале атаки «Спартака» он располагался ближе к Зобнину, но как только шла передача Кутепову (он чаще остальных защитников «Спартака» был свободен), аргентинец выскакивал на Илью.
Кутепов с давлением не справился – у него 2 потери за тайм под прессингом (вынос и пас в аут). При этом, даже когда Дриусси не успевал встретить Кутепова, «Зенит» все равно перехватывал мяч – например, за счет резких включений Дугласа Сантоса.
В этом эпизоде Дриусси не успел к Кутепову, Илья классно отдал в одно касание на Крала, который грамотно отдавал Зобнину. Даже такой выход привел к перехвату – Крал отдал чуть неточно, а Дуглас вовремя ворвался из глубины.
Другие игроки «Спартака» тоже были не готовы к давлению на своей половине. Айртон неудачно шел в обводку на Караваева (умение Вячеслава жестко поставить ногу в единоборстве вообще восхищает) и проигрывал борьбу в корпус Шатову, Джикия выбивал в аут под прессингом Азмуна, а Жиго подставлял передачей Умярова, рядом с которым находились Барриос и Шатов.
В первом тайме «Спартак» совершил 13 потерь на своей половине – так москвичи подтвердили статус худшей команды РПЛ по этому показателю (в среднем 17 за матч). Да, отчасти это – следствие стиля (хотя бы желаемого), но 13 потерь за 45 минут – катастрофа.
4. «Мы владели мячом как раз, чтобы лишить их возможности убегать в быстрые атаки. Было два неприятных момента, когда они могли убежать, но в целом справились и контролировали ход матча до удаления», – сказал Семак после победы.
Так в этом сезоне тренер «Зенита» выработал два сценария разрушения контратак «Спартака»: низкая оборона без борьбы за инициативу и серьезный контроль. «Спартак» тоже помогал владению «Зенита» – Ларссон и Понсе откатывались почти к центральной линии и не встречали Ивановича и Ракицкого при начале атак петербуржцев.
При этом, кажется, что на протяжении большей части первого тайма «Спартак» мог действовать гораздо агрессивнее – только на отрезке с 10-й по 20-ю минуту Барриос постоянно опускался на одну линию к защитниками (структура с тремя игроками считается лучшей против пары нападающих), а в остальное время либо находился рядом с Ларссоном и Понсе, либо в зоне между ними и тройкой центральных полузащитников «Спартака».
Больше всего расположение Барриоса влияло на зоны, из которых передачи делал Иванович. Когда Вильмар опускался к защитникам, серб уходил почти во фланг и пасовал оттуда (правда, длинная передача к штрафной «Спартака» получилась всего одна).
Передачи Ивановича с 20-й по 45-ю минуту (слева) и передачи Ивановича с 10-й по 20-ю минуту (справа).
Едва ли не единственная осознанная попытка прессинга «Спартака» в первом тайме привела к опасному моменту у ворот Кержакова – Зобнин отобрал мяч у Дугласа, а затем разыграл комбинацию с Ларссоном. «Зениту» немного повезло – Барриос не срезал мяч в створ (как, например, Оздоев с «Лионом»), а перевел его на угловой.
5. С контратаками у «Спартака» до перерыва тоже не получилось. Даже когда москвичи убегали в отрывы, игроки «Зенита» идеально их завершали.
На 15-й минуте «Спартак» выбегал 3-в-4 – «Зенит» подвела неточная передача Дриусси у штрафной гостей и попытка Барриоса накрыть Зобнина еще в финальной трети поля. Зобнин отдал качественный пас Бакаеву – первая возможность контратаки у «Спартака» за матч.
Оздоев сфолил – и это было идеальное решение. Негрубо, но на предупреждение – неприятно, но вынужденно.
На 27-й минуте Ракицкий сыграл еще круче – без фола выбил мяч у Понсе в момент, когда аргентинец вместе с Бакаевым выбегали на Барриоса и Шатова.
До перерыва «Спартак» нанес только 4 удара – все из-за штрафной (2 – Бакаев, по 1 – Джикия и Кутепов после розыгрышей стандартов). Это явно не устраивало Тедеско – между таймами нужно было что-то менять.
6. На перерыв «Спартак» ушел с 0:1 – конечно, не обошлось без Дзюбы. Артем продавил Кутепова (как сказал ВАР – без фола) – после сэйва Максименко мяч отскочил в Илью, а от него – в ворота.
После игры многие обвиняли Тедеско в том, что он поставил Кутепова под Дзюбу – на это легко повестись, вспоминая гол и эпизод, в котором Кутепов получил желтую карточку. Все гораздо проще – например, предупреждение Илья схватил после аута «Зенита» слева, позиция Дзюбы рядом с ним была абсолютно логична (как и нахождение нападающего рядом с Джикией при аутах справа).
При голе подача шла с правого фланга – снова довольно логично, что Дзюба располагался ближе к дальней штанге (при этом Артем действительно любит уходить к защитнику, который хуже играет вверху – при схеме с четырьмя его жертвами становятся крайние защитники).
На пресс-конференции у Тедеско спросили, соответствует ли Кутепов уровню «Спартака» – тренер взбесился и во второй раз за пару недель ответил «Не понимаю» (впервые такое прозвучало перед игрой с «Уралом», когда его спросили, уйдут ли Гулиев и Рассказов зимой).
При этом мало говорят, что гол стал следствием нового давления «Зенита» – Азмун не дал Айртону спокойно сыграть после отскока у угла штрафной, а Оздоев забрал подбор.
Дальше – секунда восхищения еще одним незаметным действием Караваева. Вячеслав вовремя дернулся во фланг и заставил Айртона сделать пару шагов за собой – так Оздоев получил время и пространство для точной подачи на Дзюбу.
7. Сразу после перерыва Тедеско заменил Кутепова и перешел на схему с четырьмя защитниками – левый фланг закрыл вышедший Мельгарехо, а Айртон передвинулся в полузащиту.
Два важных момента: 1) тренер «Спартака» признался, что заменил именно Кутепова из-за желтой карточки, 2) видимо, скорая замена Айртона не связана с удалением Оздоева.
Я спросил у Тедеско, с чем связан сдвоенный фланг в начале второго тайма, но ответ немца оказался слишком простым: «Не хотели делать двойную замену в перерыве, поэтому оставили связку Мельгарехо – Айртон».
Возможно, Тедеско приврал, но, скорее всего, выход Шюррле вместо Айртона готовился и под игру в равных составах.
8. Семак говорил, что «Зенит» контролировал матч до удаления Оздоева на 50-й минуте, но правильнее разделять отрезок до него на две совсем неравные части – первый тайм и первые пять минут второго. С 46-й по 50-ю минуту петербуржцы сделали всего 4 передачи, а спартаковцы из 34 – лишь 3 на своей трети поля. В этот короткий период «Спартак» не нанес ни одного удара, но характер матча изменился.
Сразу после удаления Семак перестроил свою команду: Шатов с правого фланга отправился в середину, а Азмун из атаки – на правый фланг.
В «Зените» так низко еще не использовали Сердара, но он справился – на 52-й минуте выбил мяч на угловой после навеса Зобнина на Мельгарехо.
9. Следующая перестановка Семака случилась на 56-й минуте – Ерохин вышел вместо Шатова. Азмун вернулся в центр (но должен был отрабатывать ниже Дзюбы), а Ерохин отвечал и за середину поля, и за правый фланг, когда «Спартак» направлял атаки в Мельгарехо и Шюррле.
Мельгарехо с позиции левого защитника стал одним из самых острых игроков «Спартака»: 2 удара (столько же за второй тайм у Понсе, у Ларссона – 4) и 2 передачи под удар (столько же у Бакаева). В двух самых острых моментах «Спартака» в матче ассистировал именно Мельгарехо.
Сначала Ларссон вовремя отклеился от Ракицкого и получил выход один на один с Кержаковым, но пробил прямо во вратаря (было больше шансов забить первым касанием, но и это было непросто).
На 57-й минуте Мельгарехо идеально навесил на Понсе – Иванович не дотянулся до мяча, а Ракицкий не успел выдвинуться, потому что перед подачей играл по Ларссону. Понсе тоже исполнил качественно, но «Зенит» спасла штанга.
После этого «Спартак» еще нанес 2 удара за две минуты (Жиго после розыгрыша штрафного и Шюррле заблокированный из-за штрафной), а потом «Зенит» снова перестроился.
10. На 62-й минуте «Зенит» произвел третью замену – Сутормин вместо Азмуна. С выходом Сутормина Семак полноценно перешел на 4-4-1, в которых Ерохин составил пару Барриосу в центре, а Сутормин и Дриусси закрывали края (при этом чаще располагаясь довольно узко).
Сутормин провел один из лучших матчей в «Зените»: всегда успевал возвращаться на свою позицию при атаках «Спартака» и очень четко действовал, когда мяч переходил к хозяевам. Все было просто – либо заброс на Дзюбу, либо удар об Мельгарехо для того, чтобы мяч ушел в аут, либо самостоятельный проход и обостряющий пас (снова – на Дзюбу).
За 28 минут Сутормин 18 раз коснулся мяча – третий показатель в «Зените» во второй половине второго тайма (у Дзюбы 24, у Дриусси – 21).
11. После игры Тедеско признал, что его команда в большинстве была однообразна: «Несмотря на большое число подходов, не было много моментов. Много навешивали, хотя знали, что защитники «Зенита» играют хорошо при них. Мы заслужили поражение».
Во втором тайме москвичи сделали 16 кроссов, из них 10 – с игры. Они действительно не несли большой угрозы для команды Семака – из 17 выносов из штрафной после перерыва 11 были сделаны головой. При этом выносили не только Иванович, Ракицкий и Дзюба, но и даже Сутормин.
Не сильно помог «Спартаку» выход Ананидзе на позицию разыгрывающего опорника – уже при нем москвичи 7 раз навесили с игры. Особенно расстроило, что 4 навеса сделал Бакаев – после перехода направо во втором тайме Зелимхан ни разу не ушел в середину под удар с левой, даже в первом тайме он был конкретнее.
12. Многие остались недовольны игрой из-за небольшого количества явных моментов – такая реакция понятна, но при Семаке все матчи «Зенита» и «Спартака» получаются низовыми.
Зато эта игра точно стала самой интересной за последние годы с точки зрения тренерских решений. Сдвоенный фланг Мельгарехо – Айртон, перестановки Семака в меньшинстве (с абсолютно неожиданной, пусть и короткой ролью Азмуна), даже Ананидзе в опорной зоне – в воскресенье тактики на «Газпром Арене» хватало.
Жаль, что в следующий раз команды Семака и Тедеско сыграют нескоро – с Малкомом, Кокориным, Кузяевым (возможно, еще и Жирковым) и еще более сыгранной атакующей группой «Спартака» будет не только интереснее, но и качественнее.
13. Выделить лучшего игрока в «Зените» очень трудно – пожалуй, ближе всех к этому званию Дзюба и Караваев (именно в такой последовательности). Артем поучаствовал в голе и создал прекрасный момент для Ерохина в концовке – со вторым голом победа «Зенита» казалась бы еще более уверенной.
Барриос, как обычно, был очень цепок, но момент с ударом Понсе в штангу пришел после его необязательного дриблинга на своей половине. То же самое с Дугласом и Дриусси – их потери на своей половине (у Себы в первом тайме она привела к удару Бакаева из-за штрафной) были слишком ярки и давали «Спартаку» шансы на спасение в моменты полного доминирования «Зенита».
В таком случае лучшим действительно можно считать Дзюбу или Семака. Тренер был смел (для самого себя) в первом тайме и классно управлял игрой после перерыва.
14. «Зенит» впервые с сезона-2012/13 дважды обыграл «Спартак» – важный знак для статуса клуба.
«Зенит» незаметно оторвался от «Локомотива» на 8 очков, а в понедельник ЦСКА и «Краснодар» могут сократить отрыв до 6. Это все равно довольно много – например, в прошлом сезоне после 18 тура «Зенит» опережал «Краснодар» всего на 3 очка, ЦСКА – на 7, «Спартак» и «Локомотив» – на 8.
Семак скажет, что до чемпионства еще далеко, но, кажется, помешать «Зениту» защитить титул будет очень тяжело.
Использованы данные Opta и InStat.
«Спартак» слишком сырой, чтобы играть с «Зенитом» на равных. Это был максимум
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев; fc-zenit.ru; spartak.com
Если бы не антураж вокруг этого матча, то по игре, реально, это победа Зенита на классе над середняком.
Я всем сердцем за Спартак, но в этом чемпионате по игре мы середняк. То, что у нас теперь думающий тренер и молодая перспективная команда - кайф, но на настоящий день, чтобы обыграть Зенит, нужно было прыгнуть выше головы.
Очень хороший матч. Главное сейчас два последних матча в году провести на высоком уровне, чтобы уйти в отпуск в хорошем настроении.
Смешно ныть про судейство, когда весь второй тайм играли 11 на 10 и ничего не смогли создать.