Мы посчитали экономическое влияние Роналду на «Ювентус»: доходы выросли на 45 млн евро, но есть вещи поважнее
Большой разбор финансового отчета.
Примерно месяц назад «Ювентус» опубликовал финансовый отчет за сезон-2018/19 – теперь мы можем спокойно, без информационных преувеличений, разобрать эффект трансфера Криштиану Роналду на основе цифр.
Три вещи, которые нужно понимать, прежде чем оценивать экономические показатели.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/d7/5daf683c04bbea940333965fc98bc.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
1. «Ювентус» купил Криштиану за 117 миллионов евро: 100 получил «Реал», 12 млн составили различные комиссии, еще 5 отщипнул механизм солидарности ФИФА (это выплаты бывшим клубам, то есть «Спортингу» и «МЮ»). 100 миллионов «Реалу» туринский клуб выплачивает в рассрочку за два сезона (по 50 млн евро за год). Фактически всю сумму «Мадрид» получит к лету 2020-го.
2. В отчетности сделка отражается иначе. Все затраты на трансферы у европейских клубов равномерно распределяются в документах на весь срок контракта – это называется амортизацией. На всякий случай объяснение на пальцах: у Роналду 4-летний контракт, значит, сумма его трансфера ложится на бумагу ровными частями на все 4 года: 25% в первый сезон, 25% – во второй и так далее. Механизм солидарности был закрыт еще прошлым летом, поэтому на 4 года делятся 112 миллионов евро – получается, что в документах трансфер Криштиану обходится «Юве» в 28 млн в год.
3. Согласно данным La Gazzetta dello Sport, Роналду получает 31 миллион евро в год чистыми. Значит, «Юве» его контракт обходится в 54,4 млн евро – из-за 43-процентного подоходного налога.
Итого: первый год Роналду «Ювентусу» по документам обходится в 82,4 миллиона евро. Исходя из этого можно частично оценивать эффективность сделки.
Роналду принес почти 50 млн евро – через рост доходов от спонсоров, мерча и билетов. Это не окупило трансфер, никто и не ждал экономического чуда
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/b0/446a4513140b48315a8196133420a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Сразу после переезда Криштиану в Турин медиа накрыла традиционная для огромных сделок истерика: клуб вот-вот отобьет половину трансфера одними футболками, продано уже более полумиллиона джерси! Безумные цифры – 520 000 проданных футболок за первые дни и 54 миллиона выручки в первые сутки – разлетелись даже там, где информацию обычно проверяют (итальянское деловое медиа Il Sole 24, The Guardian, Sky Sports). Мы тогда объяснили, почему такое невозможно даже при уникальной системе отношений «Ювентуса» с adidas.
Сейчас коротко напомним ключевые тезисы.
1. Весной 2015 года «Юве» скорректировал спонсорский контракт. Раньше он получал от adidas фикс за постоянную рекламу (23,25 миллиона евро) плюс 6 млн за то, что компания управляла всем мерчандайзингом. В 2015-м «Ювентус» впервые посмотрел в сторону лайфстайл-брендинга и начал управлять своими магазинами (в Турине, Милане, Риме, на стадионе и в интернете). Клуб лишился гарантированных 6 млн евро, потратил много денег на наем персонала, аренду новых коммерческих площадей и продвижение, но верил, что все окупится.
2. Получается, что «Юве» закупает у adidas все футболки, шорты и другие лицензионные товары – и только потом продает их в клубных точках (тем временем бренд может продавать что угодно в своих точках – и не обязан делиться выручкой).
3. В первые два сезона при новой модели дела шли непросто: всего +3,2 и +4,91 млн евро сверх того, что платил бы adidas, причем значительная часть маржи (разница между выручкой и затратами) уходила на покрытие новых издержек. В сезоне-2017/18 случился первый скачок (продажи на 27,8 миллиона, маржа – 16,32), ну а при Роналду рост уже не остановить.
4. Первый сезон португальца увеличил доходы клуба от мерча на 58%. Это потрясающий результат. Понятно, что доходы «Ювентуса» продолжили бы расти и без Роналду (сезоном ранее рост составил 44,8%), но такого резкого скачка бы не случилось.
5. Сколько в итоге получает «Ювентус» от одной футболки – финансовые отчеты не раскрывают. Но наиболее адекватная оценка – от 30% до 45%. Только закупка материалов стабильно отнимает около 41%.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/70/a6a88d08446b7804315ffe38e3835.png?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Спонсоры несут все больше денег: 15-миллионный бонус, рост на 30 млн по каждому крупному контракту
Роналду повлиял и на коммерческие соглашения – за сезон-2018/19 они выросли на 25% (на 21,9 миллиона евро). Огромная часть этого повышения – бонус от adidas за крайне успешное лето и «рост заметности бренда». Выплата прилетела под Рождество и была не каким-то вежливым корпоративным подарком, а вознаграждением за эффективную работу после трансфера Роналду.
Тогда же, прямо по ходу сезона, «Ювентус» и adidas продлили контракт на 8 лет – теперь он рассчитан до 2027-го. Начиная с лета 2019-го adidas платит клубу 51 миллион евро за сезон – прежде было 23,25 (рост – почти 30 миллионов евро, и тут тоже частично заслуга Роналду).
В ближайшее время титульный спонсор «Юве» Jeep тоже продлит контракт на новых условиях – ожидается взлет с 16-20 (в зависимости от бонусов) до 50 миллионов евро в год.
Понятно, что привязать рост коммерческих доходов к одному игроку не получится (хотя бы потому, что прежние контракты были подписаны несколько лет назад в другой экономической реальности), но отрицать влияние Криштиану бессмысленно.
Такая же ситуация – с ростом матчдей-доходов. Билеты и активности на стадионе принесли «Ювентусу» на 25% больше денег, чем годом ранее (причем на тот момент клуб не рос, в сезоне-2017/18 выручка сократилась на 2,4%). Сразу после покупки Роналду «Юве» объявил об увеличении цен на абонементы: многие категории мест стали дороже сразу на 30%, но это никого не остановило. Итог – 70,7 млн евро дохода вместо 56,4 сезоном ранее.
В сумме Роналду принес «Ювентусу» 46,3 миллиона евро за год (мы не учитываем контракт с adidas, так как в новой редакции он действует с лета-2019; в пункте про мерчандайзинг учитывается маржа «Ювентуса», так как нелогично рассматривать выручку от продажи товаров без привязки к стоимости закупок).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/a1/733821bc849388917a84934527053.png?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Получается, что «Ювентус» не окупил трансфер Роналду. Но на самом деле у него и не было такой цели. Покупка Роналду – куда больше стратегический шаг.
Акции «Ювентуса» торгуются на бирже – и хоть шума от них не так много, как от «МЮ», они заслуживают чуть ли не большего внимания.
По состоянию на 2 июля 2018-го, за неделю до трансфера Криштиану, одна акция «Юве» стоила 0,666 евро – теперь на 117% больше. Рыночная капитализация достигла почти 1,5 миллиарда.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/fd/885bfc8c04d76860969f0c20e3699.png?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Не все так хорошо: убыток «Юве» – почти 40 млн евро, долг достиг 463 миллионов. «Ювентус» уже нашел выход
Первый сезон при Криштиану обернулся для «Ювентуса» не роскошной жизнью, а бухгалтерскими испытаниями. Итог – убыток в размере 39,9 миллиона евро (по сравнению с прошлым сезоном он увеличился в два раза). Клуб сам перечисляет причины этого проседания: резко увеличились затраты на команду (зарплаты игроков и тренеров – на 68 миллионов евро до 301 млн; амортизация трансферов – на 41 млн).
Из-за активных инвестиций в команду и бизнес – от отеля неподалеку до стадиона до офиса в Гонконге – увеличились еще и долги. На первый взгляд все выглядит драматично: чистая финансовая задолженность всего за год выросла на 153 миллиона евро и теперь составляет 463 миллиона. Но при приближении нерв уходит: в ближайшее время клубу предстоит погасить всего 6,9% задолженности, основа (93,1%) – долгосрочные обязательства, которые нужно закрыть через много лет.
Например, 173 миллиона долга приходятся на неконвертируемые облигации, выпущенные в феврале этого года. «Ювентус» гордится этим шагом, Андреа Аньелли даже отмечал, что впервые крупный футбольный клуб поступил на рынке ценных бумаг настолько зрело, открыто и осознанно. Неконвертируемые облигации правда выгодны клубу: не нужно брать кредит в банке под довольно высокий процент, не нужно реализовывать дополнительные акции на бирже – клуб получает нужную сумму в комфортной обстановке и платит фиксированный процент (3,375%). Для инвесторов такие облигации выгодны низким уровнем риска – процентная ставка зафиксирована до самого погашения (в случае «Юве» это 3,375%).
Так как задолженности растянуты во времени, «Ювентусу» не нужно закрыть кошелек и верить в магию Криштиану Роналду. В четверг, 24 октября, совет директоров «Юве» соберется для того, чтобы утвердить решение об увеличении уставного капитала – как говорится в отчете, до сентября 2020-го клуб должен получить 300 миллионов евро (владелец «Ювентуса» EXOR уже отметил, что готов выделить 191 млн в соответствии со своей долей акций – 63,77).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/bc/2a4e8857c4ba1b52021b573f62ad2.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Деньги пойдут не на погашение задолженностей, а на агрессивное развитие. В документе обозначены две главные цели:
• «Инвестиции, которые требуются для спортивной конкурентоспособности» (La Gazzetta dello Sport утверждает, что летом 2020-го стоит ждать покупки суперзвезды, рассчитанной на поколение Z – ну, например, Мбаппе).
• «Усиление коммерческой деятельности, выход на международные рынки». «Ювентус» активно продвигается в США (например, в честь него был организован матчдей клуба НБА «Бруклин Нетс») и открыл офис в Гонконге – и в ближайшее время не остановится. «Ключевые рынки для роста – это США и Китай, – говорил в интервью Forbes коммерческий директор «Ювентуса» Джорджио Риччи. – Итальянский рынок в плане перспектив роста довольно ограничен. Мы достигли рекордного значения: 28-30 процентов всей футбольной аудитории Италии поддерживают нас».
La Gazzetta dello Sport уточняет, что под усилением коммерческой работы понимается также строительство маленькой арены для команды U23 и женского «Юве», расширение вип-зон и – возможно, главное – дальнейшая трансформация клуба в медиакомпанию. Трансфер Роналду подбросил «Юве» в рейтинге самых популярных клубов мира: за год аудитория клуба в соцсетях выросла с 50,4 миллиона подписчиков до 84,8. Это четвертое место в футболе – выше только «МЮ», «Барселона» и «Реал». По данным опросов Nielsen Sports в 45 странах, за год с мая 2018-го по май 2019-го туринцы получили 38 миллионов новых болельщиков.
Такую аудиторию нужно монетизировать – именно этим объясняется срочная докапитализация. Отставание от «МЮ», «Барсы» и «Реала» по части финансового оборота по-прежнему измеряется 200-340 миллионами евро. В гонке за сверхгигантами «Юве» не может позволить себе ни года паузы.
Лес на поле в Австрии – лучший стадионный арт года. Мы поговорили с создателем
История успеха футбольной школы из Сургута: от старта за 20 000 рублей до 7 залов и прибыли
Спонсорские лого на формах в РПЛ: «Спартак» – вечный лидер + новая популярная зона
Фото: globallookpress.com/Jonathan Moscrop, /Federico Tardito
Можно сказать, что "Серия А" вернулась.
Жаль только "Милан" пока в коматозе. Но может быть Пиоли наладит там атаку.
Хотя как по мне, надо бы защиту.
Смотри дальше на свою принцессу гномов, что ты тут потерял?