Умная продажа билетов в Польше: сожители сидят рядом, соцдистанция создается автоматически, посещаемость растет на 20%
Благодаря местной IT-компании.
Sport Connect – снова с примером из Европы, который может быть полезен вернувшемуся российскому футболу. Мы показывали Zoom-трибуну в Дании – несколько клубов РПЛ сделали нечто подобное, рассказывали о создании виртуальных зрителях Ла Лиги – «Матч ТВ» тестировал похожую технологию. Теперь поговорим об офлайн-аудитории и посмотрим на Польшу.
Чемпионат возобновили 29 мая, там тоже на стадионы можно зрителям. Базовое правило – допуск 25% от вместимости (завидуем не этому, а польской динамике: каждый день выздоравливающих стабильно в два раза больше, чем новых случаев).
Но местный сервис Roboticket помогает безопасно впустить еще больше болельщиков.
Разберемся на примере «Леха» из Познани – клуба, с которым Roboticket работает плотнее всего. У клуба стадион на 41 000 зрителей, допустимая вместимость сейчас – около 10 500 мест. «Лех» открыл три трибуны из четырех (формальный максимум снизился примерно до 7500 зрителей), но продал на матч с «Легией» в начале июля 8939 билетов.
Это прирост в 18% – и он абсолютно легальный, потому что Roboticket предложили уточнить регламент, клуб донес мысль до лиги, и в правилах появилась деталь: люди, которые живут в одном доме, могут сидеть рядом.
Система Roboticket учитывает это еще при онлайн-покупке билетов: если человек приобретает одновременно больше одного и отмечает, что остальные – для сожителей, карта свободных мест моментально перестраивается и помечает недоступными места буферной зоны вокруг выбранных. То есть сожители становятся одним слотом, система сразу понимает, что между ними не нужна социальная дистанция, и сохраняет в продаже дополнительное место, выигранное таким образом – только освобождается оно в соседней зоне, потому что карта доступных кресел моментально перестраивается.
Размещение болельщиков на трибуне хаотично, клубу нет смысла маркировать конкретные кресла, как это происходит сейчас на российских стадионах – конечно, в Польше многое строится на доверии, за соблюдением дистанции между разными компаниями сложнее следить, но для экстренных случаев есть обязательная идентификация. Во-первых, по паспортным данным и страховому номеру легко проводить выборочную проверку на матче. Во-вторых, если кто-то из болельщиков заразится, клуб сможет определить контактную группу и оповестить, кого нужно.
Roboticket – польская компания, которая предоставляет полный билетный софт: от онлайн-бронирования до CRM-системы и синхронизации с проходом через турникеты. Sport Connect обсудил свежую разработку с Михалом Пыдой – совладельцем и директором по развитию сервиса.
Насколько больше билетов так можно продавать и как все это работает?
• 18-20% роста – оптимальный средний показатель. Чисто математически можно добиться и 40% прибавки – но это получится, только если все болельщики придут на трибуны компаниями по шесть человек, такое невозможно. Средний показатель – почти два билета в одной транзакции: то есть по-прежнему многие покупают по одному, особенно за ворота, они сильно влияют на общую статистику. А на центральных трибунах больше семей, там показатель значительно выше.
• В системе два режима: ручной выбор мест и автоматическое распределение. Первый действует на больших трибунах, второй – за воротами. По такому принципу, например, устроена продажа у «Леха» и «Копенгагена»: тем, кто покупает дороже, предоставляем выбор, а на трибунах активной поддержки добиваемся максимально возможной по регламенту плотности – болельщик указывает нужное количество, система подбирает лучшие места из доступных.
• Как только человек кликает на место, создается буферная зона. Да, это происходит фактически до бронирования, до оплаты. Мы делаем так, чтобы избежать разочарования людей, которые выбрали место, но потом оказалось, что оно стало буфером для параллельной покупки, которую совершили чуть раньше. В одном заказе может быть максимум шесть билетов.
Доступные билеты на матч «Лех» – «Лехия», который пройдет 12 июля: по фигуркам людей видны брони компаний из трех-четырех и даже пяти человек
• Математическая модель рисует вокруг выбранных мест эллипс, круг или квадрат в зависимости от количества билетов в транзакции – этими тремя вариантами мы покрываем все возможные комбинации. Места, по которым проходит геометрическая фигура, пропадают из доступа. Хорошо, что пока никто не требует освобождать пространство вокруг в форме звезды или еще чего-то вычурного, а просто обеспечить по два сиденья в бок плюс по одному вверх-вниз и наискосок – не проблема. Кстати, когда мы начинали разработку, требовали три кресла по бокам, потом правило смягчили – наша система прямо по ходу продаж перестроилась и освободила дополнительные места.
Что если систему будут обманывать и как вы вообще убедили клубы попробовать?
Михал Пыда
• Конечно, возможен читинг: билеты рядом могут купить и те, кто на самом деле не живет вместе. Но это уже зона ответственности клуба, мы только предоставляем технологию. При покупке нужно поставить галочку, где покупатель подтверждает, что он знаком с правилами. Все билеты в Польше давно персонализированы (а в Дании, кстати, такое требование появилось только после выхода с карантина). У службы безопасности клуба есть все возможности дополнительно контролировать этот процесс, если нужно.
• Вообще-то до вируса мы разрабатывали противоположное решение. Элемент нашего софта – удобная карта стадиона, где можно видеть обзор с конкретной точки. Для нее мы построили геометрическую модель, которая помогает объединять болельщиков – группировать, сажать их ближе друг к другу. Чтобы было как можно меньше случайно разбросанных людей и мест между ними – их ведь очень редко покупают. Теперь нам нужно наоборот создавать буферные зоны, и мы просто развернули действие того же механизма в обратную сторону.
• Потенциальное увеличение выручки – фактор, который помог клубам принять финальное решение. Однако он не единственный. Мотивировало и желание не возвращать людям деньги за абонементы: предоставить услугу как можно большему количеству болельщиков. А еще одна важная мотивация – здравый смысл. Когда клубы поняли, что неразумно заставлять рассаживаться тех, кто живет вместе и спит в одной кровати, что глупое правило никто и соблюдать не будет – они как раз вышли на федерацию с предложением официально разрешить сожителям сидеть вместе.
• К сожалению, в спорте все еще недостаточно IT-ориентированных людей. Во многих странах местная федерация выпускала гайдлайны, и большинство клубов просто со всем соглашались. А в Польше у клубов сначала спросили, как они видят возвращение, какие у них есть пожелания – чтобы с их учетом идти в правительство и согласовывать регламент. Как раз в этот момент мы сказали «Леху»: настаивайте на разрешении для сожителей сидеть вместе, в этом только преимущества – не уверен, что повлияла именно наша идея, но решение приняли именно такое.
Где еще внедрят такую услугу и можно ли купить только ее?
• У нас 30 клубов-партнеров: в основном в Польше, Дании и Германии, по одному клиенту в Великобритании («Кардифф») и Бразилии («Палмейрас»), на эти рынки мы вышли в 2020-м. Пока такая услуга востребована только в Польше и Дании, потому что в остальных странах еще нельзя пускать зрителей. А в Дании просто есть лимит – 5000 вне зависимости от размера стадиона. Четыре клуба уже используют нашу технологию, в Германии ею точно заинтересовались – мы проводили презентацию для Немецкого футбольного союза, вскоре власти там будут принимать свое решение, в том числе на основе предложений DFB. «Палмейрасу» тоже идею презентовали – как только там вернут болельщиков, клуб сможет ее внедрить.
• Клубы, у которых вообще нет никакой умной билетной системы – лучшие клиенты для нас, потому что с нуля все можно внедрить очень быстро, буквально за пару недель. Но такое происходит очень редко. А вот перенос данных – история сложнее: тоже можно справиться за две-три недели, но понадобится гораздо больше усилий с обеих сторон, многое будет зависеть от объема данных и того, насколько удобно они обработаны. Наш плюс – не нужно устанавливать никаких программ, все происходит в облаке. А так как используем Amazon Web Service с серверами во всех частях мира, со скоростью и удобством доступа никаких проблем.
• Мы не планируем продавать услугу для бронирования на соцдистанции отдельно от своей билетной системы, хотя решение уже привлекло нескольких потенциальных клиентов. Моя любимая метафора: перед тобой машина с прозрачным верхом – выглядит классно, но ты ведь не будешь менять свою на эту только из-за крыши, точно изучишь технические характеристики, салон изнутри. Так и с нами: никто не бросается сотрудничать только из-за этой услуги, во многих странах вообще не знают, когда смогут пускать зрителей и долго ли жить с ограничениями. У нас нет иллюзий, что все полетят к нам за контрактами, наша задача – показать, насколько мы гибкие, даже в таких обстоятельствах. Мы вообще больше думаем об инновациях, чем о продажах – иногда мне самому жаль, что компания устроена так. А любого, кто придет за одной фичей, попытаемся убедить, что полезнее работать с системой Roboticket в целом.
Польская лига увеличила стоимость телеправ на 50% и оторвалась от России. Почему у них получилось?
Фото: legia.com/en; instagram.com/pmichu
Да это же большинство российских клубов!
На самом деле, кроме шуток, нечто подобное давно напрашивается, и не только в РПЛ. Клубы настраивают подобные системы (если вообще настраивают), кто во что горазд. Это неудобно.
К тому же как раз для этого Роботикет и сделал так, что билеты пропадают из доступа не во время оплаты (там как раз шансы на совпадение бы увеличились, потому что люди могут долго вводить данные карты, что-то еще), а сразу по клику на конкретное место