«Спартак» не справился с прессингом «Сочи» и был опасен только на стандартах. Кононов даже не знал схему соперника
Фернандо – лучший с мячом, но в обороне – провал.
1. На Кубке «Матч Премьер» Олег Кононов использовал три схемы: 4-3-3, 4-2-3-1 и 4-4-2. В прошлом сезоне тренер «Спартака» почти всегда играл 4-4-2 (редко – 4-2-3-1), поэтому казалось, что выбирал Кононов именно из этих двух расстановок (к тому же, 4-3-3 были еще в первом матче предсезонного турнира – с «Ростовом»).
Против «Сочи» «Спартак» вышел с 4-2-3-1: Джано в роли десятки и Ломовицкий на левом фланге полузащиты. «Он достаточно хорошо провел отрезок подготовки к игре, поэтому выбрал его. Учитывали, что он с левой ногой будет с Айртоном работать на фланге», – объяснил Кононов после матча.
Состав «Спартака» с «Сочи» полностью повторял старт против ЦСКА пару недель назад.
2. «Сочи» собрал половину состава уже в июле и в межсезонье был довольно закрыт: в общем доступе есть запись матча с «Риекой» (полторы недели назад), известно о разгромном поражении от «Спартака» (с четырьмя игроками на просмотре в старте) и победе над «Лучом» (состав клубный сайт скрыл). У команды Точилина точно были и другие контрольные игры: подписание Карапетяна сайт сопроводил «присоединился к команде во время сборов, в трех матчах забил четыре гола».
Несмотря на это, схема «Сочи» легко угадывалась: пять защитников, четыре полузащитника и один нападающий. По такой расстановке «Сочи» играл против «Риеки», против «Спартака» были только четыре кадровых изменения: Новосельцев, Набиуллин, Казаев и Полоз вместо Юрганова, Почивалина, Билялетдинова и Карапетяна.
3. Первые 20 минут – катастрофа для «Спартака», хуже могло быть только в одном случае – при пропущенном голе. «Сочи» запер москвичей на их половине, визуально намного больше владел мячом, точно – в более опасных зонах (к сожалению, у Opta случился сбой – онлайн-статистики матча на момент публикации этого текста нет) и классно комбинировал (в том числе – на третьего).
Большая часть атак «Сочи» проходила через правый фланг: там очень высоко располагался латераль Маргасов, ближе к этому краю действовал капитан гостей Песегов. Это два самых пасующих игрока у Точилина в матче, в том числе – по пасам в штрафную (4 из 6 точные у Маргасова, 2 из 9 у Песегова – но он выполнял стандарты) и в одно касание (12 из 22 точные у Тимофея, 17 из 19 – у Евгения).
4. Позиционных атак «Спартака» с качественным продвижением мяча в первые 20 минут мы не увидели. Кононов после игры сказал, что «Сочи» был очень агрессивен, а четче всех причины стартового провала сформулировал Ломовицкий (и это его лучшее действие за вечер): «Сочи» очень хорошо прессинговал, у нас не получалось выходить».
Основное давление «Сочи» оказывал на Рассказова, которому чаще всего логично пасовал Жиго. При этом вряд ли можно сказать, что гости загоняли начало атак «Спартака» в эту зону – в нескольких эпизодах москвичи сами не разворачивали мяч на свободного Айртона (в том числе – Максименко, пару раз быстро не выбросивший рукой на открытого бразильца).
У Рассказова с выходом из-под прессинга были большие проблемы – Николаю приходилось либо пасовать назад Жиго (17 пасов – самый популярный адресат пасов правого защитника «Спартака), либо самому разворачиваться к своим воротам, чтобы Набиуллин (чаще) или Казаев сразу не перехватили мяч.
5. Показательна карта потерь «Спартака» на своей половине в первой тайме. Из 9 потерь 8 случились в правом полуфланге/фланге: 2 – у Бакаева, по 1 – у Рассказова, Фернандо и Луиса Адриано. Рекордсменом неожиданно стал Зобнин – 3 потери.
При этом без мяча Роман тоже был не в порядке: неправильно выбирал позицию и даже где-то просто недобегал за соперником.
6. Из-за неважной игры Зобнина (особенно – в первом тайме) не очень понятно, как бы «Спартак» оборонялся, если бы Роман постоянно действовал ближе к левому флангу, но Фернандо в обороне в той зоне – провал. Именно бразилец чаще всех отвечал за левый полуфланг при атаках «Сочи» (Зобнин оказывался в этой зоне, если Фернандо начинал атаку «Спартака» в правом полуфланге, а «Сочи» накрывал хозяев прессингом и забирал мяч на их половине).
Фернандо сделал из Бурмистрова настоящего короля поиска пространства. Никита оставлял край для подключений Маргасова, сам смещался в правый полуфланг и вообще без давления получал мячи из глубины.
Передачи на Бурмистрова от Маргасова тоже проходили без особых проблем.
И это еще не самые ужасные позиционные ошибки Фернандо – самые эпичные трудно показать на скрине из-за динамики эпизода (например, на 21-й минуте).
«Спартаку» повезло, что перед штрафной Бурмистров действовал предсказуемо – почти всегда убирал мяч под левую. За пару секунд защитники успевали заблокировать передачи/удары, но один раз Бурмистров все-таки опасно пробил из-за штрафной. Этот удар привел к возможному нарушению Рассказова на пытающимся добить мяч Казаеве.
7. Через левый фланг Набиуллина «Сочи» атаковал реже (18 атак против 31), зато Эльмир вспомнил времена добердыевского «Рубина» и убивал Бакаева и – особенно – Рассказова в скоростных проходах (а вы помните гол Набиуллина «Уфе» три года назад?).
Набиуллин был хорош не только в них – вовремя включался в прессинг по Рассказову (самый яркий эпизод – отбор и желтая карточка для защитника «Спартака» во втором тайме) и забегал на дальний угол штрафной при подачах с правого фланга.
Это был один из самых опасных моментов матча – «Спартак» после удара/прострела Набиуллина и удара Бурмистрова спас только Джикия. «Бакаев зачастую оставался в атаке, он должен больше помогать Рассказову», – отметил Кононов.
8. Интенсивный прессинг – то, чего Кононов на словах требует от «Спартака». Надо быть честным – в нескольких матчах (например, с «Зенитом» в марте) москвичи реально душили соперника давлением на его половине, только в довольно короткие отрезки.
После игры с «Сочи» Кононов отметил, что в первом тайме гости качественно выходили из обороны, но (опять нужно быть честным) прессинг «Спартака» был ужасен (хотя как это можно назвать прессингом?).
9. После 25-й минуты «Сочи» практически отказался от прессинга (четыре-пять игроков вместе оказывались на половине «Спартака» еще раза четыре до конца тайма), но переходя центральный круг «Спартак» с игры мог качественно подобраться к штрафной Заболотного только через два компонента: передачи Фернандо между линиями и рывки Айртона.
У «Сочи» возникали проблемы при передаче игроков (чаще всего – Ананидзе) от Песегова к центральным защитникам (чаще всего – Миладиновичу). Евгений постоянно показывал защитникам, что он отпускает уходящего ближе к штрафной «Сочи» игрока, но защитники не успевали сделать пару шагов вперед и накрыть этого футболиста при приеме.
Этим пользовались Фернандо (например, на 31-й минуте так он нашел в финальной трети Ананидзе) и Джикия (на 42-й отдал Ананидзе – после стенки с Луисом Адриано грузин пробил из-за штрафной. Кононов после матча сказал, что Жано мог покатить правее Бакаеву).
Даже из таких моментов «Спартак» не выжимал ничего опасного. Наверное, самой острой атакой москвичей в первом тайме с игры был прорыв Айртона на 30-й минуте – Луис Адриано не успел адекватно замкнуть прострел на дальней штанге.
«Минут 20 нам – зачет. Последние минут 15 немного просели», – сказал Песегов в перерыве.
10. В начале второго тайма ничего не изменилось: «Сочи» качественно прессинговал и мешал «Спартаку» развивать атаки низом, а после выносов вперед у москвичей мало что получалось – большинство подборов выигрывала команда Точилина (всего за матч – 92 против 76).
Острота возникала только после ошибок Цаллагова – сначала у Ибрагима Айртон отобрал мяч на половине «Сочи», а затем опорник гостей потерял сместившегося в полуфланг Зобнина (правда, там была серия неудачных действий гостей, начавшаяся с выбрасывания Казаева).
Второй эпизод не кажется случайным: после перерыва Рассказов поднимался ближе к чужой штрафной, Бакаев – чаще уходил в полуфланг, а Зобнин – врывался в него. Так «Спартак» часто получал преимущество 2-в-1 на маленьком расстоянии – Новосельцев обычно не рисковал выбрасываться вперед на Бакаева или Зобнина.
11. При всей недисциплинированности Фернандо без мяча его продажа в Китай станет для «Спартака» кошмаром (как, скорее всего, станет и отъезд Зе).
Практически все проникающие передачи москвичей во втором тайме отдавал бразильский опорник. После матча Кононов признался, что думал перевести Фернандо на позицию десятки (вместо этого выпустил Игнатова). Отказ тренера «Спартака» от этой идеи кажется очень правильным решением – из глубины Фернандо имеет больше времени и пространства для передач (и в ноги, и за спину), а полноценной замены ему нет (возможно, Умяров – но в будущем).
12. «Спартак» забил победный гол со стандарта, но штрафные и угловые у ворот Максименко – тоже ужас.
Хозяева ошибались позиционно (Рассказов дважды упускал соперника – например, на 57-й минуте после розыгрыша углового и подачи Песегова за Николая Калугин бил с линии вратарской) и просыпали быстрые розыгрыши «Сочи» (на 59-й минуте короткую передачу Песегова на Бурмистрова с углового ожидал только Фернандо – и то он не помешал Никите пробить в створ).
13. Кроме частых смещений Бакаева внутрь, Кононов серьезно не менял игру «Спартака»: на 61-й минуте вместо Ломовицкого вышел Понсе, который занял место на левом фланге. Через девять минут Понсе поменялся позициями с Луисом Адриано (мы видели такое от Кононова поздней осенью 2018-го – тогда Адриано менялся с Ханни), а еще через девять вместо бразильца вышел Мелкадзе.
Игнатов заменил Ананидзе на 65-й минуте – тоже замена по позиции.
14. Зато «Сочи» во второй половине второго тайма поменял стиль – действовал глубже, а вперед выходил через забросы на Карапетяна, вышедшего вместо Полоза. Дмитрия явно удивила замена, но в целом и он, и Карапетян не сильно помогли Точилину.
До Полоза мяч почти не доходил (только при смещениях в полуфланги и глубину), а Карапетян проигрывал борьбу защитникам «Спартака» (4 выигранных единоборства из 16). Один раз Карапетян продавил Рассказова, но даже из того эпизода Александр ничего не выжал.
Замена Калугина на Кудряшова и переход Новосельцева на место правого центрального защитника – интересное решение Точилина, значение которого преувеличено.
Почему Точилин пошел на такие перестановки неясно (конечно, на пресс-конференции его об этом не спросили), но в моменте, приведшем к голевому угловому «Спартака», Кудряшов сначала пролетел мимо мяча и упустил Бакаева, а затем сам догнал Зелимхана.
15. Гол Жиго с углового – неслучайность. Еще в первом тайме француз опасно бил после подачи Фернандо с углового – тогда против Жиго играл Казаев.
Голевой эпизод – гораздо более сложный. При входе в штрафную «Сочи» «Спартак» получил ситуацию 2-в-3: Жиго и Джикия против Песегова, Казаева и Цаллагова. Забавно, что победный гол забит из-под лучшего игрока матча, но, во-первых, Песегов оказался рядом с Жиго скорее ситуационно («Сочи» оборонялся зонно), а, во-вторых, был фактор Владимира Москалева.
Два удара Жиго, удар Адриано с углового во втором тайме, когда бразилец грамотно остался на втором темпе – самые опасные моменты «Спартака» в дебютном матче сезона.
16. Два момента – для конца текста.
Судейство Москалева примерно соответствовало уровню игры «Спартака». Как минимум эпизод с Казаевым и гол Жиго – очень спорные (и да, рука Миладиновича – тоже). На «Матч Премьере» действия Москалева анализировал Юрий Федотов – и вряд ли судейский комитет сейчас доволен, что в паблик вынесен матч с неоднозначными решениями.
Второе – снова Кононов. На пресс-конференции тренер «Спартака» сказал, что абсолютно не знал, по какой схеме будет играть «Сочи».
Повторюсь: летом «Сочи» действовал закрыто, возможно, команда Точилина сыграла десять матчей, о которых мы не знаем, с четырьмя защитниками. Но в товарищеских матчах со «Спартаком» и «Риекой» сочинцы играли в пять.
Поэтому рассуждения Кононова кажутся странными.
Использованы данные InStat.
«Спартак» возила команда, которой неделю назад не было. «Сочи» – 😍
VAR на Sports.ru: стоило ли засчитывать гол Жиго?
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; spartak.com
С Фернандо ситуация будет точно такой же: да, у него есть серьёзные недостатки, но если ты знаешь их, то скрывай, используй сильные стороны. Без него у нас не останется игрока, способного вскрывать оборону посредством передач (Жиго и Джикия имеют неплохие навыки игры в пас, но их позиция не распологает активной диспетчерской деятельности, да и уровень не Фернандовский). Что получим взамен? Серенького игрока, который не привнесёт ничего нового?
Проблема Фернандо - безобразная игра Ромки Зобнина. Причём безобразная она уже больше года. Дело усугубляется его ограниченностью - он типичный ролевик - разрушитель. Вперёд играть не умел и не умеет. Когда рядом был Промес, у Ромы было 2 простых опции игры, получая мяч: Фернандо или Куинси. Теперь опция осталась одна, это сильно упрощает задачу сопернику. Затем добавились ошибки в обороне, и получилось, что мы имеем игрока без созидания, и с проблемами в разрушении. Причём, у него также нет никакого козыря: ни удара, ни дриблинга, ни габаритов, чтобы затоптать.
Каррера в чемпионский год очень много экспериментировал, подстраивался под соперников и под своих футболистов, команда была очень гибкой. После чемпионства гибкость куда-то пропала, и сразу демаскировались все слабые стороны наших игроков. Кононов ситуацию только усугубил - он категорически не способен придумать, что с этими парнями надо делать. Словом, у нас есть одна хорошая новость - мы не привязаны к стадиону и телевизору, можем смело ездить на дачу когда хотим, а не когда надо подстраиваться под игру Спартака)
Но там почти весь матч прошел под этим фактором.
Особенно поразила затяжка времени с подачей углового судьей(!) после гола Спартака.
Клоун. Достойная смена Хусаинова выросла.