17 мин.

«Аякс» против Гвардиолы. Кажется, Тен Хаг придумал новый метод играть красиво

Вадим Лукомский – о потенциальной революции.

Успехи «Аякса» круче всего, что было раньше

В последние 2-3 десятилетия пропасть между богатыми и бедными в футболе растет с невероятной скоростью. Главное последствие – смерть истинных сенсаций. Не значит, что они совсем пропадут (они никогда не исчезнут). Но их масштаб сильно изменился.

Теперь вполне нормально считать сенсацией выход в полуфинал Лиги чемпионов клуба из топ-5 лиг с отличным (просто не гигантским) финансированием – например, «Монако» или «Рома». В условиях растущей пропасти такие достижения справедливо вызывают восторги, но на деле это лишь второй эшелон богатых клубов, а не истинные андердоги.

В этом году особенно часто вспоминали великую цитату Йохана Кройффа: «Никогда не видел, чтобы мешок денег забивал гол». С каждым годом она становится все менее актуальной. Мешок не забивает, но корреляция между мешками и количеством голов пугающе очевидна.

Но для «Аякса» принцип Йохана все еще работает. Эта команда вернула веру в истинные сенсации. Многие до сих пор недооценивают масштаб амстердамского чуда. Ни один другой сенсационный полуфиналист (или победитель ЛЧ) не сталкивался с таким неравенством.

Сравним ситуацию с той, в которой в 2004-м был «Порту» – пожалуй, главный сюрприз в современной истории футбола. Это даст хороший контекст трудности задачи, которая стояла перед «Аяксом»,

Иронично, что и «Порту», и «Аякс» по пути к успеху обыграли самую богатую команду года (в случае «Порту» – «Ман Юнайтед»; в случае «Аякса» – «Реал Мадрид»). Сравним финансовое неравенство между этими командами – и узнаем, как сильно команды-сенсации уступали истинным топам своего времени:

• Оборот «Порту» на момент триумфа был в 5,5 с половиной раз меньше, чем у «МЮ». Оборот «Аякса» – в 8,2 раза меньше, чем у «Реала».

• Еще более четкую картину даст сравнением по зарплатам (они лучше всего коррелируют с результатами команд). «Порту» платил игрокам в 3,6 раза меньше, чем «Юнайтед». «Аякс» платит в 7,5 раз меньше, чем у «Мадрид».

• За последние 15 лет задача андердога из нетоповой лиги усложнилась больше, чем в два раза. Вот истинный контекст достижения «Аякса». Совсем уникальной историю голландцев делает стиль.

Если изучить статистику успешных в ЛЧ команд за все сезоны, по которым есть детальные данные, обнаружится два пути к успеху – много тратить и найти удобный купленным игрокам стиль (история почти любого топ-клуба), либо ставить на контратаки и верить, что повезет (современная андердог-стори). «Аякс» показал, что есть третий путь – доминировать в матчах и побеждать богачей, даже когда тебе не везет.

Все сенсационные полуфиналисты последнего десятилетия играли в контратакующий футбол: кто-то в больше степени, кто-то – в меньшей. Не значит, что у всех был трусливый футбол, но эти команды неизбежно зависели от двух вопросов: позволит ли соперник сыграть вторым номером? (1); повезет ли в реализации? (2).

«Аякс» все изменил. У них лучшие цифры по ударам и владению из всех сенсаций. На самом деле результат команды Эрика тен Хага даже занижен из-за чудовищно трудных жребиев (и в группе, и в плей-офф). «Аякс» вообще не зависел от удачи. По делу вынесли «Мадрид» и «Ювентус». Оба противостояния могли получиться даже более простыми для «Аякса» – в домашних играх голландцы не наказывали соперников, хотя играли лучше.

Промежуточный итог: «Аякс» прыгнул выше головы (даже сильнее, чем изначально казалось) и сделал это максимально стильно (вопреки силе соперников).

У нас два пути. Первый – списать все на уникальное стечение обстоятельств. Мол, «Аяксу» сказочно повезло с поколением и селекцией – финансы лгут, их игроки не хуже, чем у топов, поэтому они играли так ярко.

Второй – Эрик тен Хаг отыскал тактический грааль. Именно благодаря тактике «Аякс» сделал то, что считалось категорически невозможным. Если это правда, то изучение «Аякса» более богатыми клубами приведет к тактической революции.

Пожалуй, и то, и другое. Состав «Аякса» вряд ли в 7,5 раз хуже, чем у топ-клубов. Но команда действительно делает уникальные в тактическом плане вещи, которых не увидишь даже в исполнении более классных команд, которые держатся схожей философии. На мой взгляд, тактический элемент – главный. Минимум две вещи делают команду тен Хага уникальной в игровом плане.

Игра «Аякса» в атаке совсем не похожа футбол Гвардиолы

Пеп Гвардиола – очевидный ориентир в любом разговоре про тен Хага. Когда каталонец тренировал «Баварию», Эрик работал со второй командой. Они много общались. Уровень взаимного уважения зашкаливает.

«Я до сих пор смотрю все матчи «Баварии». «Бавария» стала моим клубом. Пеп изменил немецкий футбол, я смотрел практически каждую его тренировку. Это дало мне важные методологические уроки – я стал лучше понимать, как переносить философию на поле», – объяснял тен Хаг.

Последние слова особенно показательны. Тен Хаг взял у Пепа методологию и формат тренировок, но не спешит перенимать элементы, с которыми не согласен. Его взгляды и философия – другие. Просто благодаря Гвардиоле он стал лучше понимать, как привить это команде на практике.

Вернувшись в Голландию, тен Хаг возглавил «Утрехт» и уничтожил кучу устоявшихся принципов. «В Голландии отход от 4-3-3 считается практически богохульством. Но Эрик тен Хаг использует разные системы – это его оружие. Он готов менять абсолютно все, бросать вызов тому, во что верят остальные, и требовать от игроков максимальной гибкости», – объяснял защитник «Утрехта» Урби Эмануэлсон.

Помешательство на 4-3-3 было не единственной вещью, которая бесила тен Хага в Голландии. «В мире нет второй страны, в которой центральные защитники пасовали бы мяч друг другу так часто», – возмущался тренер перед тем, как возглавить «Аякс».

В системе Гвардиолы этот подготовительный пас тоже важен, пускай и не стал болезнью как в Голландии. Тен Хаг его презирает и играет более вертикально. Разница между «Сити» и «Аяксом» хорошо прослеживается через кластеры самых частых передач.

«Аякс»: вертикальность и быстрая доставка мяча на фланги через короткие передачи, фланги используют для создания там преимуществ и комбинаций.

«Манчестер Сити»: больше горизонтальных передач, стремление проникать в штрафную через опорную зону, фланги используются, чтобы растянуть соперника и вскрыть центр.

Модель Гвардиолы основана на делении тренировочного поля на 20 зон и обучении игроков, как их правильно заполнять. На выходе тренер получает два важнейших элемента – гармоничное расположение футболистов (не слишком близко друг к другу, все важные зоны контролируются при владении и на случай потери) и постоянное создание ширины (иногда за счет вингеров, иногда за счет фланговых защитников).

Тен Хаг нарушает обе аксиомы Пепа. Так он описывает любимый стиль: «Суть заключается в создании палитры игры – над этим мы работаем на тренировках. Мы даем игрокам решения. Игровую палитру, на которую можно опереться. Мы добавляем в нее все больше и больше оттенков – постепенно она становится все более и более гибкой. Мы называем это «автоматизмами» – ситуации, когда игрок может сориентироваться и сыграть очень быстро, благодаря знанию игровой палитры. Дальше начинается импровизация – как в театре. Но импровизировать можно, только если знаешь сценарий наизусть».

Для Гвардиолы структура – основа всего. За нарушения он наказывает игроков заменами. Для тен Хага структура – это набор решений для трудных ситуаций, как только игрок чувствует, что может нарушить ее и не навредить команде, он получает такое право.

На практике это приводит к тому, что футбол «Аякса» более свободен и основан на создании численных преимуществ на флангах. Вот частая ситуация:

Сразу 5 футболистов «Аякса» собраны на маленьком участке поля. Согласно концепции позиционного футбола, игроки не должны располагаться так близко друг к другу – это противоречит принципам Пепа/Кройффа. «Некоторые катарские игроки подходят ко мне на расстояние метра. Я объясняю им: «Если бы Марадона и Пеле играли за одну команду в метре друг от друга, я бы выглядел лучшим защитником мира на их фоне. Но если между ними 15 метров, что я вообще могу против них сделать? Кого должен перекрывать? Они смогли бы пасовать мяч друг другу 3 дня без единой ошибки», – объяснял Хави.

Все это абсолютно логично. Просто посмотрите, сколько пространства получит «Юве» в случае потери «Аяксом» мяча – это небезопасное расположение игроков. Но «Аякс» создает такие ситуации умышленно (не всегда такие радикальные, но всегда с преимуществом). Ставка на то, что игроки достаточно хороши, чтобы не потерять мяч при комбинациях на ограниченных участках поля. Для этого требуется техника, интеллект и телепатическое взаимопонимание. В случае «Аякса» прием чаще срабатывает, чем приносит проблемы.

Тен Хаг не просто поставил на техничных игроков и дал им такую идею. Команда обучена готовить такие фланговые эпизоды. «Аякс» даже умеет выбирать уязвимый фланг и давить именно на него. Если нужная сторона поля надежно защищена, команда использует фейковую смену направления атаки, чтобы создать пространство для флангового розыгрыша:

Почему «Аякс» играет именно так и почему это работает? Помимо идеологических убеждений тен Хага, есть еще две причины: во-первых, Френки де Йонг, во-вторых, особенности атакующих игроков.

Де Йонг – ключевой для розыгрыша и продвижения мяча футболист. В 90% матчей он совершает больше касаний, чем любой из партнеров. Такой игрок неизбежно определяет характер игры всей команды. А Френки не большой любитель строгих правил. «Мои качества строятся на интуиции. Я не могу ее игнорировать. В противном случае превращусь в одного из миллиона просто перспективных игроков моего возраста. Иногда тренеры говорили делать мне одно, а я выходил и играл в свой футбол», – объяснял Френки.

Первый тренер Де Йонга Робби Хендрикс считает, что его таланты действительно важнее любых установок: «Он из тех игроков, которые не знают в точности, что сделают через секунду. У него нет фиксированного плана. Он импровизирует. Он чувствует, как двигаются партнеры и за счет инстинктов всегда выбирает верное решение. Поэтому его трудно тренировать. Если говоришь ему идти налево, он почти точно пойдет направо».

Вероятно, важный мотив тен Хага – подстроение под лидера. Например, тренер признавался, что поменял под него схему. «С точки зрения цифр наша система нелогична. Возьмем для примера Френки – он любитель приключений, всегда готов рисковать с мячом и без него. Можно ли поставить такого игрока на позиции опорника в 4-3-3? Вряд ли, слишком часто его не будет на месте. В итоге, я решил играть с двумя опорниками».

Говоря о нелогичности, тен Хаг, вероятно, имеет в виду слова Кройффа про схему 4-2-3-1, которую использует «Аякс». «В 4-2-3-1 есть «десятка» и два игрока за ним, в 4-3-3 – «шестерка» и два игрока впереди. При 4-2-3-1 два игрока опорной зоны вынуждены отдавать точные пасы на 60 метров, имея только один вариант продвижения через центр. Это невозможно», – считал Йохан.

На деле 4-2-3-1 «Аякса» уникальны – как раз из-за де Йонга. В плане продвижения мяча он действительно способен творить невозможное – этот график показывает, как сильно он превосходит любого другого игрока в этом компоненте. Плюс из-за свободы Френки 4-2-3-1 часто перетекают в 3-4-2-1 или 4-3-3.

«Аякс» умело обходит описанную Кройффом проблему, а де Йонг действительно заслуживает такую важную роль. Показательна его игра против «Юве». Макс Аллегри был уверен, что обезвредил его, но свобода и интеллект Френки победили. «Де Йонг располагался ближе к левому флангу – нашему правому. Я решил использовать Бернардески для игры против него. Но буквально через пару минут де Йонг понял это – и переместился ближе к правому флангу. Это вынудило использовать против него другого игрока. Вся игра «Аякса» идет через Френки», – вспоминал экс-тренер «Юве».

Простое решение Френки разбило план Аллегри – слева у «Юве» Роналду. Либо португалец пашет против де Йонга (а он не сможет отработать как Бернардески), либо выдвигается полузащитник (например, Матюиди), что рушит игру «Юве» в центре.

Приемы де Йонга хорошо дополняются свободой атакующих игроков. «Мы добились успехов вместе. Не надо недооценивать тактический интеллект игроков. Некоторые из них невероятно умны. Часто они сами знают, что делать», – объяснял тен Хаг.

Он дает фланговым игрокам практически полную свободу. «Тадич (в чемпионате Голландии он играет на левом фланге – Sports.ru) и Зиеш лучше всего проявляют себя, когда получают свободу и возможность играть на интуиции. Я даю им такое право, даже если они стартуют на фланге», – говорит тренер. Огромный контраст с футболом Гвардиолы, который однажды заменил Тьерри Анри в перерыве матча, где француз забил гол, но недостаточно дисциплинированно держал позицию на фланге.

Свобода фланговых игроков уравновешивается движением Донни ван де Бека. Пожалуй, он самый умный из атакующей четверки «Аякса». Ван де Бек идеально подстраивается под позиции партнеров – он может оказываться как в штрафной, так и на любом фланге, когда одна из этих зон пустует.

Итого: футбол «Аякса» вертикальнее, чем у Гвардиолы, розыгрыш мяча больше завязан на Де Йонге, чем на структуре, атакующие игроки получают свободу, даже если это противоречит принципам позиционной игры. Лично мне такой футбол кажется зрелищнее, чем у Пепа – тут больше комбинаций, скорости и вариативности. Тен Хаг доказал, что все это можно сочетать с мощнейшими результатами.

Прессинг «Аякса» тоже особенный

Сразу после возвращения из Германии тен Хаг пообщался с репортером De Correspondent Михилем де Хогом. В качестве главного сюрприза тренер выделил контраст в отношении к игре без мяча в Германии и Голландии. В Голландии прессингу перестали уделять время, в Германии ни дня не проходит без совершенствования командного давления.

Эрик вооружился немецкими принципами – и внедрил их в «Аяксе». Ключевую роль в этом сыграл его помощник Алфред Схройдер, который ранее работал с Юлианом Нагельсманном. «Аякс» освоил классическую версию зонного прессинга с ультракомпактностью, «затенениями» и прочими прелестями – об этом уже был подробный текст.

В идеале Схройдер и тен Хаг стремятся даже следовать великой мантре Юргена Клоппа: «Контрпрессинг – лучший в мире плеймейкер». Эрик объяснял: «Мы сильно прибавили в прессинге. Количество моментов, когда его нет или он недостаточно эффективен, сокращается. Но теперь мы хотим, чтобы наше зонное давление приводило к моментам у ворот соперника. Мы продолжаем развитие – это постепенный процесс».

Фишка «Аякса» в том, как тен Хаг преобразовал немецкую классику. Тренер признавал, что иногда хочет вытеснить соперника с одной стороны поля. Поэтому команда провоцирует соперника сыграть в другую сторону, оставляя эту часть более свободной. Когда соперник выполнил нужный пас, начинается активное давление.

Тен Хаг называет это «вариативным прессингом». Сначала игроки находятся в смелых, но пассивных позициях (около соперников, но без активного давления). Это направляет атаку в нужную сторону (либо в другую сторону, но там у «Аякса» перевес). Потом начинается активная стадия – «Аякс» всей командой давит на зону, куда направили мяч. Более подробно этот прием разбирался после игр с «Реалом» (раздва).

Главное достоинство – сокращение площади прессинга. Обычная команда отвечает на вопрос, как покрывать все поле. У «Аякса» другие вопросы: как покрыть 3/4 поля и какой фланг сделать более свободным? Прием с более свободным флангом команда использует всегда – даже если у соперника нет явного слабого звена.

На выходе получается шедевральная прессинг-карта: финальная треть поля вся красная (супервысокая интенсивность оборонительных действий), вся своя половина поля – черная (интенсивность ниже среднего по лиге, так как команда много владеет мячом и основную оборонительную работу делает выше). Честно говоря, это самая близкая к совершенству прессинг-карта из всех, что я видел.

Если этим воспользуются топ-клубы (привет, «Барса»), нас ждет революция

По соотношению «качество состава-результат» тактика «Аякса» лучшая в Европе. Возможно, не только в этом сезоне, но и вообще в современной истории.

«Никто не тренируется по нашим методикам. Ни в одном другом клубе качества игроков не сочетаются так гармонично. За границей игроков оценивают по индивидуальным качествам, а не по ценности для команды. В «Аяксе» индивидуальные слабости маскировались командой. В этом и есть суть тактики. Другие страны в этом отношении отстают – там важны талант и характер», – объяснял Луи ван Гал в 1997-м.

Кажется, тен Хаг вернул «Аякс» в позицию, когда клуб опережает время. С начала 2010-х футбол помешался на копировании Гвардиолы. Плохие копии выглядят убого. Оригинал без магии Иньесты и Хави намного более прагматичен, чем все думали (и не так прекрасен эстетически). «Аякс» показал, что можно строить зрелищный футбол иначе – результаты только круче, красоты, на мой взгляд, тоже больше.

Я вижу лишь один значимый минус, с которым система тен Хага не справляется – слишком рискованный контрпрессинг. Как я отмечал выше, с таким количеством игроков в одной точке для комбинаций, соперник получает слишком много свободы в других зонах. Сразу после потери «Аякс» накрывает именно зону, где потерял мяч – выбраться трудно, но, если выбираешься, получаешь шикарные условия для контратаки.

Это делает систему уязвимой против соперников, которые способны преодолеть стартовое давление и быстро играют вперед через нападающего, который цепляется и удерживает мяч. «ПСВ» и «Фейеноорд» громили «Аякс» в чемпионате с таким планом. «Тоттенхэм» тоже это использовал – их лучшие отрезки в играх с голландцами были именно с Фернандо Льоренте в атаке.

Не факт, что тен Хаг сотворил революцию, но посмотреть его абсолютно уникальные принципы на более высоком уровне хочется. Пока тренер не собирается никуда уходить. В качестве причины решения Эрик выделяет именно правильный стиль «Аякса»: «Больше всего горжусь тем, что у нас привлекательная команда. Мы сыграли много матчей, которые останутся у всех в памяти. Люди запомнят этот «Аякс».

Поэтому пока речь скорее об изучении «Аякса» более богатыми клубами. Больше всего в такой мини-революции сейчас нуждается «Барселона». В прошлом сезоне команда окончательно потеряла традиционный стиль, но приобрела Френки де Йонга, который знает методы тен Хага и был ключом к розыгрышу мяча «Аяксом».

«Аякс» – самая яркая команда 90-х. Луи ван Гал был физруком (реально) и сделал из поколения Бергкампа суперзвезд

Голландский футбол снова прекрасен. Это часть его безумного вечного цикла

Фото: Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos, Stuart Franklin, David Ramos; vi.nl/imago sportfotodienst; globallookpress.com/imago-images.de, firo Sportphoto/Jurgen Fromme, imago sportfotodienst, Stanley Gontha/ZUMAPRESS.com