Скучный обзор английского финала Лиги Чемпионов
Интересный розыгрыш начального удара «Ливерпулем», длинный мяч на левый фланг, серия единоборств и подборов, Мане, убежавший за спину Триппьера, и последующий пенальти – эта игра закончилась слишком рано. Тем не менее аналитик InStat Игорь Печерица досмотрел ее до конца, а затем написал этот текст
С первой минуты получился знакомый сценарий, когда одни не могут, а другие не хотят. Это примитивно, но «Ливерпулю» не требовался лишний риск, тогда как «Тоттенхэм» испытывал его нехватку.
Оказавшись в проигрышном положении, лондонцы слишком долго искали простые, но эффективные решения. Возможно, им стоило раньше полагаться на пример «Ливерпуля», действовавшего по большей части по принципу: можешь упрощать – упрощай и беги за спины.
Прессинг «Ливерпуля». Закрытый левый фланг атаки «Тоттенхэма»
«Тоттенхэм» до перерыва делал чрезмерный акцент на короткий розыгрыш (всего за матч 97 точных коротких передач, почти вдвое больше, чем «Ливерпуль»), при этом сталкиваясь с высоким прессингом соперника и преимущественно слаженной игрой при перекрытии свободных зон.
Не берусь утверждать, что прессинг «Ливерпуля» конкретно был направлен на то, чтобы направлять атаку «Тоттенхэма» слева направо, но Салах очень внимательно относился к подходу к Вертонгену. Заход на прессинг египтянин совершал по внешней стороне, таким образом, чтобы после приема мяча центральный защитник «Тоттенхэма» не имел возможности для развития атаки с левой ноги.
Если по какой-то причине Салах не мог выйти в прессинг, и для Вертонгена складывалась открытая ситуация, то правый нападающий «Ливерпуля» занимал такую позицию, при которой пас на Роуза либо не проходил, либо у Салаха была бы возможность сразу прессинговать левого защитника, блокируя последующее развитие атаки. Как следствие, за игру Вертонген всего 5 раз развернул атаку налево.
В совокупности с компактным расположением центральных полузащитников и закрыванием Алли и Эриксена между линиями это лишало Вертонгена всяких конструктивных вариантов, кроме как развернуться и отдать направо Альдервейрелду, что и происходило на протяжении первого тайма.
Давайте поможем Яну сделать первый пас
Дальше «Тоттенхэм» уходил в правый фланг Триппьера, где тот создавал связку с Эриксеном. При этом датчанин всего раз за тайм предложил правому защитнику вариант для передачи на ход (который тот проигнорировал, после чего обрезался), в остальном открываясь под партнера глубоко.
После этого атака лондонцев обычно застревала на мелком перепасе где-то в районе центра. Всего лишь раз за тайм «Тоттенхэм» смог остро обойти прессинг «Ливерпуля» в этой зоне: когда Кейн вышел в глубину на прием передачи в недодачу и далеко увел Ван Дейка, создав отличный коридор для рывка Сона – спас Арнольд.
Изменения «Тоттенхэма» после перерыва Правый защитник «Ливерпуля» всего дважды удачно проводил скоростные эпизоды против корейца, когда тот пытался уйти за спину обороне «красных» в первом тайме. В остальном Сон первую половину провел без дела, находясь в широкой позиции левого фланга без мяча, что во многом было заслугой прессинга «Ливерпуля», наложенного на неспособность «Тоттенхэма» продвинуть мяч.
Ситуация для Сона изменилась сразу после перерыва, когда он был переведен направо, Алли налево, а Эриксен стал действовать в свободной позиции, то играя в центре между линиями, то по привычке примыкая направо к Триппьеру.
После этих изменений «Тоттенхэм» стал регулярно использовать передачи за спину обороне «Ливерпуля» как на правом фланге (рывки совершал Сон), так и переводами справа к центру (рывки Алли и Сона), что в результате позволило команде значительно прибавить в острых ситуациях по сравнению с первым таймом (до перерыва – всего 2 удара).
Как минимум пару острых моментов в начале второго тайма имел Алли. Оба возникли после атак «шпор» из правой зоны с передачами на ход за спину обороне «Ливерпуля».
Диагонали «Тоттенхэма» на крайних защитников
Одной из фишек первого тайма у «Тоттенхэма» была позиция Сиссоко периодически правее Альдервейрелда.
На начальном этапе атаки это позволяло Триппьеру занимать очень высокую позицию на фланге
Однако выгоды «шпоры» долгое время из этого не извлекали: за первый тайм в адрес Кирана была выполнена всего одна длинная диагональ (комбинация закончилась плохой передачей Эриксена на дальний угол штрафной).
После перерыва ситуация изменилась, и «Тоттенхэм» гораздо чаще стал прибегать к длинным переводам на фланги как в адрес Триппьера (9 передач в штрафную / 5 точных, 6/2 навесов), так и Роуза (5 передач в штрафную / 3 точных, 4/2 навеса), сочетая длинные передачи Вертонгена, Альдервейрелда и Эриксена, который остаток матча провел в глубокой позиции в центре полузащиты с переходом команды на 4-4-2.
Недостатком чрезмерно высоких позиций крайних защитников «Тоттенхэма» была естественная открытость на флангах в случае потери мяча, что использовал «Ливерпуль» на быстрых переходах. Пару раз этому способствовали перехваты Робертсона при передачах на Триппьера и последующие выходы в быструю атаку через Мане.
В совокупности с ослабшим центром поля (Эриксен совершил всего две попытки отбора за матч, перехват и пару возвратов мяча) это повлияло на возросшую – особенно заметную под конец встречи – контратакующую активность «Ливерпуля» (до перерыва всего 5 быстрых атак, после – 14; трехкратное увеличение числа острых передач по сравнению с первым таймом).
Недостатки обороны «Ливерпуля» на протяжении матча
По итогу забросы за спины и диагонали на фланги – это все, что смогли придумать «шпоры» на протяжении матча и из чего извлекали моменты. Нехватка острых ситуаций у них – во многом заслуга организованной защиты «Ливерпуля», но назвать ее идеальной –идти против истины.
Было как минимум два момента, на которых мог сыграть «Тоттенхэм» и из которых мог извлечь больше выгоды.
Первый – стремление «Ливерпуля» при высоком расположении ликвидировать пространство между линиями за счет выхода из линии одного центрального защитников на игрока «Тоттенхэма» (тот самый «почтивыход» 1v1 Сона возник на этой ситуации).
Это приводило не только к появлению зон за спинами центральных защитников, но и к ломаной линии всей обороны.
В результате хорошие варианты для рывков получали крайние нападающие «Тоттенхэма» (особенно Сон)
Лондонцы могли бы извлечь больше выгоды из этого, чаще ориентируя передачи в недодачу на Кейна, чтобы ломать линию. Однако форвард на протяжении матча вовлекался в игру лишь эпизодически (всего 8 точных передач).
Второй момент – «Тоттенхэму», возможно, стоило смелее двигать мяч непосредственно по центру через опорных полузащитников, или чуть раньше глубже отводить Эриксена.
Мысль основана на том, что при выходе в прессинг крайних нападающих «Ливерпуля» центральный обычно опускался глубже, чтобы контролировать одного из опорных (второго брал Вейналдум или Хендерсон). При этом ни Фирмино, ни Ориги не были достаточно надежны в этом контроле, совокупно трижды упуская оппонентов, что приводило в последующем к развитию атаки «Тоттенхэма» на скорости. Иллюстрация – на видео, которое и завершает этот обзор.