Матч года: «Зенит» провел лучшие 20 минут в сезоне, а Сафонов – просто король
Дорский – из Краснодара.
1. В первом матче с «Краснодаром» Сергей Семак перестроил команду с 4-4-2 при позиционной обороне на 4-2-3-1 и впервые в сезоне отправил Ерохина в опорную зону, а Дриусси – на левый фланг полузащиты.
К игре в Краснодаре от тренера «Зенита» тоже можно было ждать неожиданностей, но, например, возможный переход на 4-3-3 (чтобы плотнее закрыть середину поля) был практически невозможен из-за лимита: без здоровых Кузяева и Ерохина Нобоа почти не имеет шансов выходить вместе с Оздоевым и Барриосом в старте.
Поэтому ничего нового не случилось: 4-4-2 с Ригони (его выход тоже логичен, потому что против «Краснодара» много свободных зон) и Дриусси по краям.
У Мурада Мусаева была одна серьезная проблема – дисквалификация Каборе. С учетом травмы Ольссона и непонятного состояния Ари казалось, что Перейра переместится в глубину к Газинскому, а в атакующей тройке появятся Вандерсон, Классон и Шапи. Мусаев решил по-другому: впервые с первых минут в РПЛ появился Уткин, который качественно усилил игру с «Динамо». «Можно было бы использовать Классона внутри, а на фланге – Скопинцева, Шапи или Стоцкого. Мы решили не тасовать людей по позициям, чтобы Уткин оставался на своем месте», – объяснил Мусаев после поражения.
Комментатору «Матч ТВ» Георгию Черданцеву показалось, что Вандерсон начал матч на левом фланге, а Классон – на правом. На самом деле атакующие полузащитники «Краснодара» располагались на привычных по этому сезону позициях. На 4-й минуте краснодарцы убежали в контратаку, а после перехвата мяча «Зенитом» Вандерсон оказался ближе к левому краю (Классон, разгонявший контратаку, был в центре). В этот момент полузащитники хозяев грамотно заняли ближние к ним позиции, а после первой же остановки игры вернулись на свои места – просто эта остановка случилась только через 3 минуты.
2. Первые 20 минут – лучшие для «Зенита» в этом сезоне. В этот отрезок гости нанесли 15 ударов (столько в среднем «Зенит» бьет вообще за матч), из них 12 – из штрафной. Особенно часто на ударной позиции оказывался Азмун, пробивший 6 раз.
«У нас получилась третья такая игра. С «Крыльями Советов» мы действовали закрепощенно, только после удаления стали играть лучше. То же самое было с «Динамо», не получалась игра, а в последние 10 минут мы создали три момента и могли вырвать победу. Думаю, каждый игрок хочет стать чемпионом, наверное, этот момент чересчур сказывается. Сейчас команде это не идет на пользу», – сказал Мусаев.
3. Тренер «Краснодара» четко не определил причины стартового провала – возможно, просто из-за нежелания объясняться после журналистами (на вопросе про уверенность неповторения пропущенных голов на последних минутах Мусаев вообще вскипел), но скорее из-за того, что одной конкретной причины не было. «Зенит» смял «Краснодар» абсолютно во всем: к ударам приводили даже выносы Лунева от ворот.
4. Под «Краснодар» Семак серьезно изменил структуру выхода из обороны. Барриос реже, чем обычно, опускался на одну линию с Ивановичем и Ракицким – за весь матч колумбиец отдал украинцу всего 1 пас (получил 0), а сербу – 3 (получил 1).
Когда Барриос все-таки опускался к центральным защитникам, Уткин передвигался к Игнатьеву – так «Краснодар» переходил на 4-4-2 без мяча. Давление Игнатьева и Уткина сложно назвать агрессивным прессингом, но оно не позволяло центральным защитникам продвигаться вперед с мячом, а вынуждало отдавать короткие и средние передачи во фланги.
Более высокая позиция Барриоса перемещала Уткина глубже (там он чаще всего играл по Оздоеву) и вообще освобождала Ивановича с Ракицким от давления. Защитники «Зенита» этим пользовались и делали длинные передачи на Дзюбу и Азмуна.
За первые 20 минут «Зенит» сделал 19 лонгболлов (20% от всех передач – это довольно много), из которых по 4 сделали Иванович и Ракицкий.
5. Ключевыми игроками «Зенита» на старте матча стали Смольников, Дриусси и Дзюба.
Большинство позиционных атак шло через правый фланг: Смольников стал самым пасующим игроком у Семака в первом тайме (22 передачи) и главным по кроссам (3 с игры, у Жиркова и Дриусси – по 2). С качеством подач у Игоря по-прежнему не все в порядке, но с точки зрения атаки матчи с «Анжи» и «Краснодаром» – точно лучшие для него за весну. Во-первых, «Краснодару» тяжело было выдерживать физическое давление, которое шло на штрафную после кроссов справа, во-вторых, Смольников начал не только подавать, но и простреливать, в-третьих, навес на Ригони со скидкой аргентинца на дальнюю штангу (Азмун бил в упор) реально был хорош.
Дриусси при начале атак занимал уже привычную позицию в центре поля, освобождая пространство слева для Жиркова. Это было эффективно и для подключений Юрия, и для частых встреч с мячом самого Себы (32 касания в первом тайме – больше всех в «Зените»).
При первой голевой атаке Дриусси классно отскочил под скидку Азмуна и развернул атаку левее на Оздоева.
Дзюба просто был везде: как всегда при Азмуне, уходил в опорную зону соперника и на фланги, но при этом и сделал 4 касания в штрафной за 20 минут. После матча Артем признался, что наконец снова испытал эмоции, которые были на ЧМ-2018, но с «Краснодаром» он все вытянул сам: бешеный настрой Дзюбы был заметен сразу.
6. «Зенит» разбил и начало атак «Краснодара»: качественный и интенсивный прессинг не позволял хозяевам спокойно разыгрывать мяч низом через центр от вратаря и центральных защитников.
В среднем по сезону Сафонов делает 15,2 длинных передач и 11,1 коротких за 90 минут. Против «Зенита» в первые 10 минут вратарь «Краснодара» сделал всего 3 паса защитникам и сразу 7 – выносов к центру поля, где верховую борьбу чаще всего выиграли Иванович и Ракицкий.
7. Итог первых 20 минут: гол Дзюбы, еще один явный голевой момент Артема, 3 удара Азмуна из вратарской и красавчик Сафонов. Вратарь «Краснодара» сделал минимум 2 прекрасных сейва: на 2-й минуте, когда Дзюба бил после провала центра поля хозяев, и на 14-й, когда Азмун замыкал скидку Ригони на дальней штанге. Как Сафонов успел выставить руку, совсем непонятно, но это спасение восхитило даже фанатов «Зенита».
8. После 21-й минуты игра сильно изменилась: «Краснодар» забрал мяч под свой контроль (49,5% в стартовый отрезок, 69,1% – с 21-й минуты до конца тайма) и наконец-то стал доставлять его к штрафной «Зенита».
Большинство атак «Краснодара» шло через фланги из-за позиционной структуры гостей в обороне: Семак не ушел от 4-4-2, но Ригони и Дриусси располагались гораздо уже, чем обычно.
До конца тайма Петров стал третьим игроком «Краснодара» по количеству передач (15), а Рамирес – первым (22). Из-за позиции Ригони при развитии атак хозяев Рамирес чаще всего оказывался 1-в-1 со Смольниковым (Ригони возвращался позже и чаще страховал Смольникова сзади, не пуская Рамиреса в середину) – даже простых пробросов вперед под левую ногу эквадорцу хватало для передачи в центр.
Петров вообще кроссил чаще всех (3 подачи с 21-й минуты до конца первого тайма), но левый фланг был продуктивнее за счет смещений Перейры и Газинского (Уткин тоже приходил туда из центра, но это было менее опасно).
С левого фланга пришел не только гол Игнатьева, но и самая классная комбинация «Краснодара» за матч: Рамирес, Газинский, Перейра и Игнатьев вывели Классона один на один с Луневым через две передачи внешней стороной стопы, но вратарь «Зенита» спас.
9. В этот отрезок «Краснодар» нанес 10 ударов, а «Зенит» – всего 3, но 2 из них – попадание Азмуна в штангу и удар Дзюбы с полулета, который снова потащил Сафонов.
«Зенит» отошел назад, но этого не стал менее острым и эффектным – просто моменты стали возникать реже (но это в целом нормально, с учетом фантастики на первых минутах).
10. Во втором тайме до гола Ракицкого «Зенит» еще эффективнее справлялся с контролем «Краснодара» (62,8% с 46-й до 69-й минуты): всего 4 удара (по 2 – Вандерсона и Уткина), ни один из которых не был очень опасен.
Рамирес снова был активен (больше всех касаний, третье место по числу передач после Перейры и Газинского), но «Зенит» стал обороняться шире, и левый защитник «Краснодара» уже не получал много свободы.
Зато почти каждый подход «Зенита» к штрафной «Краснодара» был острым, при этом два выхода Ригони случились после простого выноса Ракицкого головой и удара Лунева от ворот. В этот отрезок Рамирес был очень плох на своей половине поля: пустил за спину Ригони после проникающего паса от Азмуна (хотя, возможно, и Уткина) на 58-й минуте и легко проиграл борьбу Смольникову на углу штрафной на 60-й минуте (атака закончилась неточным ударом Дриусси с четырех метров).
11. На 61-й минуте Мусаев заменил Уткина на Шапи – Классон перешел в центр, а Вандерсон налево. «Уткину не хватает игр такого уровня, но все, что мы сейчас делаем с молодыми игроками, идет в нашу и их копилку», – сказал Мусаев после игры.
Дебют в старте в РПЛ Уткину не удался. У «Краснодара» реже Даниила с мячом встречались только Вандерсон и Игнатьев, но главное в другом – Уткин очень затягивал с принятием решения.
12. Ракицкий уже забил за «Зенит» со штрафных столько же, сколько за «Шахтер» за 13 лет – по 3 гола. Возможно, в этот раз на Сафонова повлияли два фактора: 1) гол Ригони прямым ударом со штрафного «Анжи» неделю назад, 2) мини-разбег Ригони в момент разбега Ракицкого.
Удар у Ракицкого получился очень качественным – точно лучше, чем с «Локо». «Это непросто наработать, потому что стандарты тренировать скучновато, никто этого не любит. Но это часть футбола – и достаточно большая. Сегодня не получилось забить много с игры, хотя было много моментов, но многие из стандартов нам удавались хорошо», – отметил Семак. Тренер прав: «Зенит» не только забил 2 гола после стандартов, но и нанес еще 5 ударов после них.
13. После 83-й минуты «Зенит» перешел на пять защитников: Анюков вышел вместо Оздоева и расположился правее Ивановича и Ракицкого. Это решение Семака и расположение игроков «Зенита» при позиционных атаках «Краснодара» говорили о том, что гости очень хотят удержать этот счет (а некоторые – например, Дриусси – еще и дико устали).
«Зенит» снова допустил ошибку матча с «Локо»: в определенный отрезок матча полузащитники сели очень низко. В момент передачи Газинского на Перейру 9 игроков «Зенита» находились ближе к своим воротам, чем мяч, а Барриос и Дриусси вообще располагались в штрафной.
Удар Перейры – космос, но «Зенит» сделал все, чтобы Маурисио почти без давления пробил из-за штрафной.
14. При победном голе Дзюба продавил Мартыновича, но другой центральный защитник «Краснодара» – Спайич сыграл намного хуже. Серб как будто вернулся в начало сезона, когда его продавливали почти все нападающие РПЛ, а триггером для прессинга у соперника выступали передачи на Спайича.
Неполный список серьезных ошибок Спайича:
• ошибка при простейшей передачи и перехват Дриусси, приведший к удару Азмуна выше,
• неправильно выбранная позиция при подаче Жиркова слева – из-за этого Азмун дотянулся до мяча, но не смог нанести акцентированный удар
• прыжок вместе с Дзюбой без попытки сыграть в мяч, после чего Ригони получил возможность продвинуться в штрафную и пробить прямо из ее центра.
Кроме этого, на 11-й минуте Спайич проиграл верховую борьбу на угловом (серб всегда отвечал за иранца) – удар Азмуна был очень опасен.
Во второй половине осени Спайич прибавил (а в игре с «Крыльями Советов» даже совершил прорыв Гранквиста, заработав пенальти), но против «Зенита» провалился.
15. Еще раз: Сафонов – просто лучший. Во втором тайме вратарь «Краснодара» тоже совершил пару эффектных сэйвов, а его бросок в ноги Ригони при выходе один на один точно смутил аргентинца.
«Честно говоря, я никогда не видел такой игры от вратаря», – сказал Азмун после игры. Количеству упущенных моментов «Зенита» позавидовал бы Дик Адвокат и ранний Данни, но в Краснодаре дело было не в нападающих петербуржцев – просто Сафонов был королем.
16. «Зенит» оторвался от «Локомотива» на 8 очков – и это очень похоже на чемпионство. После финального свистка Карасева все игроки петербуржцев вывались на поле и очень ярко праздновали победу.
Семак связал это с ходом матча, но это понятно: за 6 туров до финиша тренер лидера вряд ли объявит себя победителем.
Но вчера все указывало на это: и качество игры «Зенита», и эмоции после матча (игроки пели и после ухода в подтрибунку – это было прекрасно слышно в зале для пресс-конференций).
На следующей неделе у «Зенита» домашние матчи с «Динамо и «Крыльями»: титул может стать еще намного ближе.
Использованы данные Opta и InStat.
Фото: fckrasnodar.ru (1,2,4); fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов; РИА Новости/Виталий Тимкив (5,6)
Хочется стереть себе память и пересмотреть «Краснодар» – «Зенит». Это новая классика РПЛ
Семак еще в марте сказал, что Дзюба забьет, когда это будет нужнее всего. Так и получилось!
В двух матчах со Спартаком мы все видели судейство Москаля и в матче с Локо тоже видели судейство... и после них нам главный среди судей втирает про ошибки и понятия. Когда это закончится?!
Отдельно заслуживает внимания эпизод с истерикой Краснодара. Грязненько было, что на поле, что на скамейке. «Мы будем всегда выбивать мяч, когда игрок соперника лежит на поле» — говорили официальные люди краснодарцев. Но на деле оказалось совсем наоборот. Чуть безнаказанно не сломали Оздоева при фоле минимум на ЖК (она была бы второй), а потом при атаке от своей штрафной не выбили мяч, когда Оздоев лежал около собственной штрафной. И истерить начали. А за эту истерику карточку получили только Анюков и Сулейманов, ни за что. Хотя должны были Мартынович и Ари.
Зенит вчера просто катком прошёлся по Краснодару, и счёт на табло – не показатель того, что происходило на поле.
Кто-то уже кричит про чемпионство "Зенита" среди болельщиков "сине-бело-голубых". Я думаю, рано радоваться. Да, отрыв 8 очков до 2 места, но до конца чемпионата еще 6 матчей и другие клубы не будут стелить ковровую дорожку для "Зенита". Лучше быть предельно сконцентрированными.
Но могу сказать одно: этот матч в плане эмоций, голов, моментов - лучший матч в этом сезоне РПЛ. Но для меня вопрос в другом: такая игра "Зенита" - это единоразовая вспышка или тенденция? Надеюсь на второй вариант. И да, Сергей Богданович очень хорошо подготовил команду к данному матчу.