11 мин.

«Супер-Стани». Иван Жидков – о времени Лёва и Черчесова в «Тироле»

В издательстве АСТ вышла книга журналиста и главного редактора «Спорт день за днем» Ивана Жидкова о наставнике сборной России Станиславе Черчесове под названием «Черчесов: Стани, Стас, Саламыч». Помощниками для написания книги стали немецкий журналист Андре Хоффманн и многочисленные эксперты, среди которых главный тренер «Кельна» Маркус Анфанг, спортивный директор дрезденского «Динамо» Ральф Минге и даже бундестренер Йоахим Лев, согласившийся написать к книге предисловие. 

Бундеслига.ру делится отрывком из книги – о времени Йоахима Лёва и Станислава Черчесова в австрийском «Тироле».  

Книгу можно заказать здесь.

Прежде чем тренер чемпионов мира 2014 года Йоахим Лев возглавил «Тироль», получив впридачу ко всем возрастного, сражающегося с травмами вратаря Черчесова, в клубе сменилось пять тренеров. Дитмар Константити, Хайнц Пайшль, чех Франтишек Ципро (он, кстати, и привел Патрика Йежека), Курт Яра, при котором Черчесов стал чемпионом Австрии в первые два раза. Короткое время Хайнц Биндер и только потом молодой Йоги Лев, который к тому времени уже успел выиграть со «Штутгартом» кубок Германии и выйти в финал Кубка Кубков (пройдя в полуфинале «Локомотив» Юрия Семина).

Австрийский футбол сейчас считают совсем уж пасторальным, не относясь к нему серьезно. Хотя и в новейшей истории у клубов из «малой» бундеслиги получались эффектные результаты в матчах с соперниками из России: не суждено увянуть победе «Аустрии» 4:1 над «Зенитом» Лучано Спаллетти, из совсем свежих примеров – уверенный выигрыш «Рапида» дома у «Спартака» - 2:0. Совсем незадолго до прихода Черчесова в сборную России Австрия дважды обыграла нашу команду в отборочном цикле Евро-2016, а поражение в Москве как раз повлекло за собой отставку Фабио Капелло. Австрийский футбол 90-х и начала «нулевых» также не заслуживал пренебрежения: все тот же «Рапид» не пустил московское «Динамо» в финал Кубка Кубков (1:0; 3:0), а тот самый геройский матч Руслана Нигматуллина в переигровке с «Тиролем» (Черчесов тогда как раз лечил травмы) стал возможен как раз из-за троекратного преимущества над «Локомотивом» по голевым моментам. В Австрию приехал доигрывать чемпион мира 1978-го года аргентинец Марио Кемпес, другой чемпион – Ханси Мюллер – играл в Инсбруке, а в сборной Австрии все еще был способен забивать легендарный Тони Польстер. В конце концов, все зависит не от уровня лиги или ее популярности, а от выбора пути отдельного человека. Семья Черчесова также смогла оценить выбор своей главы: дочь Мадина выучилась на архитектора в Инсбруке, городе под горным склоном, в который идеально встроен трамплин Захи Хадид; и она, и сын Станислав владеют несколькими языками и готовы к самостоятельному плаванию по всему миру. Не потому, что папа так сказал. Кое-что новое открыл для себя и сам Станислав Саламович. «Горнолыжный спорт мне поначалу не нравился – признавался он – Во-первых, было запрещено по контракту, во-вторых – не нравилось, потому что не пробовал». Нашел Черчесов в Австрии и еще один – правда, «плоский», без гор, – близкий себе город. С Веной для него до сих пор мало что может сравниться, хотя Тироль и противоположный конец страны, где расположена столица, заметно отличаются друг от друга.  

В лиге, где по тем временам платили ненамного меньше, чем в Испании (при этом средние клубы бундеслиги немецкой платили даже меньше австрийских «топов») куда забрали многих бывших «полевых» партнеров Черчесова по «Спартаку», болельщики называли Черчесова «Супер-Стани» и рисовали плакаты, где тот был изображен в костюме Супермена. Сменщик «Супер-Стани» Ханс Вебер вынужден был отдавать должное характеру первого номера «Тироля». Как-то Стани получил травму руки по ходу матча, но, поднявшись с земли и увидев разминающегося у бровки Вебера, яростно замахал руками и закрутил головой: «Никакой замены!». «Он приземлялся на больную руку, ловя мячи, но никто на трибунах этого не замечал, хотя Стас кривился от боли», – вспоминал Вебер в одной из телепрограмм. Незаметные подвиги для вратарей – обычное дело. Все помнят, что «Спартак» с Черчесовым прошел «Наполи», но только пересмотрев запись послематчевой серии пенальти разглядят, что Станислав, разгадав замысел бьющего Марко Барони, вынудил того промахнуться…

Похожие ситуации встречались часто. «Почему вы не замените Стани, если видите, что ему плохо?», – спрашивали журналисты у главного тренера Курта Яры. «Черчесов опытный, ему виднее, играть дальше, или нет…»

Была, правда, и другая история – при другом тренере, Диди Константини. В одном из матчей он все же решился на замену Черчесова, но, когда тот уже уходил с поля, выяснилось, что «Тироль» исчерпал лимит замен. Тренер обиделся и долго не разговаривал с вратарем, чем вызвал его удивление. В Австрии Стани придерживался своей линии – не конфликтовать и не спорить с тренерами, что бы там ни кипело внутри.

Первый титул в 2000-м году взорвал Инсбрук, который туристы испокон горнолыжных веков считают островком светской жизни между канатными дорогами. До этого «Тироль» выигрывал чемпионат лишь в 1990-м – с «золотого балкона» в конце улицы Марии Терезии лилось рекой шампанское. Сбылось то, ради чего Черчесов завоевывал себе место в новом мире в Дрездене, но не мог рассчитывать на это с самим «Динамо». Титул получился нервным, выстраданным, в отличие от следующего, в 2001-м, который город воспринял уже почти как должное. С «Тиролем» до последнего вел борьбу «Штурм» из Граца. Соперники давили, словно специально надавали перед последним туром одинаковых интервью – «Тироль» обязательно оступится в решающим матче с «Аустрией». «Психическая атака» работала: те, кто казался Станиславу уравновешенными, вдруг начинали орать на тренировках на партнеров. Но Черчесов, как всегда до и после, ушел в свой, одному ему понятный «дзен». Когда незадолго до матча один из руководителей «Тироля» решил посоветоваться с ним, стоит ли заказывать заранее праздничную программу, вратарь не сомневался: «Конечно, заказывайте! Мы победим».

«Тироль» действительно выиграл – 2:1. Чемпионство не было пределом мечтаний для этой команды: осенью 2000-го австрийцы прошли «Фиорентину» с Франческо Тольдо в противоположных от Черчесова воротах. За пару месяцев до этого итальянский голкипер в полуфинале Евро с голландцами сделал все, чтобы тотальное преимущество хозяев турнира пошло прахом, матч перешел в серию пенальти, где «оранжевые» оказались просто измождены. В следующем раунде «Тироль» выиграл дома у «Штутгарта» 1:0, но на выезде все же пропустил на мяч больше, чем следовало. «Швабами» тогда руководил Ральф Рангник.

***

Больная рука, на которую нужно приземляться – это еще половина проблемы. Возраст вратаря приближался к сорока – при каком угодно режиме полностью застраховать себя от «старения металла» невозможно. Даже если ты двукратный чемпион Австрии и участник чемпионата мира в Японии – хоть и едешь туда третьим вратарем.

В одной из игр Черчесов, как обычно, играл через боль. На сей раз в колене. Партнеры, по обыкновению, не обращали внимание на гримасы боли и тихую ругань в усы. Стани снова отказался от замены, доиграл матч, «Тироль» взял свои три очка. Даже после того, как колено вскрыли, а врач, сделав серьезное лицо, впервые прямым текстом сказал о близком завершении карьеры, вратарь считал, что поступил правильно. Упрямство и в этой ситуации оказалось для него хорошим помощником: как специально в Инсбруке оказался специалист, только что прошедший в Америке специализацию по пересадке хрящей…

В первый раз после перерыва Черчесов вошел в тренажерный зал на костылях. Его не волновал собственный комичный вид – на все случаи жизни были припасены те самые «сухие» шутки. Новая цель – во что бы то ни стало подготовиться к возобновлению бундеслиги в конце февраля, как раз к игре с тем самым «злым» «Штурмом» из Граца. Семья приняла вызов вместе со Станиславом, не поехав в Осетию, чтобы традиционно повидаться с бабушкой и дедушкой. Но однажды, открыв газету, Черчесов прочел «инсайд» одного из местных репортеров: «Тироль» подыскивает ему замену. Странная история, подумал вратарь, зачем же они тогда умоляют меня как можно скорее вернуться в строй?

Журналист не преувеличивал: клуб боялся остаться без основной позиции и действительно искал вариант на замену. Черчесов отреагировал так же, как и в те минуты, когда слышал, что в стартовом составе сборной сыграет Харин: вместо того, чтобы крушить цветочные горшки, сжал зубы и даже с каким-то облегчением продолжил работу. И потом, если руководство клуба не всегда было прозрачно в своих намерениях, болельщики «Тироля» вели себя неизменно: придя на одно из благотворительных мероприятий, Стани увидел статую из цветов, узнать в которой кого-либо, кроме него самого, было сложно.

Кое-где это актуально – чем меньше денег, тем проще выстроить бизнес. Когда в австрийской лиге с финансами был полный порядок, понятно, что и дух расточительства клокотал более раскатисто. Непопадание «Тироля» в Лигу чемпионов за год до этого усугубило проблемы, вызванные неумелым управлением. Бизнесмен Отмар Брукмюллер попытался вывести клуб из кризиса, но сваи оказались расшатаны – «Тироль» обанкротился, а Брукмюллер потерял много денег. Насмешкой стало то, как звучало имя последнего, до потери лицензии, главного тренера. После отъезда осенью 2001-го в «Гамбург» Курта Яры, Инсбрук принял Йоахим Лев.

Когда будущий чемпион мира знакомился с командой, он не мог не спросить о 38-летнем вратаре – кому, как не самому Черчесову, знать, как важно иметь четкое представление о тех опытных игроках, что будут смотреть тебе в спину со скамейки. Полузащитник «Амкара» Георгий Пеев вспоминал: первое, что хотел сделать Черчесов, возглавив пермский клуб, это избавиться от него и Захари Сиракова. Со стопроцентной точностью не скажешь: то ли Черчесов своим жестким решением отправить этих двоих в дубль ждал искренней реакции, которая поможет понять истинные намерения старожилов и проверит на готовность сражаться за свои места по новой, или же ему на самом деле что-то не понравилось в их «языке тела». Но в конце концов оба остались в команде, а Пеев не только не обиделся, но и допустил сравнение Черчесова с самим Валерием Лобановским, который когда-то пригласил Георгия в киевское «Динамо».

На первый взгляд, ничего другого в момент появления в Инсбруке Йоахима Лева Черчесову светить не могло: он продолжал мучиться с коленом, а ворота защищал немец Марк Циглер, который в дальнейшем успел побыть резервным вратарем в дортмундской «Боруссии» и «Штутгарте». Стани практически поменялся ролями со старым конкурентом по дрезденскому «Динамо» Рене Мюллером. И мог в любой день отправиться восвояси. Чтобы сыграть последние пять матчей и завершить карьеру…

— Вы сказали в одном из интервью про тренера сборной Германии Йоахима Лева: «Йоги приедет, я его знаю», имея в виду то, что он лично не пропустит Кубок конфедераций, какой бы состав сборная Германии ни привезла в Россию. Тогда в иностранной прессе всерьез обсуждалась возможность бойкота бундестим этого турнира. Что именно вы знаете о Леве?

— Что он — отличный человек, тренер, кризисный менеджер. Когда он приехал, у клуба не было денег, но и без них мы стали чемпионами. С Левом мы оказывались во всех возможных ситуациях. Представьте себе, он приходит, видит старого вратаря, у которого травма, в которого не до конца верят. И слышит совет теперь уже одного нашего общего друга: «Верни этого парня в ворота, в первой же игре он выстроит тебе оборону». Может, благодаря умению слушать и принимать правильные решения Лев стал чемпионом мира, кто знает. Потом я сам оказался в похожей ситуации в Сочи, когда у клуба не было денег. Был там, где зарплаты задерживали по четыре месяца. И вспоминал поведение своего тренера в похожей ситуации, его поступки и действия. Представлял себе, что может быть в голове у футболистов. Это и есть некая материализация опыта.

Самое умное, что в той мрачноватой ситуации мог сделать Лев (а он не каждый день сталкивался с клубами, где не платят зарплату) это, действительно, выслушать и сделать вывод. Уже тогда Йоги отмечали за умение мыслить стратегически, не размениваясь на секундные рефлексы и простенькие амбиции. Поэтому вдвойне забавно наблюдать сейчас за истерикой в Германии, где отвыкли от неудачных периодов в исполнении своей сборной. Лева называют устаревшим, неспособным услышать и понять молодое поколение. Но, может, это игрокам имеет смысл услышать тренера и дорасти до того, чтобы уметь его слушать?

Когда тебя окружают умные люди, привыкшие отвечать за свои действия, кризисные ситуации оказываются даже на руку – почти половину состава «Тироля» представляли люди, работающие сейчас либо тренерами, либо спортивными директорами. Лев не стал «спорить» с командой – ему достаточно было дать понять, что ей с ним по пути. Команда стала чемпионом за несколько туров до финиша и так эмоционально выплеснулась, отмечая победу у Золотого балкона, что могла позволить себе проиграть три из последних четырех матчей. Довольно скоро все закончилось: «Тироль» объявили банкротом, игроки, не скрывая сожаления, покинули Инсбрук.

– Мы постоянно общаемся и по сей день, – говорит тренер «Кельна» Маркус Анфанг – У нас есть чат-группа из старых игроков «Инсбрука», так что постоянно в курсе дел друг друга. В том числе следили все вместе за успехами Стани на чемпионате мира. А еще мы, например, встретились перед Кубком конфедераций, когда сборная России приезжала в Тироль на сбор. Поговорили, выпили кофе. В основном, конечно, о футболе. И да: если есть банановый торт, обязательно его закажем!

Автор: Иван Жидков

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол! 

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер