4 мин.

Локомотив – Зенит: экономический подтекст

В воскресенье 7 апреля нас ожидает интереснейшее футбольное противостояние - Локомотив против Зенита. Или, если угодно, РЖД против Газпрома. Главное дерби естественных монополий России, если не брать в расчёт игры с участием ЦСКА, основным спонсором которых является еще одна естественная монополия - Россети. Разбираемся, кому нужнее победа по деньгам.

Что такое естественные монополии?

Если говорить простым языком, то это такие сферы экономики, где государство считает наличие конкуренции нецелесообразным по технологическим и экономическим причинам, а производимый товар/услуга всегда пользуются спросом. Компания, работающая в статусе естественной монополии, строго регулируется государством, которое определяет, по какой цене она может продавать свои товары и услуги.

Электрические сети, как и железная дорога, и трубопроводы, - классическая естественная монополия

Электрические сети, как и железная дорога, и трубопроводы, - классическая естественная монополия

В первую очередь такими сферами во всем мире выступает различная инфраструктура – транспортная, коммунальная, энергетическая. Создать конкурента – построить новую железную дорогу или трубопровод – в принципе можно, но очень дорого. В результате или придется 50 лет ждать окупаемости, или задирать цены, что сразу делает новое предприятие неконкурентоспособным на фоне существующего. Официальное же определение можно прочитать в соответствующем законе.

Причем тут футбол?

Спонсорами/владельцами сильнейших российских футбольных клубов – Локомотива, Зенита и ЦСКА – выступают компании, работающие в статусе естественных монополий. Это соответственно РЖД, Газпром и Россети. Средства на поддержку клубов они получают из устанавливаемых государством тарифов.

Локомотив – Зенит: что на кону с точки зрения спорта?

Во-первых, сохранение интриги. Ведь если выиграет Зенит, то с 6-ти очковым отрывом от 2-го места за 8 туров до конца чемпионата практически гарантирует себе победу в этом сезоне. Если выиграет Локомотив, то российский чемпионат останется одним из немногих в Европе, где после этого уикенда борьба за золотые медали будет продолжена. Более того РПЛ останется единственной европейской лигой, где реальных претендентов будет целых 4! Во всех других достойных внимания турнирах, где интрига ещё жива (Англия, Голландия, Португалия, Польша), претендентов на титул осталось максимум двое.

А что по экономике?

Несмотря на 22-й тур, ключевые перспективы формирования бюджета на следующий сезон закладываются уже сейчас. На кону большие деньги: во многом от результата именно игры Локомотива против Зенита зависит, кто в следующем сезоне будет играть в Лиге Чемпионов, а кто - отправится в утешительную Лигу Европы.

Разница в потенциальных доходах от выступления в еврокубках практически кратная. Так, ЦСКА, по предварительным данным, за участие в Лиге Чемпионов 2018/2019 заработал более 33 млн евро, Локо – без малого 20 млн евро. Игравшие в Лиге Европы Спартак, Краснодар и Зенит получат от УЕФА от 5 до 7, 5 млн евро. То есть цена вопроса около 20 млн евро.

Понятно, что из всей четверки претендентов наибольшее значение европейские призовые имеют для ЦСКА, ведь спонсорский контракт с Россетями не такой «жирный», как у конкурентов. Тут примечательно даже не то, какой абсолютный объём средств получает каждый из клубов от живущих на тариф компаний, а тот факт, как вообще устроена спонсорская поддержка футбольных клубов со сторон естественных монополии.

Проиллюстрировать это проще всего на том же ЦСКА. Чтобы избежать значительного числа вопросов со стороны регулирующих органов (российских тарифных и экономических, европейских футбольных, следящих за финансовым fair play) ЦСКА получает спонсорские отчисления не только от головной компании Россетей, финансовая нагрузка была ровным слоем размазана по всем дочерним структурам - межрегиональным сетевым компаниям (МРСК), с каждой из которых имеется отдельный спонсорский контракт. Вариации этого подхода применяются и в других клубах, только там к числу рекламодателей привлекаются не только «дочки» (дочерние компании), но и некоторые компании-поставщики. Например, на домашних матчах "Локомотива" можно увидеть рекламу таких "потребительских" брендов как "Федеральная грузовая компания", вагоноремонтных компаний и даже узкопрофильного исследовательского центра - Института экономики и развития транспорта.

И всё-таки, 20 млн евро (1,3 млрд руб.) – много это или мало? Посмотрим на примере самих естественных монополий. Для РЖД – это около 0,06% от выручки и чуть менее 1% от чистой прибыли за 2018 год. Для Газпрома – это 0,025% от выручки и 0,14% от чистой прибыли. Сразу понятно, кому еврокубки нужнее ;)

Резюме

С  учётом экономической справедливости и ради сохранения интриги в этой игре должен победить Локомотив.